Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / КАЗЕННЫЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FINANCE / GOVERNMENT / INSTITUTIONS / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатович А.В.

статья посвящена вопросу эффективного управления финансами казенных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF FINANCIAL MANAGEMENT OF STATE INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

the article is devoted to the issue of effective financial management of public institutions.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 336

Игнатович А.В. студент магистратуры кафедры «Экономического анализа, статистики и финансов» 3 курс, факультет «Экономический» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация - статья посвящена вопросу эффективного управления финансами казенных учреждений.

Ключевые слова - финансы, казенные, учреждения, управление, менеджмент, эффективность.

Ignatovich A. V.

graduate student «Economic analysis, statistics and finance» 3 course, Faculty of Economics Kuban State University Russia, Krasnodar

EFFICIENCY OF FINANCIAL MANAGEMENT OF STATE INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Annotation - the article is devoted to the issue of effective financial management of public institutions.

Keywords - finance, government, institutions, management, management, efficiency.

Современная экономика России все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности. Это предопределяет существование большого количества государственных и муниципальных предприятий. Поэтому вопросы эффективного управления финансами предприятий приобрели проблемный характер.

Финансовый менеджмент казенных учреждений может быть определен как набор административных функций, которые связаны с организацией денежных средств и кредитов, необходимых для достижения целей.

Цели финансового менеджмента1 :

1. Максимизация прибыли - происходит, когда предельные издержки равны предельному доходу. Это основная цель финансового менеджмента.

1 Финансовый менеджмент : учебник / под ред. Е. И. Шохина. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. - 475 с.

2. Максимизация благосостояния организации - это продвинутая цель по сравнению с максимизацией прибыли.

3. Поддержание правильного денежного потока - краткосрочная цель финансового менеджмента. Для обеспечения операций необходимо оплачивать ежедневные расходы, например, сырье, счета за электроэнергию, заработную плату, аренду. Хороший денежный поток обеспечивает функционирование организации.

4. Минимизация капитальных затрат в управлении финансами - может помочь организации получить больше прибыли.

Данная форма управления важна по разным причинам:

1. Помогает в финансовом планировании;

2. Обеспечивает эффективное использование и распределение полученных средств;

3. Помогает принимать важные финансовые решения;

4. Способствует повышению прибыльности организаций;

5. Увеличивает общую стоимость организаций;

6. Обеспечивает экономическую стабильность;

В данной статье речь идет о финансовом менеджменте казенных учреждений. Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений.

Управление финансами казенных учреждений - это система, с помощью которой финансовые аспекты государственных услуг напрямую контролируются и находятся под влиянием поддержки целей сектора государства. Управление государственными финансами в казенных учреждениях (далее - УГФ) следует рассматривать как информационную и целевую систему с несколькими целями, которые можно рассматривать как ряд элементов. Предполагается, что цели управления финансами казенных финансов имеют четыре аспекта2:

Аспект 1 - совокупный фискальный менеджмент.

Аспект 2 - оперативное управление.

Аспект 3 - управление фидуциарными рисками.

Аспект 4 - общее управление.

Рассмотрим их подробнее.

2 М. Перри. Четыре аспекта управления государственными финансами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://europa.eu/capacity4dev/macro-eco_pub-fin/document/four-dimensions-public-financial-management

Совокупный фискальный менеджмент. Основное требование каждого правительства - управлять своими финансами на общем уровне. Модель учета представляет финансовые потоки и итоговые балансы и, следовательно, обеспечивает основу для мониторинга, контроля и в конечном итоге управления государственными финансами.

Определены три конкретные цели совокупного налогово-бюджетного управления:

1. Фискальная устойчивость. Одной из самых фундаментальных обязанностей для любого субъекта является агрегированное фискальное управление, чтобы иметь возможность финансировать свою деятельность за счет доходов и заемных средств, оставаясь при этом платежеспособным -цель бюджетной устойчивости.

2. Максимизация мобилизации ресурсов. Почти все организации ограничены финансовыми ресурсами. Целью УГФ является управление мобилизацией ресурсов в рамках политических финансовых целей.

3. Распределение ресурсов в соответствии с приоритетами политики.

Оперативное управление. Финансовый менеджмент играет важную

роль в оперативном управлении повседневной деятельности.

Для государственного сектора работа с бюджетом является постоянной проблемой, которая осложняется ограничением годового бюджетного цикла. Управление в рамках бюджета требует своевременной информации о бюджетных ассигнованиях, обязательствах и фактических расходах. Следовательно, эффективный бюджет, система управления обязательствами и система бухгалтерского учета, обеспечивающие своевременные и актуальные отчеты, необходимы для управления бюджетом, что, в свою очередь, способствует достижению поставленных целей3.

