Научная статья на тему 'Эффективность речевого поведения журналиста (на материале статей Д. Губина)'

Эффективность речевого поведения журналиста (на материале статей Д. Губина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
402
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТПРАВИТЕЛЬ ТЕКСТА / ПОЛУЧАТЕЛЬ ТЕКСТА / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ / СКРЫТЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ / TEXT-SENDER / TEXT RECEIVER / VERBAL BEHAVIOR / SPEECH DESCRIPTION / SPEECH MANIPULATIO / CONATIVE-ORIENTED STRATEGIES / OFF-RECORD AFFECTING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тактарова Анна Валерьевна

В статье анализируется речевое поведение отдельного журналиста по конативно-ориентированным стратегиям, идентифицируется фрагмент его речевого портрета и диагностируется его воздействие на читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тактарова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Verbal Behavior of Jornalist (Based on the Articles by Dmitry Gubin)

In this article is analyzed the verbal behavior of certain journalist according to conative-oriented strategies, identified fragment of his speech description and his linguistic unconscious manipulation directed to reader.

Текст научной работы на тему «Эффективность речевого поведения журналиста (на материале статей Д. Губина)»

УДК 81

Тактарова А. В.

Эффективность речевого поведения журналиста (на материале статей Д. Г убина)

В статье анализируется речевое поведение отдельного журналиста по конативно-ориентированным стратегиям, идентифицируется фрагмент его речевого портрета и диагностируется его воздействие на читателя.

In this article is analyzed the verbal behavior of certain journalist according to conative-oriented strategies, identified fragment of his speech description and his linguistic unconscious manipulation directed to reader.

Ключевые слова: отправитель текста, получатель текста, речевое поведение, речевой портрет, речевое воздействие, конативно-ориентированные стратегии, скрытые воздействующие стратегии.

Key words: text-sender, text receiver, verbal behavior, speech description, speech manipulatio, conative-oriented strategies, off-record affecting strategies.

В статье анализируется речевое поведение журналиста Дмитрия Губина, одного из авторов российского общественно-политического издания «Огонек». Цель настоящей работы - диагностировать воздействие автора на своего читателя. Объект исследования - речевое поведение. Предметом исследования являются речевые сигналы: те варианты высказывания, в пользу которых сделал выбор автор с целью эффективного воздействия на получателя текста. Материалом для исследования послужили тексты статей автора Дмитрия Губина [2; 3; 4; 5; 6].

В качестве единицы обследования взята малая синтаксическая группа (МСГ), или актуализированная модально-предикативная группа, принятая в работах по скрытой прагмалингвистике [8; 11; 12; 14].

Отобранные для данного анализа тексты были разбиты на МСГ. Всего было проанализировано 962 группы. Малые синтаксические группы подробно исследовались по конативно-ориентированным скрытым воздействующим стратегиям. Конативно-ориентированные стратегии в прагмалингвистике - это текстуальная категория, которая является регуляционной. Она указывает на речевое поведение автора, но направлена на читателя (то есть регулирует поведение читателя). Конативно-ориентированные стратегии в нашей работе представлены следующими стратегиями:

1) «акцентуация автором элементов речевого события» (далее - стратегия «Акцентуации»);

© Тактарова А. В., 2013

2) «формирования отправителем текста у его получателя отношения к речевому событию путем оценивания" (далее - стратегия «Формирования отношения»);

3) «удовлетворение / неудовлетворение автором прагмалингвистиче-ских ожиданий получателя текста» (далее - стратегия «Удовлетворения / неудовлетворения ожиданий»).

Все данные по исследованию собраны в Таблице «Фрагмент речевого портрета журналиста Д. Губина по скрытым конативно-ориентированным стратегиям».

Таблица 1.

