Научная статья на тему 'Эффективность системы технических обслуживаний и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов, эксплуатирующихся в условиях Севера'

Эффективность системы технических обслуживаний и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов, эксплуатирующихся в условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
4769
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ КАРЬЕРНЫЕ АВТОСАМОСВАЛЫ / ГОРНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Корецкая Н. А.

Рассмотрена эффективность системы технических обслуживаний и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов, эксплуатирующихся в условиях севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Квагинидзе В. С., Корецкая Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность системы технических обслуживаний и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов, эксплуатирующихся в условиях Севера»

© В.С. Квагинидзе, Н.А. Корецкая, 2011

В. С. Квагинидзе, Н.А. Корецкая

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ,

ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Рассмотрена эффективность системы технических обслуживании и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов, эксплуатирующихся в условиях севера.

Ключевые слова: техническое обслуживание, большегрузные карьерные автосамосвалы, горно-транспортное оборудование.

Жесткость климатических условий Южно-Якутского региона определяется такими факторами как: резкая конти-нентальность климата, низкие температуры воздуха зимой (до -55 оС), большая продолжительность зимнего периода (до 8 месяцев), большие годовые (до 90 оС) и суточные (до 30 оС) амплитуды изменения температур воздуха, метели и морозные туманы (до 15^20 дней в месяц), высокие скорости вера, наличие сезонно- и вечномерзлых грунтов. Влияние вышеперечисленных факторов значительно снижает эффективность эксплуатации горного и горнотранспортного оборудования. В зимний период в 3-6 раз увеличивается поток отказов машин, что приводит к значительному увеличению их простоев, которые составляют от 40 до 50 % календарного фонда времени, при эксплуатационных затратах в 25 раз превышающих аналогичные расходы в центральных и южных регионах России.

Одним из путей повышения эффективности эксплуатации горного и горно-транспортного оборудования в этих условиях является повышение его климатической надежности, что возможно, наряду с традиционными методами (применение хладностойких материалов, увеличивающих долговечность деталей и узлов и повышение приспособленности конструкции машин к техническому обслуживанию и ремонту), так же и путем совершенствования собственно системы технического обслуживания и ремонта.

Таблица 1

Периодичность, продолжительность и трудоемкость

технических обслуживаний и ремонтов большегрузных

карьерных автосамосвалов

Вид технического обслуживания или ремонта Показатель

Периодичность, мото^час Продолжитель- ность Трудоемкость, чел^час

ЕС ежесменно 0,7-0,81 0,7-0,8

ТО-1 100; 125 6-101 22,5-31

ТО-2 500 17-231 51-71

ТО-3 1000 23-321 70-98

СО 2 раза в год - 31-41

ПР-1 4000 8-11,52 355-500

ПР-2 8000 14-19,52 598-840

КР 16000; 24000 35-452 1230-1700

1 - часы, 2 - дни

В настоящее время технические обслуживания и ремонты большегрузных карьерных автосамосвалов регламентируются временным «Положением о техническом обслуживании и ремонте автомобилей БелАЗ грузоподъемностью 75 т и более». Этим положением установлены нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов большегрузных автосамосвалов приведенные в табл. 1.

Перечень операций технических обслуживаний, включающий контрольные, моечные, крепежные и регулировочные работы приведен в табл. 2.

На горнодобывающих предприятиях нормативы периодичности и трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов корректируются в соответствии с «Положением...» и ежегодно среднесписочный автосамосвал должен находиться в регламентированных ремонтах не более четверти календарного фонда времени, но фактические простои автосамосвалов в ремонтах, превышают нормативные в 1,75-2,35 раза. Это свидетельствует о том, что действующие нормативы недостаточно полно учитывают техническую жесткость климатических условий Севера по отношению к эксплуатирующемуся в этих условиях горно-транспортному оборудованию.

