14.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Белявский Олег Викторович, соискатель. Место учебы: Институт государства и права РАН. E-mail: [email protected]
Аннотация: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - известная цитата Майера Амшеля Ротшильда. Однако потребности современного мира позволяют трансформировать данное выражение в следующее: «<Кто владеет знаниями, тот владеет миром». В этой связи финансирование науки, как ведущей отрасли, имеет значение как приоритетное направление уже на макроуровне. Статья посвящена анализу значения получения гранта для исследователя и оценке эффективности грантового финансирования научных исследователей.
Ключевые слова: грантовая система, научные исследования, гранты, финансирование научных исследований, РФФИ, РНФ, РГНФ.
THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF GRANT SUPPORT FOR SCIENTIFIC RESEARCH
Belyavskiy Oleg Victorovich, competitor. Place of study: Institute of state and law of RAS. E-mail: [email protected]
Annotation: «He who owns the information, owns the world» - a famous quote by Mayer Amschel Rothschild. However, the needs of the modern world allow us to transform this expression into the following: «He who owns knowledge, owns the world». In this regard, financing science as a leading industry is important as a priority at the macro level. The article is devoted to the analysis of the value of obtaining a grant for the researcher and evaluation of the effectiveness of grant funding for scientific researchers.
Keywords: grant system, scientific research, grants, funding of scientific research, RFBR, RSF, RFH.
В настоящее время грантовая поддержка является одним из способов реализации научных исследований в Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на тот факт, что сегодня существует несколько точек зрения касательно значимости грантовой системы финансирования. Так, например, О.С. Сухарев полагает, что «грантовая» система финансирования науки никак не связана с сопряжением разных направлений в науке, не влияет на поддержание школ, поддержание пласта и массива исследователей и исследований. Она имеет значение лишь в качестве источника локального финансирования отдельных групп, формирование которых подчинено «стохастической логике» [1].
Схожего мнения придерживается и Л.Ф. Шмидт, которая утверждает, что грантовая система не возродит научное приборостроение в стране и не позволит осуществить техническое переоснащение организаций. Кроме того, гранты не решат проблему маленького процента участия молодежи в науке, поскольку для этого необходимо изменение социального статуса науки, решение жилищных проблем, высокая заработная плата и др. На основе грантов не может устойчиво развиваться информарий науки (научные библиотеки, архивы и т.д.). Развитие предполагает системность, долговременность и стабильность [2, с. 117].
Противоположной точки зрения придерживается Е.В. Семёнов. Основываясь на опыте работы РГНФ, он выделяет следующие принципиальные достоинства грантовой системы поддержки исследований и разработок [3, с. 9-10]:
1. «Грантовая поддержка науки фондами - это эффективный механизм адресной поддержки науки, эффективный способ доведения финансирования до конкретных научных работ. Финансируются проекты, а не должности, степени, звания, штат сотрудников организации; проекты отбираются строго на конкурсной основе, по их качеству, т. е. объективно; экспертиза и отбор осуществляются независимыми экспертами (наиболее квалифицированными и авторитетными учеными, а не администрацией); строгой является отчетность за выполнение профинансированной работы.
2. Гранты фондов - это финансирование наиболее значимых и приоритетных работ. Отбор работ осуществляется профессионально, штучно анализируется содержание проектов и отбираются наиболее значимые с учетом их научной и практической значимости.
3. Экспертная система фондов выявляет наиболее ценные научные работы, выполняемые не только в крупных организациях, но и в мелких, где их трудно выявить, оценить и поддержать.
4. Для фондов не существует ведомственных барьеров. Исследовательские коллективы по проектам нередко формируются из нескольких организаций разной ведомственной принадлежности или разных регионов, развивается междисциплинарный подход.
5. Гранты фондов дают резкий толчок междисциплинарной научной интеграции».
В настоящее время профессиональная работа научных сообществ большинства стран неразрывно связана с системой исследовательских грантов, которая помогает ученым проводить тематические исследования, принимать участие в научных конференциях и других мероприятиях, публиковать свои работы. На сегодняшний день предоставление научных грантов на осуществление исследовательских работ можно считать одной из эффективно развивающихся систем финансирования научной отрасли.
Ее эволюция началась во второй половине XIX века, вызванная научными преобразованиями и социальными, политическими и экономическими факторами [4, с. 71-100]. С тех пор система грантов испытала множество значительных изменений - как экстенсивных (расширение практики ее применения и обширное создание исследовательских фондов в новых странах), так и интенсивных (усиление зависимости исследователей от грантов).
