ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Чуланова О. Л.
профессор кафедры управления персоналом БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Сургутский государственный университет»,
доктор экономических наук, доцент
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРЕЙДИНГ ПРИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА
Efficiency of introduction of technology of grading at motivation and stimulation of the personnel
Аннотация. В статье представлена эффективность внедрения технологии грейдинг при мотивации и стимулировании персонала. Рассмотрена структура заработной платы до и после внедрения грейдинга.
Ключевые слова: грейдинг, система грейдов, мотивация персонала
Annotation. The article presents the effectiveness of introducing grading technology in motivating and stimulating staff. The structure of wages before and after the introduction of grading is considered.
Keywords: grading, grading system, staff motivation
Система грейдов достаточно удобна. По такой системе работают многие ведущие компании мирового бизнеса. [1-12]
Среди других банков ее используют Сити Банк, Банк Москвы, ABN AMRO, Ренессанс Капитал, а также такие компании как ТНК-BP, Pepsi, IBM, General Electric и др.
Структура заработной платы до и после внедрения грейдинга в региональном банке представлена рисунке 1. Формализация этапов реализации данной технологии и методика представлена в более ранних публикациях [13].
Рисунок 1 - Структура заработной платы до и после внедрения грейдинга в региональном банке
Получается до внедрения технологии грейдинг структура заработной платы включала: оклад, персональную надбавку, ежемесячную премию, квартальные премии, вознаграждения и выплаты. После внедрения технологии грейдинг она включает оклад, увеличенный на % размера ежемесячной премии, с добавлением бонусов и оплаты по премиальным листам и квартальные премии, вознаграждения и выплаты. Сумма оклада увеличивается и соответственно увеличивается и размер заработной платы.
Внедрение этой системы упрощает расчет выплат, вознаграждений.
Бонусы и премии являются так же эффективными средствами для мотивации и стимулирования персонала банка. Премиальный лист за
осуществление операций обслуживания физических лиц работниками розничного блока представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Премиальный лист за осуществление операций обслуживания _физических лиц работниками розничного блока_
№ п\п Наименование операции Размер премии за выполнение 1 операции, руб.
1 2 3
Операции с банковскими картами
1. Открытие картсчетов международных карт 46,20
2. Подключение SMS- выписки 15,40
3. Страхование банковских карт 42,40
Операции, связанные с кредитованием
4. Овердрафт
4.1. Прием заявления на овердрафт 52,0
4.2. Оформление дополнительного соглашения на овердрафт 20,0
5. Оформление кредитной карты
5.1. Прием заявления на выдачу кредитной карты 67,0
5.2. Оформление договора на выдачу кредитной карты 27,0
Платежи и переводы
6. Переводы физических лиц 5,0
7. Прием целевых платежей 3,0
8. Валютно- обменные операции 9,10
Прочие
9. Открытие депозитного вклада
9.1 - на срок до 1 года 100,0
9.2 - на сумму более 5000 рублей, сроком более 1 года 250,0
9.3 - на сумму менее 5000 рублей, сроком более 1 года 100,0
10. Операции с драгоценными металлами 58,0
11. Реализация сувенирной продукции 100,0
Расчет индивидуальной премии работника за осуществление операций обслуживания физических лиц по премиальному листу имеется в таблице 2.
Таблица 2 - Расчет индивидуальной премии работника за осуществление операций обслуживания физических лиц по премиальному листу_
Перечень операций Стоимос ть 1 операци и в руб. Фактическое выполнение бизнес-показателей
Сотрудн ик 1 Сотру дник 2 Сотруд ник 3 Сотрудн ик 4 Сотру дник 5 ИТОГО
Открытие депозитного вклада:
-на срок до 1 года 100,00 200,00 0,00 0,00 200,00 100,00 500,00
-на сумму менее 5000 рублей, сроком более 1 года 100,00 100,00 0,00 0,00 0,00 0,00 100,00
-на сумму более 5000 рублей, сроком более 1 года 250,00 7 250,00 0,00 500,00 5 500,00 3 250,00 16 500,00
Открытие и ведение
картсчетов расчетных межд.карт (в рублях) 46,20 1 247,40 92,40 323,40 1 339,80 877,80 3 880,80
Оформление заявления на выдачу кредитной карты 67,00 0,00 0,00 67,00 67,00 0,00 134,00
Выдача кредитной карты 27,00 0,00 0,00 0,00 27,00 0,00 27,00
Овердрафт (прием заявления) 52,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Овердрафт (выдача) 20,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Переводы физических лиц 5,00 755,00 0,00 190,00 495,00 545,00 1 985,00
Прием целевых платежей 3,00 324,00 0,00 66,00 198,00 189,00 777,00
Валютнообменные операции 9,10 245,70 0,00 54,60 9,10 300,30 609,70
Подключение БМБ-выписки 15,40 492,80 46,20 154,00 492,80 246,40 1 432,20
Страхование банковских карт 42,40 0,00 0,00 0,00 127,20 0,00 127,20
Операции с драгметаллами 58,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Сувенирная продукция 100,00 1 300,00 1 400,00 700,00 3 800,00 400,00 7 600,00
Премия (ПРинд.) 11 914,90 1 538,60 2 055,00 12 255,90 5 908,50 33 672,90
Расчет премии работников структурных подразделений банка представлен в таблице
3.