200

Таблица 2

Перечень операций технических обслуживаний

Содержание работ и методика Технические Приборы инструменты

их проведения требования и приспособления

для выполнения работ

1 2 3

Ежедневное обслуживание (ЕО)

1. Проверить уровень и при необходимости долить:

а) масло в бак двигателя или поддон; До верхней метки на маслоизмерительном стержне

б) охлаждающую жидкость; До половины емкости расширительных бачков

в) топливо в топливный бак; До уровня глазка

г) масло в регуляторе частоты вращения двигателя; До верхней метки на маслоизмерительном стержне

д) масло в масляный бак рулевого управления и опрокидывающего механизма; До верхней метки на маслоизмерительном стержне

е) тормозную жидкость в компенсационный бачок тормозной системы; До метки на бачке

ж) спирт в резервуар противозамерза-теля; Заправлять при температуре ниже + 4оС. После заправки нажать 5-6 раз на кнопку противозамерзателя до упора

з) жидкость в бачок стеклоомывателя Наполнить бачок

2. проверить визуально состояние соединений трубопроводов и шлангов всех гидросистем Подтянуть соединения в местах течи топлива масла и охлаждающей жидкости

2і202

3. Слить отстой из топливного бака. Отстой сливать через 30-40 минут после заправки и начала работы автомобиля До появления чистого топлива

4. Слить конденсат из ресиверов тормозной системы До полного удаления грязи и конденсата Выполнять после окончания работы

5. Проверить степень засоренности воздушных фильтров по индикатору Окно индикатора не должно перекрываться порошком красного цвета

6. Проверить внешним осмотром состояние замков и уплотнений коллекторных люков и выводных проводов электрических машин и уплотнений дверей аппаратных шкафов. На автомобилях, работающих в угольных Крышки коллекторных люков должны быть закрыты, и плотно прилегать по всему периметру. Двери шкафов должны прилегать плотно. Выводные провода должны быть надежно закреплены, и не иметь механических повреждений

разрезах, продуйте внутренние полости электрических машин и аппаратных шкафов сухим сжатым воздухом

7. Проверить состояние воздухопроводов системы вентиляции электрических машин Мягкие рукава воздухопроводов не должны иметь разрывов. При минимальной частоте вращения двигателя из вентиляционных отверстий мотор-колес должен выходить воздух

8. Проверить давление воздуха в шинах. Визуально проверить состояние крепления всех колес и состояние сварного соединения приварки бортового основания обода к обечайке в задних наружных колесах Давление воздуха в шинах должно быть 0,55 МПа (5,6 кгс/см2) для шин 27.00-49 и 0,49 Мпа (5,0 кгс/см2) Для шин 33.00-51. Гайки колес должны быть затянуты до отказа. Трещин ободьев не должно быть Шинный манометр МД14-3912200,адаптер 14-3114250

Продолжение табл. 2

1 2 3

9. Проверить внешним осмотром крепление рычагов и тяг рулевого управления Гайки крепления рычагов и тяг должны быть затянуты до отказа

10. Проверить давление воздуха в ресивере потребителей энергии сжатого воздуха (автомобили с двигателем 8РА4-185) Давление воздуха должно быть не менее 0,3 МПа (3 кгс/см2) Проверяется по манометру в кабине водителя при открытом запорном кране на ресивере

11. проверить срабатывание системы защиты двигателя При нажатии на кнопку аварийной остановки двигателя воздушные захлопки должны закрыться. После проверки возвратить захлопки в исходное положение

12. Проверить отсутствие воды во всасывающих коллекторах двигателей 6ДМ-21А и 8ДМ-21А Проверяется выворачиванием пробок на всасывающих коллекторах

13. Проверить плавность перемещения рейки топливного насоса двигателей 6ДМ-21А и 8ДМ-21А

14. Проверить исправность дублирующего привода рулевого управления При остановленном автомобиле передние колеса должны поворачиваться на 2-5о Проверяется включением выключателя на панели приборов

15. Проверить работоспособность двигателя, рулевого управления, тормозной системы, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и стеклоомывателя Двигатель должен работать устойчиво на всей частоте вращения. Органы управления, тормозной системы, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и стекло-омывателя должны быть технически исправны

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

1. Очистить от грязи и вымыть автомобиль Мойку выполнять только при установленных чехлах. После мойки снять чехлы и проверить отсутствие замыкания силовой цепи на корпус. Для этого пустить двигатель и Моечная установка, комплект чехлов: 1. 549-392201- защитный чехол тягового генератора

