Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карвунис Ю.А., Ложкина М.Б., Капилевич Л.В.

Цель исследования - выявить эффективность применения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании детей на примере программ спортивно-туристской направленности. Методика и организация исследования. Оценка эффективности электронного обучения по программам дополнительного образования туристской направленности осуществлялась по следующим объединенным блокам компетенций: «краеведение», «экология», «безопасность», «командная работа», «техника туризма и спортивная подготовка», «физическая подготовка», «исследование и творчество». Результаты исследования и выводы. Показано, что использование форматов смешанного обучения при рассмотрении тем по краеведению, экологии, безопасности жизнедеятельности способствует более качественному усвоению материала и повышению мотивации обучающихся. В то же время при формировании компетенций по блоку «техника туризма и спортивная подготовка» использование дистанционных форм обучения имело низкую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карвунис Ю.А., Ложкина М.Б., Капилевич Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-TRAINING (DISTANCE LEARNING) ELEMENTS FOR SUPPLEMENTARY SPORTS TOURISM EDUCATION SERVICE: BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to analyze benefits of modern electronic training elements for the supplementary education system, with the children’s and youth sports tourism service taken for the case study. Methods and structure of the study. The first stage of the study in April-May 2020 was designed to update the academic curriculum and implement distance learning elements, and provide a special electronic training basics course for the school physical education teachers to make them fit for the new service format. Results and conclusion. The study data and analyses generally showed benefits of modern electronic training elements for the supplementary children’s and youth sports tourism supplementary education service, particularly in the Local History, Ecology and Life Safety competence module where the distance learning tools were found to effectively facilitate progress due to special motivations. The distance learning formats with a wide variety of modern electronic training tools, however, were tested little beneficial for practical tourist skills and competitive performance in the sports tourism events.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

эффективность внедрения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании спортивно-туристской направленности

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 12.07.2021 г.

Ю.А. Карвунис1 Доцент М.Б. Ложкина1

Доктор медицинских наук, профессор Л.В Капилевич1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

E-TRAINING (DISTANCE LEARNING) ELEMENTS FOR SUPPLEMENTARY SPORTS TOURISM EDUCATION SERvICE: BENEFITS ANALYSIS

Y.A. Karvunis1

Associate Professor M.B. Lozhkina' Dr. Med., Professor L.V. Kapilevich1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: juliakarvounis@gmail.com

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность применения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании детей на примере программ спортивно-туристской направленности. Методика и организация исследования. Оценка эффективности электронного обучения по программам дополнительного образования туристской направленности осуществлялась по следующим объединенным блокам компетенций: «краеведение», «экология», «безопасность», «командная работа», «техника туризма и спортивная подготовка», «физическая подготовка», «исследование и творчество».

Результаты исследования и выводы. Показано, что использование форматов смешанного обучения при рассмотрении тем по краеведению, экологии, безопасности жизнедеятельности способствует более качественному усвоению материала и повышению мотивации обучающихся. В то же время при формировании компетенций по блоку «техника туризма и спортивная подготовка» использование дистанционных форм обучения имело низкую эффективность.

Ключевые слова: спортивный туризм, детско-юношеский туризм, электронное обучение, дополнительное образование.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of modern electronic training elements for the supplementary education system, with the children's and youth sports tourism service taken for the case study.

Methods and structure of the study. The first stage of the study in April-May 2020 was designed to update the academic curriculum and implement distance learning elements, and provide a special electronic training basics course for the school physical education teachers to make them fit for the new service format. Results and conclusion. The study data and analyses generally showed benefits of modern electronic training elements for the supplementary children's and youth sports tourism supplementary education service, particularly in the Local History, Ecology and Life Safety competence module where the distance learning tools were found to effectively facilitate progress due to special motivations. The distance learning formats with a wide variety of modern electronic training tools, however, were tested little beneficial for practical tourist skills and competitive performance in the sports tourism events.

