Научная статья на тему 'Эффективность взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати»'

Эффективность взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ДВАДЦАТИ" / "ДЕЛОВАЯ ДВАДЦАТКА" / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ / ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ / РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА К ФИНАНСОВЫМ УСЛУГАМ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ИНВЕСТИЦИИ / БОРЬБА С ПРОТЕКЦИОНИЗМОМ / G20 / B20 / INTERNATIONAL INSTITUTIONS EFFICIENCY / LABOUR AND EMPLOYMENT / IMPROVING ACCESS TO FINANCIAL SERVICES / FOOD SECURITY / CORRUPTION PREVENTION / INVESTMENTS / ANTI-PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна, Рахмангулов Марк Ринадович, Сахаров Андрей Геннадиевич, Шелепов Андрей Владимирович, Ганжела Валерия Эдуардовна

В статье представлен анализ взаимодействия «Деловой двадцатки» (B20) и «Группы двадцати» (G20, «двадцатка») в период с саммита в Торонто до саммита в Санкт-Петербурге. Основная цель – определить, какие механизмы и направления взаимодействия являются наиболее эффективными для обеспечения преемственности деятельности B20 по ключевым направлениям, влияние «Деловой двадцатки» на решения «Группы двадцати» и исполнения «Группой двадцати» обязательств, связанных с приоритетами B20. Для этого было выделено два основных измерения исследования. Во-первых, это влияние рекомендаций «Деловой двадцатки» на обсуждение, определение направлений действий и принятие решений в рамках «Группы двадцати» на основе анализа того, как конкретные рекомендации находят отражение в документах двадцатки как института. Второе измерение исследования это анализ влияния B20 на исполнение «двадцаткой» своих решений, которое оценивается на основе мониторинга реализации обязательств «Группы двадцати», соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки». По оценкам авторов средний уровень отражения рекомендаций B20 в документах G20 является достаточно значительным, но динамика этого показателя неоднозначна. При этом средний уровень исполнения членами «Группы двадцати» обязательств, соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки», ниже среднего уровня исполнения всех обязательств в целом, что может объясняться как тем, что обязательства, относящиеся к интересам бизнеса, являются очень конкретными так, и ограничениями периода мониторинга. Выделены сферы, по которым партнерство является наиболее эффективным (финансовое регулирование, занятость, инвестиции, торговля). Выявлены основные факторы успеха. Результаты анализа показывают, что высокий уровень включенности рекомендаций в документы и решения «двадцатки» не гарантирует их исполнение. На настоящем этапе «Деловая двадцатка» должна обеспечить преемственность приоритетных рекомендаций в рамках своего диалога с «Группой двадцати» и включаться в процесс их реализации, принимая более активное участие в осуществлении согласованных «двадцаткой» инициативах и проектах как на национальном, так и на международном уровнях. Необходим анализ прогресса исполнения «Группой двадцати» обязательств, основанных на рекомендациях «Деловой двадцатки». Результаты такого мониторинга должны быть открыты для обсуждения, что позволит поднять уровень эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати». Полная версия доклада «От Торонто до Санкт-Петербурга: оценка эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати» (на английском языке) опубликована по адресу: http://www.hse.ru/org/hse/iori/news/86843927.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна, Рахмангулов Марк Ринадович, Сахаров Андрей Геннадиевич, Шелепов Андрей Владимирович, Ганжела Валерия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of G20-B20 Engagement

The article reviews the progress of G20-B20 engagement since Toronto to St. Petersburg with the objective to identify which mechanisms and areas of cooperation are most effective to ensure continuity of the B20 efforts on the key priorities, the B20 influence on the G20 decision-making and the G20 compliance with commitments related to the B20 priorities. With this objective in mind the study is focused on two dimensions. The first dimension is B20 recommendations influence on G20 deliberation, direction setting and decision making on the basis of analysis of how the B20 specific recommendations are reflected in the G20 documents. The second dimension is B20 influence on the G20 delivery on the pledges made, which is assessed by monitoring the G20 compliance with the B20 related commitments. The authors assess the average level of the B20 recommendations reflection in the G20 documents as considerable, however its dynamics across presidencies is mixed. The average level of G20 members’ compliance on the B20 related commitments is lower than the G20 average score for compliance with general non B20 focused commitments. It can be explained by a shorter monitoring period and by the fact that the B20 related commitments are more specific. Key areas where cooperation can be most effective (financial regulation, employment, investments, trade) have been identified. Key factors of success have been revealed. The analysis shows that a high level of B20 recommendations’ inclusion into the G20 documents and actions does not guarantee subsequent implementation of the commitments made. The B20 should ensure continuity on their priority recommendations in the dialogue with the G20 and engage in the follow up process by more actively participating in the G20 agreed initiatives and projects at the national and global levels. Progress on the B20 related commitment should be reviewed and made public for each summit. It can help to increase the level of effectiveness of B20 and G20 engagement.

Текст научной работы на тему «Эффективность взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати»»

Эффективность взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати»

М.В. Ларионова, М.Р. Рахмангулов, А.Г. Сахаров, А.В. Шелепов, В.Э. Ганжела, А.Г. Журавлева, К.В. Зацепина, Е.С. Иванова, Д.В. Каракаш, А.М. Комаров, М.К. Костина, Я.С. Нурсубина, П.А. Прокопьев, А.А. Прохорова, С.В. Растольцев, А.С. Скриба

Ларионова Марина Владимировна — д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected] Рахмангулов Марк Ринадович — заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Сахаров Андрей Геннадиевич — м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Ганжела Валерия Эдуардовна — выпускница магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Журавлева Анастасия Германовна — студентка факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Зацепина Кира Васильевна — студентка факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Иванова Екатерина Сергеевна — студентка факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Каракаш Дина Витальевна — студентка факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Комаров Антон Михайлович — студент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Костина Майя Константиновна — выпускница магистратуры общеуниверситетской кафедры публичной политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Нурсубина Яна Сергеевна — студентка Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Прокопьев Павел Артурович — выпускник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Прохорова Алиса Андреевна — студентка факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ; E-mail: [email protected]

Растольцев Сергей Владимирович — аспирант ИМЭМО РАН; E-mail: [email protected]

Скриба Андрей Сергеевич — аспирант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ

ВШЭ; E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ взаимодействия «Деловой двадцатки» (B20) и «Группы двадцати» (G20, «двадцатка») в период с саммита в Торонто до саммита в Санкт-Петербурге. Основная цель — определить, какие механизмы и направления взаимодействия наиболее эффективны для обеспечения преемственности деятельности B20 по ключевым направлениям, влияния «Деловой двадцатки» на решения «Группы двадцати» и исполнения «Группой двадцати» обязательств, связанных с приоритетами B20. Для этого было выделено два основных измерения исследования. Во-первых, влияние рекомендаций «Деловой двадцат-

ки» на обсуждение, определение направлений действий и принятие решений в рамках «Группы двадцати» на основе анализа того, как конкретные рекомендации находят отражение в документах «двадцатки» как института. Второе измерение исследования — анализ влияния B20 на исполнение «двадцаткой» принятых решений, которое оценивается на основе мониторинга реализации обязательств «Группы двадцати», соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки».

По оценкам авторов, средний уровень отражения рекомендаций B20 в документах G20 достаточно значительный, но динамика этого показателя неоднозначна. При этом средний уровень исполнения членами «Группы двадцати» обязательств, соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки», ниже среднего уровня исполнения всех обязательств в целом, что может объясняться как тем, что обязательства, относящиеся к интересам бизнеса, являются очень конкретными, так и ограничениями периода мониторинга. Выделены сферы, по которым партнерство развивается наиболее эффективно (финансовое регулирование, занятость, инвестиции, торговля). Определены основные факторы успеха. Результаты анализа показывают, что высокий уровень включенности рекомендаций в документы и решения «двадцатки» не гарантирует их исполнения. На данном этапе «Деловая двадцатка» должна обеспечить преемственность приоритетных рекомендаций в рамках диалога с «Группой двадцати» и включаться в процесс их реализации, принимая более активное участие в осуществлении согласованных «двадцаткой» инициатив и проектов как на национальном, так и на международном уровне.

Необходим анализ прогресса исполнения «Группой двадцати» обязательств, основанных на рекомендациях «Деловой двадцатки». Результаты такого мониторинга должны быть открыты для обсуждения, что позволит поднять уровень эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати».

Полная версия доклада «От Торонто до Санкт-Петербурга: оценка эффективности взаимодействия "Деловой двадцатки» и «Группы двадцати " (на английском языке) опубликована по адресу: http:// www.hse.ru/org/hse/iori/news/86843927.html.

Ключевые слова: «Группа двадцати», «Деловая двадцатка», эффективность деятельности международных институтов, труд и занятость, расширение доступа к финансовым услугам, продовольственная безопасность, борьба с коррупцией, инвестиции, борьба с протекционизмом Key words: G20, B20, international institutions efficiency, labour and employment, food security, improving access to financial services, corruption prevention, investments, anti-protectionism

Цели и методология исследования

В процессе анализа взаимодействия «Деловой двадцатки» (В20) и «Группы двадцати» ^20, «двадцатка») в период с саммита в Торонто до саммита в Санкт-Петербурге основная исследовательская задача формулировалась следующим образом: определить, какие механизмы и направления взаимодействия являются наиболее эффективными для обеспечения преемственности деятельности В20 по ключевым направлениям, влияния «Деловой двадцатки» на решения «Группы двадцати» и исполнения «Группой двадцати» обязательств, связанных с приоритетами В20. Для этого было выделено два основных измерения исследования.