203204

включить силовую цепь при заторможенном автомобиле. Если сигнальная лампа горит, устранить замыкание. Продуть сжатым воздухом аппаратные шкафы 2. 549-3922030 - защитный чехол выхлопной трубы 3. 549-3922120 - чехол воздухозаборников воздушных фильтров 4. 7519-3922150 - чехол воздухо-забоника тягового генератора (для БелАЗ-7509, БелАЗ-75091) 5. 7519- 3922150 - чехол воздухо-забоника тяговых электродвигателей (для БелАЗ-7519, БелАЗ-75191)

2. Промыть фильтр предварительной очистки топлива Промыть элементы до полного удаления отложений. Поврежденные фильтрующие элементы и уплотнительные кольца заменить Ключи гаечные 22x24, 27x30, ванна, волосяная щетка или кисть

3. Очистить от пыли циклоны и корпуса воздушных фильтров. Промыть или заменить фильтрующие элементы Установка поврежденных фильтрующих элементов не допускается Ванна, приспособление для подсветки при проверке целостности фильтрующих элементов, ключи гаечные 12x14, 17x19

4. Проверить визуально герметичность соединений трубопроводов и шлангов воздушных фильтров Ослабевшие хомуты крепления шлангов подтянуть. Поврежденные шланги заменить Отвертка

5. Отобрать пробу масла и произвести анализ В соответствии с табл. 2 и инструкцией по эксплуатации двигателей Емкость для отбора масла

Продолжение табл. 2

1 2 3

6. Произвести обслуживание щеточноколлекторного узла электрических ма- В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию тягового электропри-

шин: а) продуть внутренние полости электрических машин сухим сжатым воздухом; б) проверить отсутствие зависания щеток; в) проверить состояние кронштейнов, изоляторов и обойм щеткодержателей; г) проверить состояние коллекторов вода Сжатый воздух Щуп, шлифовальная шкурка зернистостью 10-12 Жесткая волосяная щетка, смесь этилового спирта (5 частей) и ацетона (1 часть), безворсная ткань Безворсная ткань, смесь спирта (5 частей) и ацетона (1 часть)

7. Произвести обслуживание шкафов с электроаппаратурой: а) продуть шкафы с электроаппаратурой сухим сжатым воздухом; б) проверить состояние магнитной системы, дугогасительных камер, главных и блокировочных контактов контакторов и реле; в) проверить четкость включения и выключения, а также герметичность воздухопроводов ресивера и линейных тормозных контакторов В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию тягового электропривода Проверить при давлении воздуха в пневмосистеме не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2) Сжатый воздух Напильник с мелкой насечкой, напильник бархатный, комбинированный прибор, комплект инструмента электрика, модель 2443 Мыльная эмульсия, кисть

8. Проверить крепление элементов в блоках резисторов, мест пайки выводов и токопроводящих перемычек Подтянуть крепление Ключи гаечные 12x14, 14x17, 19x22, 41x46 комбинированный прибор

9. Проверить крепление контроллеров Ослабевшие соединения подтянуть Ключ гаечный 14x17

205 206

10. Проверить наличие жидкой смазки в манжетной полости крупногабаритных манжет редукторов мотор-колес и при необходимости слить. Промыть сапуны редукторов Для полного слива жидкой смазки отверстия в полых болтах оставить открытыми в течение одного часа, после чего продуть межманжетную полость сжатым воздухом и добавить через масленки по 150 г смазки Ключи гаечные 12x14, 17x19, 22x24, шприц, ванна для мойки сапунов

11. Проверить крепления карданных валов и люфты в их шарнирах При покачивании рукой за карданный вал люфт не должен ощущаться Ключ гаечный19 х22

12. Подтянуть крепежные соединения ходовой части и рулевого управления: а) гайку крепления пальца центрального шарнира (автомобили БелАЗ-7519, БелАЗ-75191) б) гайки крепления рычагов задней подвески (автомобили БелАЗ-7509, БелАЗ-75091) в) болты крепления стопорной пластины пальца центрального шарнира (автомобили БелАЗ-7519, БелАЗ-75191) г) гайки крепления колес д)гайки крепления рычагов рулевой трапеции Ключ 7519-3924074, вороток или усилитель крутящего момента Ключ 549А-3924060 Ключ 17x19 Ключ 549-3924316 Ключ 50x55

