Educational Technology & Society 8(2) 2005 ISSN 1436-4522
Эффективности внедрения новых информационных технологий в
образование
Модератор: И.Н. Голицына Итоги дискуссии подводила:
И. Н. Голицына, доцент,
Татарско-Американский институт, Казань [email protected]
Время проведения дискуссии:
6 апреля 2005 - 6 мая 2005
Участники дискуссии:
В.П. Гальетов, В.И.Журавлёв, В. А. Кошевой, О. А. Лавров, Н.Н. Локтев,
Т.В. Минькович, М. Н. Морозов, А. Г. Оганесян, А.Э Попов, Л.Н. Раинкина, И.Н. Розина, А.В. Соловов, Н.Н. Филатова, А.Х. Шелепаева, Е.В. Ширшов
Являясь объектом образования, новые информационные технологии являются одновременно и действенным средством обучения, которое во многом стихийно внедряется в систему образования России, и эффективность использования которого в настоящее время зависит от материального и кадрового потенциала регионов и даже отдельных учебных заведений. Несмотря на эту стихийность, процесс внедрения информационных технологий в образование является процессом
объективным, и, следовательно, должен иметь свои закономерности, которые в настоящее время активно устанавливаются исследователями и педагогами во всем мире.
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- какие факторы являются главными в повышении эффективности
компьютерного обучения (организационные, технические,
педагогические, психологические);
- возможно ли в настоящее время передать управление учебной деятельностью компьютерам, хотя бы в некоторых эпизодах учебного процесса;
- могут ли информационные технологии в принципе заменить преподавателя в классе и в аудитории, или в процессе обучения важна не только передача информации, но и личное общение;
- возможна и правомерна ли замена традиционных форм контроля компьютерным тестированием;
- в какой мере возможна замена реальной учебной деятельности (например, в учебных лабораториях) на работу с учебными компьютерными моделями (например, компьютерными лабораторными работами).
Следует сразу отметить, что дискуссия прошла оживленно и породила больше вопросов, чем ответов, поскольку каждый педагог, а тем более исследователь имеет свое мнение по поставленным вопросам.
1. Факторы повышения эффективности компьютерного обучения (организационные, технические, педагогические, психологические)
Участники дискуссии сошлись во мнении, что нельзя выделить факторы, которые являются главными в повышении эффективности компьютерного обучения (организационные, технические, педагогические, психологические), отсутствие одних факторов приводит к невозможности компьютерного обучения, а другие влияют на его эффективность. Информационные технологии могут быть
эффективными только тогда, когда используются на основе системного подхода: при обязательном наличии технических средств должно использоваться программное обеспечение, созданное на основе учебного содержания, ориентированного на цели обучения с учетом достижений педагогики и психологии.
Было подчеркнуто, что говоря об эффективности ЭТ (электронные технологии -современный термин для обозначения информационных технологий (ИТ) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)), необходимо иметь в виду, по крайней мере, три аспекта применения ЭТ в образовании: ЭТ как предмет изучения, ЭТ как средство обучения, ЭТ как инструмент автоматизации учебной и последующей профессиональной деятельности. Для подготовки профессионала наиболее важен третий аспект применения ЭТ в образовании. Вопрос правильного и эффективного в дидактическом плане использования системы автоматизации профессиональной деятельности в учебном процессе очень важны для профессиональной подготовки. Дискуссия больше развивалась вокруг второго направления.
В дискуссии было подчеркнуто, что тексто-картиночный ИТМЬ подход к созданию образовательных ресурсов прост, но не верен, пассивное освоение учебного материала учеником с помощью даже очень красивого мультимедийного учебника не может быть эффективным. Эффективны более сложные виды электронных ресурсов, хотя существует множество программ и организаций, которые учат учителей простым технологиям и убеждают в их полезности.
При создании обучающих систем необходимо особое внимание уделять учебному содержанию, которое должно быть современным, актуальным, академическим.
