Научная статья на тему 'Эффективность управления немонетарными факторами инфляции в Северо-Западном федеральном округе'

Эффективность управления немонетарными факторами инфляции в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМОНЕТАРНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНФЛЯЦИЯ / УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ФАКТОРОВ / NON-MONETARY FACTORS / INFLATION / INFLATION RATE / VOLATILITY / TYPOLOGY OF FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Космачева Надежда Михайловна, Бушенева Юлия Ивановна

В статье приводится обзор немонетарных факторов, оказывающих влияние на инфляционные процессы в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО). Указанные факторы в регионе разделяются на две группы: краткосрочные, оказывающие влияние на инфляцию на протяжении года, и долгосрочные, воздействующие на уровень цен в более длительном периоде. Долгосрочными для СЗФО выступают такие группы как структурные, фискальные, институциональные, рыночные, природные. По мнению авторов статьи не все факторы одинаково воздействуют на инфляцию в длительном периоде. Наиболее существенное влияние на уровень цен и их волатильность оказывают несбалансированность и ограниченность инвестиционной политики, удорожание добычи ресурсов, размер налогов, процедуры налогообложения, увеличение пенсионного возраста, перспективы монополизации цифровых активов. Приведенные факторы характеризуются динамичностью, с течением времени меняется их число и перечень. В заключении статьи делается вывод о том, что в настоящее время не выработано универсальной модели агрегирования немонетарных факторов, в связи с этим необходимо отбирать их отдельно для каждого временного периода и региона для формирования «дорожных карт» по управлению ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Космачева Надежда Михайловна, Бушенева Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient management of non-monetary factors of the Northwest Federal District inflation

The article gives an overview of non-monetary factors affecting inflationary processes in the North-Western Federal District (NWFD). These factors in the region are divided into two groups: short-term, affecting inflation during the year, and long-term, affecting the price level in a longer period. Structural, fiscal, institutional, market, and natural groups are long term for the NWFD. According to the authors of the article, not all factors have the same effect on inflation in the long term. The most significant impact on the price level and its volatility is caused by imbalance and limited investment policy, higher costs of resource extraction, the size of taxes, taxation procedures, increasing of retirement age, prospects for monopolization of digital assets. The above-mentioned factors are characterized by dynamism, their number and list are changing in the course of time. In summary of the article the conclusion is drawn that now there is not elaborated a universal model of aggregation of non-monetary factors, in this connection it is necessary to select them separately for each time period and region for formation of the "road maps" on their management.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления немонетарными факторами инфляции в Северо-Западном федеральном округе»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 336.74

Космачева Н. М., Бушенева Ю. И.

Эффективность управления немонетарными факторами инфляции в Северо-Западном федеральном округе

В статье приводится обзор немонетарных факторов, оказывающих влияние на инфляционные процессы в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО). Указанные факторы в регионе разделяются на две группы: краткосрочные, оказывающие влияние на инфляцию на протяжении года, и долгосрочные, воздействующие на уровень цен в более длительном периоде. Долгосрочными для СЗФО выступают такие группы как структурные, фискальные, институциональные, рыночные, природные. По мнению авторов статьи не все факторы одинаково воздействуют на инфляцию в длительном периоде. Наиболее существенное влияние на уровень цен и их волатильность оказывают несбалансированность и ограниченность инвестиционной политики, удорожание добычи ресурсов, размер налогов, процедуры налогообложения, увеличение пенсионного возраста, перспективы монополизации цифровых активов. Приведенные факторы характеризуются динамичностью, с течением времени меняется их число и перечень. В заключении статьи делается вывод о том, что в настоящее время не выработано универсальной модели агрегирования немонетарных факторов, в связи с этим необходимо отбирать их отдельно для каждого временного периода и региона для формирования «дорожных карт» по управлению ими.

Ключевые слова: немонетарные факторы, инфляция, уровень инфляции, волатильность, типология факторов.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.73.45 Денежное обращение. Инфляция.

