УДК 338.2
Эффективность цепей поставок: подсистемы, процессы, показатели
Симионова Н.Е., Кириченко Д.А., Российская таможенная академия (Ростовский филиал), Ростов-на-Дону, Россия
Ключевые слова: цепь поставок, специфика строительства, сетевая модель цепи поставок, ключевые процессы, эффективность, показатели оценки.
Рост конкуренции требует усиления рыночных позиций строительных организаций, в том числе за счет более эффективного управления цепями поставок. Чтобы активизировать логистическую деятельность, необходимо выделение в системе логистического менеджмента ключевых бизнес-процессов и формирование системы показателей оценки их эффективности. Особое значение приобретают логистические операции в ресурсоемких отраслях, к которым относится и строительство. Особенности формирования цепей поставок в строительстве обусловлены особенностями отрасли. К ним исследователи относят территориальную рассредоточенность объектов строительства, длительный и не характеризующийся цикличностью производственный цикл, необходимость привлечения не только поставщиков ресурсов, но и субподрядные организации, преобладание дискретных, недетерминированных и неритмичных потоков и многое другое. Это повышает значимость логистики в управлении строительным бизнесом, поскольку любые отклонения в цепи поставок приводят к увеличению стоимости строительства, нарушению сроков ввода объектов. Сочетание процессного и проектно-ориентированного подходов к управлению инвестиционно-строительной деятельностью рассматриваются как перспективное направление развития цепей поставок, которое в полной мере отражает специфику потоковой модели строительного производства. Соответствует специфике строительства сетевая модель цепи поставок при строительстве, в частности, жилой недвижимости. Исследования показывают, что большинство авторов рассматривают SCOR-модель как основу управления цепями поставок, развивая систему метрик, детализируя показатели, с учетом специфики деятельности, реализуемой бизнес-модели. Рассматривая проблемы управления и отдачи от инвестиций в логистические активы, автор предлагает в качестве измерителей срок окупаемости, индекс прибыльности, а также рост показателей деловой активности. Рассматривая возможности сбалансированной системы показателей, автор определил показатели логистической системы, которые целесообразно применять для оценки внутренних бизнес-процессов.
Supply chain efficiency: subsystems, processes, indicators
Simionova N.E., Kirichenko D.A., Russian Customs Academy (Rostov Branch), Rostov-na-Donu, Russia
Keywords: supply chain, construction specifics, supply chain network model, key processes, efficiency, assessment indicators.
Increased competition requires strengthening the market position of enterprises, including more efficient supply chain management. To activate logistics activities, it is necessary to highlight key business processes in the logistics management system and form a system of indicators for assessing their effectiveness. Logistic operations in resource-intensive industries, including construction, are of particular importance. The specifics of the formation of supply chains in construction are due to the specifics of the industry. Researchers include the territorial dispersion of construction projects, a long and non-cyclical production, the need to attract not only resource suppliers, but also subcontractors, the predominance of discrete, non-deterministic and irregular flows. This increases the importance of logistics in the management of the construction business, since any deviations in the supply chain lead to an increase in the cost of construction, violation of the terms of commissioning of facilities. The combination of process and project-oriented approaches to the management of investment and construction activities is considered as a promising direction for the development of supply chains, which fully reflects the specifics of the flow model of construction production. The network model of the supply chain in construction, in particular, residential real estate, corresponds to the specifics of construction. Studies show that most authors consider the SCOR model as the basis for supply chain management, developing a system of metrics, detailing indicators, taking into account the specifics of the activity, the business model being implemented. Considering the problems of management and return on investments in logistics assets, the author proposes the payback period, profitability index, as well as the growth of business activity indicators as indicators. Considering the possibilities of the balanced scorecard, the author has identified the indicators of the logistics system, which are advisable to use to assess internal business processes. As a main indicator of the efficiency of management of the logistics subsystem, an indicator of added market value is proposed, which reflects not only an increase in profitability, but also an increase in the value of the assets. As investments in logistics assets grow, costs increase, but not only absolute costs should be considered as indicators, but also relative indicators characterizing, in particular, the return on costs.