Во-первых, влияние рекомендаций «Деловой двадцатки» на обсуждение, определение направлений действий и принятие решений в рамках «Группы двадцати» на основе анализа того, как конкретные рекомендации находят отражение в документах «двадцатки» как института.

Для целей анализа была применена следующая система оценок: — оценка «+1» означает, что рекомендации В20 нашли отражение в документах лидеров «Группы двадцати», и обязательства или мандаты «двадцатки» соответствуют рекомендациям бизнеса;

— оценка «0» означает, что рекомендации отразились в документах «двадцатки», но обязательства/мандаты в соответствии с этими рекомендациями приняты не были;

— оценка «—1» означает, что рекомендации бизнеса не были отражены в документах лидеров «двадцатки».

Следует подчеркнуть, что в исследовании не ставилась цель оценки деятельности «Группы двадцати» и «Деловой двадцатки», оценочные показатели используются исключительно для измерения прогресса в их взаимодействии по рекомендациям В20.

В анализе принят циклический подход, т.е. рассматривается, отразились ли рекомендации В20, представленные «Группе двадцати» в течение определенного председательства, в документах, принятых «двадцаткой» в тот же период. Этот простой подход имеет некоторые ограничения, так как периоды между представлением докладов «Деловой двадцатки» «Группе двадцати» и саммитами в Торонто и Сеуле были слишком коротки для всестороннего учета рекомендаций. Тем не менее, поскольку существует большое количество переменных, влияющих на принятие решений в рамках «двадцатки», предположение о влиянии рекомендаций В20 в течение нескольких предсе-дательств может не подтвердиться, особенно если «Деловая двадцатка», как это часто бывает, не развивает последовательно одну и ту же рекомендацию на протяжении нескольких циклов.

В исследовании не рассматривается влияние рекомендаций В20 на другие международные институты, если только «Группа двадцати» напрямую не передала каким-либо международным организациям соответствующий мандат. Таким образом, если международный институт осуществляет действия в соответствии с рекомендациями или приоритетами «Деловой двадцатки», но нет сведений о том, что он руководствовался при этом решением или мандатом, переданным «двадцаткой», причинно-следственная связь не фиксируется.

Второе измерение исследования — анализ влияния В20 на исполнение «двадцаткой» принятых решений, которое оценивается на основе мониторинга исполнения обязательств «Группы двадцати», соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки». В анализ включены результаты мониторинга исполнения обязательств членами «двадцатки».

В рамках анализа влияния В20 на исполнение «двадцаткой» своих решений было рассмотрено исполнение членами «Группы двадцати» восьми обязательств, принятых лидерами на саммите в Лос-Кабосе в следующих сферах: труд и занятость, деловая среда для инвесторов, отказ от протекционистских мер в торговле, продовольствие и сельское хозяйство (Движение за расширение действий в области питания и устойчивое сельское хозяйство), борьба с преступностью и коррупцией, доступ к финансовым услугам, экономический рост в странах с развивающимися рынками.

Отбор обязательств для мониторинга был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, актуальностью обязательства для «Деловой двацатки», оцениваемой по трем критериям: прямые ссылки на В20; упоминания ключевых слов «бизнес», «частный сектор»; степень соответствия заявлений лидеров рекомендациям В20. Во-вторых, характером обязательств, который должен позволять разработать прозрачное и полное руководство по мониторингу и собрать надежные данные для обеспечения точности оценки. В-третьих, необходимостью избегать дублирования работы самой «Группы двадцати» в рамках механизмов подотчетности. Список обязательств, отобранных для мониторинга в рамках ежегодного исследования Исследовательской группы «двадцатки» Университета Торонто и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, также принимался во внимание.

При оценке использовалась методология, применяемая для оценки исполнения обязательств «Группы двадцати» с момента ее создания на уровне лидеров в 2008 г.1 Использование данной методологии обеспечивает возможность осуществления сравнительного анализа исполнения обязательств по различным сферам каждым из членов «двадцатки», а также позволяет сравнивать уровни исполнения обязательств в рамках «Группы двадцати» с аналогичными показателями «Группы восьми» и БРИКС.

В основе методологии лежат индивидуальные оценки. Оценки выставляются в соответствии со шкалой, согласно которой оценка «+1» означает полное исполнение членом «Группы двадцати» принятого на себя обязательства, оценка «0» — частичное исполнение или продолжающуюся работу по исполнению обязательства, оценка «—1» — невыполнение обязательства или принятие мер, прямо противоположных заявленной цели. Для удобства оценки также были выражены в процентных показателях, где —1 соответствует уровню исполнения в 0%, а +1 — 100%2.

Особенности системы оценивания определяются характером сферы, к которой относится обязательство, и сутью самого обязательства, и изложены в руководстве по мониторингу для каждого обязательства. В то же время использование общей методологии обеспечивает сопоставимость результатов по различным сферам для отдельных членов «двадцатки».

Мониторинг охватывает период с саммита в Лос-Кабосе 19 июня 2012 г. до конца апреля 2013 г. Анализ основан на официальных документах членов «двадцатки» и международных организаций, имеющих отношение к предмету обязательства, а также сообщениях средств массовой информации и другой доступной информации. В рамках мониторинга оценивается степень реализации решений и не предпринимаются попытки оценить воздействие или эффективность решений «двадцатки».

Основные результаты

Отражение рекомендаций B20 в документах «Группы двадцати»

Из 262 рекомендаций «Деловой двадцатки» 93 (или 35,5%) были отражены в документах лидеров «Группы двадцати» в форме обязательств и/или мандатов. Саммит в Торонто в этом смысле оказался наиболее продуктивным с учетом того, что 11 рекомендаций В20 были представлены накануне саммита, когда решения «двадцатки» по большому счету уже были согласованы. Следует отметить, что они не были представлены в отдельном документе, а лишь озвучены председателем встречи «Деловой двадцатки». На саммитах в Сеуле и Каннах произошло существенное увеличение числа рекомендаций В20, затронувших новые сферы, в том числе «зеленый рост», информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и инновации, развитие инфраструктуры и здравоохранения в Сеуле; продовольственную безопасность, борьбу с коррупцией, глобальное управление и финансирование развития в Каннах. Включение в рекомендации В20 новых сфер соответствовало расширению повестки дня «двадцатки» (табл. 1).

1 Методология используется для оценки обязательств, принимаемых в рамках «Группы восьми», «Группы двадцати» и БРИКС [8].

2 Для перевода баллов в проценты используется формула Р = 50 х (5 + 1), где Р — оценка, выраженная в процентах, а 5 — оценка, выраженная в баллах.

Таблица 1. Распределение рекомендаций «Деловой двадцатки» по саммитам и сферам

Сфера Торонто Сеул Канны Лос-Кабос Всего

Количество % Количество % Количество % Количество % Количество %

«Зеленый рост» 0 0 14 24,6 14 11,9 6 7,9 34 13

Занятость, человеческий капитал, социальные вопросы 1 9,1 8 14 8 6,8 12 15,8 29 11,1

Торговля 2 18,2 6 10,5 10 8,5 11 14,5 29 11,1

Финансовое регулирование 3 27,3 6 10,5 11 9,3 5 6,6 25 9,5

Продовольственная безопасность 0 0 0 0 6 5,1 18 23,7 24 9,2

Борьба с коррупцией 0 0 0 0 6 5,1 15 19,7 21 8

ИКТ, технологии и инновации 0 0 5 8,8 11 9,3 4 5,3 20 7,6

Макроэкономика 5 45,5 4 7 6 5,1 0 0 15 5,7

Инвестиции 0 0 5 8,8 6 5,1 3 3,9 14 5,3

Энергетика 0 0 1 1,8 12 10,2 0 0 13 5

Международная финансовая система 0 0 0 0 11 9,3 0 0 11 4,2

Инфраструктура 0 0 5 8,8 3 2,5 2 2,6 10 3,8

Финансирование развития 0 0 3 5,3 6 5,1 0 0 9 3,4

Глобальное управление 0 0 0 0 8 6,8 0 0 8 3,1

Всего 11 100 57 100 118 100 76 100 262 100

Количество рекомендаций «Деловой двадцатки», которые нашли отражение в решениях «Группы двадцати», составило 16 на саммите в Сеуле (28% от всех рекомендаций к соответствующему саммиту), 45 в Каннах (38%) и 25 в Лос-Кабосе (33%) (табл. 2). Таким образом, динамика этого показателя неоднозначна.