Фрагмент речевого портрета журналиста Д. Губина ___________по скрытым конативно-ориентированным стратегиям___________

Стра- тегия Акцентуация Формирование отношения Удовлетворение / неудовлетворение ожидания Всего МСГ:

План Ак- центи- рова- ния Неак- центи- рова- ния Поло- жи- тель- ный Ней- траль- ный Отри- ца- тель- ный Недос- таточ- ности Доста- точно- сти Избы- точно- сти

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

\к°л-во^ 1-4 о 1-4 о 1-4 о 1-4 и £ 1-4 о 1-4 о Е [-4 о Е [-4 о Е Кол-во %

Статья 1 «ч 00 сп^ сп СП СП ГА СП СП СП* 00 1Л 1/н, <Э СП гч оо' 143 //•''100%

Статья 2 ю 00 Ю СП О сп^ 1/Л с* 1/Н <Э СП с* 1/П о гч сэ 193 >/' 100%

Статья 3 г~- г-, о" с* ю СП СП ю СП сп^ Ю 00 сч |> 173 /'-'100%

Статья 4 <м <м г-, оо" СП сп СП ГЧ 1/Н 40 1/Н СП с* 1/Н СП 1/Н сч СП СП ю г~- 1/^ 155 /.-'''100%

Статья 5 оо" 00 сп СП с* сч СП о сп^ СП о СП о СП 1/П 00 СП 298 ^/100%

Итого плана МСГ: 807 155 297 230 435 321 584 57 962

СРВ 83,9 % 16,1 % 30,9 % 23,9 % 45,2 % 33,3 % 60,8 % 5,9 % 100 %

Данная таблица по горизонтали представлена тремя стратегиями речевого поведения отправителя текста, каждая из которых включает в себя два или три плана. Стратегия «Акцентуации» представлена в виде двух планов - акцентирования и неакцентирования. Стратегия «Формирования отношения» в трех планах: положительный, нейтральный и отрицательный план. Стратегия «Удовлетворение / неудовлетворение ожидания» также

147

имеет три плана: достаточности, недостаточности и избыточности информации. По каждому плану стратегии приводится абсолютный речежанровый показатель, его процентный показатель идентификации планов по каждой статье. Для каждого плана стратегий отдельно вычисляется средняя речежанровая величина (СРВ).

Эти величины являются эталонными показателями для речевого поведения данного отправителя, выведенные по его пяти статьям. Все значения СРВ являются актуальными, но для нашей работы важны те, которые выделены жирным шрифтом. Именно эти значения указывают на наличие исследуемых личностных черт автора, определяющих фрагмент его речевого поведения.

Рассмотрим каждую стратегию отдельно.

Стратегия «Акцентуации» представлена двумя планами: акцентирования (не норма), неакцентирования (норма). Обратимся к этим понятиям. Понятия акцентуации и неакцентуации являются ключевыми в области психологии. Сам термин акцентуация произошел от латинского слова accentus, что означает ударение [1]. Акцентуация с позиции психологии представляет собой ударение или выделение какой-либо черты характера индивида и его принадлежность к определенным психическим сферам: норма или патология [13]. «Норма» с точки зрения статистического подхода - это нечто среднее, установившееся, не выделяющееся из массы [10] или, другими словами, норма - это правило. Когда правило нарушается, ему на смену приходит исключение - патология, не норма. К. Леонгард выделяет три основных понятия в данной области: акцентуация характера, акцентуация личности и акцентуированная личность [7, с. 32]. Для нашего исследования немаловажным является последнее понятие.

Под акцентуированной личностью понимается «положительная черта человека, которая говорит о его психологической норме, крайней степени нормы, которая иногда может перейти в состояние патологии» [7, с. 32]. Акцентуированная личность всегда отличается уверенностью в своих действиях, постоянным контролем над собой, с предусмотрительным взвешиванием своих мыслей и идей. Понятие акцентуации чаще, чем в работах русских ученых, встречается в работах германских ученых в таких сферах, как литературоведение - акцентуация и выделение задач (Akzentuierung und Thematisierung von Angaben) [20, с. 238]; музыковедение - ритмичные вкрапления (rhytmische Akzentuierungen) [21]; психология - акцентуированные личности (аkzentuierte Persönlichkeiten) [7, с. 56]; риторика - акцентуация отдельных частей речи, отчуждения, внушения (Akzentuierung einzelner Redeteile, Verfremdung) [23]; социология - проблематика акцентуации «женского» (Die Problematik der Akzentuierung des "Weiblichen") [22]; фонетика - акцентуация одного отдельного слога (Die Akzentuierung einer bestimmten Silbe) [24, с. 18]; юриспруденция - акцентуация правовой нормы и права на недвижимость (Akzentuierung auf

148

dem Insolvenzrecht und das Immobilienrecht) [25]; строительство - подчеркивание структурных линий здания (Akzentuierung der Strukturlinien) [17].