Исследования показывают, что проблема формирования системы оценки эффективности управления цепями поставок не утратила актуальности. Необходимо развитие аналитического аппарата, базирующегося на комплексной оценке состояния системы управления применительно к объектам цепи, процессам, исполнителям, что позволит сформировать единую универсальную систему оценка эффективности. Система оценки позволит не только стимулировать активность, направленность на повышение качества и эффективности основных биз-
нес - процессов, но и синхронизировать операционные и стратегические цели предприятий - участников цепи. Особое значение приобретают логистические операции в ресурсоемких отраслях, к которым относится и строительство.
Логистика в строительстве объединяет все элементы цепи поставок: производство ресурсов для строительства, закупка, хранение на складе у производителя, транспортировка, хранение на строительной площадке. Особенности строительства предопределяют значимость управления логистическими процессами, особенности управления, в частности [1, 2]:
территориальная рассредоточенность объектов строительства, входящих в программу работ подрядной организации, что увеличивает транспортные расходы на материально-техническое снабжение;
длительный и не характеризующийся цикличностью производственный цикл; ограниченная площадь застройки, что предопределяет специфику управления запасами, их складированием и хранением;
рост степени индивидуализации производственного процесса, в частности, в жилищном строительстве, ведет к росту номенклатуры потребляемых ресурсов;
кроме поставщиков ресурсов привлекаются субподрядные организации, выполняющие отдельные виды специализированных работ, что требует четкой координации их деятельности;
практикуются арендные отношения с поставщиками строительной техники на объекты;
постоянно возрастающие потребности в рационализации производства, обусловленные необходимостью сокращать сроки строительства, а также увеличивать жизненный цикл объекта недвижимость и сокращать эксплуатационные расходы;
высокая материалоемкость строительства предопределяет необходимость поиска резервов снижения материальных затрат;
материальные потоки характеризуются большими рисками, поскольку в строительстве преобладают дискретные, недетерминированные и неритмичные потоки.
Несмотря на специфику строительства, логистические системы и направления их развития следует рассматривать в контексте общей теории развития логистических систем, наблюдаемых тенденций. Оценка эффективности состояния системы, формирование оценочного инструментария, является необходимым элементом в управлении цепями поставок. К важным задачам оценочного инструментария управления цепями поставок относят [3]:
возможность оценки эффективности логистического процесса по выбранному критерию;
чувствительность показателей к изменению параметров цепи поставок; возможность выявлять направленность и степень влияния параметров цепи поставок на показатели эффективности процесса;
выбор элементов и процессов цепи, наиболее существенным образом влияющих на показатели эффективности управления цепями поставок.
Отдельные исследования ориентированы на оценку эффективности определенных процессов в цепи поставок, в частности, процесса транспортировки [4,5]. В частности, предлагается комплексная система, включающая три уровня показателей [4]:
- показатели выполнения логистических функций;
- показатели общих логистических затрат;
- показатели эффективности деятельности предприятия на основе модели Дюпона.
На уровне деятельности предприятия в целом рассматриваются такие показатели, как рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций и другие. Система включает также показатель добавленной рыночной стоимости, в котором находят отражения общие результаты деятельности предприятия, включая эффективность логистической подсистемы.
Предлагаются следующие критерии оценки логистической деятельности в цепях поставок [6]: качество поставок, надежность, гибкость, время выполнения заказа, уровень обслуживания. В качестве общих подходов к формированию эффективной системы показателей рассматриваются следующие [6]:
- система показателей должна соответствовать управленческому уровню контроля, что обеспечит эффективную обратную связь и оперативную реакцию на изменение показателей;
- системы показателей для внутреннего управления и внешних пользователей должны различаться.
В качестве показателя логистической деятельности, обеспечивающего конкурентные преимущества, рассматривается безупречное выполнение заказа. Д.С. Рыбаковым предложены показатели, позволяющие оценить состояние процесса выполнения заказа [7]: учет всех требований; доставка к реальной дате; точность документации; идеальное состояние поставки.
Важным аспектом логистической деятельности предприятия является управление активами. Ориентироваться при этом необходимо на ГОСТ Р 55.0.02-2014/Ис0 55001:20141, который устанавливает требования к разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы управления активами, и может быть использован любыми организациями. Особенно актуальным является наличие системы управления активами в отраслях, требующих постоянного повышения инновационно - технического потенциала [8].