Одним из ключевых факторов в образовании является мотивация учения. В электронном образовании проблема мотивации выходит на первое место. Содержание учебной дисциплины само по себе не может обеспечить "электронное" обучение. Отсутствие живого учителя и других факторов, обеспечивающих мотивацию, оставляет ученика один на один с учебным содержанием - и "передача" знаний, как правило, не происходит. Необходимо создание побуждающей к обучению учебной среды, для эффективного использования компьютера образовательная программа должна вовлекать учащегося в процесс обучения, для чего могут использоваться разные способы. Большую роль может играть и внешняя мотивация, кроме того, на мотивацию в обучении оказывают влияние психологические характеристики - ведущая репрезентативная система и психологический тип личности.
Поэтому обучающие информационные системы должны быть ориентированы на конкретных пользователей. В основу образовательных информационных технологий обязательно должна быть заложена модель обучаемого, которому предстоит работать с обучающими системами, должны тщательно исследоваться для практического применения возможные деятельностные методы применения компьютера в обучении, в частности, методы организации диалога и области применения машинных форм диалога.
Разработка и внедрение средств ЭТ дидактического назначения должны сопровождаться системной экспертизой.
Одно из предложений по созданию и внедрению эффективного программного обеспечения включает в себя, в частности, реализацию следующих этапов:
- Отбор содержания по многим учебным дисциплинам (особенно фундаментальным).
- Создание групп специалистов и разработка по этим дисциплинам
информационных обучающих систем (ИОС) - комплексных
компьютерных программ, которые действует вместо преподавателя.
- Тиражирование этих систем в виде компьютерных дисков.
Было подчеркнуто, что новое поколение учащихся, которое живет в условиях современного информационного окружения, ждет нового поколения электронных учебных ресурсов.
Естественно, что важной характеристикой целесообразности разработки и внедрения средств ЭТ в обучении является соотношение эффект/затраты. Однако открытым остался вопрос о количественных параметрах оценки эффективности компьютерных технологий в частности:
- Изменяются ли временные затраты студента на усвоение знаний с помощью ЭТ?
- Изменяются ли временные затраты преподавателя при использовании (о разработке речи не идет) ЭТ?
- Изменяется ли трудоемкость и интенсивность труда преподавателя при использовании (о разработке речи не идет) ЭТ?
Участники обратили внимание на зарубежные исследования в области эффективности ЭТ в образовании. В частности, немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки благотворно влияет на успехи в школе. Эти выводы ученые сделали после обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах. Дома компьютеры зачастую отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, щедро оборудованных компьютерами, ученики показывают худшие результаты, поскольку компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения.
2. Возможно ли в настоящее время передать управление учебной деятельностью компьютерам
Обсуждая возможность передачи управления учебной деятельностью компьютерам в настоящее время хотя бы в некоторых эпизодах учебного процесса, участники высказали следующие мнения.
В российских ВУЗах такая передача невозможна из-за недостаточного технического оснащения и традиционной организации учебного процесса (группа студентов 18-30 человек, а дисплейные классы все на 10-15 ПК). При этом организация занятий становиться не эффективной: либо повышается нагрузка на преподавателя, либо студенты теряют время в очереди.
Средства управления учебным процессом (АСУ ВУЗ, Net школа, КиМшкола и др. и их подсистемы) должны и могут иметь удобный интерфейс для блока дидактики. При этом, как считают участники, ни о каком автоматическом управлении речи не может быть, средства управления учебным процессом - лишь средства автоматизации. В блоке дидактики из-за уровня интеллектуальных требований и многообразия неформализуемых функций ведущей и даже системообразующей единицей может быть только человек - преподаватель. Задача разработчиков средств ЭТ - создание инструментов, обслуживающих преподавателя путем определения функций, выполнение которых преподавателем может быть облегчено и повышена эффективность его труда.
Из дидактических функций с помощью современного компьютера могут быть автоматизированы следующие:
- обучающий диалог при обучении умениям;
- автоматизированные лабораторные работы, желательно вместе с электронным методическим обеспечением;.