ВАК: 08.00.10

Kosmasheva N. M., Busheneva Yu. I.

Efficient management of non-monetary factors of the Northwest Federal District inflation

The article gives an overview of non-monetary factors affecting inflationary processes in the North-Western Federal District (NWFD). These factors in the region are divided into two groups: short-term, affecting inflation during the year, and long-term, affecting the price level in a longer period. Structural, fiscal, institutional, market, and natural groups are long term for the NWFD. According to the authors of the article, not all

© Космачева Н. М., Бушенева Ю. И., 2019 © Kosmasheva N. M., Busheneva Yu. I., 2019

factors have the same effect on inflation in the long term. The most significant impact on the price level and its volatility is caused by imbalance and limited investment policy, higher costs of resource extraction, the size of taxes, taxation procedures, increasing of retirement age, prospects for monopolization of digital assets. The above-mentioned factors are characterized by dynamism, their number and list are changing in the course of time. In summary of the article the conclusion is drawn that now there is not elaborated a universal model of aggregation of non-monetary factors, in this connection it is necessary to select them separately for each time period and region for formation of the "road maps" on their management.

Key words: non-monetary factors, inflation, inflation rate, volatility, typology of factors.

JEL classifications: Е 31, Е 52

Как отмечается в специальной литературе, «за последние полстолетия природа инфляции претерпела радикальные изменения, если ранее рост цен на 90 % был монетарным явлением, то сегодня он уже примерно на 70 % определяется немонетарными факторами» [4, с. 6]. Если ответственность за первую группу факторов лежит на Центральном Банке РФ (ЦБ РФ), то вторая группа не зависит от денежно-кредитной политики ЦБ РФ и является сферой ответственности федеральных и региональных органов власти, которые формируют и проводят в стране в целом или в определенном регионе экономическую политику. В итоге может сложиться ситуация, когда «даже абсолютно правильная и предельно сбалансированная политика ЦБ РФ по регулированию темпов инфляции может быть нарушена различными шо-ками со стороны немонетарных факторов» [4, с. 6]. Указанные тезисы подчеркивают важность исследования немонетарных факторов инфляции, особенно на региональном уровне.

Цель статьи состоит в выявлении немонетарных факторов, формирующих условия для инфляционных рисков в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО). В ходе исследования были определены немонетарные факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на рост цен в СЗФО и дана характеристика отдельным факторам.

Изучение влияния немонетарных факторов на инфляционные процессы берет свое начало с развития кейнсианской теории инфляции, когда была пересмотрена традиционная привязка уровня цен исключительно к денежной массе, а процесс инфляции стал рассматриваться как совокупное влияние разных групп факторов, включая немонетарные [4, с. 6]. Изучению данного явления было уделено внимание в работах О. Дмитриевой, Д. Ушакова, В. М. Гильмундинова, А. О. Денисова, Е. В. Балацкого, Н. А. Екимовой, А. Н. Зубец и др.

В докладе Центрального Банка РФ «О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности» приведена следующая типология немонетарных факторов:

- внешние факторы (внешнеэкономические условия);

- структурные факторы (состояние основных фондов, предложение и качественные параметры рабочей силы, технологический уровень производства, транспортная, логистическая инфраструктура, уровень концентрации рынков);

- фискальная политика (дефицит бюджета и налоговая политика),

- институциональные факторы (нормативно-правовая среда);

- факторы предложения товаров и услуг;

- природные факторы (погодные, эпизоотические и фитосанитар-ные условия).

Отметим, что в СЗФО в 2019 г. годовая инфляция снизилась в октябре до 3,7 % с 3,9 % в сентябре и осталась ниже, чем в целом по России (3,8 %) [7].