Продолжение табл. 2

1 2 3

13. Проверить визуально состояние сварных соединений колес Трещин не должно быть

14. Проверить свободный ход рулевого колеса и состояние шарниров рулевых Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 25о. Если свободный ход ру- Люфтомер 8704-6005, манометр со шлангами, ключи 8x10, 12x14

тяг и цилиндров поворотов левого колеса более 25о, устранить зазоры в шарнирах рулевого управления и подтянуть ослабевшие крепежные соединения

15. Проверить герметичность пневматического привода стояночной и запасной тормозных систем Проверку производить при давлении в пневмосистеме 0,6 МПа (6 кгс/см2). Падение давления должно быть не более 0,3 МПа (3 кгс/см2) за 15 мин. При большем падении давления с помощью мыльной эмульсии определить место утечки воздуха и устранить неисправностью Падение давления проверяется манометром класса точности 1,5 с ценой деления 0,1, заворачиваемым на место датчика на ресивере

16. Проверить ход штоков тормозных цилиндров стояночной тормозной системы При расторможенном механизме стрелка указателя должна быть напротив риски с цифрой «0», а при заторможенном - между цифрами «1» и «2». Если при заторможенном механизме стрелка указателя доходит до цифры «2», отрегулировать ход штока. Допускается проверка хода штока линейкой. Ход штока должен быть не более 45 мм

17. Проверить давление азота в гидроаккумуляторах рабочей тормозной системы Проверку производить при отсутствии масла в пневмогидроаккумуляторе. Давление азота должно быть 6,2-6,4 МПа (62-64 кгс/см2). При необходимости подзарядить пневмогидроаккумуляторы Приспособление 549А-3830390, переходник 549А-3924365, ключ гаечный 17x19, баллон с азотом, приспособления 549А-3724370-10, 7519-3924370-10

18. Проверить натяжение ремней привода компрессора и низковольтного генератора. Проверить крепление генератора, шкива, выводных проводов, а так же состояние проводов и клемм При нажатии на середину ветви усилием 39,2 Н (4 кгс) прогиб ремня должен быть 814 мм для ремня компрессора и 4-7 мм для ремня генератора Линейка, динамометр ДПУ-5 класса точности 2,0

19. Проверить уровень электролита в Перед проверкой очистить аккумулятор- 10 % раствор нашатырного спир-

аккумуляторных батареях и при необходимости довести до нормального. Прочистить вентиляционные отверстия в пробках батарей ные батареи ветошью, смоченной в 10 % растворе нашатырного спирта. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка та, стеклянная трубка, резиновая груша

20. Проверить во всех гидросистемах целостность рукавов и шлангов, а так же их крепление Рукава и шланги, имеющие течи, вздутие, потерю эластичности, и растрескивание, заменить. Ослабевшие крепления шлангов подтянуть

21. Проверить состояние системы пожаротушения на самосвале-углевозе

22. Выполнить операции по обслуживанию двигателя в соответствии с руководством по эксплуатации двигателя

23. Выполнить смазочные работы в соответствии с картой смазки

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

1. Проверить состояние крепления всех агрегатов к двигателю, дизель-генератора к раме, состояние соединительной муфты и упругих элементов Все агрегаты должны быть надежно закреплены. Поврежденные элементы соединительной муфты заменить новыми

Продолжение табл. 2

1 2 3

2. Проверить крепление радиаторов к раме, очистить от грязи и застрявших предметов наружные поверхности радиаторов Ключи гаечные 17x19, 22x24

3. Произвести обслуживание щеточноколлекторного узла. Дополнительно к операциям ТО-1: а) замерить износ щеток электрических Высота изношенной щетки должна быть не Штангенциркуль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

машин и при необходимости заменить щетки; менее: а) для тягового генератора - 44 мм; б) для генератор-возбудителя - 20 мм; в) для тяговых электродвигателей - 25 мм (от рабочей поверхности с резиновой накладкой)

