Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛЮДИ - НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕСУРС'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛЮДИ - НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HEAD OF THE ORGANIZATION / MANAGER / PERSONNEL MANAGEMENT / LEADERSHIP STYLE / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова Лада Игоревна

Каждый руководитель хочет быть эффективным, для успешной реализации целей и задач организации. Эффективность организации зависит от стиля руководства. Лучший стиль, по данным многих исследований - ориентация на людей. Руководителю важно уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях, это существенно снижает эффективность управления в организации, недостаточное внимание к человеческому фактору приводит к низкому качеству управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE HEAD OF THE ORGANIZATION. PEOPLE ARE THE MOST IMPORTANT ORGANIZATIONAL RESOURCE

Every leader wants to be effective in order to achieve the goals and objectives of the organization successfully. The effectiveness of an organization depends on its leadership style. The best style, according to many studies, is people-oriented. It is important for a leader to devote the bulk of his time to managing people. Unfortunately, this does not happen in some modern organizations, this reduces the effectiveness of management in the organization significantly, insufficient attention to the human factor leads to a low quality of personnel management.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛЮДИ - НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕСУРС»

Эффективность руководителя организации. Люди - наиболее важный

организационный ресурс

The effectiveness of the head of the organization. People are the most important

organizational resource

Логвинова Лада Игоревна,

студентка,

Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ),

Россия, Москва pine-trees@mail. ru

Logvinova Lada Igorevna,

student,

Russian State University for the Humanities (RGGU),

Russia, Moscow pine-trees@mail.ru

Аннотация.

Каждый руководитель хочет быть эффективным, для успешной реализации целей и задач организации. Эффективность организации зависит от стиля руководства. Лучший стиль, по данным многих исследований -ориентация на людей. Руководителю важно уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях, это существенно снижает эффективность управления в организации, недостаточное внимание к человеческому фактору приводит к низкому качеству управления персоналом.

Annotation.

Every leader wants to be effective in order to achieve the goals and objectives of the organization successfully. The effectiveness of an organization depends on its leadership style. The best style, according to many studies, is people-oriented. It is important for a leader to devote the bulk of his time to managing people. Unfortunately, this does not happen in some modern organizations, this reduces the effectiveness of management in the organization significantly, insufficient attention to the human factor leads to a low quality of personnel management.

Ключевые слова: руководитель организации, менеджер, управление персоналом, стиль руководства, эффективность.

Key words: head of the organization, manager, personnel management, leadership style, effectiveness.

Идеальный руководитель - заботливый и побуждающий к развитию. Люди - наиболее важный организационный ресурс.

Многие люди проводят на рабочем месте большую часть жизни. Для одних это - «дело, которому ты служишь», для других - источник заработка. Кто-то идет на работу, как на праздник, а кто-то с трудом досиживает до конца рабочего дня, и только необходимость кормить семью побуждает прийти сюда на следующий день вновь. И у многих людей есть руководитель.

Какой он - образ руководителя, с которым хочется работать, который помогает превратить работу в служение обществу, миссию, помогает почувствовать себя с крыльями, ощутить возможности, поверить в свои силы и силы других людей в организации, и быть самим собой?

«Сильный не тот, кто может положить на лопатки одним взглядом, а тот, кто одной улыбкой способен поднять с колен». Жюльет Бинош

Не у каждого есть такой руководитель, но многие мечтают об этом. Чтобы руководитель был понимающий и компетентный человек, профессионал высокого класса, в то же время душевный и добрый, внимательный и заботливый, относящийся к сотрудникам тепло и готовый помочь.

Для установления взаимопонимания между сотрудниками организации и между руководителем и сотрудниками сейчас очень популярно проводить тимбилдинг, командообразование, тренинги, помогающие понять себя и других людей, стать сплоченными.

Как стиль руководства влияет на эффективность работы организации?

Стиль руководства - это система способов деятельности по решению задач управления.

Исследователи выделяют типы руководителей:

Автократ. Принимает решения сам. Придирчиво контролирует, может быть нетактичным, не любит критики, окружает себя конформистами.

Демократ. Создает атмосферу открытости и доверия. Методы работы: просьба, совет, рекомендации. В случае контроля акцент делает на положительное. Требователен, справедлив, доброжелателен.

Либерал. Попустительский стиль. Пассивен, не решается менять существующий порядок, стремится переложить ответственность на подчиненных. Методы работы: упрашивание, бесконтрольность, панибратство.

