Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТЕПЛООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТЕПЛООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of study into the relationship between the objective and subjective appraisal of man’s thermal state in different thermal insulation are presented.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТЕПЛООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

татном и старом возрасте в 2,4±0,31 раза более чувствительны к действию факторов окружающей среды, чем половозрелые животные. Такой Корядок различий чувствительности наблюдается и у людей, а к отдельным загрязнителям среды дети в 3—4 раза более чувствительны, чем

взрослые С учетом коэффициента запаса норма тивный уровень воздействия импульсно-прерыви-стой ЭМЭ на население составит 15 мкВт/см2. Данная величина утверждена Минздравом СССР в качестве гигиенического норматива для населения.

Поступила 10.09.34

УДК 613.646:614.895.5-07:1612.521.1:612.882

И. И. Малкиман, М. Л. Разран, Г. Г. Тер-Акопян

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТЕПЛООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Производительная работа и полноценный отдых во время пребывания в условиях низких температур окружающей среды возможны только при сохранении показателей теплового состояния человека в ограниченных пределах.

Обычно нормативные документы отражают интервалы основных физиологических показателей для определенной продолжительности нахождения людей в дискомфортных условиях. Однако прекращение пребывания в условиях охлаждения или прекращение работы, когда это позволяет ситуация, происходят только на основании субъективных ощущений человека. Часто субъективная оценка и при измерениях объективная оценка теплового состояния могут не совпадать, а иногда быть противоположными. Высказывается предположение, что субъективная оценка теплоощущений определяется не столько неумением подобрать адекватное тепловому состоянию словесное выражение, сколько различными привычками и адаптацией к тепловлажностным условиям окружающей среды [1].

Ввиду важности субъективной оценки теплового состояния в практике гигиенического нормирования, а также значения ее в общей теории терморегуляции организма, представляется, что в ходе физиолого-гигиенических исследований ^вязи субъективной оценки теплоощущений с объективными показателями должно уделяться большое внимание.

Задача осложняется тем, что субъективная оценка теплоощущений может быть неразвита или нарушена, как это бывает у больных или детей. Даже у практически здоровых взрослых людей оценка теплоощущений может иметь значительные по диапазону индивидуальные различия. Поэтому определенный интерес представляет предпринятое нами изучение зависимости теплоощущений человека от изменений теплозащитных свойств снаряжения.

В нашей работе в качестве теплозащитного снаряжения применялись однослойные сналыше. мешки > (СМ), которые могли быть вложены

один в другой с образованием многослойного пакета.

В ходе исследований определяли величину конвективных теплопотерь (KT) организма с помощью прямого измерения теплопотерь естественной конвекцией [2]. Кроме того, определяли показатели температурного режима человека: температуру тела (ректальную — Тр) и кожи (в 5 точках). По результатам измерений рассчитывали средневзвешенную температуру кожи — СВТ„ (по Н. К. Витте) и среднюю температуру тела — СТТ (по А. Бартону). Теплоощу-щения оценивали по девятиступенчатой шкале: «очень холодно», «холодно», «прохладно», «прохладный комфорт», «комфорт», «теплый комфорт», «тепло», «очень тепло», «жарко». Всего проведено 16 экспериментов с участием 6 испытуемых в возрасте от 24 до 32 лет.

Порядок проведения экспериментов был следующий. Обнаженный человек входил в климатическую камеру при температуре воздуха в ней примерно 3 °С, имея при себе четыре СМ, вложенных один в другой, и уже в камере размещался внутри этого комплекта на медицинской кушетке, лежа на спине. Изменение теплозащитной эффективности снаряжения достигалось тем, что через каждые 30 мин обследуемый по команде экспериментатора снимал с себя один мешок. Таким образом, через 2 ч после начала эксперимента он оказывался обнаженным и находился в камере еще 30 мин. Эксперимент продолжался 2,5 ч.