Таблица 2. Оценка отражения рекомендаций в решениях лидеров «двадцатки» по саммитам

Оценка Торонто Сеул Канны Лос-Кабос Всего

Количество % Количество % Количество Количество % Количество % Количество

«—1» 0 0 30 52,6 47 39,8 28 36,8 105 40,1

«0» 4 36,4 11 19,3 26 22 23 30,3 64 24,4

«1» 7 63,6 16 28,1 45 38,1 25 32,9 93 35,5

Всего 11 100 57 100 118 100 76 100 262 100

Исполнение «двадцаткой» обязательств, соответствующих рекомендациям B20

Средний уровень исполнения членами «Группы двадцати» обязательств, соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки», составил 61% (табл. 3). Это ниже среднего уровня исполнения общих, не связанных только с приоритетами бизнеса обязательств, принятых на саммитах в Каннах (76,5%) и Сеуле (75%), оцененного в ежегодных докладах Исследовательской группы «двадцатки» Университета Торонто и ИМОМС НИУ ВШЭ3. Более низкую оценку исполнения для обязательств, соответствующих рекомендациям B20, можно объяснить тем, что они являются очень конкретными. Другая причина — более короткий период мониторинга (зачастую некоторые члены «двадцатки» принимают большое количество мер по исполнению обязательств за два-три месяца до следующего саммита). Продолжение исследований в этом направлении позволит провести более глубокое сравнение.

Австралия, председательствующая в «двадцатке» с декабря 2013 г., продемонстрировала наиболее высокий уровень исполнения обязательств. Ее средний результат составил 85,7%. Канада, Великобритания, США и Европейский союз заняли второе место с результатом 78,6%. Далее следуют Германия и Япония — 71,4%. Россия, председатель «Группы двадцати» 2013 г., заняла четвертое место с 68,8%. Средний уровень исполнения обязательств развивающимися странами составил 53,8%.

С точки зрения сфер рекомендации B20 по финансовому регулированию, реформе международной финансовой системы, а также макроэкономической политике, которые составляют основу повестки дня «двадцатки», имели самый высокий уровень отражения в решениях лидеров «Группы двадцати» (с положительными оценками для 64%, 63,6% и 46,7% рекомендаций соответственно).

Финансовое регулирование — область, где B20 последовательно определяла и успешно содействовала рассмотрению соответствующих вопросов в диалоге с «двадцаткой». С учетом того, что финансовые реформы остаются ядром повестки дня «двадцатки», B20 должна усилить сотрудничество в этой сфере, учитывая вновь возникающие проблемы и актуальность предыдущих рекомендаций, которые не были учтены «двадцаткой».

Высокий уровень отражения в решениях «двадцатки» рекомендаций бизнеса по реформе международной финансовой системы стал скорее не результатом влияния B20 на «двадцатку», а следствием того, что соответствующая целевая группа разделяла актуальную повестку дня «Группы двадцати» и отразила это в рекомендациях.

Сферы инвестиций и развития инфраструктуры имеют уровни отражения рекомендаций в решениях «двадцатки», равные 28,6% (4 из 14 рекомендаций) и 30% (3 из 10 рекомендаций). Необходимо наращивать диалог «Группы двадцати» и B20 по вопросам инвестиций. Уровень отражения рекомендаций бизнеса в решениях лидеров «двадцатки» низкий. Единственная подсфера, в которой рекомендации B20 постоянно находят отражение в документах «двадцатки», — свобода международных инвестиционных потоков. Учитывая, что это традиционный вопрос повестки дня «Группы двадцати», степень влияния B20 на решения в этой области вызывает сомнения. Рекомендации по разработке международной правовой базы в области инвестиций не были отражены в документах «двадцатки», несмотря на то, что B20 изменяла формулировки и подходы

3 Все доклады см. на веб-сайте Исследовательской группы «двадцатки» Университета Торонто и ИМОМС НИУ ВШЭ. URL: http://www.g20.utoronto.ca/analysis/index.html#compliance (date of access: 29.07.2013).

СО Таблица 3. Оценки уровня исполнения обязательств членами «Группы двадцати»

Обязательство Аргентина Австралия Бразилия Канада Китай Франция Германия Индия Индонезия Италия Япония Корея Мексика е Рч С. Аравия ЮАР Турция РЗ S3 США и о. О Ср., %

1 Труд и занятость [38] 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,95 97,5

2 Инвестиции: деловая среда для инвесторов [47] 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 0,85 92,5

3 Протекционизм [48] -1 1 0 1 0 1 1 -1 1 1 1 1 1 -1 1 -1 0 1 1 1 0,45 72,5

4 Продовольствие и сельское хозяйство: движение за расширение действий в области питания [74] -1 0 -1 1 -1 -1 0 -1 0 -1 1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 1 0 1 -0,4 30,0

5 Продовольствие и сельское хозяйство: устойчивое сельское хозяйство [77] 1 1 1 1 -1 1 0 0 1 -1 -1 -1 0 1 -1 1 0 1 1 -1 0,2 60,0

6 Преступность и коррупция [100] -1 0 -1 -1 -1 -1 0 -1 -1 -1 -1 -1 -1 0 0 -1 -1 -1 0 0 -0,7 15,0

7 Расширение доступа к финансовым услугам [172] -1 1 0 0 0 0 0 1 -1 -1 1 0 -1 1 -1 -1 -1 0 0 1 -0,1 45,0

8 Макроэкономика: рост развивающихся рынков [177] 0 Н.д. 1 Н.д. 1 Н.д. Н.д. 1 1 Н.д. Н.д. Н.д. 1 1 1 1 -1 Н.Д. Н.д. Н.д. 0,7 85,0

Средний балл -0,13 0,71 0,25 0,57 0 0,29 0,43 0,13 0,25 -0,29 0,43 -0,14 0,13 0,38 0,13 -0,13 -0,25 0,57 0,57 0,57 0,21

Средний % 43,8 85,7 62,5 78,6 50,0 64,3 71,4 56,3 62,5 35,7 71,4 42,9 56,3 68,8 56,3 43,8 37,5 78,6 78,6 78,6 60,7

СП m

0 н

1 ^

7s

<

I >

О Ь т сг X

о

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

со >

J=

к этому вопросу от саммита к саммиту, пытаясь адаптировать рекомендацию к мандату и принципам деятельности «двадцатки». Этот факт можно считать доказательством непреклонной позиции «Группы двадцати» по невключению этого вопроса в повестку дня. Таким образом, на Целевую группу В20 по инвестициям и инфраструктуре ложится особая ответственность по сочетанию рекомендаций в этих двух областях.

В сфере развития инфраструктуры, как и во многих других сферах, общие рекомендации лучше отразились в решениях «двадцатки». Предложения В20 с акцентом на новые вопросы в рамках традиционных сфер, как правило, игнорировались «Группой двадцати». Из этого, однако, не следует, что рассмотрение инновационных вопросов не должно осуществляться В20 в диалоге с «двадцаткой». В то же время, так как повторение рекомендаций, уже ставших элементом повестки дня «двадцатки», не придает дополнительной ценности диалогу «Группы двадцати» и В20, последняя должна быть одновременно избирательной и последовательной в определении отстаиваемых приоритетов, координируя позиции и консолидируя усилия различных председательств.

Анализ эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати» по сферам

Труд и занятость

Обязательства по сокращению безработицы и созданию достойных рабочих мест были неотъемлемой частью повестки дня «Группы двадцати» с момента ее создания. Рамочное соглашение об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте, согласованное на саммите «двадцатки» в Питтсбурге в 2009 г., определяет создание качественных рабочих мест как «основу восстановления экономики» [11]. Лидеры «Группы двадцати» вновь подчеркнули это на саммитах в Торонто [12] и Сеуле [9].

На саммите в Каннах лидеры решили учредить «в рамках "двадцатки" Рабочую группу по вопросам занятости, которая должна была ориентироваться в основном на молодежь и предоставить материалы для совещания на уровне министров труда и занятости "Группы двадцати", которое состоялось в 2012 г. в период мексиканского председательства», и поручили международным организациям, в том числе МВФ, Международной организации труда и Всемирному банку, осуществлять мониторинг влияния экономических реформ на создание рабочих мест [7]. Межправительственная целевая группа, созданная на саммите в Каннах, получила мандат по «внесению практического вклада в обсуждения в ходе встречи министров труда и занятости "двадцатки" в рамках председательства Мексики» с особым акцентом на занятость среди молодежи [9]. Целевая группа представила результаты своей работы на совещании министров труда и занятости «Группы двадцати» в Гвадалахаре (Мексика) 17—18 мая 2012 г.

Для «Деловой двадцатки» занятость также была важной сферой с момента ее первого саммита. Рекомендации «Группе двадцати» по вопросам занятости, развития человеческого капитала и социальным проблемам включались в документы В20 начиная с первой встречи перед саммитом «двадцатки» в Торонто. За период с саммита в Торонто до саммита в Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» подготовила 29 рекомендаций по занятости и социальным вопросам, что составило 11,1% всех рекомендаций В20.

В своем Лос-Кабосском докладе «Деловая двадцатка» подтвердила рекомендации по поддержке предпринимательства и малых и средних предприятий, а также улучшению возможностей трудоустройства для молодых людей. Все эти рекомендации нашли

отражение в решениях и мандатах «Группы двадцати» или, по крайней мере, были обсуждены в документах саммита в Лос-Кабосе. Ряд новых рекомендаций не нашли отражения в решениях «двадцатки», за исключением рекомендации общего характера, ориентированной на связь реформ рынка труда с реформами регулирования в целом, «направленными на поддержание экономического роста и улучшение инвестиционного и делового климата как основы для дальнейшего повышения занятости».