- демонстрации, объяснения с помощью мультимедийных
демонстрационных материалов, разработанных именно для
автоматизации этой функции;
- контроль умений на языке функционального диалога;
- элементы тестового контроля знаний;
- некоторые функции управления уроком - учет посещаемости, учет полученных оценок, обмен сообщениями и т.п. относятся скорее к "обязанностям" подсистем АСУ ВУЗ (школа).
3. Могут ли компьютеры заменить преподавателя в классе и в аудитории
По вопросу, могут ли информационные технологии в принципе заменить преподавателя в классе и в аудитории, или в процессе обучения важна не только
передача информации, но и личное общение, участники высказали порой противоречащие друг другу мнения:
Уже сейчас компьютерные сети позволяют доставить студентам любую информацию и в любом виде, не привлекая к этому процессу преподавателей. Информационная технология облегчает студенту процесс "узнавания правил" на пути к свободе толковать, оценивать и открывать, но сформировать некую систему знаний, необходимых для выполнения будущих профессиональных действий в данной области, способен только преподаватель.
Личное общение в ВУЗе важно в следующих случаях:
- студент не понимает материала, требуется дополнительное объяснение. Причина - неудачный контент;
- студент не может выполнить задание, т.к. не достаточно трудолюбив, не хочет приложить усилие. Необходимо показать, что задание ему по силам. Все эти категории можно предусмотреть в ЭТ.
Личное общение необходимо также при решении больших задач (работа над дипломным проектом, бакалаврской работой, магистерской диссертацией), обсуждении результатов модельных экспериментов и т.п.
Интернет технологии и другие ЭТ незаменимы для вундеркиндов, студентов старших курсов ВУЗа, аспирантов, а тем более при самообразовании. При этом повышать собственную квалификацию без всякого общения с преподавателем можно, но не по всем дисциплинам. Так, например, гуманитарные науки при техническом профессиональном образовании можно изучить если не без контакта с преподавателем, то, по крайней мере, с минимальным. А вот математику, физику и другие точные науки без личного контакта изучить невозможно. Аналогично и с историей для историков или экономикой для экономистов - без личного общения невозможно стать профессионалом в избранной специальности.
4. Возможна и правомерна ли замена традиционных форм контроля компьютерным тестированием
При обсуждении вопроса возможности и правомерности замены традиционных форм контроля компьютерным тестированием; участники сошлись во мнении, что тестовые формы контроля неполноценны без участия в контроле знаний преподавателя.
По мнению участников, используя несколько разновидностей тестов (установление последовательности, сравнение с эталоном и т.д.), можно вполне адекватно оценить не только знания, но и умения обучаемого. При этом не стоит отказываться от использования открытого теста - ответ на естественном языке с проверкой человеком.
При использовании компьютерного тестирования существенно снижается нагрузка на преподавателя, уровень знаний, выявленный таким тестированием, как правило, совпадает с внутренним рейтингом в группе. Компьютерное тестирование целесообразно как элемент самоподготовки и проверки знаний базовых понятий изучаемой дисциплины, оно позволяет снять с преподавателя нагрузку по проверке начальных, элементарных знаний.
Итоговый компьютерный контроль способен решить проблему обеспечения качества обучения. Задания для итогового контроля могут быть комплексными. Но на такой экзамен должен быть нацелен весь текущий процесс обучения. Задания для текущего контроля и самоконтроля должны быть в известной мере похожи на таковые для итогового контроля, студент должен знать, что его ожидает.
При этом полный переход на компьютерное тестирование неправомерен и может привести к еще большей деградации системы обучения в РФ. Проблемы с внедрением ЕГЭ обусловлены тем, что делается попытка проверить наличие у испытуемого системных знаний, на основе которых он может выполнять тестовые задания, а целью обучения в школе является запоминание решения неких типовых задач или некого объема учебного материала, что для большинства учащихся с плохой памятью невозможно в принципе.