По оценке ЦБ РФ среди немонетарных факторов замедлению инфляции способствовали:

- рост производства сельхозпродукции (увеличение предложения мясных продуктов, рекордный урожай сахарной свеклы, хороший урожай овощей, рост тепличного хозяйства);

- насыщенность рынка (снижение цен на электротовары, телерадиотехнику, смартфоны);

- снижение жилищно-коммунальных тарифов в отдельных регионах округа (в Республике Коми после проверки обоснованности повышения платы на капитальный ремонт многоквартирных домов в октябре 2019 г. ее размер был пересмотрен в меньшую сторону);

- эффект базы в стоимости авиабилетов и гостиничных услуг, рост конкуренции.

Среди немонетарных факторов по оценке ЦБ РФ к ускорению инфляции привели:

- прирост цен на парфюмерно-косметические товары (завершение летних дисконтных акций в крупных магазинах);

- сокращение (как и в целом по стране) предложения некоторых импортных фруктов из-за неблагоприятной ситуации на мировых рынках;

- снижение поставок местных овощей из-за технологических перерывов в тепличном хозяйстве.

Указанные факторы определяют динамику инфляции и влияют на показатели инфляции в краткосрочном (менее года периоде), но имеется и целый ряд долгосрочных факторов немонетарного характера, определяющих рост показателей инфляции.

В соответствии с типологией немонетарных факторов ЦБ РФ и утвержденными им же основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 г. и период 2020 и 2021 гг. [1] можно свести в таблицу все долгосрочные внутрироссий-ские немонетарные факторы, оказывающие и способные оказать влияние на увеличение показателей инфляции в СЗФО (см. табл. 1).

Таблица 1

Долгосрочные внутрироссийские немонетарные факторы, оказывающие и способные оказать влияние на увеличение показателей инфляции в СЗФО

№ Группы немонетарных факторов по типологии ЦБ РФ Немонетарные факторы в СЗФО

1 Структурные факторы 1) Несовершенная конкуренция, барьеры входа на рынок сбыта, в том числе перспективы монополизации цифровых активов; 2) неразвитость транспортной логистики при региональной неравномерности предложения товаров и услуг и ограниченной транспортной доступности отдельных территорий; 3) недостаточное развитие логистической инфраструктуры; 4) дефицит квалифицированных кадров; 5) несбалансированность и ограниченность инвестиционной политики в результате финансирования финансового сектора, а не реальной экономики; 6) неравномерная инфраструктурная насыщенность в регионе

2 Фискальная политика 1) Повышение региональных и местных налогов; 2) дефицит бюджетов

3 Институциональные факторы Изменение законодательства, направленное на увеличение пенсионного возраста

4 Факторы предложения со стороны товаров и услуг 1) Не оптимальность схем тарифного регулирования в отдельных регионах; 2) недостаточная обеспеченность российским сырьем и комплектующими; 3) высокий износ производственного оборудования, отсутствие или неконкурентоспособность российского оборудования; 4) удорожание добычи природных ресурсов в силу их истощения

5 Природные факторы Расположение значительной части территории региона в зоне рискованного земледелия

Дадим характеристику отдельным немонетарным факторам в СЗФО.

1. Несбалансированность и ограниченность инвестиционной политики. В результате финансирования финансового сектора, а не реальной экономики, растет износ основных фондов, который в среднем по РФ составлял по данным Федеральной службы государственной статистики 47,4 % [14]. Стоимость основных фондов в СЗФО в среднем за 2018 г. составляла порядка 48 трлн р., изношенными являются основные фонды на более чем 22 трлн р. В отдельных регионах данный показатель ниже, в частности в Ленинградской области -42,4 %. Данный фактор приводит к удорожанию стоимости производства продукции и способен спровоцировать инфляцию по всем регионам СЗФО.