Keywords: sports tourism, children's and youth sports tourism, electronic training, supplementary education.

и

ra у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с га

О (U .с Н

Введение. Вызовы современной действительности продолжают оказывать значительное влияние на все сферы человеческой деятельности. Пандемия Covid-19 в 2020 г привела к внезапному и незапланированному переходу к он-лайн-образованию, когда все образовательные учреждения были вынуждены закрыться и все мероприятия были переведены в онлайн-режим практически мгновенно; временного периода для изменения образовательных программ, которые были разработаны в контексте традиционного очного обучения у организаций не было [1]. При этом если общеобразовательные учреждения, учреждения высшего и среднего профессионального образования в той или иной степени оказались готовы к переходу, то организации дополнительного образования, в первую очередь спортивной и практической направленности, столкнулись с серьезными сложностями на этом пути [2].

Цель исследования - выявить эффективность применения компонентов электронного обучения в дополнительном

образовании детей на примере программ спортивно-туристской направленности.

Методика и организация исследования. Первый этап исследования представлял собой подготовительный период, направленный на актуализацию образовательных программ с учетом внедрения компонентов дистанционной работы и был реализован в апреле-мае 2020 г Было оказано содействие в методическом сопровождении работы педагогов дополнительного образования в электронной среде. В исследовании приняли участие шесть отделений спортивно-туристской направленности в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи Томской области. Общее количество обучающихся составило 72 человека. В программе также приняли участие восемь педагогов дополнительного образования и три преподавателя НИ ТГУ.

Второй этап стартовал с началом учебного года и продлился с сентября по декабрь 2020 г На данном этапе осуществлялось внедрение элементов электронного обучения в работу отделе-

64

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

ний и реализовывались иные варианты дистанционной работы с обучающимися. Электронная образовательная среда включала в себя наиболее простые инструменты взаимодействия, в частности социальные сети и мессенджеры. Для систематизации информационных блоков и заданий была использована открытая онлайн-платформа Google classroom. Платформа также позволила фиксировать промежуточные результаты освоения обучающимися образовательной программы.

Теоретический материал по всем блокам компетенций образовательных программ был представлен в формате презентаций, текстов и видео. Для организации интерактивной работы, подготовки онлайн-тренажеров и заданий в игровой форме были использованы ресурсы: learningapps. org, classflow.com, linoit.com, flippity.net, h5 p.org и другие. Педагогами были созданы аудиогиды и аудиогиды-квесты на платформе izi.travel, с помощью которых обучающиеся могли совершать прогулки по городу на свежем воздухе, с сохранением предусмотренных физических нагрузок и выполнением разнообразных заданий, что позволило без нарушения противоэпидемиологических предписаний организовать сходную с традиционным обучением по данному направлению деятельность. С помощью социальных сетей и виртуальной доски были организованы варианты командной работы обучающихся.

Третий этап исследования проводился в январе-феврале 2021 г. и включал сравнительный анализ сформированности блоков компетенций у обучающихся. Усвоение теоретических аспектов анализировалось с помощью повторного тестирования, практические и коммуникационные навыки оценивались в группах обучающихся в походах выходного дня в зимний период [4].

Исходя из взаимосвязи возраста обучающихся и характера детско-юношеского туризма для исследования нами были выделены четыре возрастные группы: 9-11 лет (познаватель-но-деятельностный); 12-13 лет (деятельностно-познаватель-ный); 14-15 лет (эмоционально-деятельностный); 16-18 лет (эмоционально-познавательный) [3]. Влияние гендерного фактора в данном исследовании не рассматривалось.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка эффективности электронного обучения по программам дополнительного образования туристской направленности осуществлялась по следующим объединенным блокам компетенций: «краеведение», «экология», «безопасность», «командная работа», «техника туризма и спортивная подготовка», «физическая подготовка», «исследование и творчество». Влияние перехода на дистанционный формат обучения по блоку «краеведение», который включает знание особенностей региона и его основных туристско-рекреационных объектов, оказалось положительным. Работа с интерактивными картами и краеведческой информацией в электронной среде во всех возрастных группах способствовала улучшению обобщенных результатов данного блока на 20,5 балла, что явилось лучшим показателем в сравнении с остальными блоками компетенций. При этом наибольший прирост в 24 балла был продемонстрирован в возрастной группе обучающихся 9-11 лет. Для данного возраста, на наш взгляд, целесообразно сохранить элементы онлайн-обучения по темам знакомства с регионом проживания, особенно в игровой форме.