Часто речь идет о таком понятии, как акцентированное, ярко выраженное влияние - «akzentuierende Einwirkung» [18]. Под любым влиянием обычно подразумевается некое воздействие (сознательное) или манипулирование (неосознаваемое) [15, с. 72]. Манипулирование - это средство воздействия на читателя с целью побудить его сделать что-либо неосознанно. Поэтому целью любого речевого манипулирования является изменение поведения человека.

Такое манипулирование наблюдается во всех статьях Дмитрия Губина. Их необычный строй высказываний имеет высокие процентные показатели акцентирования (статья 1 - 66,4 %; статья 2 - 87,6 %; статья 3 - 90,7 %; статья 4 - 78,7 %; статья 5 - 88,6 %). В них актуализируются речевые сигналы: нетипичный порядок слов в предложении (обратный: обстоятельство или дополнение на первом месте), повелительное наклонение, постановка придаточного предложения в начало высказывания, отсутствие главного члена предложения (сказуемого, части сказуемого, подлежащего), безличные и вопросительные предложения. Приведем примеры:

|1 «Давай теперь, |2 ползай!» | [4] - повелительное наклонение актуализирует акцент высказывания.

|3 «Чтобы не отстать от новомодного тренда, |4 достаточно читать ...» | [5] - односоставное предложение в рамках сложного с отсутствием подлежащего, обратный порядок частей данного предложения продиктован смысловой важностью придаточного, которое вынесено на первое место.

|5 «Слышите, | 6 граждане Санкт-Петербурга?» |[4] - в вопросительном предложении с его порядком слов всегда актуализируется план акцентирования.

Автор акцентирует внимание читателя на тех или иных элементах высказывания. Как показывают примеры, он хочет подтвердить искренность своего высказывания фактами. Для этого он неосознанно употребляет акцентированные элементы, старается изложить свое видение проблемы, навязать свою точку зрения, достичь «коммуникативной согласованности со своим читателем» [9, с. 69].

План неакцентирования выражен следующими цифрами: статья 1 -31,1 %; статья 2 - 12,4 %; статья 3 - 9,5 %; статья 4 - 21,3 %; статья 5 -11,4 %. Наиболее высокий процент неакцентированной речи наблюдается в статье 1. Доминирующий тип данной стратегии - план акцентирования (83,9 %).

Вторая стратегия («Формирование отношения») подчеркивает неосознаваемый выбор автором элементов, вызывающих у читателя положительные, нейтральные или отрицательные ассоциации. Поэтому данная стратегия выражена тремя планами: положительным, нейтральным и отрицательным. Каждый план реализуется через ассоциативный ряд и форми-

рует у читателя определенное отношение (положительное, нейтральное или отрицательное).

Например, показатели отрицательного плана в данной стратегии преобладают над другими по всем трем статьям (статья 1 - 43,3 %; статья 2 -53,9 %; статья 3 - 49,7 %; статья 4 - 51 %; статья 5 - 34,9 %). Такие цифры указывают на формирование автором отрицательного отношения читателя к речевому событию. Доминирующий тип данной стратегии - отрицательный план.