Эта сфера является хорошим примером того, что B20 может играть ведущую роль в развитии диалога, а не следовать в русле основных направлений координации «Группы двадцати». Достижения целевых групп, занимающихся вопросами занятости и социальной политики, свидетельствуют о том, что «Деловая двадцатка» способна выявлять ключевые проблемы, с которыми сталкиваются члены «Группы двадцати», и последовательно отстаивать свои приоритеты в рамках диалога с «двадцаткой», добиваясь рассмотрения этих вопросов лидерами.

На саммите в Лос-Кабосе «Группа двадцати» обязалась «активизировать усилия по наращиванию сотрудничества в сфере образования, развития навыков и подходов к профессиональному обучению, включая прохождение практики и обучение непосредственно на рабочих местах, что способствует более успешному переходу от учебы в школе к трудовой деятельности». Это обязательство полностью соответствует приоритетам и предложениям «Деловой двадцатки».

Данное обязательство подразумевает принятие мер по поддержке успешного перехода от учебы в школе к трудовой деятельности в двух широких областях: (1) образование и развитие навыков, (2) профессиональное обучение. Основные итоги деятельности Рабочей группы «двадцатки» по вопросам занятости в преддверии совещания министров труда и занятости в Мексике включали рекомендации по конкретным мерам для разработки политики в этих двух сферах. Адаптированные с учетом национальных условий и потребностей, эти меры могут способствовать повышению занятости среди молодежи в странах «Группы двадцати». Члены «двадцатки», предпринявшие действия в соответствии с обеими частями обязательства, получили максимальную оценку за его исполнение.

Средний уровень исполнения по этому обязательству был самым высоким среди всех обязательств, так как только Индонезии, в отсутствие значимых действий по укреплению национальной политики в области профессионального обучения в период мониторинга, удалось исполнить его лишь частично. Другие страны приняли меры как по укреплению систем образования и развития навыков, так и в сфере профессионального обучения. Некоторые члены «двадцатки» сделали основной акцент на политике в области профессионального обучения. Например, Австралия продлила срок действия инициативы по предоставлению стажировок для молодых специалистов Apprentice Kickstart Initiative, предполагающей финансирование в объеме 60 млн долл. США. Другие страны сосредоточили основные усилия на улучшении качества общего образования, как, например, Бразилия, которая увеличила расходы по социальной программе "Affectionate Brazil", направленной на поддержку доступа к социальным услугам, включая образование, для уязвимых групп населения. В период мониторинга Россия приняла амбициозную государственную программу «Развитие образования» на 2013— 2020 гг., которая предусматривает инвестиции в сумме почти 133 млрд долл. США в сферу образования, включая профессиональную подготовку.

Инвестиции: деловая среда для инвесторов

Количество и доля рекомендаций в сфере инвестиций, которые были впервые подготовлены «Деловой двадцаткой» для саммита в Сеуле, постоянно снижаются (8,8% в Сеуле, 5,1% в Каннах и только 3,9% в Лос-Кабосе). Большая часть этих рекомендаций не нашла отражения в решениях «двадцатки» (57,1%), и только по 28,6% «двадцаткой» были приняты обязательства или переданы мандаты.

Единственная рекомендация, отраженная в решениях Сеульского саммита «Группы двадцати», касалась подтверждения обязательства о свободе глобальных потоков капитала, разработки согласованных глобальных стандартов регулирования и развития «рынков капитала с учетом рисков финансового протекционизма». С учетом того, что эти вопросы были на повестке дня «Группы двадцати» начиная с саммита в Вашингтоне (финансовый протекционизм был включен в нее на следующем саммите в Лондоне), лидерам «двадцатки» не составило труда подтвердить существующие обязательства, в том числе по устранению инвестиционного протекционизма. Можно предположить, что отражение в решениях «двадцатки» более конкретных рекомендаций в этой сфере могло бы стать более важным для B20, чем простое подтверждение обязательств традиционной повестки дня. Необходимость создания благоприятной среды для частных инвестиций была подчеркнута «двадцаткой» в качестве одного из шести ключевых принципов Сеульского консенсуса и Многолетнего плана действий по развитию в 2010 г.

Уровень отражения рекомендаций B20 в документах саммита в Каннах был намного выше («Группа двадцати» приняла обязательства или передала мандаты в соответствии с двумя из шести рекомендаций и обсудила одну). «Двадцатка» подтвердила традиционное обязательство «воздерживаться от усиления и установления новых барьеров для внешних и внутренних инвестиций» до конца 2013 г., а также мандат ОЭСР и ЮНКТАД по осуществлению мониторинга и предоставлению отчетности о ситуации в этой сфере.

Только три рекомендации по вопросам инвестиций были предложены «Деловой двадцаткой» к саммиту в Лос-Кабосе, и лишь одна из них нашла отражение в документах саммита. B20 повторила свой призыв к «Группе двадцати» «подтвердить поддержку открытых трансграничных инвестиций как существенного фактора экономического роста, развития и создания рабочих мест». «Двадцатка» с легкостью подтвердила свои антипротекционистские обязательства по обеспечению свободы инвестиций и обсудила вопросы их связи с экономическим ростом, занятостью и развитием.

Первое прямое обязательство по созданию благоприятной деловой среды для иностранных инвесторов было принято на саммите в Лос-Кабосе в 2012 г.

Для полного исполнения этого обязательства членам «двадцатки» было необходимо принять меры, направленные на устранение препятствий на пути иностранных инвестиций в одностороннем порядке, а также посредством участия в международных инвестиционных соглашениях. Односторонние действия могли включать отмену ограничений на международные инвестиции, повышение ясности и прозрачности процедур, обеспечение свободного движения капитала, либерализацию механизмов осуществления иностранных инвестиций в конкретных секторах и т.д. Рассматриваемые как исполнение обязательства международные инвестиционные соглашения могли заключаться как на двусторонней, так и на многосторонней основе и включали также соглашения об устранении двойного налогообложения.

Уровень исполнения обязательства в этой сфере относительно высок: 17 из 20 членов «двадцатки» получили оценку «+1» за полное исполнение. Из тех, кто получил

оценку «0» за частичное исполнение, два члена «двадцатки» (Италия и ЮАР) не предприняли никаких мер по стимулированию инвестиций в одностороннем порядке, в то время как Корея не участвовала в каких-либо новых многосторонних соглашениях в этой области.

Типичные односторонние действия для создания благоприятной деловой среды для инвесторов включали: сокращение пошлин и налогов на финансовые операции в ходе инвестиционного процесса; либерализацию иностранных инвестиций в определенные сектора; организацию инвестиционных презентаций; создание государственных институтов, ответственных за выработку мер по стимулированию инвестиций и их реализацию.

Несколько членов «Группы двадцати» (Бразилия, Канада, Китай, Индия, Саудовская Аравия и Турция) предприняли меры по либерализации инвестиционных рынков, в первую очередь для иностранных инвестиций в сектора и отрасли, рассматриваемые как исключительно важные для национальной экономики, роста и занятости. Большинство мер в этой области были приняты в рамках инфраструктурного сектора.

Некоторые инициативы были направлены на привлечение дополнительных инвестиций в определенные сектора. Например, Аргентина организовала ряд презентаций и встреч с представителями ведущих американских компаний, работающих в сфере информации и коммуникаций, чтобы проинформировать их о льготах, предоставляемых инвесторам в этот сектор аргентинской экономики.

Другие меры были связаны с принятием комплексных стратегий повышения инвестиционной привлекательности стран для иностранных инвесторов. Например, правительство Франции обеспечило реализацию нескольких взаимосвязанных мер в области налогообложения, финансов и занятости, направленных на стимулирование иностранных инвестиций.

Некоторые заметные инициативы по поддержке инвестиций были реализованы через участие правительств в инвестиционных проектах. В данном случае можно привести в пример новый этап работы Регионального фонда содействия росту Великобритании. Фонд поддерживает различные проекты и программы и привлекает инвестиции частного сектора с целью поддержания экономического роста и обеспечения устойчивой занятости на основе использования принципа софинансирования. Другим примером может служить план правительства Австралии по предоставлению 1 млрд долл. США в форме венчурного капитала и привлечению большего объема иностранных инвестиций в австралийскую экономику, в частности, в фармацевтическую промышленность.

Правительство России продолжило реализацию Национальной предпринимательской инициативы, которая, «как ожидается, приведет к системному улучшению инвестиционного климата». Инициатива реализуется в соответствии с «дорожными картами», которые «затрагивают различные сферы государственного регулирования» и «предусматривают конкретные результаты»4. Правительство приняло несколько «дорожных карт»: по совершенствованию таможенного администрирования [17], поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта 29 июня 2012 г. [18], повышению доступности энергетической инфраструктуры 30 июня 2012 г. [15] и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства 16 августа 2012 г. [16]. Большая часть инициатив по поддержанию благоприятной деловой среды для инвес-

4 Dmitry Medvedev takes part in the round table discussion. National Business Initiative: Initial Results, Next Steps, Russian Government. 15.02.2013. URL: http://www.government.ru/eng/docs/22826/ (date of access: 29.07.2013).