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке, внедрении, поддержании и улучшении системы управления активами. Стандарт предусматривает наличие в организации системы мониторинга, измерения, анализа и оценки состояния системы управления активами, в частности, процессы и показатели, подлежащие мониторингу, методы измерений и оценки, периодичность оценки процессов. Организация должна оценивать и формировать отчетность по производительности активов, достигнутым результатам управления активами, включая финансовые результаты.
Стандарт дает определенные направления для оценки состояния активов и отдачи, но требуется система показателей в различных аналитических разрезах, которая способна отражать специфику деятельности, а также реализуемую предприятием бизнес-модель. Здесь необходимо установить показатели, способные отражать со-
ТОСТ Р 55.0.02-2014/ИС0 55001:2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200116214 (дата обращения: 12.01.2021).
стояние и результаты логистических активов.
В рыночной практике нашла широкое применение 8СОЯ - модель, разработанная с целью более эффективного анализа, планирования и проектирования цепей поставок. Модель описывает более 200 метрик, которые могут применяться в пяти различных областях [9]. В каждой из областей деятельности компании выбирают ключевые бизнес-процессы, которые должны выполняться на высоком уровне, что предопределит эффективность системы в целом. Основными процессами, нашедшими отражение в 8СОЯ - модели, являются:
- снабжение, включающее процессы, которые заключаются в закупке товаров и услуг с учетом запланированного спроса;
- производство, содержащее процессы, которые трансформируют продукт до его конечного состояния с целью удовлетворения запланированного спроса;
- поставки, включающие процессы, которые обеспечивают доставку готовой продукции или услуг для удовлетворения запланированного или возникшего текущего спроса;
- возврат, содержащий процессы возврата и приемки возвращенной продукции;
- планирование, обеспечивающее систему сбалансированности планов и показателей, направленных на поддержание баланса спроса и предложения.
В модели 8СОЯ выделяется пять аспектов деятельности, требующих формирования системы показателей:
- надежность поставок в цепи;
- отклик цепи поставок как скорость прохождения товара по цепи поставки к потребителю;
- динамичность цепи поставок как реакция на изменения ситуации на рынке с целью сохранения конкурентных преимуществ;
- затраты, связанные с операциями в цепи поставок;
- эффективность управления всеми видами активов в обеспечении удовлетворения спроса (основными средствами, запасами, оборотным капиталом).
Изложенный поход создает определенные ориентиры для формирования оценочных показателей с учетом отраслевых особенностей. При этом необходимо ориентироваться на ключевые показатели эффективности. В частности, для организации процесса управления потоками в логистической системе нефтехимического предприятия предлагается применять следующие ключевые показатели эффективности [10]:
- длительность логистического цикла;
- эффективность операционных логистических затрат (общие логистические издержки на единицу произведенной продукции);
- эффективность логистических бизнес-процессов;
- эффективность финансовых потоков.
В частности, применительно к строительной отрасли рассматриваются возможности формирования трех типов цепей поставок [11]. Первый тип соответствует традиционной модели взаимоотношений между поставщиками ресурсов и строительными организациями как независимыми предпринимательскими структурами. Поставки материальных ресурсов осуществляются на приобъектные склады, непосредственно на строительные площадки. Второй тип рассматривается как расширенная цепь поставок и предусматривает отношения и с производителями строительных материалов, и оптовыми посредниками, что требует специализированных
логистических подразделений. Третий тип поставок приемлем для интегрированных и диверсифицированных организаций, имеющих собственные производства строительных материалов, и представляет собой максимальную цепь поставок, управление которой также требует специальных логистических подразделений.
Сочетание процессного и проектно-ориентированного подходов к управлению инвестиционно-строительной деятельностью рассматривается как этап развития управления цепями поставок, который в полной мере отражает специфику потоковой модели строительного производства [2]. При этом предлагается сетевая модель цепи поставок при строительстве жилой недвижимости, в которой относительно фокусной компании цепи поставок (застройщика) выделяются три уровня поставщиков:
1-ый уровень - генподрядная организация;
2-ой уровень - субподрядные организации;
3-ий уровень - производители, дистрибьютеры, торговые сети.