Управление фидуциарными рисками. Проблемой, с которой сталкиваются все организации, является фидуциарный риск - это риск кражи государственных средств, их использования в целях, отличных от тех, которые предназначены. УГФ является частью решения и предоставляет важные инструменты управления рисками.

1. Эффективный финансовый контроль, который включает в себя:

• Внутренний контроль в организации, например, процесс авторизации платежей, управление по бюджетам, процессы сверки. Эти средства контроля должны быть специально разработаны, чтобы минимизировать риск потери.

• Внутренний аудит - система надзора, созданная руководством организации в соответствии с международными стандартами внутреннего аудита.

Кроме того, внешний аудит - независимая проверка Высшим органом аудита деятельности организаций государственного сектора, он обеспечивает дополнительный элемент управления рисками.

3 Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. — М. :Издательство Юрайт, 2011 г. — 540 с.

2. Соответствие конституционным правовым и нормативным требованиям. Существует иерархия регулирования, начиная с конституции и переходя от законов к подробным финансовым правилам, инструкциям и процедурам. Эта бюрократическая структура является еще одним элементом управления фидуциарными рисками и предназначена для сведения к минимуму масштабов деятельности, которая не соответствует государственной политике, то есть для минимизации фидуциарного риска.

3. Надлежащий надзор за государственными финансами. Последним элементом является надзор, особенно со стороны законодательного органа. Открытый и мощный процесс надзора может быть эффективным инструментом в управлении фидуциарными рисками.

Общее управление. Управление государственным сектором должно отвечать потребностям всех групп населения4. Оно включает:

1. Структура управления, отражающая интересы заинтересованных сторон.

2. Прозрачность. Она включает в себя все опубликованные бюджеты, финансовые отчеты и аудиторские отчеты, а также другую финансовую информацию, публикуемую правительством.

3. Ответственность. Подотчетность выходит за рамки прозрачности и включает определение индивидуальной ответственности. Таким образом, его можно рассматривать как конечную точку процесса участия и прозрачности.

Описанная четырехмерная структура предполагает, что управление государственными финансами казенных учреждений играет широкую роль во всем процессе государственного управления. Кроме того, конкретные подсистемы, такие как бюджет, финансовая отчетность или аудит, должны рассматриваться в контексте общей четырехмерной структуры и их роли в этой структуре. Следовательно, подход, описанный в статье, обеспечивает основу для концептуализации конкретных областей в управлении государственными финансами казенных учреждений.

Все вышеперечисленные аспекты формируют основу эффективного управления финансами казенных учреждений. Но помимо них являются актуальными особенности обеспечения эффективности данной сферы.

Так, для достижения данной цели в 2015 году была внедрена система «Электронный бюджет» - это единая система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации с применением информационных и телекоммуникационных технологий5.

В её рамках был осуществлен ряд мероприятий, таких как:

- переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде;

4 Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 9-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 543 с. - 5 экз.

5 Электронный бюджет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfm.ш/ш/perfomance/ebudget/

- совершенствование действующей системы систематизации и кодирования информации в целях ее однозначной идентификации во всех информационных системах;

- обеспечение максимальной автоматизации учетных операций, стандартизация бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности, придание электронным данным юридической силы;

- интеграция процессов управления финансовой деятельностью организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований;

- публикация на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами в формате открытых данных.

Настоящее время в системе «Электронный бюджет» ведут работу по формированию бюджета страны все участники бюджетного процесса, это более 13 тыс. организаций, по выполнению госзаданий, смет и др. Через данную систему заключаются все соглашения на предоставление субсидий. В «Электронным бюджете» создана отдельная подсистема по управлению национальными проектами, реализуемыми в соответствии с майским указом президента до 2024 года.

Создание системы «Электронный бюджет» привело к внутренней эффективности в сфере управления государственными и муниципальными финансами. Стандартизация бизнес-процессов управления общественными финансами и переход к автоматическому формированию учетных записей создали предпосылки для передачи типовых функций организаций сектора государственного управления специализированным организациям. Специализация работ позволила организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов бухгалтерского и управленческого учета.

Таким образом, эффективность управления финансами обеспечивается за счет качественного и полноценного следования принципам управления государственными финансами, а также эффективной реализации электронных средств контроля, такого как «Электронный бюджет».

Использованные источники:

1. Финансовый менеджмент : учебник / под ред. Е. И. Шохина. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. - 475 с.

2. М. Перри. Четыре аспекта управления государственными финансами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://europa.eu/capacity4dev/macro-eco_pub-fin/document/four-dimensions-puWic-financial-management

3. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 540 с.

4. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 9-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 543 с. - 5 экз.

5. Электронный бюджет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http s: //www. minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.