В статье 1 [5] автор выступает против «новой» духовности, гламура и страз, тем самым он формирует отрицательное отношение к этим понятиям. Речевыми сигналами для данной стратегии является выбор автором таких элементов высказывания, которые вызывают отрицательное отношение: |7 «Я, например, знаю немало писателей, | 8 занимающихся массажем публики, | 9 то есть написавших романы для того, | 10 чтобы срубить бабла ...»|; |11 «... смысл жизни в том, | 12 что сперва нужно как можно больше заработать, |13 а затем счастье само снизойдет» |; 14 «Чтобы не отстать от новомодного тренда, |15 необходимо ... смотреть правильное кино, |16 есть правильную еду, 17 ходить в правильный спортзал, |18 носить правильную одежду, |19 соблюдать правильные правила ,..»| (т.е. навязывание каких-то трендов).

Статья 2 [4] в процентном отношении самая негативно окрашенная, что, вероятно, связано с личным отношением автора к выбранной теме. Она раскрывает неодобрительный настрой автора к власти и чиновникам в целом, показывает их отрицательное отношение к гражданам страны. Статья пестрит нелестными выражениями: |20 «.нас все больше унижают публично..,»|; |21 «... их цель - покуражиться, |22 видя, |23 как вы ползаете на брюхе .»|. Под выражением «ползать на брюхе» понимается «пресмыкаться, унижаться, заискивать».

Статья 3 [6] делает акцент на ценностях и устоях современной российской семьи, живущей по принципу матриархата. Автор подводит читателя к тому, что традиционная семья может скоро исчезнуть как институт, а вместе с ней не станет мужчины как биологического индивида: |24 «Мои деньги - это мои, |25 а твои деньги - наши общие, |26 разве ты не мужчина, |27 разве мы не семья»; |28 «Неужели не видишь, |29 что нашим враньем мы развращаем женщин, | 30 превращая их в тупых содержанок?!»; | 31 «А я не обязана варить борщи и мыть посуду. |32 я не раба |33 - или поищи себе дуру, |34 или найди мне домработницу» |.

Статья 4 [3] посвящена теме нравственности в строительном вопросе. Автор напрямую связывает строительство не только с благосостоянием народа, но и с документальной вседозволенностью и бюрократией в стране: |35 «В другом. садоводстве половина дачек огорожены заборами.

|36 впечатление, |37 как будто у всех разом съехала крыша» |. Наблюдается пренебрежительное отношение к дачным участкам с высокими заборами. Общий процесс оградостроительства автор сравнивает с синдромом

помешательства: |38 «... Россия действительно не Европа: |39 наше наследство - брошенные деревни да загаженные леса» |. Автор выражает сожаление, что Россия входит в европейский конгломерат, вероятно, потому, что русские люди не умеют хранить накопленные годами богатства и природные ресурсы земли.

Статья 5 [2] рассказывает об авторских правах в современном медийном пространстве, которые нарушаются плагиатом и нелегальным распространением. Раскрывается тема: человек и закон, человек и его

нравственность. Примеры: |40 «Продажи убивает отсутствие интереса к чтению» |, то есть книги не продаются из-за отсутствия читательского спроса, а, следовательно, интереса. |41 «Однако рискните сегодня в России купить через интернет билет в кинотеатр: |42 в большинстве случаев это невозможно» | (Речь идет о том, что Россия отстает от некоторых современных «ноу-хау», давно реализованных в других странах, а поэтому граждане лишены каких-то возможностей и удобств в повседневной жизни).

Стратегия «Удовлетворение / неудовлетворение ожиданий» отвечает за мнение автора текста об уровне информативности этого текста и степени заинтересованности адресата в сообщаемом [16, с. 73].

Данная стратегия представлена тремя планами: достаточности информации, недостаточности информации и избыточности информации в тексте. Эти планы всегда служат для реализации трех главных целей: вызвать интерес читателя (открыть ожидание), удовлетворить его ожидание или дать избыточную информацию.