Таблица 3 - Расчет премии работников структурных подразделений в _региональном банке за месяц_
Сотрудник (ФИО) База (БЗ) Кд КПН Ккпэ.мес. КТУ ПР (БЗ х Кд х КПН х Ккпэ.мес. х КТУ)
Бизнес - подразделения:
Отдел 1:
Сотрудник 1 17 250,00 1,00 0,30 1,16 0,80 4 802,40
Сотрудник 2 3 250,00 1,00 0,30 1,16 1,00 1 131,00
Сотрудник 3 13 000,00 1,00 0,30 1,16 1,00 4 524,00
ИТОГО: 33 500,00 10 457,40
Отдел 2:
Сотрудник 1 3 540,00 1,00 0,30 0,96 1,00 1 019,52
Сотрудник 2 0,00 1,00 0,30 0,96 0,00 0,00
Сотрудник 3 26 400,00 1,00 0,30 0,96 1,00 7 603,20
ИТОГО: 29 940,00 8 622,72
Подразделения бизнес - поддержки:
Отдел 1:
Сотрудник 1 4 500,00 1,00 0,30 1,00 1,00 1 350,00
Сотрудник 2 12 000,00 0,7 0,30 1,00 1,00 2 520,00
Сотрудник 3 1 257,00 1,00 0,30 1,00 1,00 377,10
ИТОГО: 40 507,00 4 247,10
Обеспечивающие подразделения:
Отдел 1:
Сотрудник 1 13 300,00 0,3 0,21 1,00 0,50 418,95
Сотрудник 2 10 500,00 1,00 0, 21 1,00 1,00 2 205,00
ИТОГО: 23 800,00 2 623,95
ИТОГО по банку: 127 747,00 25 951,17
Таким образом, данная система является прозрачной, легко управляемой и конкурентоспособной на рынке [14-17]. Мотиваций является процесс, который побуждает каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Способы мотивации бывают материальные и нематериальные.
Стимулированием служит такой инструмент управления мотивацией работника, с помощью которого происходит побуждение к активной деятельности с использованием различных стимулов, способных удовлетворить человеческие потребности. Во многообразии методов стимулирования персонала можно выделить экономические, организационно-административные и социально-психологические.
На сегодняшний день грейдинг является оправданной системой начисления должностных окладов, позволяющей навести порядок в базовой части оплаты труда. Именно система грейдов позволяет «увязать» оплату труда и логику бизнеса, а также развязать узел проблем, связанных с мотивацией персонала[4; 14-17] .
Хотя при разработке грейдов требуется много временных и материальных ресурсов, но в результате грейдинга организация получит инструмент, объединяющий в единую систему все основные элементы управления персоналом, включающую оплату труда, оценку, аттестацию сотрудников, а так же его обучение, мотивацию и стимулирование.
Региональный банк имеет репутацию надежного и стабильного банка,
функционирующего на финансовом рынке Российской Федерации,
оказывающего своим клиентам полный спектр банковских услуг и имеющий
83
разветвленную территориальную сеть. С целью мотивации и стимулирования работников в региональном банке применятся персональные надбавки, ежемесячные и квартальные премии, вознаграждения и выплаты.
Грейдинг позволяет определить относительную ценность каждой должности с точки зрения общей стратегии развития регионального банка, создать эффективную систему вознаграждения, оптимизировать управление фондом оплаты труда, проясняет возможности карьерного развития для каждого сотрудника.
Литература
1. Бритова, В.С. Развитие системы грейдов в компании / В.С. Бритова // Инициативы XXI века. - 2011. - №3. - С. 11-12.
2. Мансуров, Р.Е. Опыт внедрения грейдинга / Р.Е. Мансуров [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.hr-j ournal .ru/arti cl es/mp/mp_781.html.
3. Семенова, В.Н. Грейдинг, как эффективный метод удержания персонала / В.Н. Семенова // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1-2. - С. 137-142.
4. Семенова, В.Н. Использование системы грейдов при мотивации персонала / В.Н. Семенова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2010. - № 156. - С. 81-85.
5. Слипачук, С. Система грейдов: методика определения должностных окладов / С. Слипачук [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/sistema-greydov-metodika-opredeleniya-dolzhnostnyh-okladov.
6. Чемеков, В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / В.П. Чемеков. - М.: Вершина, 2007. - 208 с.
7. Чуланова, О. Л. Грейдинг как технология привлечения и удержания высококвалифицированных управленческих кадров / О.Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - № 5 (24) [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN514.pdf.
8. Чуланова О. Л. Грейдинг как система мотивации трудовой деятельности персонала организации / Н. А. Мокрянская, О. Л. Чуланова // Журнал исследований по управлению. 2016. Т. 2. №. 4. C. 1-1. DOI: 10.12737/20294
9. Чуланова, О. Л. Современные технологии консультирования в области управления персоналом / О. Л. Чуланова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2008. - Т. 91. - С. 262-271
10. Чуланова, О. Л. Управление персоналом на основе компетенций : монография / О. Л. Чуланова. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 122 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).
11. Чуланова, О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О. Л. Чуланова.- М. : ИНФРА-М, 2015. - 217 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).
12. Чуланова, О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с. (+ Доп. мат. znanium.com. -Научная мысль).
13. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О. Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 292 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011696-9
14. Чуланова, О. Л. Применение компетентностного подхода при разработке системы оплаты труда персонала [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - №6(25). - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/15EVN614.pdf.
15. Чуланова, О. Л. Классификация компетенций как социально-экономического явления / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - №6. - С. 119-128.
16. Kirillov, A.V., Vinichenko, M.V., Melnichuk, A.V., Melnichuk, Y.A., Lakina, Y. (2015) Higher education institutions grading: Administrative and support personnel. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, 5(Special Issue), 173-182.
17. Bakhtina O.Y., Kirillov A.V., Matyash S.A., Urzha O.A. (2015) The development of technology for higher education institution's administrative personnel assessment. International Education Studies. Vol. 8. № 5. P. 179-190. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v8n5p179.