Научная статья на тему ' эффективность современного обучения в процессе подготовки будущих специалистов'

эффективность современного обучения в процессе подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / компетентностный подход / компетенция / рынок труда / экономический рост / научный прогресс / vocational education / competence-based approach / competence / labor market / economic growth / scientific progress

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Богданович

Автор рассуждает о необходимости изменений в современной профессиональной подготовке специалистов среднего звена. Приводит аргументы в пользу компетентностного подхода к обучению. Считает, что практические занятия должны создавать условия для комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирования общих и професстональных компетенций, а также приобретения студентами необходимого опыта, умений и знания в практичес^й работе в выбрантой прoфессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. В. Богданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the need of changes in modern vocational training of highqualified workers. Argues in favor of competencebased approach to training. Notes that apractical training should create conditions for students’ all-round development in the specialty (profession), formation of general and professional competences, and getting necessary experience, abilities and knowledge in practical work in the chosen profession.

Текст научной работы на тему « эффективность современного обучения в процессе подготовки будущих специалистов»

УДК 377.02:37.016

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ацдатпа

Автор ез мацаласында na3ipri орта буындагы мамандардын, кэслби дайындыгын озгертудщ мацыздылыгы туралы ой козгайды. Окытудагы кузырегп тэмшдердщ пайдасына аргументтер келтлрген. Студенттердщ акпаратты жан-жакты api толы к кабылдауы унпн тэж1рибел1к бинмнщ керектт туралы айтып, тандалган мамандыкты игеру барысында кэслби цузыретттктердщ калы птасуы на, бтм, тэж1рибе жэне оны цолдану-дын, цажетттгш корсетедг

Аннотация

Автор рассуждает о необходимости изменений в современной профессиональной подготовке специалистов среднего звена. Приводит аргументы в пользу компетентно стного подхода к обучению. Считает, что практические занятия должны создавать условия для комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретения студентами необходимого опыта, умений и знания в практической работе в выбранной профессии.

Annotation

г j

The author considers the need of changes in modern vocational training of high- qualified

о

workers. Argues in favor of competence-based approach to training. Notes that apractical training should create conditions for students' all-round development in the specialty (profession), formation of general and professional competences, and getting necessary experience, abilities and knowledge in practical work in the chosen profession.

s

<

ua

c:

м s

B.B. Богданович,

мастер производственного обучения, Костанайский колледж сферы обслуживания

Неггзгг создер: кэсгби оцы-ту, цузыреттшк, енбек нарывы, экономикалыц вам, гылыми прогресс

Ключевые слова: профессиональное обучение, ком-петентностнът подход, компетенция, рынок труда, экономический рост, научный прогресс

Keywords: vocational education, competence-based approach, competence, labor market, economic growth, scientific progress

П

Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

Назарбаев Н.А.

Изменения в обществе выдвинули новые требования к подготовке человека к жизни и труду, что неизменно приводит к изменениям в сфере образования и обусловливает формирование многоуровневой системы. Изначально низкая мотивация студента, неуверенность: куда пойти учиться, какую выбрать специальность - это низкое качество полученных знаний.

Основная цель мастера всегда при любых обстоятельствах остаётся неизменной: все студенты должны получить глубокие и прочные профессиональные знания, должны быть всесторонне развиты, а также быть воспитанными. Важным условием воспитания профессионального интереса у студентов является наличие в учебной лаборатории необходимого материала и современного оборудования, инструментов, которые бы отвечали всем современным требованиям.

Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, год выпуска которых иногда датируется 60-70-ми годами прошлого века. После окончания учебного заведения выпускники, трудоустраиваясь на современное производство, сталкиваются со многими трудностями не только профессионального характера, но которые влекут за собой и психологический дискомфорт. Актуальность данной проблемы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе госу-

дарственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, основанных на компетенциях.

Целью практических занятий является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентом необходимого опыта, умений и знания в практической работе в выбранной профессии.

Система профессионального образования должна отвечать потребностям рынка труда региона. Эффективность обучения, на мой взгляд, зависит от максимального учета требований конкретного предприятия к подготовке будущего квалифицированного специалиста.

В ходе организованной деятельности студентов на уроках производственного обучения:

1.формируется познавательный интерес,

2.активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями,

3.закрепляется интерес к выбранной профессии.

Участие студентов в практической деятельности, в которой сочетаются теоретическое обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к выбранной профессии. В процессе производственного обучения студенты применяют теоретические знания, что помогает им правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В нашем колледже уделяется внимание участию в конкурсах WorldSkills Russia. Целью данного конкурса является:

• популяризация рабочих профессий,

• повышение статуса и качества про-

ся

С са С

Г) <

с, из О 3

2

w с; из О

С-,

W S bei U W

•у

С е=Г О

w 2 s

Щ

S Ы

и ©

с и п

я:

СГ5 <

О.

м

и 2

Г>

и о

фессионального образования,

• обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту студентов.