2. Удорожание добычи ресурсов. По оценке Министерства природных ресурсов и экологии РФ совокупная стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов (нефть, газ, золото, медь, железная руда, уголь, алмазы) составляет 55,24 трлн р. [2]. Но добыча даже такого значительного числа ресурсов становится все более дорогой. По оценке Министерства энергетики РФ за последние 10 лет средний дебит нефтяных скважин снизился на 4 %, при этом бурить приходится почти в два раза больше. Капитальные затраты выросли в 2,8 раза, а стоимость добычи одной тонны нефти - в 2,4 раза [9]. Для СЗФО добыча полезных ископаемых занимает особое место в структуре экономики (особенно в Республике Коми, Мурманской области, Ленинградской области). Для этих регионов возникновение инфляции предложения в связи с данными факторами наиболее реально.

3. Налоги и налогообложение. Налоги являются одним из немонетарных факторов, влияющих на инфляцию. Высокая налоговая нагрузка повышает показатели инфляции. В СЗФО в расчете на душу населения высокая налоговая нагрузка на душу населения в 2018 г. отмечалась в Ненецком АО (2203,22 тыс. р.), Республике Коми

(182,42 тыс. р.), Санкт-Петербурге (123,50 тыс. р.), Калининградской области (100,13 тыс. р.), Ленинградской области (91,91 тыс. р.), см. табл. 2, составленную на основе [10]. Низкая - в Новгородской области (5,73 тыс. р.), а также в Республике Карелия - 8,14 тыс. р.

Таблица 2

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ за 2018 год в расчете на душу населения в регионах СЗФО, на 01.01.2019 г.

№ Наименование региона СЗФО Объем поступлений, тыс. р. Население, чел. Объем поступлений на душу населения, тыс. р.

1 Новгородская область 3438476 600296 5,73

2 Псковская область 5642878 629651 8,96

3 Вологодская область 15487980 1167713 13,26

4 Калининградская область 100352081 1002187 100,13

5 Ленинградская область 169841344 1847867 91,91

6 Республика Коми 151453903 830235 182,42

7 Республика Карелия 5030502 618056 8,14

8 Архангельская область 14289051 1100290 12,99

9 Санкт-Петербург 664897484 5383890 123,50

10 Мурманская область 8168229 748056 10,92

11 Ненецкий АО 96565089 43829 2203,22

Различны по региону и ставки транспортного налога (см. табл. 3, составлено на основе [15]). Наиболее высокие - в Новгородской, Вологодской, Ленинградской областях, Республике Карелия, Санкт-Петербург области (35 р.); самые низкие - в Калининградской, Мурманской областях, Республике Карелия.

Таблица 3

Налоговые ставки по транспортному налогу в отдельных регионах СЗФО (автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с., с каждой лошадиной силы)

за 2017-2019 гг.

№ Наименование региона СЗФО Ставка транспортного налога

1 Новгородская область 35

2 Псковская область 27

3 Вологодская область 35

4 Калининградская область 15

5 Ленинградская область 35

6 Республика Коми 30

7 Республика Карелия 35

8 Архангельская область 25

9 Санкт-Петербург 35

10 Мурманская область 15

11 Ненецкий АО 15

Таким образом, налоги могут являться важным немонетарным фактором, особо способным спровоцировать инфляцию в таких регионах как Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Коми, Ненецкий АО.

4. Увеличение пенсионного возраста. На инфляцию оказывает влияние динамика потребительского спроса, порождая инфляцию спроса. В этой связи важной является оценка прогнозов изменения потребительского спроса в результате изменения законодательства, направленного на увеличение пенсионного возраста.

Поскольку в соответствии с проведенной в стране пенсионной реформой для мужчин возраст выхода на пенсию увеличится до 65 лет, для женщин - до 60 лет, вопрос о том, насколько данный фактор окажет влияние на инфляцию, остается открытым.