Учитывая, что производственный и коммерческий этапы создания недвижимости по организационному, экономическому и технологическому содержанию являются взаимосвязанными потоковыми процессами, выделены и два уровня потребителей:
1-ый уровень - муниципальные образования, агентства недвижимости, физические лица;
2-ой уровень- физические лица, чей спрос удовлетворен через посредничество риэлтерских компаний или муниципальных образований.
Для повышения эффективности системы управления в цепи поставок целесообразно логистический цикл разбить на отдельные операции, что обеспечит его привязку к конкретным центрам ответственности. При формировании системы показателей оценки эффективности цепи поставок условно можно выделить: внешние, ориентированные на клиента, и внутренние, ориентированные на бизнес-процессы фокусной компании. Этот подход согласуется с концепцией сбалансированной системы показателей Нортона и Каплана.
Н.Г. Ольве, Ж. Рой и М. Веттер [12], развивая концепцию сбалансированной системы показателей, предложили более расширенный набор показателей, включаемых в систему. В частности, система показателей, ориентированных на внешнюю, то есть клиентскую составляющую, содержит ряд показателей, которые могут применяться и в строительстве: доля рынка, %;
годовой объем продаж в расчете на одного потребителя, руб.; количество потерянных по разным причинам потребителей, в абсолютном выражении или в %;
количество новых заключенных сделок; индекс удовлетворенности потребителей, %; количество рекламаций;
маркетинговые расходы на одного потребителя, руб.
Внутренние показатели, ориентированные на бизнес-процессы фокусной компании, включают:
длительность жизненного цикла продукта;
затраты на отдельные фазы жизненного цикла продукта;
удельный вес своевременно выполненных заказов, %;
средний срок разработки нового вида продукта;
средний период времени от момента оформления заказа до его выполнения; средняя трудоемкость отдельных технологических операций; оборачиваемость материальных запасов.
Для управления затратами важное значение приобретает абсолютный показатель логистических затрат. Благодаря учету затрат и сопоставлению их с результатами, могут быть получены показатели, важные для оценки и формирования направлений развития логистики. Лукинский В.С. и Стремовская А.В. предлагают следующую модель общих логистических затрат, в которой учтены [13]: затраты на закупку; производственные затраты на логистику; затраты на организацию и выполнение заказа; затраты на транспортировку; затраты на хранение; издержки дефицита; штрафы за несвоевременную доставку; затраты на возврат продукции. При этом следует организовать управленческий учет, позволяющий достоверно определять логистические затраты по объектам строительства, процессам и видам работ.
Для управления логистическими затратами важно ориентироваться не только на абсолютные, но и на относительные показатели, в частности: выручку от продаж к общим логистическим издержкам; прибыль от продаж к общим логистическим издержкам;
общие логистические издержки на единицу произведенной продукции (по видам строительной продукции).
Целесообразно на уровне предприятия рассматривать и включать в систему оценки показатели деловой активности, которые отражают состояние управления активами, в том числе состояние логистических процессов, что особенно важно для строительства с длительным производственным циклом, особенностями финансирования и механизма продажи продукции. К тому же, строительство характеризуется многообразием источников финансирования объектов, и, как следствие, формированием комбинированных, дискретных во времени инвестиционных потоков. К таким показателям следует относить [14]:
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала;
- коэффициент оборачиваемости запасов сырья, материалов;
- коэффициент оборачиваемости готовой продукции;
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
Управление логистической системой цепи поставок требует инвестиций и отдачи от них. Возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру предприятия может оцениваться традиционными показателями, предусмотренными Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов2: срок окупаемости; индекс доходности; внутренняя норма доходности.
2Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (ВК-477). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200005634 (дата обращения: 12.01.2021).
Если инвестиции направлены на разработку инновационных продуктов, дополнительно может рассматриваться срок коммерциализации инноваций.
Для управления активами показатели рассматриваются до и после реализации инвестиций в логистические активы, что дает основания для выявления резервов и корректировки инвестиционных решений в последующем.
