ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378
И. Г. ГОНОШИ ЛИНА
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Анализируются адаптивные формы проведения практических занятий в высшей школе. Автор, основываясь па опыте преподавания политологии, социологии, связей с общественностью, предлагает эффективную методику проведения семинарских занятий по вышеуказанным дисциплинам в техническом вузе.
Ключевые слова: высшая школа, практические занятия.
Проблема комплексного подхода к процессу обучения в высшей школе является одной из актуальных в современном образовании. О необходимости использования синтеза методов и методологий различных учебных дисциплин учёные и работники образования говорят давно. Ведь такой подход позволяет не только сделать процесс обучения всесторонним, но и преодолеть излишнее теоретизирование образовательного процесса. Опыт синтеза методов и методологий различных учебных дисциплин приобретён автором в ходе преподавания в Ульяновском государственном техническом университете политологии, социологии, связей с общественностью. По глубокому убеждению автора, практические занятия по любой учебной дисциплине должны быть максимально адаптированы к будущей профессиональной деятельности студентов.
Это позволяет не только эффективно освоить какой-либо теоретический учебный курс, но и приобрести практические навыки, используя возможности своей будущей профессии. Например, если речь идёт о преподавании политологии, социологии, психологии на факультете «Информационные системы и технологии», то использование студентами навыков программирования для создания обучающих программ по указанным дисциплинам помогает преподавателю сделать учебный процесс и познавательным, и интересным, и увлекательным для студентов.
Студентам было предложено выполнение домашних практических заданий с использованием ин форм ацио н ны х техн о л огий.
К разновидностям компьютерных моделей домашних заданий относятся:
5 И. Г. Гоношилина, 2006
1) разработка студентами компьютерных программ по политологии;
2) размещение сайтов по политологии в системе Интернет.
Компьютерные программы позволяют произвести быструю и эффективную проверку теоретических знаний студентов при помощи тестов и кроссвордов. Причём тестовые вопросы разрабатываются студентами самостоятельно. Практикуется составление тестовых вопросов либо по определённой теме, либо по комплексу тем. И в том, и в другом случае от студентов, создающих компьютерную модель домашнего задания, требуется предварительное изучение теоретических источников по политологии.
Размещение сайтов по политологии в системе Интернет обеспечивает свободный доступ студентов к самым разнообразным теоретическим, библиографическим, методологическим источникам по политологии. На сайтах даются сведения о персоналиях, работы которых изучаются в рамках курса, размещаются фрагменты первоисточников, даются библиографические сведения и необходимый справочный материал.
Несомненно, адаптивные формы практических занятий можно создать и для студентов специальности «Связи с общественностью». Поскольку основой будущей профессиональной деятельности студентов данной специальности является умение установить связи с необходимой аудиторией, грамотно и эффективно наладить коммуникативный процесс с общественностью, следовательно, для приобретения подобных навыков в рамках учебной дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» студентам можно предложить практические задания, которые, по сути дела, являются тренин-
гами подобных профессиональных качеств. Так, на одном из практических занятий, посвященному проблеме создания информационного пространства, студентам наряду с изучением необходимого теоретического материала по данной теме было дано практическое задание: собрать сведения об организациях города Ульяновска, готовых примять на практику студентов специальности «Связи с общественностью», о характере выполняемой в ходе практики работы, о необходимых качествах, которыми должны обладать студенты для выполнения этой работы. Студентам потребовалось установить связи с организациями. Причём каждый студент решил эту задачу по-своему: кто-то воспользовался адресной книгой города и вёл переговоры по телефону, кто-то воспользовался личными связями и контактами, а некоторые предприняли так называемое «хождение в народ» с целью установления личностного контакта с организациями. В результате проделанной работы студентам удалось не только собрать эмпирические данные об организациях, но и создать классификацию организаций по профилю и направлению деятельности, готовых и не готовых принять студентов на практику. Оказалось, что очень многие организации мелкого и среднего бизнеса вообще не имеют представления о профессии «Связи с общественностью» и о её возможностях. Студентам пришлось вести «разъяснительную и просветительскую» работу с руководителями данных организаций, рассказывая и доказывая им необходимость в таком специалисте в современном учреждении. В результате, студенты приобрели важнейшие практические навыки. Напри-
мер, каждый из них научился составлять медиа-карту города, области, которая может выглядеть следующим образом:
1. Ульяновская правда
2. Тираж 2220
3. Выходит 1 раз в неделю
4. Учредители: Правительство Ульяновской области, Законодательное собрание, областное государственное учреждение «Объединенная редакция»
5. Главный редактор Геннадий Ельцов
6. Выражает интересы областного правительства
7. Направленность: политико-правовая, информационная
8. Ульяновск, ул. Пушкинская, 11
9. Тел.41-44-88,
e-mail: [email protected], web-сайт: www. ulpravda. ru
1. Вестник УлГУ
2. Тираж 4000
3. Выходит 1 раз в неделю
4. Учредитель: УлГУ
5. Главный редактор Ирина Никонорова
6. Выражает интересы студентов УлГУ
7. Направленность: общеинформационная
8. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42
9. Тел. 41-20-87, 41-63-28
e-mail: [email protected], факс 41-27-43 Каждый студент составил перечень организаций, готовых принять будущих специалистов по связям с общественностью на производственную практику. Это отражено в таблице.
