УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Г. А. Ямалетдинова, В.С. Макеева, В.Н. Пушкина
Представлен теоретический анализ проблемы исследования условий, способствующих эффективности самоуправления познавательной деятельностью студентов в рамках изучения дисциплины «Физическая культура». Раскрыта сущность внутренних субъективных факторов и внешние условия, определяемые деятельностью всех структур образовательных учреждений через содержание, формы организации, методы, средства обучения, обеспечивающие процессы самоуправления студентов при изучении дисциплины «Физическая культура». Раскрыты этапы проектной деятельности по организации здорового образа жизни студентами и их реализация в процессе учебных занятий.
Ключевые слова: физическая культура, самоуправление познавательной деятельностью, условия, факторы, информационные технологии.
Высшее образование выступает одним из важнейших факторов социального и экономического прогресса общества. Это связано с тем, что важнейшей ценностью современного общества является дееспособный гражданин, способный к поиску, освоению и управлению полученной информацией, превращению ее в знания, принятию решений по ее реализации в собственной жизни и коррекции своих действий в соответствии со сложившимися обстоятельствами.
В связи с этим цель нашего исследования заключается в выявлении, определении структуры и содержания комплекса условий, интенсифицирующих процессы самоуправления студента в сфере физической культуры для разработки и управления индивидуальными проектами здорового стиля жизни студентов.
Педагогика до сих пор не дает исчерпывающего объяснения взаимодействию внешних и внутренних факторов в формировании процессов самоуправления студента. В качестве основных средств формирования умений самоуправления обучаемых используются преимущественно содержание, формы, методы обучения без глубокого знания и учета потребностей, интересов, склонностей, хотя и рассматривается процесс обучения как двухсторонний (деятельность преподавателя и деятельность обучаемых). Фактически же во всей педагогической и методической литературе больше внимания уделяется деятельности преподавателя: как поставить цели и задачи занятия, какие методы обучения использовать на занятии, и т. д. Деятельность обучаемых,
внутренние условия самоуправления раскрываются крайне недостаточно. Они оказываются как бы «за кадром» педагогического процесса.
К внутренним субъективным факторам относятся сложные взаимоотношения между знаниями, профессиональными способностями, потребностями, интересами, мотивами учения, работоспособностью, нервно-психической устойчивостью, темпом учебной деятельности, утомляемостью, психофизическими возможностями и личностными качествами, способностью адаптироваться к социальным условиям обучения.
В процессе исследования установлено, что внешние условия, созданные учебным заведением, преподавателями, в том числе через содержание, формы организации, методы, средства обучения, оказывают значительное влияние на характер учебно-познавательной деятельности студентов. Вместе с тем, ориентация лишь на внешние условия без глубокого знания и учета внутренних условий: потребностей, интересов, склонностей, способностей и др., самого студента, оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования самоуправления обучаемых. Такая ориентация способствует отчуждению обучаемых от учения и от активного творческого процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью в частности. Опора на внутреннюю работу студента над собой обеспечивают рост процессов самоуправления познавательной деятельностью студентов в процессе освоения ценностей физической культуры и здоровья.
Использование активных методов обучения повышает уровень теоретической подготовленности, который способствует формированию и развитию познавательного интереса у студентов к активным занятиям физической культурой как во время учебы в вузе, так и в процессе дальнейшей жизнедеятельности. В ряде исследований, проведенных со студентами вуза, к активным методам обучения отнесены лекции с использованием метода визуализации и опорных сигналов, проблемное изложение материала, анализ конкретных ситуаций, имитационные и деловые игры, метод разыгрывания ролей, решение познавательных задач [3, 4, 6, 8, 10]. В контрольном разделе - работа с программированным материалом и компьютерными программами, составление сравнительных таблиц и схем и др. Актуальным также является применение современных информационных технологий, которые позволяют сконцентрироваться на выполнении аналитической, оценочной и управленческой деятельности [2, 10].