С одной стороны, повышение пенсионного возраста может снизить дефицит Пенсионного фонда РФ и увеличить пенсии пенсионеров (по прогнозам Правительства РФ на 1 тыс. р. в год) [11]. Также на рын-

ке труда произойдет задержка работников старших возрастов, что окажет, по оценке Правительства РФ, небольшой, но положительный эффект на рост ВВП страны [18]. Повышение пенсионного возраста позволит несколько затормозить увеличение демографической нагрузки, то есть рост числа пенсионеров относительно работающих граждан (см. рис. 1), как в 2019, так и в прогнозе на 2036 г. [18]. Эти факторы могут привести к повышению совокупного спроса и при прочих равных условиях провоцировать инфляцию.

Рис. 1. Возрастно-половая пирамида в 2019 г. (основной рисунок) по сравнению с 2036 годом (контур) [6]

С другой стороны, повышение пенсионного возраста может создать риски безработицы среди молодежи и работников старшего возраста, а также увеличит нагрузку на зарплаты работающих граждан, все это может повысить уровень бедности и привести к возможному

и

снижению зарплат в РФ [8; 12]'. Кроме того, по оценке отдельных аналитиков положительного влияния на темпы роста ВВП все же не произойдет (см. рис. 2). В итоге, указанные факторы могут привести к сокращению совокупного спроса и при прочих равных условиях снижать инфляцию.

• Оптимистичный • Без реформы • Пессимистичный

+2%

А 1-1,23 г> ~~

-0,1% I Э,3°А 0,2%

—н 0,69 0,44 -1,73 » 0,2%

0 •1,9%

2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030 2032 2034

Рис. 2. Эффект влияния пенсионной реформы на темп роста ВВП (расчеты аналитиков Райфайзенбанка) [8]

Для СЗФО повышение пенсионного возраста может стать фактором, провоцирующим инфляцию в регионах с значительной долей населения молодого и среднего возраста (Республика Коми, Ненецкий АО, Мурманская область), и замедлить инфляцию в регионах со зна-

1 Согласно расчету аналитиков Райфайзенбанка даже в оптимистичном сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения. Вряд ли в результате повышения пенсионного возраста высокий средний уровень зарплаты сохранится, так как с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой, те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из -за низкой зарплаты), не смогут этого сделать.

чительной долей пожилого населения (Псковская область, Новгородская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область)1.

5. Перспективы монополизации цифровых активов. В современном мире среди правительств и антимонопольных органов государств отмечается «обеспокоенность ростом рыночной власти глобальных цифровых платформ и ослаблением конкуренции на рынках, прошедших цифровую трансформацию» [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) уже рассмотрела ряд дел о злоупотреблении доминирующим положением, слияниях, картелях, согласованных действиях и незаконной координации экономической деятельности, где цифровые технологии определяли рыночную власть хозяйствующих субъектов либо использовались для реализации антиконкурентных практик. Например, дело по объединению бизнеса компаниями «Яндекс.Такси» и Uber в России, которое поставило вопрос об усилении рыночной власти цифровых платформ. Но указанные выше проблемы встают перед ФАС России с завидной регулярностью и в менее резонансных делах [16]. По сути, вызовы цифровой экономики и стимулирования инновационного развития уже стали частью текущей работы антимонопольного органа в России.

По оценке А. Голомолзина, заместителя руководителя ФАС РФ «цифровая экономика породила новые монополии, цифровые гиганты не просто продают товары и услуги, а формируют предпочтения потребителей, делают за них выбор, а то и лишают людей права на выбор, предлагая им удобные, эффективные, но безальтернативные сервисы» [17]. Указанный фактор может привести к повышению уровня инфляции во всех регионах СЗФО, как и в целом по России.

1 Определено на основании данных Росстата о среднем возрасте населения по субъектам РФ [13].

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2019 г. Том 4. №4 (Вып. 16). С. 79

Таким образом, в результате проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.

Во-первых, группа немонетарных факторов «находится в постоянной динамике - меняется и число, и перечень показателей, оказывающих влияние на инфляционные процессы» [5, с. 26]. Некоторые важные в прошлом немонетарные факторы «отмирают», утрачивая свое значение, тогда как другие, наоборот, активизируются (например, монополизация «цифровых активов» или увеличение возраста выхода на пенсию). В связи с этим необходим регулярный мониторинг немонетарных факторов инфляции как в целом по России, так и по отдельным регионам.