Наименование организации Характер работы в ходе практики Желательные качества для практиканта Количество мест на практику Контактные телефоны ФИО руководителя отдела, к которому можно обратиться
ООО «Гарант-эксперт» Налаживание контакта с бухгалтерами Пунктуальность 1 35-15-57 В. В. Воропаева
«IVVS- бухгалтерия» • t Маркетинг, исследования Внимательность, усидчивость Не более 1 С. П. Астуков
Несомненно, подобное практическое задание потребовало от студентов и умения найти нужную организацию, и умения вести переговоры, и навыка в установлении контакта, и творческого подхода к решению проблемы, и умения достичь нужного результата. А также понять и прочувствовать на практике, какие теоретические и практические пробелы им предстоит ещё восполнить.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гоношилина, И. Г. Эффективные формы проведения практических занятий по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» / И. Г. Гоношилина // Современные технологии
учебного процесса в вузе. - Ульяновск : УлГТУ, 2006. - С.53-55.
2. Связи с общественностью в современном гражданском обществе : методологические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Связи с общественностью в современном гражданском обществе» / сост. И. Г. Гоношилина. -Ульяновск, 2004. - 16 с.
Гоношилина Ирина Глебовна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ. Имеет публикации по проблеме экологического сознания и методике преподавания учебных дисциплин в высшей школе.
.УДК 001.2:08+37
В. Н. ШАПОВАЛОВ, Н. Р. ИМАЕВА
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассматриваются новейшие тенденции развития корпоративных САШ, даётся анализ причин, порождающих эти тенденции.
Ключевые слова: корпоративные СМИ, информационные обмены, ассоциация корпоративных медиа.
На эффективность деятельности организации всё большее влияние начинает оказывать степень развития системы массовых корпоративных коммуникаций, одним из ключевых элементом которой выступает корпоративная пресса.
В настоящее время корпоративные медиа переживают этап своего бурного развития: растут тиражи изданий, появляются всё новые виды и формы, расширяются функции.
По данным зарубежных исследователей в конце 20-го века в США насчитывалось примерно 20 000 корпоративных изданий, в Японии около 95% крупных фирм имеют от одной (ежемесячной) до нескольких ежедневных газет. Во Франции 80% предприятий обладают своими внутренними изданиями.
По оценкам специалистов в Европе, годовой оборот корпоративных СМИ составляет около 4.5 млрд евро. Совокупный разовый тираж корпоративных изданий, включающий в себя в нут-
©В. Н. Шаповалов, Н. Р. Имаева, 2006
рикорпоративные, клиентские и отраслевые газеты и журналы, превышает в несколько раз общие тиражи традиционной прессы. В 2004 году, по данным немецкой ассоциации корпоративных медиа (FCP), лидером европейского рынка по объёму тиража стал клиентский журнал немецкой автомобильной ассоциации ADAC - «ADAC Motorwelt» - 16,5 млн экземпляров.
Российский рынок корпоративной прессы также начинает интенсивно развиваться. По данным Ассоциации менеджеров, на сегодняшний день насчитывается приблизительно 5 тыс. корпоративных изданий разной направленности (около 2 тыс. - в Москве и Санкт-Петербурге). Совокупный тираж корпоративной прессы превышает десятки миллионов экземпляров, а ежегодные затраты на производство и распространение превысили 1 млрд долларов.
О развитии рынка корпоративных изданий с в и детел ь ствует п о я в л е н и е про фес сиси а i ь и ы х конкурсов (ежегодный Всероссийский конкурс корпоративной прессы, конкурсы «Лидер корпо-