Особое место в современной педагогике занимает метод проектов в силу своей интегративности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся. Он способствует формированию
умений самостоятельно добывать, осваивать и создавать новые знания, умений ориентироваться в информационном пространстве [10, 15].
В ряде исследований обоснованно отмечается, что оптимальная реализация самоуправления как средства подготовки будущего специалиста в образовательном учреждении достижима при соблюдении определенных организационных и психолого-педагогических условий. Так, общими для всех анализируемых работ являются следующие условия:
• приближение системы самоуправления по основным формам и содержанию к будущей профессиональной деятельности [1, 12];
• компетентность профессионального педагогического руководства самоуправлением [4, 16];
• максимальная опора на мотивы участия в самоуправленческой деятельности [1, 7, 13];
• учет индивидуальных особенностей [5, 6];
• наличие теоретических знаний, практических умений и навыков в области самоуправленческой деятельности [2, 9, 11];
• самостоятельная активность студентов [7, 9, 16];
• поэтапное формирование умений самоуправления [9];
• качество методического обеспечения учебного процесса, то есть обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками -совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций [5, 7, 16];
• качество программно-методических комплексов, представляющих совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения [6, 11, 12];
• преемственность в изучении естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, реализация междисциплинарных связей [11, 14].
Таким образом, содержание сложного и достаточно противоречивого процесса формирования умений самоуправления учебно-познавательной деятельностью обучающегося можно представить более полно только с учетом влияния социальных, гносеологических, психологических факторов и условий, в их единстве и взаимосвязи.
Целенаправленное формирование познавательного интереса у студентов вузов в области физической культуры в процессе нашего исследования успешно реализовано при опоре на мотивационно-потребностном подходе и соблюдении необходимых для этого психолого-педагогических условий, разумного сочетания традиционного и нового; организации занятий физической культурой по интересам; создании хорошей материально-технической базы и добиваться этого надо не любым, а наиболее оптимальным способом, созданием наиболее оптимальных педагогических условий [3, 7, 16].
В исследовании выделены условия, способствующие внедрению процессов самоуправления в реальную жизнь студента. Организационно-функциональные условия включают диагностику, дифференцированную и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении; процессуально-содержательные - обеспечивается предоставление возможности свободного выбора форм, видов и целей физкультурно-спортивной деятельности, осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей учебно-познавательной деятельности и психологической поддержки студентов в поэтапном освоении основ физической культуры; управленческие и прогностические -осуществляются на основе программно-методического обеспечения дифференцированной помощи студентам в овладении ценностями физической культуры, выделении оценки эффективности реализации дифференцированного подхода.
Установлены этапы процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». На первом этапе обеспечивается реализация комплекса организационно-функциональных условий, включающих дифференцированную и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении на основе диагностики психофизических состояний. Для повышения эффективности реализации задач данного этапа создан методический программный комплекс, состоящий из методического инструментария и оформленный в виде рабочей тетради. Студент в процессе работы с ней на основе ряда функциональных проб, тестирования, измерения антропометрических данных, определяет свое психофизическое состояние и в процессе сравнения собственных данных с нормативными данными дает развернутую характеристику своего здоровья.
На втором этапе обеспечивается информационное программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в овладении ценностями физической культуры, выделении критериев эффективности и реализации избранного студентом подхода в решении собственных проблем коррекции здоровья. На основе пакета компьютерных программ студент разрабатывает личностный проект здорового стиля жизни, тем самым интенсифицирует само-процессы в сфере физической культуры и будущей профессиональной деятельности [15, 16].
Третий этап характеризуется процессуально-содержательным наполнением, включающим свободный выбор форм, видов, целей физкультурно-спортивной деятельности, индивидуальную формирующую или коррекционно-развивающую учебно-познавательную деятельность студентов в своей практической деятельности на занятиях физической культуры.
Таким образом, анализ содержания организационных, педагогических, методических условий, направленных на самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе физического воспитания, показал, что они разработаны явно недостаточно. Для повышения мотивации к изучению дисциплины «Физическая культура» в современном процессе образования к организационно-функциональным, процессуально-содержательным и управленческим условиям в их структуру и содержание требуется ввести информационные технологии.