Спускаясь вниз до микроуровня, необходимо отметить, что финансирование науки посредством системы грантов имеет значение не меньшее, чем на макроуровне. Во-первых, исследователи, выигравшие грант, получают реальную возможность в финансовом эквиваленте воплотить в жизнь свои идеи, которые в перспективе могут стать новой технической разработкой, либо же послужить решением общественной проблемы. Во-вторых, предоставление гранта, влечет за собой ряд иных положительных моментов, несвязанных с денежным фактором, а именно, повышение репутации, признание со стороны научного сообщества.
Таким образом, эскалация важности научных грантов вызвана, с одной стороны, их экономическим значением, поскольку в первую очередь они служат специальным механизмом финансирования исследований, который играет жизненно важную роль для научных со-
обществ большинства стран, особенно тех, у которых наблюдается дефицит финансирования. Но, с другой стороны, гранты также имеют символическое значение: статус грантополучателя оказывает положительное влияние на профессиональную репутацию исследователя.
Другим показателем продуктивности, который описывается в литературе, является совместная деятельность по написанию статей для публикаций. Ли и Боз-ман (Lee and Bozeman, 2005), например, считают, что сотрудничество является основным показателем индивидуальной производительности (в виде публикаций). Авторы обнаружили, что подобное взаимодействие оказывает значительное влияние на общее количество публикаций, а также развитие навыков командной работы «team work» [5].
Гоган и Бозман (Gaughan and Bozeman, 2002) в свою очередь полагают, что получение государственного гранта повышает академическую производительность, тогда как частный грант - нет [6].
Вопрос, касающийся влияния совместной деятельности на уровень цитирование, исследовался Кацем и Хиком еще в 1997 году. Они нашли доказательства того, что сотрудничество способствует повышению уровня цитирования, и что именно многостороннее взаимодействие, предполагающее международное сотрудничество наиболее эффективно влияет на скорость цитирования.
Кроме того, они выявили, что средняя цитируемость на страничку варьируется в зависимости от области науки. Faber et al. (2010) и Bloch et al. (2011) в своих работах проведи библиометрический анализ цитирования датских исследователей. Оба автора пришли к выводу о значительном эффекте грантов в соответствии с индексом цитирования, что свидетельствует об увеличении производительности за счет такого финансирования.
Анализом влияния грантового финансирования на продвижение по службе занимался Пион. Он исследовал влияние предоставление грантов, предшествующих защите докторской диссертации, Национальной исследовательской службой (NRSA) на обретение карьерных преимуществ, среди которых получение вакантной должности и трудоустройство в высшем учебном заведении. Простое сравнение лауреатов NRSA и других претендентов из институтов показало, что шансы были выше у лауреатов NRSA как в отношении первого, так и второго направления [7].
В литературе явно существует пробел в отношении изучения влияния грантового финансирования на академическое карьерное развитие, поскольку исследования в основном касаются публикаций и сотрудничества [15, с. 24-25]. Хотя следует понимать, что карьерный рост является одной из немаловажных перспектив, появлению которой способствует предоставление гранта.
В некоторых странах - Австралии, Канаде, Великобритании, США, Германии, Австрии, Нидерландах и многих других - наличие исследовательских грантов (или нескольких заявок на гранты) принимается во внимание для принятия решений о приеме на работу новых преподавателей или же продвижения исследовательского персонала по академической карьере [8, 9, с. 3-7].
В Дании было проведено исследование, которое продемонстрировало, что вероятность получения должности штатного профессора (full professor) для лиц, получивших грант, почти вдвое выше, чем для
других заявителей, 16% по сравнению с 9%. Вероятность продвижения по карьерной лестнице в целом на 9% выше для получателей грантов. Данные количественные показатели подтверждаются проведенными интервью, которые раскрывают информацию о том, каким образом факторы, сопутствующие получению гранта, а именно повышенный статус, признание, более глубокое взаимодействие с представителями научного сообщества и другие влияют на исследовательскую карьеру [10, с. 80].
Большинство опрошенных грантополучателей отметили, что гранты помогли добиться положительных результатов в области расширения сотрудничества и укрепления связей как на национальном, так и на международном уровне. Работа над проектом гранта стала основой для углубления кооперации, как сугубо внутри группы исследователей, так и в отношении сотрудничества с внешним исследовательским миром. В этом плане имеют большое значение и финансовые возможности предоставления гранта, и дополнительное внимание к работе, как сопутствующий фактор.