Во-вторых, на сегодняшний день универсальной модели агрегирования немонетарных факторов пока не существует, что связано подвижностью воздействия немонетарных факторов на рост цен. В связи с этим задачу учета немонетарных факторов каждый раз необходимо решать заново, то есть отбирать значимые факторы из всей их совокупности и строить модели инфляции.

Эта работа необходима, поскольку выделение немонетарных факторов и оценка их влияния позволяет органам государственного управления разрабатывать меры и «дорожные карты» для снижения их негативного влияния на инфляцию, что должно повысить эффективность управления экономико-финансовыми процессами и на региональном, и на национальном уровне.

Список литературы

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов (утв. Банком России) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309734/ 9b594cf04b4a695bb9a3e3c9cd0907af3b6f81d2/ (дата обращения: 23.11.2019).

2. 55 триллионов в запасе: как власти оценили все природные ресурсы России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/14/03/2019/ 5c8931029a 7947b028b8886c (дата обращения: 23.11.2019).

3. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ФАС России; под ред. А.Ю. Цариковского, А.Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 391 с.

4. Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Зубец А.Н. Инфляционные риски, порождаемые немонетарными факторами: типология, механизмы возникновения, оценка // Journal of Economic Regulation. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 6-21.

5. Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Немонетарные факторы в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики: пересмотр стратегии регулирования инфляции // Управленец. - 2018. - Т. 9. - № 5. - С. 26-39.

6. Возрастно-половая пирамида. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/vpp (дата обращения: 24.11.2019).

7. Инфляция в СЗФО замедляется пятый месяц подряд. Пресс-служба Северо-Западное ГУ Банка России [Электронный ресурс]. - URL: http://ourreg.ru/2019/11/22/infljacija-v-szfo-zamedljaetsja-pjatyj-mesjac-podrjad/ (дата обращения: 23.11.2019).

8. Как пенсионная реформа повлияет на реальные доходы граждан [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/11/07/2018/ 5b44a69b9a7947efba642c93 (дата обращения: 24.11.2019)

9. Новак: добыча нефти в РФ при отсутствии стимулирования может упасть на 44 % к 2035 году [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/5576235 (дата обращения: 23.11.2019).

10. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ за 2018 год [Электронный ресурс]. - URL: https://realnoevremya.ru/attachments/1165 (дата обращения: 24.11.2019).

11. Почему Правительство решилось на повышение пенсионного возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/ 14/06/2018/5b2281 c89a7947620bf42b9d (дата обращения: 24.11.2019).

12. Правительство сокращает пенсионеров [Электронный ресурс]. - URL: http://pressa.ru/files/issue/private/ezhednevnaya-delovaya-gazeta-rbk/2018/ 105-2018/raw_issue/ezhednevnaya-delovaya-gazeta-rbk-2018-105-2018.pdf (дата обращения: 24.11.2019).

13. Средний возраст населения по субъектам РФ. Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140095700094 (дата обращения: 24.11.2019).

14. Статистика основных фондов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 23.11.2019).

15. Транспортный налог онлайн. Справочная информация Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aajwljabgfejellh8m.xn--80asehdb/stavki.php (дата обращения: 24.11.2019).

16. ФАС одобрила объединение «Яндекс. Такси» и Uber [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/ 11/2017/5a0d66189a7947b 580c2031b (дата обращения: 24.11.2019).

17. Цифровые гиганты могут подменить собой госплан [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/15/ 816366-tsifrovie-giganti-podmenit?fbclid=IwAR094xHBIeBks9qxZrsRe9UlCzvwpFAGTZ Gcao5QG3RV2_ TVhIkI6vB24YY (дата обращения: 24.11.2019).