Американский психолог Р. Лайкерт пришел к выводу: эффективность деятельности организации зависит от того, с какой позиции руководитель подходит к организации работы подчиненных. Стиль руководства может быть ориентирован или на человека, или на работу. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке, может повысить производительность труда, но, тем не менее, не в каждом случае будет оптимальным.

Р. Лайкерт описал 4 базовых стиля руководства.

1. Руководители эксплуататорско-авторитарного типа - решения принимают единолично, обладают неограниченной властью.

2. Благосклонно-авторитарный тип. Авторитарные отношения с подчиненными, периодически подчиненным разрешается принимать участие в управлении организацией; их мотивируют с помощью «кнута и пряника».

3. Консультативно-демократический стиль. Руководители выслушивают рекомендации подчиненных, но решение принимают единолично, единолично несут ответственность.

4. Стиль, ориентирующийся на групповые решения, на участие всех работников в принятии необходимых решений. Самый эффективный. Руководители большое значение придают проблемам подчиненных, помогают решать их. Взаимное доверие между руководителем и подчиненными. Ценность человеческих отношений.

Эффективные руководители уделяют большое внимание человеческим аспектам проблем. Чтобы дать ситуации верную оценку, руководителю важно хорошо понимать подчиненных, быть готовым провести переоценку суждений, если нужно. Исследователи встречали ситуации, где подчиненные участвовали в принятии решений, но степень удовлетворенности была низкой, и ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой. Стили руководства чаще бывают смешанными. С точки зрения Р. Лайкерта, основной упор в руководстве нужно делать на демократичный стиль управления.

Но эффективность организации определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы. Это связано не только с личностными качествами работников (воспитанием, ответственностью, организованностью, уровнем квалификации), но и с требовательностью третьих лиц к результату работ.

Критерием эффективности влияния стиля деятельности руководителя на коллектив считают: степень авторитета руководителя; степень влияния на постоянное повышение результативности организации; проявление инициативы, развитие творчества персонала; создание благоприятного психологического климата в коллективе;

влияние должно оказываться способом, который не просто ведет к принятию идеи, а к действию - труду, необходимому для достижения целей организации.

Стили управления могут определяться по участию в управлении, управленческим функциям, ориентации на личность и на задачи организации. Исследования работы менеджеров в США показали, что стили управления могут быть описаны по признакам: ориентация на задание и ориентация на сотрудников. Было выделено 5 типичных вариантов:

- Слабая ориентация на задачи и на человеческие отношения.

- Управление по задачам - низкая ориентация на сотрудников, высокая ориентация на задачи организации.

- Клубное управление - высокая ориентация на отношения, низкая - на задачи.

- Средняя ориентация на сотрудников и задачи.

- Сильное управление - лучший стиль, высокая ориентация на сотрудников и на задачи.

Многие исследователи считают, что ни один из стилей не является универсальным. Эффективному руководителю важно владеть разными стилями управления. При выборе стиля нужно учитывать ситуацию, задачу, человеческий фактор.

Эффективность управления во многом зависит от руководителя. Эффективность управления, в широком смысле - это соотношение результатов деятельности организации и затрат на управление, или полных затрат организации. В узком смысле - соотношение результатов деятельности подразделений, работников управления и затрат на их достижение.

Выделяют виды эффективности:

Экономическая - соотношение экономических результатов деятельности организации и затрат на их достижение.

Социальная - соотношение социальных результатов деятельности организации и затрат на их достижение.

Социально-экономическая - соотношение экономических и социальных результатов деятельности и затрат на их достижение.

Основной показатель эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя - результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. При характеристике эффективности работы руководителя нужно учитывать тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы.

К социально-психологическим показателям, характеризующим управление, можно отнести совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат.

Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, для руководителя важно уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это существенно снижает эффективность управления в организации, недостаточное внимание к этим вопросам приводит к низкому качеству управления персоналом.

Согласно исследованиям, наивысшая производительность достигается при максимальном учете потребностей людей. Стиль руководства, ориентированный на сотрудников, во всех случаях способствует повышению производительности труда. Для такого стиля важно, чтобы сотрудники в процессе работы самореализовывались, получали подтверждение своей значимости, получали удовлетворение от работы и от стиля руководства.

Любому руководителю, менеджеру важно быть психологом. Важно знать и понимать людей, их стремления, ценности. Быть искренним и честным с сотрудниками, быть человеком, к которому люди могут обратиться за помощью, которому доверяют. Хороший менеджер должен быть не только организатором, но и другом, учителем, экспертом, лидером, человеком, умеющим слушать. Важно создавать атмосферу доверия и открытости в организации.