В других экспериментах процедура изменения теплозащитных свойств снаряжения осуществлялась в обратном порядке, т. е. человек сначала оставался обнаженным в течение 30 мин, затем надевал на себя один СМ, еще через 30 мин — поверх первого второй и т. д. Последние 30 мин на обследуемом было четыре СМ. Общая про-

1 В кн.: Итоги науки н техннкн. Сер. Фармакология.

Химнотерапевтнческие средства. Токсикология. М.. 1974. т. 6. с. 15—18.

должительность эксперимента также составляла 2,5 ч. Все это время в обоих вариантах экспериментов человек находился в состоянии относительного покоя, лежа на спине.

При последовательном уменьшении теплоизолирующих свойств снаряжения отмечено, что в начале эксперимента повышалась СВТК, несколько уменьшившаяся во время пребывания в камере и процедуры размещения в СМ, а Тр умеренно снижалась. КТ были небольшими — около 15 — 20 Вт.

Через 20—30 мин пребывания обследуемого в камере его температурный режим и КТ обычно стабилизировались и сохранялись на сравнительно постоянном уровне в течение длительного времени, несмотря на то что каждые 30 мин снимался один мешок, т. е. уменьшалась теплозащита организма. Только в конце эксперимента, когда испытуемый снимал последний СМ и оставался обнаженным, происходило резкое изменение температурного режима: значительно (на 5—8 °С) падала СВТ,; на фоне практически неизмененной Тр. В этот период отмечен и весьма значительный рост КТ. Теплоошущения испытуемых, как правило, были такими: при пребывании в четырех СМ — «тепло», «теплый комфорт», «комфорт»;, в трех СМ — «комфорт» или «прохладный комфорт»; в двух СМ — «прохладный комфорт» или «прохладно»; в одном СМ — «прохладно» или «холодно». Обнаженные люди оценивали свои теплоощущения всегда как «хо-

лодно», а к концу эксперимента (на 130—140-й минуте) — как «очень холодно».

В качестве примера на рис. 1 приведены ро^ зультаты двух типичных экспериментов (испьл туемый Н. и Л.). На рис. 1 видно, что к концу времени пребывания испытуемого Н. в четырех СМ показатели температурного режима были близки к нормальным, стабилизировалась и КТ. Такая стабильность сохранялась до тех пор, пока имелась хотя бы минимальная теплозащита в виде одного СМ.

На 120-й минуте эксперимента, когда был снят последний СМ, произошло резкое падение СВТК и, несмотря на некоторое повышение Тр, значительное снижение СТТ. При этом резко возросла КТ.

Результаты аналогичного эксперимента у испытуемого Л. в основном такие же. Отличием являлись более высокая СВТК в середине эксперимента и ее резкое снижение на том этапе эксперимента, когда еще имелась теплозащита в виде одного СМ, а не у обнаженного (как у испытуемого И.). Относительно ранняя реакция сосудов кожи на охлаждение (а именно с нею связано снижение СВТ„) привела к тому, что снижение СВТ„ оказалось менее выраженным, чем в ранее описанном эксперименте (30,2 и 26,4 °С), мениш шими были и КТ (150 и 108 Вт). ~

Особый интерес, по нашему мнению, представляет сопоставление полученных объективных данных с субъективной оценкой испытуемым сво-

Рис. I. Термофизиологические показатели при уменьшении теплозащиты у испытуемых Н. (а) и Л. (6). Здесь и па рис. 2—3: Г — тепло; ГК — теплый комфорт; К — комфорт: ПК — прохладный кон-форт; П — прохладно. К — холодно: ОХ — очень холодно; Ж — жарко.

JOO-29

28 -27 -26 25

4 СМ

РЮмиН

Без СМ

\

их теплоощущений. Как видно на рис. 1, уменьшение теплозащиты не сопровождалось сущест-

^иными изменениями температурного режима, нако теплоощущения практически на каждом этапе уменьшения теплозащиты изменялись от «тепло» до «холодно». Вместе с тем, оставшись обнаженным, обследуемый не отметил изменения своих теплоощущений и только в конце этого этапа эксперимента заявил, что ему очень холодно.