Многие из респондентов описали влияние грантов с точки зрения «эффекта снежного кома»: после получения финансирования исследователи испытывают повышенный спрос на участие в конференциях, дают презентации своих исследований и выступают в роли рецензентов. Другими словами, центральный эффект финансирования грантов работает благодаря повышению статуса и признанию в качестве исследователя, что, в свою очередь, предоставляет большие возможности для качественного проведения исследований на высшем уровне и, соответственно, для продвижения по службе [10, с. 93].
Как упоминалось выше, получение гранта связано с престижем и признанием, которые оказывают положительное влияние на исследовательские работы. Если заявитель выигрывает грант, то данное обстоятельство определяется как своеобразное подтверждение его исследования. Это означает, что получатель гранта «движется вверх по иерархии признания».
В Дании успех в получении внешнего финансирования исследований приобретает все большую важность для университетов, а в научном сообществе осознается тот факт, что вероятность успешного получения кандидатом гранта Датского совета независимых исследований (Danish Council for Independent Research) достаточно низка (в среднем 24% за период в целом), в связи с чем заявители, которым удается получить грант, больше уважают свою работу. Один из опрошенных заявил: «В рамках исследовательской среды в первую очередь подчеркиваются престиж и компетенция. Для меня это во многом означало, что я перешел с низкого уровня исследования на более высокий внутри своего научного поля» [10, с. 93].
Что касается непосредственно России, то анализ данных показывает, что большинство исследователей регулярно обращаются за грантами с целью обеспечить некоторые основные условия для их профессиональной деятельности и жизни. Таким образом, гранты часто выполняют функцию, которая в основном связана с финансированием фундаментальных исследований, и благодаря которой заполняются пробелы, оставшиеся после распределения бюджетных средств. В результате необходимо признать, что цель получить грант в России имеет в большей мере экономический характер, тогда как в некоторых других странах, как было упомянуто выше, его влияние обусловлено главным образом стремлением ученых к повышению ста-
туса и признанием их научных достижений. (Данные приводятся в таблице)
Несмотря на такое очевидное доминирование экономической составляющей исследовательских грантов, треть респондентов утверждает, что их мотивация связана также с желанием получить одобрение результатов их работы и повышением квалификации. Данное обстоятельство демонстрирует символическую ценность исследовательских грантов в качестве так называемых передатчиков признания в научной области. Однако для российского академического сообщества эта функция в настоящее время является дополнительной: только 3 респондента из 405 ответили, что их единственная причина обращения за грантами - возможность получить профессиональное признание [11, с. 16].
Леонова Т.Н. построила в своей статье рейтинг приоритетных направлений развития науки и техники, поддержанных фондами, представленный в табл. 4, на основе публикационной активности в WOS.
В табл. 4 первое место дается научному направлению, по которому имеется максимальное число публикаций, и этому направлению присваивается 1 балл. Последнее - дается направлению, имеющему минимальное количество публикаций, и ему присваивается 10 баллов. Можно отметить лидерство таких научных направлений, как физика и астрономия, химия, биология и медицина и др. [12, с. 93]
Таблица 4
Рейтинги научных направлений, реализуемых научным» фондами ведущих стран (США, ЕЭС) и России
по числу публикаций за 2006-2011 гг.
Рейтинги научных направлений балл з
Научные направления Л NSFC (Китай) JSPS (Япония) NRF (Корея) ANR (Франция) II (США) DAR РА (США) TEKES (Финляндия) т l¡i ~ £ * 51s 1 '= E-s = 5 Ii £
1 Физика и астрономия 1 1 1 3 1 1 1 2 1 3 15 1
2 Химия 4 3 2 2 3 3 3 4 2 1 24 2
3 Биология и медицинская наука 5 2 5 1 4 2 5 3 4 2 27 3
4 Математика, информатика, механика 2 5 4 5 б 5 2 1 6 7 29 4
5 Фундаментальные основы инженерных паук 3 4 3 4 2 4 4 5 3 4 29 5
б Науки о земле 6 6 7 6 5 б 6 7 7 6 47 6
7 Информационные технологии и вычислительные системы 7 8 6 7 7 7 7 б 5 5 65 7
8 1 )ауки о человеке и обществе 8 7 8 8 8 8 8 8 8 8 79 8
Нужно отметить, что на сегодняшний день требования заметно увеличились по отношению к грантополу-чателю.