Инвестиции в логистику влияют на операционные затраты, поскольку обеспечивают оптимизацию размещения складской недвижимости, производственных мощностей, транспортного обеспечения, оптимальные запасы. Ориентиром для правильного подхода может служить положительная динамика таких показателей, как фондоотдача и рентабельность основных средств.
Оптимизация логистической системы ускоряет оборачиваемость капитала. Насколько динамичны эти изменения отражает рост коэффициента автономии, что отражает уровень независимости от внешних источников финансирования.
Показатель добавленной рыночной стоимости предприятия следует рассматривать как интегрированную оценку изменений в системе управления цепями поставок, поскольку способен отражать:
рост рыночной стоимости активов;
рост доходности, в том числе в перспективе;
снижение или увеличение рисков дополнительных затрат на диверсификацию продукта, рынка, сбытовой сети, неудовлетворительной финансовой структуры бизнеса.
Сформировавшая методология оценки рыночной стоимости предприятий и их активов позволяет рассчитывать показатель добавленной рыночной стоимости, применяя Федеральные стандарты оценки.
Рассмотренные в данной статье подходы к формированию показателей эффективности опираются на показатели, нашедшие отражения не только в зарубежных концепциях сбалансированной системы показателей, ключевых показателей эффективности, но и в системе комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятий, сформированной отечественными экономистами. Для успешного решения проблемы оценки эффективности необходима организация системы управленческого учета, позволяющая оперативно и в доступной форме получать информацию каждым центром ответственности.
В строительстве правильно организованная цепь поставок дает значительный эффект, поскольку даже незначительные нарушения в сроках и комплектности поставок приводят к увеличению сроков строительства, нарушениям календарного плана работ, и вытекающими из этого удорожанием строительства, нарушением договорных обязательств.
Планирование логистической деятельности должно быть комплексным и системным. Необходимо планировать график движения материалов, синхронизировав его с календарным планом работ, уделяя особое внимание работам критического пути.
Организация системы управления цепями поставок материалов не всегда требует больших затратам, но позволяет существенно сократить издержки строительного производства, снизить потери в производстве и брак, избежать излишних затрат на оплату труда и средства производства, потерь рабочего времени, нарушения сроков строительства. Это позволит усилить рыночные позиции строительной организации, обеспечить финансовую стабильность.
Инновационная деятельность Библиография
1. Борисова Л.А. Использование логистики в строительстве в условиях кризиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-logistiki-v-stroitelstve-v-usloviyah-krizisa. (Дата обращения:01.03.2021)
2. Пасяда И.Н. Интегрированная логистика проектов комплесной жилой застройки и освоения территорий : дисс...к.э.н.- Санкт-Петербург, 2018.-180 с.
3. Еремина Е.А. Инструменты оценки эффективности управления цепями поставок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.altstu.ru/journals/files/pv2012_2_1/pdf/070eremina.pdf. (Дата обраще-ния:11.02.2021)
4. Стримовская А.В. Формирование системы показателей оценки эффективности транспортировки в цепях поставок: дисс.к.э.н.- Санкт-Петербург, 2017.-180 с.
5. Синицына А.Г., Некрасов А.С. Модель трансформации транспортно-логистической системы при управлении активами железнодорожного транспорта // Логистика. — 2018. — No7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grebennikon.ru/article-uap5.html. (Дата обращения: 12.12.2020).
6. Демченко А.И. Подход к построению системы показателей логистической цепи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18683. (Дата обращения: 10.02.2021).
7. Рыбаков Д.С. Методология SCOR как основа модели оптимизации затрат и уровня логистического сервиса //Логистика и управление цепями поставок. - 2020.-№4.-С.39-49.
8. Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. Оценка состояния парка строительной техники и проблемы повышения ее инновационно-технического потенциала //Экономика строительства. -2020.- №2(62).- С.3-15.
9. Левина Т.В. SCOR -моделирование//Логистика и управление цепями поставок.- 2012.- №2.- С.88-94.
10. Малышева Т.В., Ганеева Г.А. Организационно-экономические особенности распределительной логистики нефтехимических производств // Вестник Казанского технологического университета». - 2014.- №21.-С. 432-435.