б) проверить состояние изоляции обмоток электрических машин и замерить ее сопротивление Сопротивление изоляции обмоток электрических машин относительно корпуса должно быть не менее: а) в холодном состоянии для тягового генератора 3 МОм и для тяговых электродвигателей и генератора-возбудителя 5 Мом; б) в нагретом состоянии 0,5 МОм для всех электрических машин; Если сопротивление изоляции меньше указанных значений, то машины просушить и повторно проверить сопротивление изоляции Мегаомметр М4100/3 класса точности 1,0 на 500 В

4. Проверить зазоры, провалы и усилия нажатия контактов контактного реле Динамометр ДПУ-5 класс точности 2,0 и ДПУ-0,01-2 класс точности 1,0, штангенциркуль

5. Проверить выдержку реле времени КТ1 и КТ2 Выдержка на отключение реле должна составлять 0,8-1 с Электросекундомер

6. Очистить фарфоровые изоляторы и изоляционные промежутки блоков резисторов. Проверить сопротивление изоляции тормозных резисторов относительно корпуса Сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм Мегаомметр М 4100/3 класс точности 0,5

7. Проверить состояние контактов кулачковых элементов ходового и тор- В соответствии с инструкцией по обслуживанию ходового и тормозного контроллеров Напильник, комплект и та электрика, модель 234

01 60Z

мозного контроллеров и правильность регулирования момента замыкания и размыкания контактов

8. Проверить функционирование и уставки узлов защиты тягового электропривода: а) проверить уставки реле КА1 и КА2; б) проверить уставку реле корпуса KV5F Ток срабатывания реле должен быть 14001500 А Напряжение срабатывания реле должно быть в пределах 400-410 В Реостатная установка с пультом управления приборами Реостатная установка с пультом управления приборами

9. Проверить уставки узлов системы электрического торможения: а) проверить правильность установки сельсина; б) проверить и отрегулировать максимальное напряжение тяговых электродвигателей при торможении; в) проверить и отрегулировать максимальный ток возбуждения тяговых электродвигателей; Выходное напряжение сельсина в момент включения торможения должно быть не более 1,5 В В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию электропривода Напряжение возбуждения тяговых электродвигателей должно быть 24-26 В Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317 Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317 Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317

Продолжение табл. 2

1 2 3

9. Проверить уставки узлов системы электрического торможения: а) проверить правильность установки сельсина; Выходное напряжение сельсина в момент включения торможения должно быть не более 1,5 В Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317

б) проверить и отрегулировать максимальное напряжение тяговых электродвигателей при торможении; в) проверить и отрегулировать максимальный ток возбуждения тяговых электродвигателей; г) проверить и отрегулировать ток в задающей обмотке 5Н-4К в резервном режиме; д) проверить и отрегулировать напряжение в цепи ограничения, по реактивной ЭДС, тяговых электродвигателей В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию электропривода Напряжение возбуждения тяговых электродвигателей должно быть 24-26 В Напряжение на выводах обмотки 5Н-4К должно быть 1,9-2,3 В Напряжение на измерительной розетке XS13 в точках 125 и 150 блока АЬ8 должно быть 43 + 1В Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317 Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317 Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317 Комбинированный прибор (тестер) Ц-4317

10. Проверить состояние изоляции и укладку электрических проводов силовой цепи, подтянуть крепление проводов Ослабление крепления клеммных соединений и повреждение изоляции проводов не допускается Мегаомметр, комплект инструмента электрика, модель 2343

11. Проверить затяжку болтов крепления электромотор-колеса к кратеру заднего моста (рычаг задней подвески) Момент затяжки болтов 1,8-2,0 кН*м (180200 кгсхм) Усилитель крутящего момента Э41.00.00.00

12. Проверить состояние сварных соединений рамы Трещин не должно быть. Появившиеся трещины заварить

13. Осмотреть детали сварных узлов направляющего устройства подвески и кронштейнов крепления подвески Обнаруженные трещины заварить Слесарный молоток

14. Подтянуть крепежные соединения: а) болты крепления нижнего кронштейна цилиндров передней подвески; б) гайки шаровых опор цилиндров пе- Перед подтяжкой очистите от накопившейся грязи верхние площадки нижних кронштей-

піт

редней и задней подвески; в) болты крепления кронштейнов шкворня к раме и гайку шкворня; г) гайки крепления проушины к центральному рычагу нов задней подвески

