Научная статья на тему 'Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения'

Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2268
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT / THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE CONTENT OF THE MANAGEMENT ACTIVITY OF THE HEAD / INDICATORS OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Тарасенко Владимир Владимирович

В статье уточняется современное состояние эффективности управленческой деятельности руководителя образовательной организации. Авторы статьи выявляют ряд проблем, влияющих на эффективность управленческой деятельности руководителя и образовательной организации. На основе выявленных проблем предлагаются решения, позволяющие повысить эффективность управленческой деятельности руководителя и образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Тарасенко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of administrative activity of the head of the educational organization: problems and solutions

The article clarifies the current state of efficiency of administrative activity of the head of the educational organization. The authors identify a number of issues affecting the effectiveness of management activities of the administrator and the educational organization. Based on the identified problems, solutions to improve the efficiency of management activity of the head and educational organizations are proposed.

Текст научной работы на тему «Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения»

УДК 373 ББК 74.214

Е.Г. Матвиевская, В.В. Тарасенко

эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации:

проблемы и решения

В статье уточняется современное состояние эффективности управленческой деятельности руководителя образовательной организации. Авторы статьи выявляют ряд проблем, влияющих на эффективность управленческой деятельности руководителя и образовательной организации. На основе выявленных проблем предлагаются решения, позволяющие повысить эффективность управленческой деятельности руководителя и образовательной организации.

Ключевые слова: управление, руководитель образовательной организации, содержание управленческой деятельности руководителя, показатели эффективности деятельности руководителя образовательной организации.

E.G. Matvievskaya, V.V. Tarasenko

efficiency of administrative activity of the head of the educational organization: problems and solutions

The article clarifies the current state of efficiency of administrative activity of the head of the educational organization. The authors identify a number of issues affecting the effectiveness of management activities of the administrator and the educational organization. Based on the identified problems, solutions to improve the efficiency of management activity of the head and educational organizations are proposed.

Key words: management, the head of the educational organization, the content of the management activity of the head, indicators of efficiency of activity of the head of the educational organization.

Отечественная система образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Стратегическим вектором современной образовательной парадигмы становится формирование жизнеспособной личности с высоким уровнем нравственно-этических ориентиров, востребованной на рынке труда, обладающей способностью и готовностью выполнять целостную систему социальных ролей и решать общественно-экономические задачи.

При возрастающей роли образования в развитии национальной экономики изменяются права и обязанности

руководителей образовательных организаций. Актуализируются способности руководителя по выявлению и привлечению максимального количества ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных) в соответствии со стратегией развития образовательной организации, оптимизации их использования. От эффективности управленческой деятельности руководителя, от его способности и готовности грамотно осуществлять управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие решения) будет зависеть эффективность и результативность образовательной организации как ключевого элемента отечественной системы образования.

Анализ проблем эффективности управленческой деятельности руково-

^

си IS

ч

0

й к

м

1 i

i &

i Е

-Q _й

£ (U

и

>s с о . .

" É р

Й <о

С О >*>S £ Ü

m |_

Е ^ g

-8-го О о

о

X

Ф О

го ^

го

03 йЭ

к

го ^

о

са ф

s са

н го

ш

дителя образовательной организации требует предварительного уточнения сущности понятий «управление», «содержание управленческой деятельности руководителя образовательной организации», «эффективность».

По мнению автора процессного подхода к управлению А. Файоля, управлять - значит предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. В отечественных работах «управление» рассматривается как процесс воздействия субъекта управления на объект; взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; согласование общих целей, задач, действий между подчиненными и руководителями на уровне субъект-субъектных отношений [4]. В данной работе, разделяя позицию В.Г. Афанасьева [2], рассматриваем «управление» как сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, осуществляемое на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах его эффективного функционирования и развития.

В соответствии с проектом профессионального стандарта руководителя образовательной организации содержание управленческой деятельности руководителя заключается в разработке и реализации стратегии развития образовательной организации, управлении ресурсами организации, организации разработки и развития организационной структуры, руководстве коллегиальными органами управления, участии в корпоративном управлении, формировании эффективного стиля собственного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в образовательной организации, управлении маркетинговой деятельностью организации, мотивации и стимулировании ключевых работников и др.

Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации рассматривается нами как показатель, отражающий степень достижения стоящих перед организацией целей с минимальными издержками

и максимальными результатами. Эти результаты могут быть промежуточными, конечными и отдаленными, но в любом случае, по мнению В.С. Гершунского, они оцениваются по степени совпадения с заданными педагогическими целями, с общественными и личностными ожиданиями и требованиями [3, с. 179].

В научной литературе различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Примерами показателей экономической эффективности могут выступать: устойчивость функционирования образовательной организации, сокращение объема неэффективных расходов, доля рынка по видам образовательных услуг, динамика дохода в целом по дополнительным образовательным услугам и др. Социальная эффективность, по мнению ряда ученых, рассматривается как результат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей» [1, с. 5].

Образование в современном мире является не только самоцелью, но и фактором занятости и благополучия населения. Так, доля грамотных в Российской Федерации от всего населения страны возросла с 99 % (в 2000 г.) до 99,8 % (в 2015 г.), что призвано способствовать повышению экономического потенциала страны и благосостояния людей. Ежегодные мониторинги качества системы общего и профессионального образования, проводимые по разработанным Министерством образования и науки РФ критериям и показателям (средний балл ЕГЭ и ОГЭ, число победителей и призеров олимпиад, доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания обучения и т.д.) также свидетельствуют о ежегодной позитивной динамике качества отечественного образования. Между тем Российская Федерация, имеющая огромный интеллектуальный потенциал, продолжает оставаться на среднем уровне развития, отставая от стран с наиболее развитой экономикой. Результаты международных сопоставительных ис-

следований в сфере общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA) свидетельствует, что российские учащиеся 15-летнего возраста демонстрируют результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности, хотя выпускники начальной школы имеют самые высокие результаты и положительную динамику по сравнению со средними международными показателями. Подтверждение данного факта видим и в результатах международных сравнений национальных систем профессионального образования: в среднем по странах ОЭСР 48 % выпускников по программам среднего профессионального образования получают сертификат о профессиональной подготовке, признаваемый на рынке труда, тогда как в России доля таких выпускников составляет всего 27 %. Решение обозначенной проблемы видим в необходимости приведения условий, содержания и качества (результата) отечественного образования в соответствие современному социально-экономическому заказу.

Нормативно-правовое расширение финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической инициативности образовательных организаций в Российской Федерации призвано содействовать привлечению внебюджетных средств, сокращению внутренних издержек организаций и повышению их эффективности. Между тем большинство субъектов и муниципальных образований Российской Федерации приняли решение о сохранении основной части образовательных организаций в статусе бюджетных. Основную нагрузку по финансированию системы образования по-прежнему продолжают нести бюджеты разных уровней государственного управления, тогда как потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет работодателей, используется недостаточно, ежегодный объем привлеченных внебюджетных средств в системе образования по отношению к консолидированному бюджету Российской Федерации на образование в среднем составляет не более 16,5 %. Полагаем, что преобладающая доля образовательных организаций бюджетного

типа и низкие показатели привлечения внебюджетных средств свидетельствуют об «экономической инерционности» данных организаций и их руководителей. Обозначенная проблема обуславливает необходимость актуализации возможностей финансово-экономической самостоятельности образовательных организаций, направленных на привлечение негосударственных источников финансирования.

В ходе проведенного исследования установлено, что соотношение численности обучающихся, приходящихся на 1 работника в отечественных общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, составляет 7 чел. и 12 чел. соответственно, - это существенно ниже средних значений по странам-членам ОЭСР (15 чел.). Низкое значение данного показателя, безусловно, следствие необходимости обеспечения территориальной доступности образования, в том числе в удаленных территориях Российской Федерации с низкой плотностью населения (территории Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Северо-Кавказского федеральных округов). Между тем в условиях реализации принципа нормативно-подушевого финансирования низкий показатель соотношения численности обучающихся, приходящихся на 1 работника в отечественных образовательных организациях, является причиной недофинансирования системы образования, что ведет к снижению качества образования. Реализация принципа нормативно-подушевого финансирования деятельности образовательных организаций требует актуализации управленческой компетентности руководителей в вопросах обеспечения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг и образовательной организации в целом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. изменяется порядок оплаты труда ра-

