УДК 331.5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ В КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
С.А.Морковкина, С.М.Самохвалова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail [email protected]
В статье рассмотрена основная социально-экономическая проблематика и противоречия в сфере труда и занятости населения. Обоснована необходимости изменения направлений государственной политики рынка труда - от борьбы с безработицей к эффективной занятости и кадровому обеспечению, а также даны предложения по перспективным направлениям ее обеспечения.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, кадровое обеспечение, эффективная занятость, совершенствование государственной политики на рынке труда, система показателей эффективности регионального центра занятости.
THE EFFICIENCY OF EMPLOYMENT CENTERS IN THE STAFFING OF THE REGIONAL ECONOMY
S.A.Morkovkina, S.M.Samokhvalova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail [email protected]
The article deals with the main socio-economic problems and contradictions in the field of labor and employment. Based on the analysis of various interpretations of the economic content of the labor market and employment, the existing system of indicators for assessing the effectiveness of regional employment centers, the rationale for changing the directions of the state labor market policy -from the fight against unemployment to effective employment and staffing, as well as proposals for promising areas of its provision.
Keywords: labor market, employment, staffing, effective employment, improvement of state policy in the labor market, the system of performance indicators of the regional employment center.
В настоящее время научное сообщество по-разному трактует понятие «рынок труда». Некоторые исследователи считают, что рынок труда - это определенный механизм (институт), который связывает продавца товара «рабочей силы» (работника) и покупателя этого товара (работодателя) [1], другие считают, что это механизм регулирования интересов работодателей и наемной рабочей силы [2], третьи - что это одна из форм рынка товаров, где в качестве товара выступает рабочая сила или способность человека к труду [3]. Кроме того, существует мнение, что определения «рынок труда» и «рынок рабочей силы» существенно различаются, так как «рабочая сила» подразумевает по собой наличие потенциальной способности к труду, а труд -функционирующей способности. Исходя из данного тезиса понятие «рынок рабочей силы» более развернутое, так как касается не только «занятых», но и лиц, которые занимаются активным поиском работы, т.е. являясь одновременно и «занятыми», и «безработными». Понятие «рынок трудовых ресурсов» в отличие от «рынка рабочей силы» позволяет расширить горизонты социально-трудовых отношений до уровня «экономически активного населения».
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
Ряд исследователей убеждены, что использование двух терминов - «рынок рабочей силы» и «рынок труда» следует считать экономически приемлемым и эквивалентным, поскольку они тесно связаны, дополняют друг друга, перемещаясь в процессе рыночных отношений от одного к другому [4]. Широкое определение рынка труда предусматривает проведение политики сохранения и расширения системы рабочих мест, повышения эффективности занятости населения с учетом принципов социальной справедливости и гуманизма, развития богатства человеческой природы как самоцели [5]. Эта политика основана на понимании двойственного характера занятости, как явления, играющего роль связующего звена между экономической и социальной составляющими репродуктивного процесса, предпосылки создания валового продукта и, в то же время, основы воспроизводства человека [6].
По мнению авторов [2], целью модернизации государственной политики на региональном рынке труда должен стать переход от политики содействия занятости, которая реализуется с начала 1990-х годов по настоящее время, к экономической политике в интересах эффективной занятости. Понятия «занятость» и «эффективная занятость», наряду с термином «рынок труда», остаются недостаточно определенными в экономической теории и практике. Например, международная организация труда (МОТ) считает безработными тех, кто «не имеет работы», то есть оплачиваемой работы, и сюда не относится самозанятость; «искать работу», то есть предпринимать конкретные шаги по трудоустройству или самозанятости через обращение на биржи труда, запросы, обращение к работодателям и т.д.; «готов в настоящий момент приступить к работе», то есть начать оплачиваемую работу или стать самозанятым в нужный момент. Стандарты международного бюро труда (МБТ) недостаточно прозрачно отражают, заняты ли работники в частных домашних хозяйствах, поскольку, с одной стороны, «лица, занятые производством экономических товаров и услуг для собственного потребления и потребления членами своих домашних хозяйств, должны считаться самозанятыми, если это производство составляет значительную долю в общем потреблении домашних хозяйств»; с другой стороны «... в целом данные об экономически активном населении не включают... лиц, живущих исключительно за свой счет» [3].
В настоящее время региональные службы занятости в соответствии с законодательством занимаются: разработкой и реализацией программ содействия занятости, регистрацией безработных граждан и содействием в трудоустройстве, организацией профессиональной ориентации, консультированием, подготовкой и переподготовкой безработных, помощью предприятиям в подборе кадров; информированием нуждающихся в работе о наличии вакансий; осуществлением выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказанием материальной помощи безработным; контролем за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости, предотвращением нарушений предприятиями законодательства о занятости населения [6].
При этом оценка работы учреждений служб занятости осуществляется в соответствии со следующими количественными показателями [4, с. 2]:
1) основной показатель устанавливает Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
2) дополнительные показатели устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825».
Например, оценка эффективности деятельности Агентства труда и занятости населения Красноярского края за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период приведена в таблице 1 [1, с. 2].
В настоящее время, в частности в Красноярском крае, снижение численности трудоспособного населения (женщины в возрасте 15-54 лет, мужчины в возрасте 15-60 лет) в период с 2010 по 2018 год сочеталось с тем, что численность экономически активного населения (занятого плюс безработного в возрасте 15-72 лет) продолжала оставаться на крайне высоком уровне.
Достигнутые и планируемые значения показателей оценки эффективности деятельности
Агентства труда и занятости населения
Показатель Единица измерения 2017 2018 2019 2020
Факт План Факт План План
Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год % 6,3 6,1 6,2 5,5 5,2
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы % 63,3 63,4 69,6 63,4 63,6
Коэффициент напряженности на рынке труда незанятых на 1 вакансию 1,5 1,5 0,8 1,4 1,4
Целесообразной является разработка методики оценки деятельности службы занятости, которая бы отражала развитие социально-трудовой сферы региона по: уровню занятости трудоспособного населения в государственном секторе экономики; напряженности на рынке труда; структуре распределения работников по видам экономической деятельности; профессионально-квалификационной структуре занятых; образовательной и возрастной структуре занятых; сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.В заключение следует отметить, что реализация вышеуказанных мер, по мнению авторов, необходимо повышение статуса региональных органов, осуществляющих государственную политику и правовое регулирование в сфере труда и занятости населения.
Библиографические ссылки
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://economy .gov.ru.
2. Бексултанова, А.И. Проблема занятости населения в РФ / А.И. Бексултанова // European Research. 2017. № 5 (28). С. 38-41.
3. Болор, Б.Б. Проблема занятости и безработицы / Б.Б. Болор // Научный журнал. 2017. № 7 (20). С. 25-27.
4. Зайцева, И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46.
5. Коршунов, В. В. Экономическая теория : учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.
6. Кубланов, А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 33-40.
© С.А.Морковкина, С.М.Самохвалова, 2019