УДК 796.015.132-057.875:612.13
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕМОДИНАМИКИ
Н.Г. ВОЛНЕНКО Индивидуально -дифференцированный подход в физиче-
ском воспитании студентов осуществляется с учетом (в том Белгородский государственнъш ^ числе) типологических особенностей гемодинамики организма национальный исследовательский занимающихся университет
ЖТ , . , Ключевые слова: студентки, тип гемодинамики.
е-таг1: Volnenko@bsu.eau.ru
В результате анализа и обобщения литературных источников установлено, что эффективность процесса физического воспитания, направленного на развитие физических качеств, обусловлена реализацией индивидуально-дифференцированного подхода, основанного на учете типологических особенностей организма занимающихся [1, 3]. Наиболее исследованными в физическом воспитании являются соматотип, тип темперамента, а к наименее исследованным относятся типологические особенности вегетативной регуляции сердечного ритма, тип гемодинамики [2, 4, 5].
В этой связи, выявлены показатели типологических особенностей организма студенток 18-20 лет нефизкультурного вуза и определена их значимость для развития физических качеств. В результате предварительного обследования девушек установлено, что основными показателями типологических особенностей их организма являются: Мо (мода), характеризующая тип вегетативной регуляции сердечного ритма; К (коэффициент пропорциональности), определяющий соматотип; нейротизм, характеризующий темперамент; СИ (сердечный индекс), определяющий тип гемодинамики. По данным корреляционного анализа определено, что наиболее сильную статистически достоверную связь с максимальным потреблением кислорода, как интегральной характеристики общей физической работоспособности и здоровья человека, имеет показатель типа гемодинамики - сердечный индекс (СИ). Наиболее значимые связи отмечены между максимальным потреблением кислорода и гипокинетическим типом гемодинамики (г = 0,71 при Р<0,01), максимальным потреблением кислорода и эукинети-ческим типом гемодинамики (г = 0,65 при Р<0,01). Между максимальным потреблением кислорода и гиперкинетическим типом гемодинамики выявлена связь средней силы (г=0,48, при Р<0,01).
Для разработки экспериментальной методики определена выраженность показателей развития физических качеств у студенток с различными типами гемодинамики. Анализ данных тестирования свидетельствует о том, что у студенток, имеющих: гипокинетический тип гемодинамики установлены высокие показатели аэробной работоспособности и низкие - в развитии быстроты движений; гиперкинетический тип гемодинамики - высокие показатели скоростных и скоростно-силовых способностей и низкие аэробной работоспособности; эукинетический тип гемодинамики -высокие показатели развития скоростно-силовых способностей и низкие в аэробной работоспособности. Полученные результаты тестирования позволили разработать три варианта реализации экспериментальной методики развития физических качеств в зависимости от их выраженности у студенток с различными типами гемодинамики: вариант «А» («стайерский») - с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости, который включает: 44 % объема времени на развитие аэробной выносливости; 18 % - скоростной выносливости; 20 % - скоростно-силовые способностей; 2 %. - ловкости; 8 % - быстроты движений; 6 % - силовой выносливости; вариант «Б» («скоростно-силовой») - с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей, который предусматривает: 26 % объема времени на развитие аэробной выносливости; 14 % - скоростной выносливости; 28 % - скоростносиловых способностей; 2 % - ловкости; 14 % - быстроты движений; 14 % - силовой вы-
носливости; вариант «С» («спринтерский») - с преимущественной направленностью на развитие быстроты движений: 28 % объема времени на развитие аэробной выносливости; 16 % - скоростной выносливости; 18 % - скоростно-силовых способностей; 2 % - ловкости; 22 % - быстроты движений; 12 % - силовой выносливости.
Установленным режимом учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» для студенток экспериментальной группы с учетом динамики работоспособности студенток в отдельном занятии выступили трехразовые занятия в неделю по 60 минут при сохранении общего объема времени, отведенного на данный вид деятельности государственной программой.