18. Эксперты оценили влияние пенсионной реформы на экономический рост [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/28/06/2019/ 5d14b6cb9a79473f3ff4931b (дата обращения: 24.11.2019).

References

1. Osnovnye napravleniya edinoj gosudarstvennoj denezhno-kreditnoj politiki na 2019 god i period 2020 i 2021 godov (utv. Bankom Rossii). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_309734/9b594cf04b4a695bb9a3e3c9cd0907af3b6f81d2/

2. 55 trillionov v zapase: kak vlasti ocenili vse prirodnye resursy Rossii. URL: https://www.rbc.ru/ economics/14/03/2019/ 5c8931029a 7947b028b8886c

3. Antimonopol'noe regulirovanie v cifrovuyu epohu: Kak zashchishchat' konku-renciyu v usloviyah globalizacii i chetvertoj promyshlennoj revolyucii: monografiya. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki»; FAS Rossii. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 391 р.

4. Balackij E.V., Ekimova N.A., Zubec A.N. Inflyacionnye riski, porozhdaemye nemonetarnymi faktorami: tipologiya, mekhanizmy vozniknoveniya, ocenka. Journal of Economic Regulation. 2018. T. 9. № 3. РР. 6-21.

5. Balackij E.V., Ekimova N.A., Yurevich M.A. Nemonetarnye faktory v transmis-sionnom mekhanizme denezhno-kreditnoj politiki: peresmotr strategii regulirovaniya inflyacii. Upravlenec. 2018. T. 9. № 5. РР. 26-39.

6. Vozrastno-polovaya piramida. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. uRL: https://www.gks.ru/vpp

7. Inflyaciya v SZFO zamedlyaetsya pyatyj mesyac podryad. Press-sluzhba Severo-Zapadnoe GU Banka Rossii. URL: http://ourreg.ru/2019/11/22/infljacija-v-szfo-zamedljaetsja-pjatyj-mesjac-podrjad/

8. Kak pensionnaya reforma povliyaet na real'nye dohody grazhdan. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/07/2018/ 5b44a69b9a7947efba642c93

9. Novak: dobycha nefti v RF pri otsutstvii stimulirovaniya mozhet upast' na 44% k 2035 godu. URL: https://tass.ru/ekonomika/5576235

10. Postuplenie nalogov, sborov i inyh obyazatel'nyh platezhej v konsolidirovannyj byudzhet RF za 2018 god. URL: https://realnoevremya.ru/attachments/1165

11. Pochemu Pravitel'stvo reshilos' na povyshenie pensionnogo vozrasta. URL: https://www.rbc.ru/economics/ 14/06/2018/5b2281 c89a7947620bf42b9d

12. Pravitel'stvo sokrashchaet pensionerov. URL: http://pressa.ru/files/ is-sue/private/ezhednevnaya-delovaya-gazeta-rbk/2018/105-2018/raw_issue/ezhednevnay -delovaya-gazeta-rbk-2018-105-2018.pdf

13. Srednij vozrast naseleniya po sub"ektam RF. Oficial'nyj sajt Federal'noj gosudarstvennoj sluzhby statistiki RF. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095700094

14. Statistika osnovnyh fondov. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/fund/#

15. Transportnyj nalog onlajn. Spravochnaya informaciya Federal'noj nalogovoj sluzhby. URL: https://xn--80aajwljabgfejellh8m.xn--80asehdb/stavki.php

16. FAS odobrila ob"edinenie «Yandeks. Taksi» i Uber. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/ 11/2017/5a0d66189a7947b 580c2031b

17. Cifrovye giganty mogut podmenit' soboj gosplan. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/15/816366-tsifrovie-giganti-menit?fbclid= IwAR094xHBIeBks9qxZrsRe9UlCzvwpFAGTZGcao5QG3RV2_ TVhIkI6vB24YY

18. Eksperty ocenili vliyanie pensionnoj reformy na ekonomicheskij rost. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/06/2019/ 5d14b6cb9a79473f3ff4931 b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.