Во втором эксперименте до 90-й минуты на фоне заметного роста СВТ„ снижения Тр (примерно на 1,5 и 0,5 °С соответственно) и стабилизации КТ наблюдалась плавная динамика теплоощущений от «тепло» до «прохладно». На 90-й минуте эксперимента испытуемый остался ; только в одном СМ, что вызвало резкое снижение СВТК. Однако на этом этапе эксперимента при теплоощущении «холодно» терморегуляция организма была достаточно эффективна, о чем свидетельствует лишь небольшое повышение конвективных теплопотерь.

Когда был снят последний СМ, в обоих случаях наблюдался срыв терморегуляции с резким падением СВТ„ и ростом КТ. Аналогичные результаты получены и в остальных экспериментах.

В тех случаях, когда теплозащитные свойства Снаряжения изменялись в обратном порядке, т. е. испытуемый, пробыв 30 мин обнаженным, надевал на себя один СМ за другим, происходило постепенное повышение СВТК (на 3—5 °С) на фоне снижения ТР (на 0,4—0,8°С), так что изменения СТТ были небольшими. КТ у обнаженных испытуемых была довольно большой н к 30-й минуте эксперимента достигала 80— 100 Вт. Вначале, когда испытуемые были обнаженными, свои теплоощущения они оценивали как «холодно» или «очень холодно», а затем, по мере увеличения теплозащиты, оценки постепенно улучшались. Во время пребывания в трех — четырех СМ теплоощущения характеризовались в диапазоне «комфорт»—«тепло».

В качестве примера рассмотрим представленные на рис. 2 результаты одного из таких экс-

«гриментов. У обнаженного испытуемого Л. от-ечено уменьшение СВТ„ до 29,5 °С и при нормальной Тр снижение СТТ. КТ достигали 116 Вт. Как только испытуемый одел один СМ, резко (более чем на 3 °С) повысилась СВТ„ и, несмотря на заметное снижение Тр, существенно возросла СТТ. Теплоощущения обследуемого заметно улучшились: если в начальной фазе эксперимента, т. е. будучи обнаженным, он характеризовал их как «холодно» и «очень холодно», то, надев один СМ, — как «прохладный комфорт». В дальнейшем СВТ„ продолжала повышаться, но с гораздо меньшей скоростью; Тр за последующие 90 мин снизилась на 0,5 °С, СТТ оставалась практически стабильной (35,5—35,8°С). Теплоощущения испытуемого продолжали улуч-

250-

200

ISO

100

Рис. 2. Термофизиологические показатели при увеличениш теплозащиты у испытуемого Л.

шаться и в течение последних 60 мин оценивались им как «тепло».

В контрольных экспериментах обследуемый надевал сразу четыре СМ и оставался в них на протяжении всего эксперимента, т. е. 150 мин. Результаты одного из таких экспериментов (испытуемый М.) представлены на рис. 3, из которого видно, что в самом начале СВТК была низкой, поскольку человек вошел в камеру обнаженным и надевал СМ уже в камере. Через

Вт

2ВО 260 240 220 2DO ISO 160 140 120 XX) во 60 40 2D

-Зв -37 36 -35 -34 -33 -32 -31 -30 -29 2В -27 - 26 -25

—х—у—у-

-кг

J_I_1_1_I_I_I_L

J_I_L

го <ю во во loo гю мо/мн

ж т

7К К

/v< л г х ох

•Рис. 3. Термофизиологические показатели при пеизмеинок теплозащите у испытуемого М.

30 мин СВТК нормализовалась. В дальнейшем, на протяжении 120 мин происходило очень медленное (на 1,3 ЭС за 2 ч) повышение СВТ„ при еще более медленном снижении Тр (по 0,5 "С за 2 ч). В результате СТТ оставалась стабильной (около 36 °С). Теплоощущения испытуемого на всем протяжении эксперимента были комфортными.