торов за счет участия в международных соглашениях представляла собой подписание договоров об инвестиционном сотрудничестве и конвенций об избежании двойного налогообложения. Большинство соглашений было подписано между странами, являющимися основными торговыми и инвестиционными партнерами друг друга. Примечательной мерой по содействию инвестициям, принятой на двустороннем уровне, стало создание Бразильско-бельгийского инвестиционного фонда инноваций в области окружающей среды с первоначальным капиталом в 76,5 млн долл. США. Фонд будет осуществлять долгосрочные инвестиции в молодые компании инновационного профиля.

Борьба с протекционизмом

Обязательство по отказу от протекционистских мер присутствовало в документах «Группы двадцати» начиная с первого саммита в Вашингтоне. Оно неоднократно продлевалось — на Лондонском саммите 2009 г. до конца 2010 г., на саммите в Торонто — до конца 2013 г. и в последний раз на встрече лидеров в Лос-Кабосе — до конца 2014 г.

За период между саммитами в Торонто и Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» сформулировала 29 рекомендаций, касающихся вопросов международной торговли, что составляет 11,1% от их общего количества. К саммиту в Торонто «Деловая двадцатка» подготовила две рекомендации по торговле. Обе были отражены в обязательствах, принятых «Группой двадцати». В документах сеульского саммита были отражены четыре из шести рекомендаций «Деловой двадцатки». В документах саммита в Каннах — четыре из десяти, Лос-Кабоса — две из одиннадцати. Таким образом, уровень восприятия «Группой двадцати» рекомендаций «Деловой двадцатки» имеет тенденцию к понижению. В общей сложности, в качестве обязательств было отражено менее половины (41%, или 12 из 29) рекомендаций.

С момента создания «Деловая двадцатка» призывала к повышению открытости торговли и инвестиций, либерализации международных рынков и минимизации протекционистских тенденций. Данное обязательство состоит из двух частей. Первая заключается в сохранении до конца 2014 г. моратория на введение мер, влияющих на торговлю и инвестиции, вторая — в отмене любых новых протекционистских мер, которые могли быть введены. Общая оценка за исполнение данного обязательства членами «двадцатки» оценивается по совокупности оценок за обе части.

«Группа двадцати» показала средний уровень исполнения данного обязательства (0,4). Пять стран (Аргентина, Бразилия, Индия, Россия и ЮАР) не выполнили обе части обязательства, получив, таким образом, оценку «—1». Две страны (Китай и Турция) частично справились с обязательством и получили оценку «0». Тринадцать стран (Австралия, Канада, Франция, Германия, Индонезия, Италия, Япония, Корея, Мексика, Саудовская Аравия, Великобритания, США и Европейский союз) полностью выполнили обе части обязательства.

Страны, принявшие наибольшее количество протекционистских мер, включают Россию (17 мер), Индию (9) и Турцию (7). Несмотря на относительно большое количество принятых мер, Турция получила оценку «0» за частичное исполнение вследствие отсутствия протекционистских мер, принятых в предыдущий период мониторинга между саммитами в Каннах и Лос-Кабосе. Соответственно, согласно принятой методологии, вторая часть обязательства не могла быть к ней применена.

Канада, Франция, Корея, Мексика, Великобритания, США и Европейский союз не принимали мер ограничения международной торговли в период мониторинга и, та-

ким образом, полностью выполнили первую часть обязательства. Другие страны, получившие совокупную оценку «+1», ввели ограниченное количество мер (одну или две).

Принятые меры включали: установление минимальных импортных цен, требования по использованию национальных материалов и комплектующих, экспортные тарифы, сокращение объемов экспортных квот, запреты импорта, импортные квоты и т.д. Эти меры использовались, как правило, развивающимися странами.

Среди стран «Группы двадцати», вводивших ограничения импорта в период мониторинга, можно выделить Индию. Эта страна ограничила импорт стальной продукции, золота, сахара-сырца, энергогенерирующего оборудования и ряда сельскохозяйственных товаров. Япония, одна из стран с наиболее свободной торговой политикой, также прибегла к введению мер по ограничению импорта, а именно запрету импорта говядины из Бразилии.

Россия, принявшая в период мониторинга наибольшее среди членов «Группы двадцати» количество протекционистских мер, в основном использовала меры ограничения импорта (запреты и пошлины) и меры господдержки национальных предприятий. Примером в данной сфере может служить введение федеральных субсидий лесопромышленным предприятиям и лизинговым компаниям [2]. Число мер, принятых Россией в период мониторинга, выше, чем в прошлый период (семнадцать против пяти). Кроме того, исследование не выявило информации об отмене существующих протекционистских мер.

Продовольствие и сельское хозяйство

За период между саммитами в Торонто и Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» сформулировала 24 рекомендации по вопросам, связанным с обеспечением продовольственной безопасности, что составляет 9,2% от общего числа рекомендаций. «Деловая двадцатка» включила проблематику продовольственной безопасности в список своих приоритетов после саммита «Группы двадцати» в Сеуле, в то время как в повестке дня форума эта тема присутствовала еще начиная с саммита в Лондоне, где лидеры обязались выделить доступные средства на нужды социальной защиты в беднейших странах, в том числе посредством инвестирования в обеспечение долгосрочной продовольственной безопасности. К саммиту в Каннах «Деловая двадцатка» подготовила шесть рекомендаций по продовольственной безопасности. Пять из них были отражены в документах «Группы двадцати». В Лос-Кабосе были отражены десять из 18 рекомендаций. Таким образом, 63% (15 из 24) рекомендаций были зафиксированы в документах «Группы двадцати» в виде обязательств.

Шесть рекомендаций, представленных «Деловой двадцаткой» к саммиту в Каннах, были посвящены проблемам передачи сельскохозяйственных технологий, экологической устойчивости сельскохозяйственной политики, государственных и частных инвестиций в сельское хозяйство, координации национальных сельскохозяйственных политик, а также улучшению порядка функционирования сельскохозяйственных рынков.

Рекомендации к саммиту в Лос-Кабосе были более многочисленны и затрагивали более конкретные проблемы: усиление возможностей стран по достижению целей в сфере продовольственной безопасности, укрепление цепочек создания добавленной стоимости в сельском хозяйстве, управление сельскохозяйственными рисками, биотопливо, улучшение управления водными и земельными ресурсами, права собственности на землю и т.д. В своих рекомендациях «Деловая двадцатка» также затронула другие

сферы, в которых осуществляет свою деятельность «Группа двадцати» и которые в той или иной степени касаются продовольственной безопасности, например: улучшение торговой политики; развитие производства и занятости в сельской местности; повышение возможностей женщин-фермеров; управление рисками, связанными с волатиль-ностью цен; расширение доступа к сельскохозяйственной информации; установление прав собственности на землю; увеличение государственных инвестиций и создание благоприятных условий для частных инвесторов в сельское хозяйство.

Продовольствие и сельское хозяйство:

Движение за расширение действий в области питания

Движение за расширение действий в области питания5 сформулировало свою концепцию6 и начало деятельность в 2009 г. и с тех пор придерживается цели улучшения материнского и детского питания. Движение за расширение действий в области питания объединяет национальные правительства, ООН, представителей гражданского общества, бизнеса, исследователей и других доноров [5]. В сентябре 2010 г. была опубликована «Дорожная карта по расширению действий в области питания»7. В ней заложены основные принципы и направления поддержки усилий стран по борьбе с недостатком питания. Широкий круг заинтересованных сторон был призван к оказанию скоординированной поддержки национальных действий в нуждающихся странах.

Движение за расширение действий в области питания включает уже 33 страны. Был разработан трехлетний план действий (2012—2015 гг.) по улучшению питания в участвующих странах, большинство из которых разработали также собственные национальные механизмы в этой сфере.

Впервые «Группа двадцати» обязалась поддержать Движение за расширение действий в области питания в рамках Доклада Рабочей группы по развитию к саммиту в Каннах 2011 г. «Двадцатка» также согласилась «предоставить скоординированную поддержку региональным, национальным и общественным стратегиям и программам» [4]. Обязательство было подтверждено в финальной декларации саммита [3]. В своем докладе к саммиту «Группы двадцати» в Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» рекомендовала «скоординировать многостороннее лидерство и участие на глобальном и национальном уровнях посредством участия в Движении за расширение действий в области питания и других ключевых платформах». Она также предложила использовать число стран, участвующих в движении, в качестве показателя уровня исполнения принятых «двадцаткой» обязательств в области продовольственной безопасности [6]. В соответствии с этими рекомендациями на саммите 2012 г. в Лос-Кабосе лидеры «Группы двадцати» выразили поддержку Движению за расширение действий в области питания и призвали страны — члены «двадцатки» к активному участию в нем [1].