15. Проверить зарядку цилиндров подвески В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию подвески Характеристическая линейка 549А-3924130-01, 7519-392413010

16. Промыть фильтр тормозной системы Поврежденные элементы фильтра заменить новыми Ванна, ключ гаечный 27x30

17. Проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях. При необходимости восстановить плотность и подзарядить батареи Ареометр

18. Проверить правильность регулировки света фар и крепления приборов освещения и световой сигнализации В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию электрооборудования Экран,отвертка

19. Заменить фильтрующие элементы в гидробаке объединенной гидростстемы Ключ 14x17

Продолжение табл. 1

1 2 3

20. Выполнить смазочные работы в соответствии с картой смазки Смазочное оборудование

21. Выполнить операции по обслуживанию двигателя в соответствии с руководством по эксплуатации двигателя

22. Подтянуть крепление наконечников к клеммам и крепление батарей. Смазать клеммы батарей Ключ 17x19, ключи гаечные торцевые, модель 2336-М

23. Подтянуть крепление кабины Ключ 19x22

Третье техническое обслуживание (ТО-3)

1. Осмотреть состояние резиновых амортизаторов дизель-генератора Амортизаторы, имеющие расслоение резины или отслоение ее от металла, заменить новыми

2. Очистить и промыть внутреннюю поверхность масляного бака двигателя, для чего демонтировать крышки люков отстойников и электрических нагревателей масла Стенки и днище бака должны быть полностью очищены Ванна, щетка, ветошь, ключи гаечные 10x12, 36x41

3 Подтянуть болты крепления: а) поперечной штанги заднего моста; б) переднего буфера Ключи гаечные 24x27, 32x36

4. Подтянуть болты крепления тормозных барабанов рабочей тормозной системы (выполняется при замене или перестановке колес) Ключ гаечный 41x46

Сезонное обслуживание (СО)

1. Разобрать сферические шарниры выпуска отработанных газов и очистить детали от нагара Поверхность деталей шарниров должна быть чистой Металлическая щетка, керосин, специальная жидкость для удаления нагара

2. Произвести обслуживание предпускового подогревателя двигателя В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию систем двигателя

3. Провести обслуживание щеточноколлекторного узла. Дополнительно к операциям ТО-1 и ТО-2: ия нажатия на щетки; Усилие нажатия на щетку должно быть: Для тягового генератора 8-12Н (0,8-1,2 кгс) для тягового электродвигателя 343-38Н (3,43,8 кгс), для генератора-возбудителя 11-14Н Индикатор часового типа с ценой деления 0,01

б) проверить биение коллектора; (1,1-1,4 кгс) Биение коллектора должно быть: для тягового генератора и тягового электродвигателя не более 0,04 мм, для генератора возбудителя не более 0,07 мм

4. Проверить сопротивление изоляции цепей шкафа Сопротивление изоляции цепей шкафа должно быть не менее 3 МОм Мегаомметры на 100 В для проверки цепей с рабочим напряжением 24 В и 500 В для проверки цепей с рабочим напряжением 220 В

5. Проверить состояние подвижных и неподвижных контактов, а так же зазоров провалов и усилий нажатия элек-тропневматических контакторов Зазор главных контактов должен быть не менее 16,5 мм, провал 13-15 мм, конечное усилие нажатия 550-630 Н (55-63 кгс) Штангенциркуль, динамометр типа ДПУ-5 класса точности 2,0

6. Проверить работоспособность аппаратуры и цепей блоков обогрева шкафов (выполняются осенью) Система обогрева аппаратных шкафов должна функционировать

7. Проверить настройку систем тягового электропривода: В соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию тягового электропривода Реостатная установка

Продолжение табл. 1

1 2 3

а) проверить уставки внешней характеристики тягового генератора; б) проверить уставки срабатывания реле ослабления поля KV 3 и KV4 тяговых электродвигателей; в) проверить уставки блоков ASR; г) проверить уставки напряжения реле корпуса KV5F

8. Проверить регулировку подшипников передних колес (автомобиль БелАЗ-7509) Ключ 549А-3925050

9. Промніть масляный бак рулевого управления и опрокидывающего механизма. Заменить фильтрующий элемент сапуна Внутренняя поверхность бака должна быть чистой, без смолистых отложений Жесткая волосяная щетка, ванна