Доминантный тип данной стратегии - план достаточной информации (60,8 %). Этот план реализован во всех статьях Д. Губина и по отношению к планам недостаточности информации и избыточности информации имеет самые высокие показатели (статья 1 - 51,0 %; статья 2 - 59 %; статья 3 -67,6 %; статья 4 - 61,3 %; статья 5 - 62,1 %). Данные по пяти статьям говорят о том, что речь автора достаточна, убедительна и воздействует на своего читателя. Для этого автором автоматически выбираются такие речевые сигналы, как распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты, сравнительные и инфинитивные обороты, ряды однородных определений. Открытие ожидания может вызвать также катафора (указывает на последующий элемент), а удовлетворение ожидания - анафора (указывает на предшествующий элемент). План недостаточности отвечает за открытие ожидания (катафориче-ские отношения), планы избыточности и достаточности - за удовлетворение ожидания (анафорические отношения).

|43 «... что духовность имеет самое непосредственное отношение к твоей личной, | 44 персональной, | 45 биологической смерти, |46 которая непременно |47 (и скорее всего гадостно |, 48 с болью, |49 сиделками, | 50 утками, |51 лживыми врачами) |46 наступит» |[5].

Открытие ожидания - имеет отношение к личной, персональной, биологической (к чему?). Удовлетворение ожидания - имеет отношение к

смерти. Открытие ожидания - которая, непременно, гадостно, с болью, сиделками, утками, лживыми врачами (что сделает?). Удовлетворение ожидания - которая, непременно наступит.

|47 «Современная Россия вообще все больше выстраивается так, |48 что тебя из примерного гражданина непременно сделают нарушителем и |49 унизят ... тем, | 50 что начнут читать мораль про то, | 51 что закон один для всех» |[4].

Открытие ожидания - выстраивается так (как?). Удовлетворение ожидания - что тебя из примерного гражданина непременно сделают нарушителем. Открытие ожидания - унизят тем (чем?), удовлетворение ожидания - что начнут читать мораль. Открытие ожидания - мораль про то (про что?), удовлетворение ожидания - что закон один для всех.

Автор также часто использует повторы (усиления) для удовлетворения читательского ожидания, например:

| 52 «В Москве скоро прижмут не с окнами - |53 прижмут с кондиционерами ...» | [4]. Открытие ожидания - прижмут не с окнами (а с чем?), удовлетворение ожидания - прижмут с кондиционерами.

|54 «Это не за бизнесменами, |55 ... это не за чиновниками, |56 ... это за вами идут» |[4]. Открытие ожидания - это не за бизнесменами (а за кем?), не за чиновниками (а за кем?), удовлетворение ожидания - это за вами идут.

Тексты автора рассчитаны на читателя неподготовленного, недостаточно информированного и мало заинтересованного в теме статей. Информация, идущая от автора к получателю, - новая для читателя, а, значит, сложная для восприятия. Однако автор сумел ввести достаточный объем информации, чтобы удовлетворить ожидания читателя.

Опираясь на показатели таблицы, можно сделать следующие выводы о речевом поведении журналиста Дмитрия Губина. Его отличает высокая степень акцентированности речи, что не является речевым нормативом. План акцентированности является доминантным для речевого поведения данного автора. Это значит, что его речь способна повлечь изменение поведения читателя. При формировании отношения слушателя Д. Губин чаще актуализирует план формирования отрицательного отношения к излагаемому материалу, который является доминантным для этой стратегии. Поэтому показатели по всем планам в целом подтверждают стремление автора сформировать у читателя отрицательное отношение к описываемому событию. План положительного и нейтрального отношения получателя автор формирует реже. Речевой фрагмент портрета автора по данной стратегии выглядит следующим образом: он завоевывает внимание читателя, удерживает это внимание до конца прочтения статьи и убеждает сделать негативные выводы.

Данные таблицы по стратегии «Удовлетворение / неудовлетворение ожиданий» свидетельствуют о достаточности речи автора (доминантный план по данной стратегии - план достаточности информации). Это говорит

о его убедительности. Он вызывает интерес читателя при помощи высказываний с катафорой и удовлетворяет читательский интерес средствами анафорических отношений.

Показатели по плану достаточности заметно превышают остальные планы. Это говорит о том, что автор может быть убедительным, а его речь - достаточной. Разница показателей плана достаточности зависит от выбранной автором темы статьи, именно поэтому его речь можно считать достаточной для восприятия и понимания.