Необходимым условием является соответствие тематики проекта выбранной в заявке отрасли науки, способность управлять проектом, приветствуется опыт
руководства и выполнения научных проектов руководителя проекта, ранее полученные научные результаты руководителя проекта, опыт образовательной деятельности руководителя проекта, то есть это лицо должно быть известным в своей академической области, с высоким рейтингом научных показателей.
К содержанию проекта: соотносимость и полнота плана работ поставленным задачам проекта, уровень научной значимости и актуальности тематики проекта, предполагаемых методов и подходов, наличие материально-технической базы, использования при реализации проекта центров и других ресурсов, степень научной новизны исследований.
К результату: оценка публикаций и иных способов обнародования результатов проекта, перспектива успешного исполнения проекта и получения запланированных результатов, адекватность используемых ресурсов для исполнения проекта, масштабность и комплексности поставленных задач, владение авторами информацией о современном состоянии исследований по тематике проекта, возможность практического использований запланированных результатов проекта в экономике и социальной сфере, соответствие предполагаемых результатов мировому уровню исследований, оценка обязательств по привлечению к исследованиям по проекту молодых ученых и аспирантов.
В настоящее время потенциальному грантополуча-телю необходимо иметь научный задел с соисполнителями гранта, то есть иметь совместные научные публикации.
Большое внимание уделяется продвижению молодых ученых в научную сферу, поэтому по многим проектам их участие является обязательным, независимо от их остепененности. Поддержка молодых ученых, которые находят средства для реализации своих научных идей, разработок, является безусловным положительным фактором и делает их работу более эффективной за счет возможности приобретения необходимого оборудования и материалов. Кроме того, если посмотреть статистику, то большинство конкурсов как раз объявляются для поддержки молодых ученых в различных областях науки.
Обнародование результатов проекта предусмотрено посредством публикаций в научных изданиях, сам Фонд устанавливает их минимум, однако грантополу-чатель обязан указать информацию по предполагаемым изданиям, для определения рейтинга журналов. Речь идет о базах данных Web of Scienсе и Scopus, издания в которых делятся на квартили, то есть их рейтинг.
Здесь возникает проблема указания таких журналов, в связи с тем, что они могут поменять в достаточно короткий период, а рассмотрение заявок длится минимум 7-8 месяцев. Кроме того, грантополучатель не знает заранее объем финансирования, а публикации в этих журналах являются платными.
Еще одной проблемой публикационной активности является затяжной период времени для их принятия в журнал, порой этот срок может доходить до полутора лет, а по текущим грантам отчет предоставляется ежегодно. Поэтому на момент подачи заявки у научного коллектива должны быть отправлены в издательства работы по указанной тематике гранта, хотя такого требования нет.
Кроме того, для статей, выполненных по гранту, необходимо указание на это в тексте самой статьи, а ведущие зарубежные журналы, зачастую не пропускают такие статьи в печать.
Самыми известными и авторитетными российскими фондами на сегодняшний день являются РНФ и РФФИ). Нужно отметить, что поддержка российской науки во многом зависит от этих двух фондов, их правильной оценки и расставлению приоритетов. Если брать количество заявок как индикатор эффективности фонда, то такие Фоны как РНФ и РФФИ имеют возможность круглогодично объявлять конкурсы по различным направлениям и областям науки. В настоящее время наибольший интерес проявляется к междисциплинарным исследованиям.
Сотрудничество РФФИ с субъектами Российской Федерации осуществляется в форме совместных конкурсов, двусторонних и многосторонних соглашений, направленных на поддержку научных исследований, необходимых для решения актуальных социально-экономических проблем регионов. Более 1000 региональных проектов ежегодно финансируется Фондом на паритетной с субъектами Федерации.
Задача грантовой поддержки научных исследований была сформулирована в Стратегии инновационного развития Российской Федерации (РФ) на период до 2020 года [13]. Помимо этого, федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» закрепил цель государственной научно-технической политики, а именно: «развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализации важнейших социальных задач, преобразование материального производства и интеграция науки и образования».
В этой связи поддержка научных исследований является принципиально важной задачей государства, поскольку финансирование науки способствует развитию знаний, совершенствованию технологий, развитию когнитивной экономики [14]. Благодаря государственной поддержке российские ученые получили реальную помощь государства. Данный способ является самым быстрым и простым способом для реализации научных задач.