По результатам наблюдений можно сопоставить объективные показатели температурного режима с субъективной оценкой теплоощущений при различном порядке изменения теплозащиты (раздевание — одевание). Так, в экспериментах, результаты которых представлены на рис. 1, б и 2, один и тот же испытуемый (Л.) находился в одинаковых микроклиматических условиях. В начале первого эксперимента на нем было четыре СМ, а на 60-й минуте — только два. В начале второго эксперимента он был обнажен, а на 60-й минуте также находился в двух СМ. Но в первом случае теплозащита постепенно уменьшалась, а во втором увеличивалась. СВТК находилась в пределах 34,5—35,5 °С в первом и около 33 °С — во втором случае, а теплоощущения «прохладно» и, несмотря на более низкую СВТК во втором случае, — «комфортно».

Можно полагать, что это различие в теплоощу-шениях связано с тем, что в первом случае уменьшение теплозащиты вызвало определенное напряжение системы терморегуляции, в частности увеличенное теплообразование. Следствием этого явилось повышение CBT,t и сравнительно небольшое (примерно на 0,5°С) уменьшение Тр. Во втором случае теплозащиты возрастала, поэтому и напряжение системы терморегуляции, а следовательно, и теплообразование были меньше, о чем свидетельствовала более низкая СВТ„.

Одной из важных особенностей терморегуляции организма при охлаждении является его способность довольно длительное время удерживать температурный режим на уровне, близком к исходному. Однако это достигается определенным напряжением функции системы терморегуляции. Очевидно, именно этим можно объяснить выраженное несоответствие между объективными и субъективными данными. Так, у человека в состоянии покоя в условиях охлаждающего микроклимата показатели температурного режима (Тп, СВТ„, СТТ) находились на уровне, близком к ис-

ходному, тогда как субъективно он оценивал

свои теплоощущения как «холодно».

Наиболее отчетливо это проявлялось в том случае, когда теплозащита уменьшалась, т. е. ^ каждом новом этапе эксперимента испытуемый все более охлаждался и, следовательно, напряжение функций системы терморегуляции возрастало. В тех случаях, когда теплозащиты постепенно увеличивалась, указанное несоответствие было менее выраженным, вероятно, потому, что с уменьшением теплоотдачи степень напряжения функций системы терморегуляции снижается. При сопоставлении субъективных оценок испытуемых, динамики показатель температурного режима и изменения теплопотерь свободной кон- i векцией отмечено, что в условиях охлаждающего микроклимата организм в течение продолжительного времени оказывается в состоянии удер- 1 живать эти показатели на уровне, близком к исходному, хотя человек и жалуется на сильное охлаждение («холодно», «очень холодно»).

В тот момент, когда происходит резкое снижение показателей, характеризующих температурный режим, наблюдается значительное возрастание теплопотерь свободной конвекцией, что может рассматриваться как срыв терморегуляции, поскольку с этого момента начинается значи-^ тельное увеличение теплоотдачи на фоне выра*Р женного уменьшения показателей температурного режима.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при физиолого-гигиенической оценке теплозащитных свойств снаряжения и одежды нельзя ориентироваться только на объективные данные, характеризующие температурный режим организма, а необходимо учитывать и субъективные данные, поскольку теплоощущения могут измениться независимо от динамики объективных показателей.

Литература

1. Демина Д. М., Кандрор И. С., Ратнер Е. М. — В кн.:

Вопросы географии. М., 1972, сб. 89. с. 64—68.

2. Кощеев В. С.. Разран М. А.. Тер-Акопян Г. Г. — Гиг.

и сан., 1981, № 8, с. 20—22.

Поступила 30.10.8^,

S il m m а г у. The results of study into the relationship between the objective and subjective appraisa! of man's thermal state in différent thermal insulation are presented.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.