Были рассмотрены три стратегии, ориентированные на читателя. Результаты исследования помогли идентифицировать фрагмент речевого поведения журналиста Дмитрия Губина, на основании которого можно судить о скрытых приемах манипулирования читателем.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс]: http://enc-dic.com/enc_big/Akcent-1405.html.

2. Губин Д. Воровать нельзя платить // Огонек. - 2011. - № 11 (Статья 5).

3. Губин Д. Оградостроительный комплекс // Огонек. - 2009. - № 20 (Статья 4)

4. Губин Д. Недетское время // Огонек. - 2009. - № 25 (Статья 2).

5. Губин Д. Новая духовка // Огонек. - 2009. - № 31 (Статья 1).

6. Губин Д. Новый русский феминизм // Огонек. - 2009. - № 27 (Статья 3).

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.

8. Матвеева Г.Г. Диагностирование языковой личности и речевое поведение политика. Монография. - Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

9. Моисеенко Л.А. Прагмалингвистические характеристики авторов военных мемуаров // Личность, речь и юридическая практика. сб. науч. трудов Междунар. науч.-метод. конф. / Донской юридический институт. - Ростов н/Д: ДЮИ, 1998. - Вып. 1. -C. 56 - 72.

10. Нартова-Бочавер С.К. Понятие психологической нормы. - [Электронный ресурс]: http://psylist.net/difpsi/nb03psynorm.htm.

11. Оберемченко Е.Ю. Прагмалингвистический аспект речевого поведения дипломата: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д, 2011.

12. Пишкова Е.Ю. Прагмалингвистическое диагностирование речевого поведения кандидатов в президенты США: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д, 2007.

13. Психологический словарь значения психологических терминов. - [Электронный ресурс]: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm.

14. Сапега А.В. Речевое поведение лингвистов - субъектов научной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д, 2008.

15. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

16. Матвеева Г.Г. Теория и практика анализа текста в аспекте скрытой прагмалин-гвистики: монография / Матвеева Г.Г., Бутусова А.С., Ломова О.Е., Моисеенко Л.А., Одарюк И.В., Чигридова Н.Ю.; под ред. д-ра филол.н., проф. Г.Г. Матвеевой. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2007.

17. Универсальный немецко-русский словарь. Академик.ру. 2011. - [Электронный ресурс]: http://universal_de_ru.academic.ru/15611/Akzentuierung_der_Struktur linien.

18. Immerschitt W. Rhetorik-Online-Zeitschrift der Universität Salzburg. // Unterschiede in der Rhetorik von Unternehmern und Politikern. 09.04.2007. - [Электронный ресурс]: http://www.rheton.sbg.ac.at/rheton/2007/04/anapher.

19. Leonhard K. Akzentuierte Persönlichkeiten. - 2-е Aufg. - Berlin, 1976.

20. Lütscher A. Akzentuierung und Thematisierung von Angaben // Linguistische Berichte 97. - Berlin, 1985. - S. 228 - 251.

21. Schimmelpfeng R. Die Seele des Klanges. Obertonkonzert für Stimme und Instrumente. - Bremen. - [Электронный ресурс]: http://www.obertonmusik.

com/obertonkonzert.shtml.

22. Schenk H. Die Problematik der Akzentuierung des "Weiblichen" am Beispiel der Idee der "Mütterlichkeit" in der ersten Frauenbewegung. - [Электронный ресурс]: http://www. ssoar. info/ssoar/bitstream/handle/document/ 16748/ssoar-1979-schenkdie_ problematik_der_akzentuierung_des.pdf?sequence=1.

23. Schmid J. Rhetorische Figuren (Stilmittel). - [Электронный ресурс]: www.joachimschmid.ch/docs/ DMtStilmitt.pdf.

24. Schuderer A. Kontrastive Phonetik und Phonologie: Suprasegmentale Merkmale. 2002. - [Электронный ресурс]: http://www.schuderer.net/ Prosodies19.pdf.

25. Jäger V. Studieninteressierte. 06.08.2012. - [Электронный ресурс]:

http://www.uni-regensburg.de/rechtswissenschaft/fakultaet/studieninteressierte

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.