Список литературы
1. Алифиров А.И. Петрова М.А. Особенности реализации личностно-ориентированного обучения студентов в ВУЗе по физической культуре // Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. тр. Межд. науч.-практ. конф. М.: АР-Консалт, 2015. С. 123-125.
2. Беленков А.С., Федоров А.И. Активизация познавательной деятельности студентов вузов физической культуры на основе использования информационных технологий. Челябинск: УралГАФК; ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 56 с.
3. Бушма Т.В. Активные методы обучения в формировании познавательного интереса у студентов вузов к теоретическим занятиям (на примере дисциплины «Физическая культура»): автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2001. 18 с.
4. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Ситуационно-контекстный подход к формированию инвариантов профессиональной компетентности студента // Проблемы реализации стандартов нового поколения: матер. IV Межд. конф. Братск: Изд-во БрГУ, 2011. С. 25-27.
5. Виленский М.Я., Авчинникова С.А. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 2-7.
6. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О. Программно-методическое обеспечение преподавания основ здоровьесберегающих технологий в неспециализированном вузе // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С. 15-18.
7. Макеева В. С., Токарева К.Е. Теоретические подходы к здоровье формирующему поведению студентов в образовательной среде физической культуры вуза // Наука и Мир. 2014. Т. 2. №12 (16). С. 114-117.
8. Полиевский С.А., Григорьева О.В., Сыроежина Е.В. Комплексный гигиенический анализ факторов спортивной среды на территории РФ // Эколого-гигиенические проблемы физической культуры и спорта (инновационные оздоровительные технологии): матер. науч. конф. с
междунар. участием, посв. 110-летию со дня рождения академика АМН СССР проф. А.А. Минха. М.: РГУФКСМиТ, 2014. С. 217-223.
9. Пономарева Н.В. Формирование умений самоуправления курсантов в образовательной деятельности в высших военных учебных заведениях: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Казань: КГТУ, 2004. 21 с.
10. Тишина Т. А. Модульно-проективная технология использования активных методов обучения в образовательном процессе колледжей физической культуры: дис. .канд. пед. наук. Смоленск: СГИФК, 2004. 19 с.
11. Федоров А.И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты: монография. Челябинск: УралГАФК; ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 224 с.
12. Чеснокова В.Н., Зелянина А.Н., Мищенко И.В. Развитие профессионально важных качеств студентов средствами физической культуры // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 154-160.
13. Шевцов С.А. Саморегуляция здоровья в повседневной жизни. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2005. 160 с.
14. Широкова И.Г. Взаимосвязь управления и самоуправления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб: ЛГУ, 2004. 24 с.
15. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций (учебное пособие). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2014. 244 с.
16. Ямалетдинова Г.А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. 278 с.
Ямалетдинова Галина Александровна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Екатеринбург, Гуманитарный университет,
Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., vera 191@„mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет,
Пушкина Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный социальный университет
THE EFFECTIVENESS OF SELF-COGNITIVE ACTIVITY OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROCESS OF STUDING THE DISCIPLINE " PHYSICAL CULTURE"
G.A. Yamaletdinova, V.S. Makeeva, V.N. Pushkina
Theoretical analysis of the problem of research environment that is conducive to the effective management of cognitive activity of students in the discipline "Physical training". Discloses the nature of subjectives factors, internal and external conditions that determine the activities of all the structures of educational institutions, aimed at improving the processes of self-government within the framework of discipline "Physical training" through the content,
organizational forms, methods, means of instruction. Disclosed stages of project activities on the organization of a healthy lifestyle of students and their implementation during the training sessions.
Key words: physical education, self-management cognitive activity, conditions and factors, information technology.
Yamaletdinova Galina Alexandrovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Ekaterinburg, Liberal Arts University,
Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical Sciences, professor; vera I9l a mail.ru, Russia, Moscow, Russian State Social University,
Pushkina Valentina Nikolayevna, doctor of biological Sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State Social University