Обязательство предусматривает участие членов «Группы двадцати» в Движении за расширение действий в области питания как в качестве реципиентов (единственным среди членов «двадцатки» реципиентом является Индонезия), так и в качестве доноров. Для полного исполнения обязательства члены «двадцатки» должны активно участвовать в работе Движения, т.е. предпринимать соответствующие действия в период мониторинга и призывать к участию другие страны — члены «Группы двадцати».

5 SUN movement.

6 Scale Up Nutrition Framework.

7 Road Map for Scaling up Nutrition.

Средний уровень исполнения этого обязательства был низким. Только Канада, Япония, Великобритания и Европейский союз смогли выполнить обе его части. Еще четыре страны (Австралия, Германия, Индонезия и США) участвовали в Движении, но не призывали к участию другие страны.

Продовольствие и сельское хозяйство: устойчивое сельское хозяйство

В своих рекомендациях к саммиту в Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» выступила с призывом к «Группе двадцати» «расширить использование экологически устойчивых сельскохозяйственных практик, включая технологии, способствующие повышению эффективности использования водных и климатических ресурсов, в целях повышения производительности», «внедрить высокоэффективные сельскохозяйственные практики, в том числе в области ирригации» и «увеличить долю инвестиций в целях повышения эффективности водных ресурсов по отношению к общему объему инвестиций в сельское хозяйство» [6].

На саммите в Лос-Кабосе, проходившем 18—19 июня 2012 г., лидеры «двадцатки» подтвердили свое обязательство по совершенствованию сельскохозяйственных практик на национальных уровнях с акцентом на адаптации сельского хозяйства к последствиям изменений климата [10]. Это обязательство стало ответом на призывы ООН к укреплению международного сотрудничества в области использования земельных и водных ресурсов. Согласно заявлению ФАО, «усиливающаяся конкуренция за природные ресурсы, вызванная ростом численности населения и экономическим ростом, изменение климата и другие факторы обусловливают обострение проблем в области управления природными ресурсами» [14]. В столь сложных условиях особую важность приобретает привлечение внимания и принятие решений в сфере устойчивого использования земельных и водных ресурсов в сельскохозяйственной деятельности в целях «обеспечения роли земельных и водных ресурсов как фактора роста сельского хозяйства и экономики для улучшения благосостояния человечества» [14]. Для полного исполнения обязательства члены «Группы двадцати» должны были способствовать как разработке, так и ускоренному внедрению существующих технологий и сельскохозяйственных практик, наносящих минимальный вред окружающей среде. Если страна выполняла одно из указанных двух действий, исполнение считалось частичным.

Уровень исполнения данного обязательства относительно низкий. Средний балл составил +0,2. Шесть членов «двадцатки» (Китай, Италия, Япония, Корея, Саудовская Аравия и Европейский союз) не сумели выполнить обязательство; четыре страны (Германия, Индия, Мексика и Турция) частично справились с обязательством; десять стран (Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Франция, Индонезия, Россия, ЮАР, Великобритания и США) полностью выполнили обязательство.

Несколько развитых членов «Группы двадцати» не выполнили ни одной части обязательства, получив оценку «—1» (Италия, Япония, Корея, ЕС). В то же время несколько развивающихся стран смогли, выполнив обе части обязательства, добиться полного исполнения обязательства (Аргентина, Бразилия, Индонезия, Россия и ЮАР).

Примеры эффективных действий по исполнению рассматриваемого обязательства развивающимися странами включают: аргентинский проект «Programa Nacional de Agricultura Periurbana», нацеленный на помощь малым фермерским хозяйствам и муниципалитетам в совершенствовании их возможностей по развитию сельского хозяйства и экономики в целом; усилия Индонезии по внедрению новых гибридных сортов риса и механизмов по защите урожая для фермеров; российскую Государственную

программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., предусматривающую меры осуществления ирригации и совершенствования порядка использования сельскохозяйственных земель посредством улучшения ирригационных систем, финансирования исследований и профессионального обучения в данной сфере.

Среди действий развитых государств «Группы двадцати» по исполнению обязательства можно отметить следующие: австралийскую программу "Filling the Research Gap", нацеленную на поддержку исследований и разработок технологий в области снижения выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве, а также улучшение устойчивых сельскохозяйственных практик; канадскую новую рамочную программу "Growing Forward 2", включающую программы в сфере сельскохозяйственных инноваций и коммерциализации новых сельскохозяйственных технологий; британскую реформу национального рынка водных ресурсов, направленную на ускорение инновационного процесса и открытие рынка для новых компаний в целях укрепления конкуренции и выработки новых решений в сфере водоснабжения.

Преступность и коррупция

За период между саммитами в Торонто и Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» сформулировала 21 рекомендацию, касающуюся темы борьбы с коррупцией, что составляет 8% от общего числа рекомендаций за указанный период. К саммиту в Каннах было представлено шесть рекомендаций по противодействию коррупции, две из них впоследствии были отражены в документах «Группы двадцати». Следует отметить, что к тому времени «двадцатка» уже приняла 15 обязательств в данной сфере. В документах саммита в Лос-Кабосе было учтено только четыре из 15 рекомендаций «Деловой двадцатки». В итоге менее 29% (шесть из 21) рекомендаций были отражены в решениях «Группы двадцати», что является достаточно низким результатом в сравнении с другими пунктами повестки «Деловой двадцатки».

Проблемы борьбы с коррупцией обсуждаются «Группой двадцати» с саммита в Питтсбурге 2009 г. В июне 2010 г. на встрече лидеров в Торонто была создана Рабочая группа «двадцатки» по противодействию коррупции с целью выработки рекомендаций по участию группы в международных усилиях в сфере борьбы с коррупцией.

На саммите в Сеуле в ноябре 2010 г. члены «Группы двадцати» обнародовали План действий по борьбе с коррупцией, в котором предлагался набор мер по усилению борьбы с коррупцией, обеспечению целостности рынка и поддержке международного сотрудничества между членами «двадцатки».

Рекомендации «Деловой двадцатки» в сфере борьбы с коррупцией, сформулированные к саммиту в Каннах, фокусировались на нескольких вопросах: создание стимулов к противодействию коррупции для компаний; поддержка переговоров по разработке многостороннего соглашения по стандартам в отношении механизмов государственных закупок и обеспечения их прозрачности в рамках ВТО; создание совместной платформы «Группы двадцати» и «Деловой двадцатки» по вопросам коррупции; а также «развитие образования в сфере деловой этики и честности на всех уровнях государственного и частного образования». Ни одна из этих рекомендаций не была отражена в обязательствах, принятых «Группой двадцати». «Деловая двадцатка» также сделала две рекомендации, касающиеся роли государственных лидеров в борьбе с коррупцией и исполнения и мониторинга международных конвенций по борьбе с коррупцией. Эти рекомендации были учтены «двадцаткой». Следует, однако, учитывать, что эти вопросы

уже были на повестке дня «Группы двадцати» начиная с саммита в Питтсбурге, и «Деловая двадцатка» заявляла о том, что ее рекомендации основывались на Сеульском плане действий «Группы двадцати» по борьбе с коррупцией. Таким образом, рекомендации «Деловой двадцатки» носили скорее поддерживающий, нежели определяющий направление действий характер.

В своем докладе к саммиту в Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» подтвердила практически все предыдущие рекомендации по борьбе с коррупцией. Рекомендации «Деловой двадцатки» носили более специфический характер. Четыре рекомендации концентрировались на стимулах к борьбе с коррупцией для предприятий, в том числе сертификации и самоотчетности компаний относительно мер в области борьбы с коррупцией и установлении принятия таких мер в качестве условия участия в государственных тендерах. Ни одна из этих рекомендаций не была учтена «Группой двадцати». Была отражена, но без учета более конкретных предложений, рекомендация, касающаяся продвижения диалога между «Группой двадцати» и «Деловой двадцаткой» по вопросам противодействия коррупции. Единственной рекомендацией «Деловой двадцатки», которая оказалась новой для «Группы двадцати», стало предложение по продлению мандата Рабочей группы по противодействию коррупции. На саммите в Лос-Кабосе лидеры «двадцатки» приняли решение продлить его до конца 2014 г.

В 2012 г. «Группа двадцати» приняла Общие принципы действий по отказу в предоставлении убежища коррумпированным чиновникам8. На саммите в Лос-Кабосе лидеры выразили поддержку этим принципам и обязались продолжить разработку механизмов сотрудничества.

Обязательство состоит из двух частей. Для выполнения первой части члены «Группы двадцати» должны принять национальные меры, соответствующие принципам Рабочей группы по противодействию коррупции. Для выполнения второй части — принимать участие в международных механизмах сотрудничества в области отказа в предоставлении убежища коррумпированным чиновникам. Выполнение обеих частей обязательства означает его полное исполнение.

Уровень исполнения этого обязательства был наиболее низким среди всех проанализированных обязательств. Ни одному члену «Группы двадцати» не удалось полностью выполнить обе части обязательства, и только шесть стран (Австралия, Германия, Саудовская Аравия, США, Европейский союз и Россия) частично выполнили его. Стоит отметить, что Австралия и Россия способствовали развитию международного сотрудничества в рассматриваемой сфере, но не приняли мер для обеспечения исполнения соответствующего законодательства. Австралия сыграла лидирующую роль в продвижении международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в рамках механизма Комплексного партнерства АСЕАН — Австралия9. Россия как страна — председатель «Группы двадцати» сумела обеспечить утверждение списка контактных лиц сети по отказу в предоставлении убежища10, который станет частью механизма обмена информацией между членами «Группы двадцати». Остальные четыре страны, частично исполнившие обязательство, приняли национальное законодательство, соответствующее принципам непредоставления убежища коррумпированным чиновникам.