Возможно, новое поколение тестирующих программ, таких как программа семантического анализа текста Риа1гш, позволяющая автоматизировать процесс
проверки и оценки студенческих сочинений, изменят роль педагога в учебном процессе и характер его отношений с учащимися, искореняя коррупцию и субъективизм, а также откроют новые перспективы перед дистанционным образованием. Программа Qualrus, исследуя характерный «рисунок» слов в студенческом опусе, определяет, насколько убедительны используемые учащимся аргументы, и на этом основании проставляет итоговую оценку. Как сообщает ВВС, разработка этой программы осуществлялась на средства гранта размером $100 тыс., предоставленного Национальным фондом науки США.
В какой мере возможна замена реальной учебной деятельности на работу с учебными компьютерными моделями
Обсуждая, в какой мере возможна замена реальной учебной деятельности (например, в учебных лабораториях) на работу с учебными компьютерными моделями (например, компьютерными лабораторными работами), участники высказали следующие суждения.
При обучении фундаментальным дисциплинам на младших курсах лабораторный эксперимент может помочь студенту усвоить основные закономерности, связи и соотношения дисциплины и по существу представляет собой комплексную практическую задачу, где нужно измерить параметры, обработать результаты, представить их в определенном виде и оценить итоги. При выполнении виртуального эксперимента каждый студент может работать индивидуально, проходить входное тестирование, использовать современные средства обработки данных эксперимента. В помощь студенту могут быть предложены справочные файлы, где объясняется, почему процесс, наблюдаемый на экране, описывается некими закономерностями.
В физической лаборатории, как известно, работа выполняется бригадным способом, методические указания в основном отвечают на вопрос как это сделать и даются расчетные формулы, большинство студентов просто переписывают результаты расчета у товарища. В методологическом плане такой физический эксперимент, даже проводимый на супероборудовании, явно проигрывает виртуальному.
Однако как фетишизация физических стендов, так и попытка утверждать эквивалентность физ. стендов и программ типа Lab View, одинаково ошибочные мнения.
При изучении конкретного оборудования, если целью ставится получение навыков работы, моделирование применимо лишь на этапе подготовки, при изучении основ процесса или устройства.
Вопрос относится к тематике ДО инженеров и заслуживает отдельного обсуждения.
Уважаемые коллеги!
Спасибо за участие в дискуссии, которая больше поставила вопросов, чем ответила на какие-либо. Несомненно одно - хотя новое поколение нового тысячелетия ждет новых подходов к образованию, в том числе и электронному, важно найти пути эффективного использования тех образовательных ресурсов, которые уже созданы, чтобы в очередной раз не растерять то, что у нас есть.
До новых встреч
И.Голицына.
Ссылки, присланные участниками дискуссии
1. А.В. Соловов. Об эффективности информационных технологий обучения. - "Высшее образование в России", 1997, N.3, С. 100-107. http://cnit.ssau.ru/do/articles/effect/index.htm.
2. Л.Н. Раинкина. Информационные технологии при обучении
инженерным дисциплинам. - Открытое образование, 2003, N.5, С.15-25.
3. http://www.gubkin.ru.
4. Robert Booth. Pupils 'do worse with computers' Monday March 21, 2005, http://education.guardian.co.uk/schools/story/0,5500,1442480,00.html.
5. Chris Dede, Planning for Neomillennial Learning Styles. Shifts in students'
learning style will prompt a shift to active construction of knowledge through mediated immersion",
http://www.educause.edu/apps/ea/eam05/eam0511.asp?bhcp=1.
6. ИТ: путь к беспристрастной педагогике.
http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2005/04/11/177050.
7. Виртуальная химическая лаборатория.
http ://www.mmlab.ru/products/chemlab/chemlab .shtml.
8. Россия: компьютеры в школах есть, но учить некому: что с этим делать? Http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2004/11/04/167600.
9. www.intuit.ru.
10. К. Роджерс, Дж. Фрейберг. Свобода учиться.