к ^

си н

S

ч о

й к

м

ф

ь

о

X

.0 ц

£ ф

и

>s с

о

О ф

т

X

ф

^

m

го ^^

с о

го

X

го

ф -&ГО

О о

ш

ботников образования в соответствии с переходом на систему «эффективных контрактов». Между тем необходимость совершенствования системы стимулирования работников с учетом результатов их труда вызывает затруднения у большинства руководителей образовательных организаций. Анализ практики применения новых условий оплаты труда в образовательных организациях Оренбургской области выявил, что критерии и показатели эффективности деятельности работников образования недостаточно проработаны (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров), а их применение часто носит малоэффективный и формальный характер. Решение данной проблемы видим в актуализации управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в вопросах внедрения и реализации системы управления на основе ключевых показателей эффективности (КР1).

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что проводимые в Российской Федерации социально-экономические изменения, отраженные в модернизационных процессах отечественной системы образования (введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация принципа нормативно-подушевого финансирования расходов образовательных организаций, совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях посредством перехода на систему «эффективных контрактов» и др.) предъявляют новые требования к эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей. Отечественная система образования, учитывающая данные парадигмальные изменения, нуждается в современных руководителях - лидерах педагогических

команд, обладающих актуальным уровнем управленческой компетентности, способных разрабатывать и реализовы-вать стратегию развития образовательной организации, принимать самостоятельные и адекватные конкретной ситуации творческие решения, выстраивать эффективное взаимодействие с субъектами образовательных отношений для достижения целей ключевых участников образовательных отношений.

Таким образом, большинство выявленных проблем и возникающих трудностей в организации эффективного управления образовательной организацией, вызванных недостаточным уровнем сформированности управленческой компетентности руководителей, актуализируют построение системы развития управленческого персонала образовательных организаций.

Отметим, что при проектировании системы развития управленческого персонала образовательных организаций должны учитываться нормативные требования, современный социально-экономический заказ и тенденции в системе образования, которые заключаются, в первую очередь, в необходимости решения проблемы отсутствия специально подготовленного корпуса управленцев и обеспечения непрерывного профессионального образования управленческого корпуса (lifelong learning), сокращения доли руководителей пенсионного возраста и привлечения молодых специалистов к управленческой деятельности, организации системной работы с кадровым резервом, повышения эффективности труда управленческого персонала на основе разработки ключевых показателей эффективности (KPI) и перехода на эффективный контракт и др. Решение указанных проблем позволит повысить эффективность общеобразовательных организаций и ускорить темпы экономического развития России.

Библиографический список

1. Андреев, С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект [Текст] / С.Н. Андреев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4. - С. 5-8.

2. Афанасьев, В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. -М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 336 с.

3. Гершунский, В.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) [Текст] / В.С. Гершунский. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993. - 240 с.

4. Кричевский, В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю. Кричевский. - СПб., 1993. - 36 с.

Referencеs

1. Andreev S.N. Marketing in non-profit sector: theoretical aspect. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2000. № 4. P. 5-8. [in Russian].

2. Afanasyev V.G. The world of the living: Consistency, evolution and management. M. : Izd-vo LKI, 2010. P. 336. [in Russian].

3. Gershunsky, V.S. Russia: education and the future: (the Crisis of education in Russia on the threshold of XXIcentury). Chelyabinsk : Chelyab. fil. IPO, 1993. P. 240. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Krichevsky V.Y. Professional activities Director of the secondary school as an object of interdisciplinary research: Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). SPb., 1993. P. 36.

Сведения об авторах: Матвиевская Елена Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: umu.ospu@gmail.com

Information about the authors: Matviyevskaya Elena Gennadyevna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Executive Pro-Rector,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: umu.ospu@gmail.com

Тарасенко Владимир Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: tarasenko56@mail.ru

Tarasenko Vladimir Vladimirovitch,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Management and Methods of Teaching Economic Disciplines, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: tarasenko56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.