8 Common Principles for Action: Denial of Safe Haven.

9 ASEAN-Australia Comprehensive Partnership.

10 Denial of Entry Network contact list.

Финансовое регулирование: расширение доступа к финансовым услугам

Финансовое регулирование было в центре повестки дня «Группы двадцати» и «Деловой двадцатки» с момента их создания. За период с саммита в Торонто до саммита в Лос-Кабосе «Деловая двадцатка» подготовила 25 рекомендаций по финансовому регулированию, что составляет 9,5% всех рекомендаций B20. На саммите в Торонто из трех рекомендаций B20 в области финансового регулирования две были отражены в обязательствах «Группы двадцати». В Сеуле пять из шести рекомендаций бизнеса по финансовому регулированию трансформировались в обязательства и мандаты «Группы двадцати». Из 11 рекомендаций в данной сфере, подготовленных к саммиту в Каннах, шесть были впоследствии отражены в документах «двадцатки». На саммите в Лос-Кабосе три из пяти рекомендаций были отражены в решениях лидеров. В целом 64% рекомендаций B20 (16 из 25) получили оценку «+1» как отраженные в решениях «Группы двадцати», что является самой высокой оценкой среди всех сфер повестки дня «Деловой двадцатки».

Рекомендации по вопросам финансового регулирования к саммиту Торонто в целом соответствовали приоритетам «Группы двадцати». В результате рекомендации по внедрению новых требований к нормативам банковского капитала, показателям леве-риджа и ликвидности, а также по «постепенному введению новых стандартов» нашли отражение в обязательствах «двадцатки». Рекомендации «Деловой двадцатки» к саммиту в Сеуле были сосредоточены на двух важных вопросах: банковском регулировании и деятельности малых и средних предприятий (МСП). B20 также вновь повторила свою рекомендацию по укреплению надзора в банковской сфере без создания при этом препятствий для экономического роста, и она была вновь отражена в решениях «двадцатки». «Деловая двадцатка» также разработала пять рекомендаций по различным аспектам стимулирования деятельности МСП. Из них только одна очень конкретная рекомендация по созданию кредитных бюро в странах с развивающимися рынками не нашла отражения в документах «двадцатки». В докладе к саммиту в Лос-Кабосе B20 еще раз повторила предыдущие рекомендации по поддержке МСП. Рекомендация по укреплению механизмов финансирования МСП была отражена в решениях «Группы двадцати».

Структура инициативы «двадцатки» по расширению доступа к финансовым услугам с момента ее создания значительно менялась. Несмотря на растущую сложность этой инициативы, она по-прежнему сосредоточена на реализации политики в соответствии с девятью принципами инновационной финансовой включенности, одобренными на саммите «Группы двадцати» в Торонто в 2010 г.: лидерства (сформировать на широкой основе приверженность государств финансовой включенности как способу сокращения бедности); многообразия (способствовать развитию конкуренции и созданию стимулов для обеспечения стабильного доступа к финансовым услугам и использования широкого спектра доступных услуг); инноваций (содействовать технологическим и институциональным инновациям как средству расширения доступности и роста использования финансовой системы); защиты (обеспечивать комплексный подход к защите потребителей с учетом роли государства, поставщиков и потребителей услуг); расширения прав и возможностей (развивать финансовую грамотность и возможности использования финансовых услуг); сотрудничества (создавать институциональную среду с четкими механизмами подотчетности и координации государственных структур, а также поощрять партнерские отношения и прямые консультации среди представителей государства, бизнеса и других заинтересованных сторон); знания (повы-

сить качество используемых данных для проведения обоснованной политики, оценки прогресса, а также рассмотреть дополнительные возможности применения «пилотно-экспериментального» подхода, приемлемого как для регулятора, так и для поставщика услуг); пропорциональности (сформировать политику и нормативно-правовую базу, которая соразмерна с рисками и выгодами) и нормативно-правовой базы (отразить в нормативно-правовой базе: адекватный, гибкий, основанный на учете рисков режим противодействия отмыванию доходов и борьбы с финансированием терроризма; условия для использования агентских схем обслуживания клиентов; четкий режим регулирования электронных средств расчетов и рыночные стимулы для достижения долгосрочных целей широкого взаимодействия и совместимости) [13].

Действия, предпринимаемые членами «двадцатки» как в своих странах, так и за рубежом, в том числе путем участия в двусторонних или многосторонних международных механизмах развития финансовой включенности, рассматривались как исполнение обязательства. Для полного исполнения члены «Группы двадцати» должны были реализовать политику, соответствующую более чем шести вышеуказанным принципам. Принятие мер в соответствии с четырьмя-шестью принципами означает частичное исполнение, менее чем четырьмя — неисполнение.

Общий уровень исполнения «двадцаткой» этого обязательства был низким, и только четыре члена получили максимальную оценку «+1», в то время как семь членов не исполнили обязательство. Почти все развитые страны приняли меры в соответствии с не менее чем четырьмя принципами. Таким образом, уровень исполнения среди развитых членов «двадцатки» в целом был выше по сравнению с показателем для стран с растущей экономикой.

Большинство инициатив по развитию доступа к финансовым услугам были сосредоточены на внутренних рынках. Финансовая включенность стала неотъемлемой частью крупномасштабных финансовых реформ в некоторых странах — членах «двадцатки». Так, например, Китай принял 12-й Пятилетний план по развитию и реформированию финансовой индустрии, направленный, в частности, на стимулирование конкуренции между малыми и средними банками в области финансирования, обеспечение лучшего доступа к финансовым услугам и разработку инновационных финансовых услуг. Германия обязала банки разделить виды деятельности, связанные с риском, и кредитно-депозитную деятельность. Франция создала национальный реестр кредитов физическим лицам в рамках закона о потреблении. Еще одна комплексная мера, соответствующая ряду принципов финансовой включенности, — требование властей Индии к новым банкам по предоставлению схемы того, как каждый из них будет способствовать большей финансовой включенности, а также по открытию 25% филиалов в неохваченных банками районах.

Некоторые страны предприняли специальные меры, направленные на поддержку малых и средних предприятий, в частности, путем предоставления им лучшего доступа к кредитам. Так, например, Еврокомиссия приняла план действий по поддержке европейских предпринимателей и повышению предпринимательской активности, а Казначейство Великобритании объявило, что примерно 1,5 млрд долл. США будет направлено в специальный банк, который займется решением проблем долгосрочного структурного недостатка в объемах кредитования малого бизнеса. Другим примером является финансирование в сумме 167 млн долл. США, предоставленное турецким МСП, которое будет направлено на развитие новых механизмов поддержки малых и средних предприятий, в частности, связанных с выплатой процентов по кредитам. В этой области были приняты и некоторые инновационные меры. Например, в ЮАР

была разработана 10-летняя программа стимулирования взаимодействия частного сектора и государства для поддержки бизнес-инкубаторов, которые будут заниматься развитием малых, средних и микропредприятий, способствуя, таким образом, экономическому росту и повышению занятости. Япония объявила о поддержке в размере 270 млн долл. США, направляемых на создание в рамках Финансовой корпорации Японии механизма кредитования под низкие проценты для МСП.

Другой аспект финансовой включенности, которому уделили внимание многие члены «двадцатки», — развитие финансовой грамотности и образования. Примером является внедрение дополнительных курсов по экономике и финансам в учебные программы основного образования в Мексике, а также создание в Канаде специальной должности координатора национальных мер, направленных на повышение финансовой грамотности граждан.

Особое внимание некоторыми членами «двадцатки» было уделено вопросу защиты потребителей. Бразильское правительство планирует создать специальный комитет, который будет предоставлять консультации общественности по вопросам формирования цен на финансовые услуги.

Некоторые инициативы, в основном реализованные странами — членами «двадцатки» с развитой экономикой, были направлены на стимулирование финансовой включенности в других странах. В частности, Агентство США по международному развитию принимало участие в создании Альянса "Better than Cash", который призывает поставщиков услуг начать использование электронных платежей в рамках программ поддержки граждан, живущих в бедности. Австралия также оказывает помощь развивающимся странам по улучшению доступа к финансовым услугам посредством программы «Финансовые услуги для бедных», которая создает благоприятную среду для выхода на рынок и обеспечения высокого качества инновационных финансовых услуг для учреждений, предлагающих такие услуги бедным, а также помогает гражданам увеличить свой потенциал по эффективному использованию финансовых услуг.

