Научная статья на тему 'Эффективность управления муниципальной собственностью'

Эффективность управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2325
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова А.В.

Статья посвящена эффективности управления муниципальной собственностью, от которой зависит качество жизни муниципальных образований. В том числе рассматриваются основные цели и особенности развития. Исходя из этого, в статье освещены основные задачи для повышения эффективности управленческой муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления муниципальной собственностью»

Эффективность управления муниципальной собственностью

УДК 332

А.В. Крюкова,

магистрант кафедры Экономики недвижимости, ФГБОУВО «ГУЗ», г. Москва

Аннотация: Статья посвящена эффективности управления муниципальной собственностью, от которой зависит качество жизни муниципальных образований. В том числе рассматриваются основные цели и особенности развития. Исходя из этого, в статье освещены основные задачи для повышения эффективности управленческой муниципальной собственностью.

Ключевые слова: собственность, муниципальная собственность, муниципальное образование, эффективность управления.

Актуальность вопросов управления муниципальной собственностью в современной России тяжело оспорить, так как пару десятилетий назад такой формы собственности на территории России не было, поэтому процесс ее становления в настоящее время продолжается.

Управление муниципальной собственностью на территории России осуществляется на основании ряда нормативных актов, в частности, к ним относятся: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ под муниципальной собственностью понимается имущество, находящееся в муниципальном образовании и составляющее экономическую основу местного самоуправления, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [2].

Ерошкин А. дает определение этому понятию: «как система отношений по присвоению населением муниципального образования (субъектно- опосредованным органам местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [3].

Формирование муниципальной собственности в Российской Федерации происходило в условиях становления нового Российского государства. Этот период отмечался слабостью власти в стране как на федеральном, так на региональном и местном уровнях, нестабильностью во всех сферах общественной жизни, неразвитостью отношений собственности, отсутствием четкой и последовательной позиции государства по разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти [5].

Местное самоуправление представляет собой один из важных институтов современного общества. Оно призвано решать и регулировать различные экономические, социальные, политический, экологические и др. вопросы, возникшие на местном уровне. Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляет находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [2].

Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом - одна из первоочередных задач органов местного самоуправления. Ведь получаемые от использования муниципального имущества доходы в полном объеме поступают в местные бюджеты.

В процессе управления муниципальной собственностью органами власти на муниципальном уровне формируется организационно-экономический механизм опосредованного воздействия, который включает в себя изменения законодательства, целевых нормативов, норм налогообложения, социальных стандартов, критериев и показателей эффективности, на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере владения, распоряжения и использования имущества

Анализ объектов муниципальной собственности показывает, что они носят многофункциональный и целевой характер и предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей населения муниципального образования. В то же время сам объект муниципальных отношений связан с теми интересами и противоречиями, которые несут в себе субъекты муниципальной собственности.

Основными программными целями управления муниципальной собственностью являются:

- обеспечение экономической основы местного самоуправления;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы управления;

- получение дополнительных доходов в местный бюджет;

- повышение конкурентоспособности муниципального образования для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития городской инфраструктуры.

Принципиально то, что управление муниципальной собственностью ориентировано не на получение прибыли или ренты (хотя то и другое может целенаправленно и случайно создаваться), а на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Следовательно, цель управления муниципальной собственностью во многом зависит от стратегической цели и приоритетов общегородского развития.

Можно провести данный анализ и с позиции трех аспектов, с помощью которых оценивается эффективность использования муниципальной собственности: земельный, градостроительный и природоохранный [6].

С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго — созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего — максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося, в конечном итоге, на здоровье населения.

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта муниципального имущества [4].

Следовательно, одной из важнейших задач муниципального образования является повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.

На практике повысить эффективность управления муниципальной собственностью возможно при одновременной реализации следующих задач:

- законодательное закрепление показателей и критериев оценки эффективности управления муниципальным имуществом;

- совершенствование системы учета и управления муниципальной собственностью;

- укрепление собственной финансовой базы муниципального образования, включающей в себя муниципальное имущество, приносящее реальный доход.

Таким образом, основным показателем муниципального образования выступает муниципальная собственность. Она играет важную роль в управлении социально-экономическими процессами на территории местных самоуправлений. От качества и эффективности координации этих процессов зависит общий уровень жизни населения, представленного на территории муниципального образования. Исходя из этого, разработка устройства управления муниципальной собственностью, которая может справиться с постоянными скачками экономики и решить проблемные вопросы эффективного использования имущественного фонда, является приоритетной задачей местного самоуправления. Однако не стоит забывать, что создание структуры управления, способной решить эти задачи, не может быть реализовано без применения современных финансовых механизмов, рационального использования ресурсов муниципалитета и грамотной правовой регламентации процессов управления.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. Ш31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. Ерошкин, А. К. Понятие муниципальной собственности // Молодой ученый. — 2016.

— №11. — С. 727.

4. Леви, А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью // Региональная экономика и управление. — 2005. — № 1.- 10 с.

5. Лушникова, Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом [Текст] / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахатова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — №1 (356). Управление. — Вып. 10. — С. 22 — 30.

6. Третьякова, А.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью как фактор пополнения доходной базы местных бюджетов [Текст] / А.В. Третьякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.