Такие конкурсы профессионального мастерства дают большую возможность студентам:

1. оценить свои силы,

2 .самоутвердиться,

3.показать свои профессиональные навыки, знания и умения,

4. совершенствоваться в выбранной профессии.

Также конкурсы профессионального мастерства - это отличная возможность для работодателей найти и подобрать для себя компетентных, талантливых работников в будущем.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена. Это объясняется тем, что сегодня предприятиям необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем теории и практики, адаптированные к условиям современного производства.

Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Именно введение современных технологий позволит решить проблемы обучения в формировании индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

Таким образом, современные образовательные технологии, связаные с повышением эффективности процесса обучения, а также воспитания, направлены на конечный результат- подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, которые могли бы составить конкуренцию специалистам из других стран. Хорошее качество образования и его доступность формируют один

из основополагающих критериев характеристики гражданского общества с сильной экономикой.

В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего. Только анализируя, можно идти успешно вперед, только умелое сочетание разнообразных технологий может обеспечить успешность обучения студентов.

Мир живет на пороге глубокой социально- экономической трансформации -перехода от индустриальной экономики к экономике знаний.

Сегодня нам нужно сделать всё возможное, чтобы завтра не было стыдно за плоды нашего образования и воспитания, так как эти два понятия неразделимы.

Будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью - оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практике в целом[1,с. 129].

Образование - это важнейшее условие экономического роста, научного прогресса. Так экономисты подсчитали, что в результате поддержки и внедрения эффективной системы образования развитые страны получают до 40% валового национального продукта. А один доллар, вложенный в образование, дает не менее 3-6 долларов прибыли. Поэтому можно утверждать, что на современном историческом этапе образование выполняет и экономическую функцию. Закладывается фундамент в будущее развитие государства.

Освоение определенных знаний, умений и навыков является необходимым, но не единственным условием качественной подготовки студентов. Главным в определении качества является ориентация профессиональной подготовки на конкретную практическую деятельность, на совершенствованию своих навыков.

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

Не секрет, что образование является приоритетным направлением политики любого государства. К проблемам образования обращено внимание государственных деятелей, ученых, педагогов и широкой общественности, т.к. образование является важным средством государственного строительства, оно оказывает решающее влияние на продуктивность национальной экономики, обеспечивает успехи в развитии науки, в технологических преобразованиях, в отношениях человека и окружающей среды. С системой образования сталкивается каждый гражданин государства в разные периоды своей жизни, и поэтому каждый заинтересован в том, чтобы система образования была максимально эффективной.

Выпускник системы профобразования должен владеть набором знаний, обеспечивающих готовность к работе в стремительно изменяющихся экономических условиях, осмысленно воспринимать, прогнозировать их развитие, адаптироваться, и,в идеале, влиять на эти процессы.

Задачи повышения качества подготовки студентов:

• улучшение качества обучения посредством более полного использования возможностей подготовки специалистов в условиях модернизации среднего профессионального образования;

• повышение мотивации и коммуникативной компетенции;

• привлечение непосредственно будущих работодателей, с целью большей мотивации студента к достижению высот в выбранной профессии.

Таким образом, можно сказать, что для модернизации средне-специального образования в новых условиях необходима кардинальная перестройка образовательного процесса для качественной подготовки студентов, поиск новых

_Е|_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

форм взаимодействия с работодателями, бизнесом и заинтересованными структурами.

H.A. Назарбаев подчеркнул необходимость в модернизации образовательной системы: "Образовательная реформа должна достичь такого уровня, при котором любой гражданин нашей страны, получивший соответствующие образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира."

Мы должны всеми силами стремиться достичь этого результата, чтобы ребята, обучившиеся в нашей стране, достигли больших успехов, были конкурентоспособными не только у себя на Родине, но и за ее пределами. А также стали гордостью своей страны!

ЛИТЕРАТУРА

I.Бережнова Е.В., Краевский В. В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: монография [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. _ Краевский. - Москва, РАО, 2007. - 150 с. |

2.http://studik.net/pedagogicheskij- ш

aspekt-povysheniya-kachestva-

professionalnoj-podgotovki-budushhix- й • 1 • • , о

specialistov-v-sisteme-vysshego- з

professionalnogo-obrazovaniya/^aTa «

обращения: 19.12.2017)

3.Полежаева O.A. Современные аспек- ~ ты профессиональной подготовки сту- 2 дентов в рамках педагогической практи- ^ ки // Молодой ученый. — 2012. — №5. ? — С. 482-485. — URL https://moluch. о ru/archive/40/4814/ (дата обращения: £ 19.12.2017).

4 . http s ://infour ok. г и/s t aty a- ^

metodicheskie-podhodi-k-povisheniyu- m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kachestva-podgotovki-specialistov- g

v-usloviyah-modernizacii-srednego- i

professionalnogo--67273 1.1Ш"п1(дата q обращения: 19.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.