Относительно сходные между собой положительные результаты были получены по компетенциям: «экология» (14 баллов), «безопасность» (13,7 балла), «командная работа» (14 баллов), «исследование и творчество» (11,5 балла). К блоку «экология» мы относили компетенции, направленные на знание способов сохранения природы и бережного отношения к рекреационным ресурсам. Блок «безопасность» включал знания и навыки, необходи-

мые для обеспечения безопасности путешествия и умения оказать первую помощь. Посредством интерактивных материалов и заданий удалось привлечь внимание обучающихся к проблеме экологии и безопасности в туризме, поэтому в целом знания были сохранены и незначительно дополнены. К блоку «командная работа» были отнесены компетенции в области межличностных коммуникаций, в частности умение сотрудничать и работать в туристской группе. В блок «исследование и творчество» были включены навыки поисково-исследовательской, проектной и творческой деятельности. Коммуникации в онлайн-сре-де, в том числе выполнение совместных исследовательских и творческих задач, также способствовали некоторым положительным изменениям по данным компетенциям.

При этом следует отметить, что блок «физическая подготовка» практически не показал положительных изменений в оценках, рост составил 1,8 балла по обобщенной оценке для всех возрастных групп.

При этом следует отметить, что блок «техника туризма и спортивная подготовка» показал отрицательную динамику, снижение составило 16 баллов, что, по нашему мнению, свидетельствует о значительных сложностях при формировании специальных туристских и спортивных компетенций в условиях дистанционного обучения. К данному блоку были отнесены умения и навыки установки палатки, укладки рюкзака, разжигания костра, ориентирование на местности, а также подготовка с элементами спортивно-оздоровительного туризма. При этом в возрастной группе подростков 14-15 лет показатель по блоку снизился на 18 баллов, а в процессе соревновательной деятельности в данной группе был зафиксирован незначительный спортивный регресс по сравнению с предыдущими периодами.

Выводы. В результате проведенного исследования были сделаны выводы об относительной эффективности внедрения онлайн-обучения при реализации программ дополнительного образования детей и молодежи спортивно-туристской направленности. В частности, использование форматов смешанного обучения при рассмотрении тем по краеведению, экологии, безопасности жизнедеятельности способствует более качественному усвоению материала и повышению мотивации обучающихся. В то же время дистанционный формат с использованием даже широкого спектра современных инструментов электронного обучения не позволяет в полной мере освоить практические навыки и организовать эффективную спортивно-тренировочную деятельность.

Литература

1. Оборин М.С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14. - № 5. - С. 153-163.

2. Петров П.К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.

References

1. Oborin M.S. Vliyanie pandemii COVID-19 na obrazovatelnyiy protsess [Impact of COVID-19 pandemic on educational process]. Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. V. 14. No. 5. pp. 153-163.

2. Petrov P.K. Tsifrovye informatsionnye tekhnologii kak novy etap v razvitii fizkulturnogo obrazovaniya i sferyi fizicheskoy kultury i sporta [Digital information technologies as new stage in development of physical education and physical education and sport sector]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 3.

3. Karvunis J.A., Kapilevich L.V. Physical education and sports components of educational programs in children's and youth tourism sector. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2020(10), pp. 1-15.

4. Karvunls Yu.A., Kapilevich L.V. State and prospects of development of active tourism among youth of Tomsk region. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2014, (10), pp. 62-65.

№10 • 2021 Октябрь | October http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.