Макроэкономика: рост в странах с развивающимися рынками

За период с саммита в Торонто до саммита в Лос-Кабосе B20 подготовила 15 рекомендаций по макроэкономической тематике, которые составляют почти 6% всех рекомендаций «Деловой двадцатки». Пять из 11 рекомендаций B20 к саммиту в Торонто были сосредоточены на макроэкономической политике, и три из них нашли отражение в решениях лидеров «Группы двадцати». К саммиту в Сеуле B20 подготовила четыре рекомендации в этой сфере, и только одна из них была отражена в документах «двадцатки». В Каннах в документах лидеров была отражена половина из шести рекомендаций бизнеса по макроэкономическим вопросам. После саммита в Каннах «Деловая двадцатка» не включала рекомендации в этой сфере в свои доклады. Таким образом, уровень отражения рекомендаций B20 по макроэкономической тематике в документах «Группы двадцати» относительно высок и составляет 46,7% (семь из 15). Однако это можно объяснить тем фактом, что макроэкономические вопросы остаются приоритетом для «двадцатки» начиная с саммита в Вашингтоне (на саммитах в Вашингтоне, Лондоне и Питтсбурге было принято 58 обязательств в этой сфере), и некоторые рекомендации, предложенные B20, таким образом поддерживали уже согласованные решения. К саммиту в Лос-Кабосе B20 не представила каких-либо рекомендаций по макроэкономическим вопросам, но призвала «Группу двадцати» стимулировать инвестиции в инфраструктуру для обеспечения роста развивающихся рынков.

Это обязательство по осуществлению ряда реформ, направленных на экономическое развитие, включая улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиций в инфраструктуру, относится к членам «Группы двадцати» с растущей рыночной экономикой, а именно Аргентине, Бразилии, Китаю, Индонезии, Индии, Мексике, России, Саудовской Аравии, ЮАР и Турции.

Целый ряд макроэкономических реформ может рассматриваться как содействующий экономическому развитию. Не все из них учитывались в рамках анализа. Особое внимание было уделено реформам, направленным на увеличение объемов инвестиций в инфраструктуру и улучшение инвестиционного климата, в том числе для малых и средних предприятий. Для полного исполнения обязательства члену «двадцатки» было необходимо принять меры в обеих сферах.

Восемь из 10 членов «двадцатки» получили максимальную оценку «+1» за реализацию ряда реформ, направленных на экономическое развитие. Средняя оценка растущих экономик «Группы двадцати» за исполнение этого обязательства, таким образом, равна 0,7.

Большинство инициатив, направленных на улучшение инвестиционного климата, затрагивали как отечественных, так и иностранных инвесторов. Они включали снижение налоговых ставок и другие льготы для инвесторов, организацию инвестиционных выставок и презентаций, совершенствование управления в этой сфере (например, создание Национального инвестиционного совета в Индии или отдела государственно-частного партнерства в рамках министерства финансов Индонезии), либерализацию прямых иностранных инвестиций и валютных курсов, а также подписание инвестиционных соглашений с другими странами.

Некоторые члены приняли меры, которые способствовали развитию МСП путем создания для них новых инвестиционных возможностей. Эти меры включают: создание инкубаторов, финансируемых на основе схемы государственно-частного партнерства, для поддержки малых, средних и микропредприятий в ЮАР; а также распоряжение властей Индии по предоставлению банками дополнительных услуг по обеспечению финансовой грамотности и консультационной поддержки для МСП, наряду с проведением политики поддержки кредитования и сокращением административных барьеров для владельцев бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство инициатив по увеличению инвестиций в инфраструктуру не носят системного характера. Однако в нескольких странах, в том числе Индии, Индонезии, Китае и Турции, эти инициативы были реализованы в рамках комплексных национальных планов развития инфраструктуры. Кроме того, Бразилия объявила о начале первого этапа масштабного плана экономического стимулирования, предусматривающего инвестиции в сумме 60 млрд долл. США в национальную инфраструктуру в течение следующих 25 лет.

Члены «двадцатки» с растущими экономиками также поддерживали развитие инфраструктуры на основе схем государственно-частного партнерства. Так, например, Мексика приняла новые Положения и руководящие принципы как дополнение к закону о государственно-частном партнерстве. Другой пример инновационного подхода к стимулированию развития инфраструктуры — план властей Индонезии финансировать государственные инфраструктурные проекты путем выпуска номинированных в рупиях исламских облигаций. Эта инициатива, как ожидается, привлечет как отечественных инвесторов, так и заинтересованные стороны из других исламских государств.

Рекомендации В20 в сфере макроэкономической политики, отразившиеся в решениях лидеров, в основном касаются традиционных вопросов повестки дня «двад-

цатки». Принимая во внимание ограниченную ценность повторения рекомендаций, которые уже были учтены «двадцаткой», B20 должна сосредоточиться на приоритетах, которые сохраняют свою актуальность, но которыми «Группа двадцати» ранее пренебрегала; или/и разрабатывать рекомендации по поддержке структурных реформ, которые являются основой обеспечения роста и создания рабочих мест, с учетом национальных особенностей и текущей ситуации в странах «двадцатки».

Заключение

Средний уровень исполнения обязательств «Группы двадцати», основанных на рекомендациях «Деловой двадцатки», оказался ниже, чем уровень исполнения всех обязательств в целом. Очевидно, что «Деловой двадцатке» необходимо учитывать возможности «Группы двадцати» по исполнению разрабатываемых рекомендаций. Высокий уровень включенности рекомендаций в документы «двадцатки» не гарантирует их исполнения. «Деловая двадцатка» должна обеспечить преемственность приоритетных рекомендаций в рамках своего диалога с «Группой двадцати» и включаться в процесс их реализации, принимая более активное участие в осуществлении согласованных «двадцаткой» инициатив и проектов как на национальном, так и на международном уровне. Необходим анализ прогресса исполнения «Группой двадцати» обязательств, основанных на рекомендациях «Деловой двадцатки», результаты такого мониторинга должны быть открыты для обсуждения, что позволит поднять уровень эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати».

Литература

1. Итоговая декларация лидеров «Группы двадцати» // Президент России. 19.06.2012. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2012/2012-0619-loscabos.html (дата обращения: 21.06.2013).

2. Постановление Правительства Российской Федерации N 1073 // Российская газета. 21.12.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/12/30/nadbavki-dok.html (дата обращения: 21.03. 2013).

3. Финальная декларация саммита «Группы двадцати» в Каннах «Построение нашего общего будущего: возобновление коллективных действий для всеобщего блага» // Президент России. 03.11.2011. URL: http://kremlin.ru/ref_notes/1072 (дата обращения: 21.06.2013).

4. 2011 Report of the Development Working Group // G20 Information Centre (Toronto). 28.10.2011. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2011/2011-cannes-declaration-111104-en.html (date of access: 21.06.2013).

5. About Scaling Up Nutrition. URL: http://scalingupnutrition.org/about#countries_reveal (date of access: 21.06.2013).

6. B20 Task Force Recommendations. June 2012. URL: http://b20.org/documentos/B20-Complete-Report.pdf (date of access: 21.06.2013).

7. Cannes Summit Final Declaration: Building Our Common Future // G20 Information Centre (Toronto). 04.11.2011. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2011/2011-cannes-declaration-111104-en.html (date of access: 27.07.2013).

8. G8 and G20 Reference Manual for Commitment and Compliance Coding // National Research University "Higher School of Economics". URL: http://www.hse.ru/en/org/hse/iori/G20_analytics# method (date of access: 29.07.2013).

9. G20 Labour and Employment Ministers' Conclusions // G20 Information Centre (Toronto). URL:http://www.g20.utoronto.ca/2011/2011-labour-110927-en.html (date of access: 21.02.2013).

10. G20 Leaders Declaration // G20 Information Center (Toronto). 19.06.2012. URL: http://www. g20.utoronto.ca/2012/2012-0619-loscabos.html (date of access: 21.06.2013).

11. G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit // G20 Information Centre (Toronto). 25.09.2009. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html#jobs (date of access: 21.02.2013).

12. The G20 Toronto Summit Declaration // G20 Information Centre (Toronto). 27.06.2010. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/to-communique.html. (date of access: 21.02.2013).

13. Principles for Innovative Financial Inclusion // G20 Information Centre. 27. 06. 2010. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/to-principles.html (date of access: 20.02.2013).

14. Report 16: International Cooperation for Sustainable Land and Water Management // Food and Agriculture Organization of the United Nations (Rome). 2011. URL: http://www.fao.org/fileadmin/ templates/solaw/files/thematic_reports/TR_16_web.pdf (date of access: 29.07.2013).

15. Roadmap on Improving Access to Energy Infrastructure // Agency for Strategic Initiatives (Moscow). June 2012. URL: http://asi.ru/initiatives/npi/energetica/ (date of access: 18.04.2013).

16. Roadmap on Improving the Business Climate in the Construction Industry // Agency for Strategic Initiatives (Moscow). August 2012. URL: http://asi.ru/initiatives/npi/stroitelstvo/ (date of access: 18.04.2013).

17. Roadmap on Improving Customs Administration // Agency for Strategic Initiatives (Moscow). June 2012. URL: http://asi.ru/initiatives/npi/tamozhnya/ (date of access: 18.04.2013).

18. Roadmap on Supporting Access to Foreign Markets, and Export Support // Agency for Strategic Initiatives (Moscow). June 2012. URL: http://asi.ru/initiatives/npi/export/ (date of access: 18.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.