По итогам проведенных исследований выявлена эффективность экспериментальной методики, направленной на развитие доминирующих физических качеств у студенток с различными типами гемодинамики. Критериями эффективности экспериментальной методики являлись: физическая подготовленность, функциональное состояние основных систем организма, физическая работоспособность, психическое состояние, умственная работоспособность. Анализ динамики результатов в показателях развития физических качеств свидетельствует, что: для девушек с гипокинетическим типом гемодинамики наиболее эффективно проведение учебно-тренировочных занятий по варианту «А» реализации экспериментальной методики - с преимущественным развитием общей выносливости; для студенток с эукинетическим типом гемодинамики наиболее благоприятен вариант «Б» реализации методики, направленный на преимущественное развитие скоростно-силовых способностей; для девушек с гиперкине-тическим типом гемодинамики наиболее эффективны физические нагрузки варианта «С» реализации экспериментальной методики, направленного на развитие быстроты движений.
Сравнительный анализ результатов второго этапа формирующего годичного педагогического эксперимента, полученных в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах свидетельствует о том, что методика развития физических качеств у девушек с учетом типов гемодинамики их организма более эффективна, чем традиционная, которая применялась в контрольной группе без учета типологических особенностей организма занимающихся.
Анализ динамики показателей физического развития девушек КГ и ЭГ не выявил достоверных различий по основным антропометрическим параметрам исследуемых величин как внутри групп, так и между ними. Следовательно, значимого влияния примененных в ЭГ и КГ методик на антропометрические показатели девушек не происходило. Этот факт подтверждает положение о том, что у девушек 17-18 лет наступает стабилизация массы и основных форм тела.
В процессе педагогического эксперимента наблюдался прирост некоторых показателей функционального состояния студенток ЭГ. Так, учебно-тренировочные занятия по экспериментальной методике способствовали экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС), что выразилось в достоверном снижении частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое в ЭГ относительно значений предварительного тестирования. В КГ ЧСС снизилась недостоверно (Р>0,05). Совершенствование функционального состояния вегетативной нервной системы сопровождалось более значимым снижением индекса напряжения систем адаптации организма в ЭГ, чем в КГ, (Р<0,05).
Итоговое тестирование состояния кардиореспираторной системы девушек ЭГ и КГ выявило отсутствие достоверного прироста величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в обеих группах. Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) изменился в ЭГ с 61,8 ± 1,5 до 69,5 ± 1,0 ед. (Р<0,05), следовательно, экспериментальная методика способствовала повышению общей физической работоспособности испытуемых. ИГСТ в КГ вырос незначительно и недостоверно.
Полученные результаты проведенных исследований позволяют также сделать вывод о положительном влиянии экспериментальной методики на характеристики психического состояния испытуемых. Так, сила нервных процессов по данным теппинг-теста достоверно улучшилась в ЭГ с 53 ± 0,8 уд/10 с до 62 ± 0,8 уд/10 с (Р<0,05) в отличие от контрольной. Сравнительная оценка психоэмоционального статуса студенток ЭГ и КГ в предсессионный период свидетельствует о более благо-
приятном воздействии экспериментальной методики на уровень ситуативной тревожности студенток нефизкультурного вуза.
За исследуемый период (сентябрь - май) в ЭГ увеличилось количество девушек с «низким» уровнем тревожности с 3% до 20% ; в КГ показатель изменился с 5% до 10%, что на 12% процентов меньше, чем у испытуемых ЭГ. Значение «высокого» уровня тревожности у студенток КГ составило 40% против 15% у девушек ЭГ.
В результате итогового тестирования количество заболеваний за год у девушек ЭГ составило на 53% меньше, чем у студенток КГ. Количество больничных койко-дней в КГ также достоверно превышает значение таковых в ЭГ.
Таким образом, результаты итогового тестирования показали, что экспериментальная методика развития физических качеств у студенток нефизкультурного вуза с учетом типов гемодинамики их организма в большей степени, чем примененная в КГ способствует повышению функциональных и психических кондиций, снижению эмоционального напряжения, заболеваемости (простудными, сезонными заболеваниями) девушек.