10. Произвести обслуживание аккумуляторных батарей и при необходимости подзарядить Проверить плотность электролита в соответствии с сезоном и подзарядить батареи Ареометр, зарядное устройство

11. Удалить сажу из сажесборников платформы через боковые люки При снятых крышках люков пустить двигатель и проработать 5-10 мин при частоте вращения 1000-1500 об/мин до удаления сажи Ключ гаечный 10x12

12. Промыть сапуны топливного и масляного баков, коробки отбора мощности, редукторов электромотор-колес, редуктора привода вентиляторов и возбудителя Ванна, волосяная щетка

13. Проверить регулировку подшипников ступиц электромотор-колес

Таблица 3

Основные показатели ремонтного цикла большегрузных карьерных автосамосвалов

Система ТО и Р

Вид работ стандартная принятая скорректиро- ванная

Периодичность проведения ТО и ПР

ТО-1, час 100 100 92,6

ТО-2, час 500 500 463

ТО-3, час 1000 1000 926

ПР-1, час 4000 4000 3704

ПР-2, час 8000 8000 7408

Трудоемкость проведения ТО

ТО-1, чел-час 30,29 41,18 48,2

ТО-2, чел-час 30,94 42,7 49,2

ТО-3, чел-час 48,55 67,0 77,2

Трудоемкость проведения регламентированных ремонтов

ПР-1, чел-час 405 558,9 643,9

ПР-2, чел-час 690 952,2 1097,1

Трудоемкость проведения непланового текущего ремонта

ТР, чел-час 18,4 60,094 66,111

Существующая система технических обслуживаний и ремонтов требует корректировки нормативов и должна учитывать, через введенные коэффициенты, следующие факторы: влияние жесткости погодно-климатических условий на периодичность технических обслуживаний, плановых ремонтов и наработку большегрузных автосамосвалов до капитального ремонта; влияние наработки автомобилей с начала эксплуатации на трудоемкость технических обслуживаний и плановых ремонтов; влияние крепости горных пород на трудоемкость неплановых ремонтов.

Основные показатели ремонтного цикла большегрузных карьерных автосамосвалов рассчитанные с учетом введенных дополнительных поправочных коэффициентов приведены в табл. 3.

Структуры циклов технических обслуживаний и ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов по принятой и скорректированной системам ТО и Р приведены на рис. 1 и 2.

а.

то-з

то-з

моточас

б.

ТО-З

мото час

Рис. 1. Структура циклов технического обслуживания: а - принятая, б - скорректированная

а.

к

ПР-1 1 ПР-2 1 ПР-1 1 ПР-2 1 ПР-1 1

400 800 1200 1600 2000

тыс. мото час

б.

К

тыс. мото час

Рис. 2. Структура цикла плановых ремонтов: а - принятая, б - скорректированная

Корректирование нормативов периодичности и трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов с учетом введенных дополнительных коэффициентов позволяет за счет обоснованного сокращения межосмотровых и межремонтных сроков (на 8-10 %) и увеличения трудоемкости технических обслуживаний и регламентированных ремонтов (на 12-15 %), значительно сократить сроки пребывания большегрузных карьерных автосамосвалов во внеплановых текущих ремонтах (в среднем на 50 %) снижением количества аварийных отказов, что значительно повышает эффективность их эксплуатации в жестких погодно-климатических условиях регионов Севера.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квагинидзе В.С., Радкевич Я.М., Русихин В.И. Ремонтная технологичность металлоконструкций карьерных механических лопат на угольных разрезах Севера. М., Изд. МГГУ, 1997.

2. Квагинидзе В.С. Управление качеством эксплуатации карьерного горнотранспортного оборудования в условиях Севера. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001

3. Квагинидзе В.С. Эксплуатация карьерного горного и транспортного оборудования в условиях Севера. М., Изд. МГГУ, 2002.

4. Квагинидзе В.С. Петров В.Ф. Корецкий В.Б. Эксплуатация карьерного оборудования. М., Изд. МГГУ, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ --------------------------------------------

Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru

Корецкая Н.А. - кандидат технических наук, доцент, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru.sakha.ru іі5И=і

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.