Список литературы:
1. Сухарев О.С. Грантовая система финансирования науки бесперспективна. URL: http://ruskline.ru/news_rl/ 2014/02/22/grantovaya_sistema_finansirovaniya_nauki_b esperspektivna/
2. Шмидт Л.Ф. Финансовая поддержка российской науки // Вестник томского государственного университета. № 306. 2008. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id =9919042
3. Семенов Е.В. Гранты в российской науке: достоинства, недостатки, перспективы // Науковедение. № 4. 2002.
4. Crosland M., Galvez S. The Emergence of Research Grants within the Prize System of the French Academy of Sciences, 1795-1914 // Social Studies of Sciences. Vol.19(1). 1989.
5. Sooho L., Bozeman B. The impact of research collaboration on scientific productivity. 2005. URL: https://campusvirtual.univalle.edu.co/moodle/pluginfile.php /450959/mod_resource/content/0/Lecturas/08-Lee_Boze-man_2005-_El_impacto_de_la_colaboracion_cientifica_ en_la_productividad.pdf
6. Gaughan M., Bozeman B. Using curriculum vitae to compare some impacts of NSF research grants with research center funding. 2002. URL: https://academic.oup. com/rev/article/11/1/17/1607104
7. Pion G. The early career progress of NRSA predoctoral trainees and fellows // Bethesda: National Institutes of Health. 2011. NIH Publication Number 00-4900.
8. Peck S.L. Science Suffers when Getting a Grant Becomes the Goal // The Chronicles of Higher Education. 2009. URL: http://chronicles.com/article/Science-Suffers-When-Getting-a/5559
9. Thyer B. Harmful Effects of Federal Research Grants // Social Work Research. Vol.35(1). 2011.
10. Bloch C., Graversen E.K., Pedersen H.S. Competitive Research Grants and Their Impact on Career Performance. 2014. URL: https://pure.au.dk/ws/files/72029751/ art_3A10.1007_2Fs11024_014_9247_0.pdf
11. Streltsova E.A., Research grants in Russian science: evidences of an empirical study Basic research program, working papers. 2017.
12. Леонова Т.Н. Эффективность грантового финансирования научно-исследовательских работ: мировой опыт и российские перспективы // ЭНСР. № 4 (67). 2014.
13. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.11 № 2227-р. http://www.consultant.ru/docume nt/cons_d oc_LAW_12344 4/
14. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Иващенко Н.П., Фролова Е.Е. Россия в системе мировой экономики и международных связей в условиях инновационной трансформации социально-экономических систем. Монография // М., Русайнс, 194с.
15. Dudin M.N., Ivashchenko N.P., Frolova E.E., Abashidze A.H. Institutional approach to establishment of a structural model of the Russian academic environment development // European journal of contemporary education. 2017. № 6 (1), p. 22-38
Рецензия
на статью Белявского Олега Викторовича на тему «Эффективность системы грантовой поддержки научных исследований»
Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение, так как задача грантовой поддержки научных исследований была сформулирована в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Практический интерес представляет анализ статистических показателей, опросов респондентов и тенденций развития системы грантовой поддержки научных исследований, а также освещение опыта зарубежных стран в данном направлении.
Как правильно отмечает автор, в настоящее время, несмотря на все положительные аспекты системы грантовой поддержки научных исследований, на сегодняшний день существует несколько точек зрения касательно значимости грантовой системы финансирования, что свидетельствует о том, что ученые- исследователи не сформировали единого отношения к относительно новой сфере финансирования. Однако превалирующим мнением, которым придерживается и сам автор статьи, является то, что грантовая поддержка научных исследований является принципиально важной задачей государства, поскольку финансирование науки способствует увеличению знаний, совершенствованию технологий и продуктов, дальнейшему развитию государства в целом.
Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный
взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет утверждение автора о том, что финансирование науки, как ведущей отрасли, посредством грантовой системы имеет значение как приоритетное направление уже на макроуровне. Таким образом, автор акцентирует внимание в статье не только на свойствах грантов как инструментов, способствующих развитию науки, но и на том, что грант - в первую очередь, финансовый инструмент, непосредственно влияющий на экономическое благосостояние государства и общества.
Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.
Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Рецензент:
доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права юридического института РУДН, к.ю.н., доцент Е.П. Русакова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,91%.