Тестирование физической подготовленности девушек выявило положительные сдвиги в обеих группах. Так, применение методики комплексного развития физических качеств у девушек КГ способствовало достоверному приросту показателей силовой выносливости и гибкости (Р<0,05). Результаты итогового тестирования скоростносиловых способностей, координации, быстроты движений и общей выносливости у студенток КГ свидетельствуют о тенденции к улучшению изученных показателей, хотя темпы их прироста не достигли статистически достоверного уровня значимости.
Анализируя данные физической подготовленности студенток ЭГ, можно отметить достоверное увеличение показателей общей и силовой выносливости, скоростносиловых способностей, быстроты движений, гибкости и координации. Так, в ЭГ, в отличие от КГ, отмечен достоверный прирост результата в беге на 100 м.: с 17,0 ± 0,16 с до 16,3 ± 0,17 с (Р<0,05). В беге на 2000 м результат в ЭГ улучшился с 690 ± 4,7 с до 600 ± 4,9 с (Р<0,05). Показатель скоростно-силовых способностей в тестовом упражнении «Прыжок в длину с места» вырос в ЭГ с 175,3 ± 1,5 см до 180,5 ± 1,5 см (Р<0,05). Количество подъема (сед) и опусканий туловища увеличилось в ЭГ с 35,0 ± 1,6 до 52,1 ± 1,4 раз (Р<0,05). Совершенствовались координационные способности, о чем свидетельствует изменение результата в тесте «Челночный бег, 3х10» в ЭГ с 9,3 ± 0,16 с в предварительном тестировании до 8,7 ± 0,17 с в итоговом (Р<0,05). Показатель гибкости достоверно улучшился с 10,7 ± 0,48 до 12,9 ± 0,51 см. По итогам тестирования достоверно выросли значения силы правой и левой кистей рук испытуемых в ЭГ.
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что при воздействии на более развитое физическое качество у студенток в зависимости от типа гемодинамики их организма, повышается уровень развития других физических качеств. По большинству тестируемых параметров студентки ЭГ превзошли девушек КГ. Этому способствовало применение индивидуально-дифференцированного подхода, основанного на развитии доминирующих физических качеств у девушек в зависимости от типа гемодинамики их организма.
Достигнутый уровень физического и психического состояния студенток ЭГ, а также уровень развития их физических качеств повлиял на успеваемость девушек по дисциплине «Физическая культура». 100% студенток ЭГ успешно сдали зачетные нормативы в летнюю сессию, что на 9 % больше, чем в КГ.
Таким образом, методика развития физических качеств у студенток, разработанная с учетом типов гемодинамики более эффективна, чем традиционная, примененная в КГ.
Литература
1. Гуралев, В. М. Развитие физических качеств студенток на основе повышения статокинетической устойчивости : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Гуралев ; Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2004. - 18 с.
2. Неумоин, В. В. Типологические закономерности организации системной кардиогемодинамики и вегетативных регуляций у студентов в условиях физических нагрузок различной мощности : дис. ... канд. биол. наук / В. В. Неумоин. - Краснодар, 1993. - 135 с.
3. Никишин, И. В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. В. Никишин. - М., 1993. - 24 с.
4. Скуратович, М. Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. Н. Скуратович ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 24 с.
5. Шлык, Н. И. Индивидуальные особенности механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма у человека: по данным вариабельности сердечного ритма / Н. И. Шлык, Е. Н. Сапожникова // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 3-4 июня 1999 г. / Удмурт. ун-т ; отв. ред. П. К. Петров. - Ижевск, 1999. - С. 278-279.
THE EFFICIENCY OF THE REALIZATION OF THE INDIVIDUAL-DIFFERENTIATIONAL APPROACH IN PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF BLOOD
Belgorod National Research University
N.G. VOLNENKO
The peculiarity of the construction of physical development of students is closely connected with their type of the blood (certain genotype).
Key words: students, type of blood.
e-mail: Volnenko@bsu.edu.ru