Важно не только ответственно отбирать кадры, привлекать достойных людей для работы в коллективе, но и заботиться о развитии личностных качеств персонала. В этом могут помочь тренинги личностного роста, проводимые в организации, богатая культурная жизнь организации, корпоративная культура. Создание культуры организации, норм организации, ориентированных на человека, развитие личности, взаимопомощь, сотрудничество, этику, высокие моральные ценности. Важно заботиться о профессиональном развитии сотрудников, мотивировать их для этого, способствовать созданию атмосферы ценности человеческих отношений и высокого профессионализма в организации. Важно понимать, что значим не только результат, но и процесс работы, получение удовлетворения от процесса работы сотрудниками персонала. Быть самому ответственным и побуждать к ответственности за свою работу сотрудников.

Менеджеру важно понимать возможности выполнения подчиненными поручаемой работы. Менеджер должен защищать интересы работников и предприятия на справедливой основе.

Качества менеджера, влияющие на эффективность управления персоналом:

- доброта, общая культура, высокий профессионализм,

- способность управлять собой,

- творческий подход к работе,

- четкие личные цели,

- упор на постоянный личностный рост - свой и сотрудников,

- способность к инновациям,

- способность влиять на окружающих,

- знание современных подходов управления, ориентированных на человека.

Требования к современному менеджеру:

- обладать соответствующими знаниями,

- иметь организаторские способности, создать и поддерживать устойчивую сознательную дисциплину.

- оперативное руководство, умение быстро найти и принять решение,

- умение подбирать помощников, распределять функции, обязанности и ответственность каждого, предоставив возможность самостоятельных действий, сохранив за собой оперативный контроль,

- знание и понимание людей, умение оценить индивидуальные особенности сотрудников,

- умение прислушиваться к мнению сотрудников, поддерживать их инициативу и использовать ее,

- инициативность, целеустремленность,

- умение быть лидером - человеком, достойным подражания; качества лидера: любовь к людям, высокие моральные ценности, преданность миссии организации, честность, смелость, решительность, тактичность, справедливость, последовательность, уверенность в своих силах и силах других людей, умение вдохновлять.

Ориентированный на подчиненных стиль руководства, демократический, способствует повышению производительности, потому что дает возможность проявления творчества сотрудников, повышает их удовлетворенность, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение сотрудников к руководителю, уменьшает текучесть кадров. Это стиль, когда руководитель делает упор на взаимопомощь, предоставляет сотрудникам возможность максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет

профессиональный рост. Это стиль, ориентированный на значимость каждого человека как личности и уважение к нему.

Ориентированный на задачу стиль управления, во многом аналогичный авторитарному - когда руководитель в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует

- ставит сотрудников в положение зависимости, подчиненности, приводит к их пассивности, ведет к снижению эффективности работы.

«Каждый из нас - душа, пришедшая в этот мир в поисках любви». «Пусть этот мир от того, что вы живете, становится лучше».

Выводы:

Люди - наиболее важный ресурс организации. От стиля руководства зависит эффективность функционирования организации. Стиль может быть ориентирован или на человека, или на работу. Стиль, ориентирующийся на людей, на участие всех работников в принятии решений - самый эффективный. В управлении важна ценность человеческих отношений.

Эффективные руководители уделяют большое внимание человеческим аспектам проблем. Лучший стиль управления - высокая ориентация на сотрудников организации и на задачи.

Заключение

Практическая значимость статьи заключается в возможности использования данных при решении вопросов эффективности руководителя организации и эффективности работы персонала, для ее повышения. Для эффективного управления персоналом важны личностные качества руководителя, стремление к постоянному развитию себя и персонала.

Список используемой литературы:

1.Остапишенко Я. Как стиль руководства влияет на развитие предприятия. https://novainfo.ru/article/2576

2.Влияние стилей руководства на эффективность деятельности организации. https://studbooks.net/1323570/menedzhmen^vliyanie_stiley_rukovodstva_effektivnost_deyatelnosti_organizatsii

3.Стили руководства и типы руководителей. https://studopedia.ru/15_104912_stili-rukovodstva-i-tipi-rukovoditeley.html

4. Лукаш Ю. А. Начальники и подчиненные. https://marketing.wikireading.ru/18412

5.Стили управления. https://www.ismu.baikal.ru/src/downloads/47aacb7f_upravlenie_trudovym_kollektivom.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.