11. Плетнева Н.Г., Гужева Е.Г., Чепаченко Н.В. Выбор модели цепи поставок как способ повышения эффективности предпринимательских структур в строительстве // Вестник гражданских инженеров. - 2018.-№6(71).-С. 236-242.
12. Ольве Н. Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей- М.: Вильямс, 2004. — 420 с.
13. Лукинский В.В., Стримовская А.В. Формирование комплексной системы оценки индивидуализированных показателей эффективности в цепях поставок //Логистика и управление цепями поставок. -2017.- №5(82).-С.3-13.
14. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 374 с.
References
1. Borisova L.A. The use of logistics in construction in a crisis URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-logistiki-v-stroitelstve-v-usloviyah-krizisa. (Date appeals: 01/03/2021). (in Russ.).
2. Pasyada I.N. Integrated logistics of projects of complex residential development and development of territories: dissertation ... candidate of economic sciences - St. Petersburg, 2018.-180 p. (in Russ.).
3. Eremina E.A. Tools for assessing the effectiveness of supply chain management. URL:http://elib.altstu.ru/ journals/files/pv2012_2_1/pdf/070eremina.pdf. (Date appeals: 11/02/2021). (in Russ.).
4. Strimovskaya A. V. Formation of a system of indicators for assessing the efficiency of transportation in supply chains: dissertation ... candidate of economic sciences - St. Petersburg, 2017.-180 p. (in Russ.).
5. Sinitsyna A.G., Nekrasov A.S. Model of transformation of the transport and logistics system in asset management of railway transport // Logistika [Logistics], 2018, no7. URL: https: //grebennikon.ru/article-uap5.html. (Date appeals: 12/12/2020). (in Russ.).
6. Demchenko A.I. An approach to building a system of indicators of the logistics chain // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no 1-1. URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=18683. (Date appeals: 10/02/2021). (in Russ.).
7. Rybakov D.S. SCOR methodology as the basis of a model for optimizing costs and the level of logistics service // Logistika i upravlenie cepyami postavok [Logistics and supply chain management], 2020, no4, pp.39-49. (in Russ.).
8. Pankratov E.P., Pankratov O.E. Assessment of the state of the park of construction equipment and the problem of increasing its innovative and technical potential // Ekonomika stroitel'stva [Economics of construction]. -2020.-no2 (62) .- pp.3-15. (in Russ.).
9. Levina T.V. SCOR - modeling // Logistika i upravlenie cepyami postavok [Logistics and management in supply chains], 2012, no2, pp.88-94. (in Russ.).
10. Malysheva T.V., Ganeeva G.A. Organizational and economic features of distribution logistics of petrochemical industries // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta Bulletin of Kazan Technological University. -2014.- no. 21. pp. 432-435. (in Russ.).
11. Pletneva N.G., Guzheva E.G., Chepachenko N.V. The choice of a supply chain model as a way to improve the efficiency of business structures in construction // Bulletin of civil engineers. - 2018.- no. 6 (71) . pp. 236-242. (in Russ.).
12. Olve N. G., Roy J., Vetter M. Assessment of the effectiveness of the company. A practical guide to the use of a balanced scorecard - M .: Williams, 2004. - 420 p. (in Russ.).
13. Lukinsky V. V., Strimovskaya A. V. Formation of an integrated system for assessing individualized performance indicators in supply chains // Logistika i upravlenie cepyami postavok [Logistics and management in supply chains], 2017, no 5 (82), pp.3-11. (in Russ.).
14. Sheremet A.D. Analysis and diagnostics of financial and economic activities of the enterprise: textbook. 2nd ed., Add. - M.: INFRA-M, 2018 .- 374 p. (in Russ.).
Авторы
Симионова Нина Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Управление и экономика таможенного дела» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (Ростовский филиал) (проспект Буденновский, 20, г Ростов-на-Дону, 344002, Россия); тел./факс: 8(863)262-38-18/8(863)262-00-04; [email protected];
Кириченко Денис Александрович, кандидат экономических наук, ответственный за руководство и организацию работы на кафедре «Управление и экономика таможенного дела» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (Ростовский филиал); email: [email protected]