Научная статья на тему 'Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли'

Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДОВЕРИЯ / CONSUMER CONFIDENCE INDEX / ПИВОВАРЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / BREWING INDUSTRY / СТРАТЕГИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / STRATEGY OF THE CONSUMER'S BEHAVIOR / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / EFFECTIVENESS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесянц Л.А., Саркисов Г.И., Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю.

В статье проводится оценка эффективности развития пивоваренной отрасли и предлагаются направления повышения эффективности ее развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Efficiency of Development of the Enterprises of the Brewing Industry

Is conducted in the article the estimation of efficiency of development of the brewing industry and suggests ways to increase the effectiveness of its development in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли»

УДК 663.441

Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли

Л. А. Оганесяну академик РАСХН, д-р техн. наук; Г. И. Саркисов, канд. экон. наук, докторант

ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности М. Д. Магомедов, д-р экон. наук, профессор; Е. Ю. Алексейчева, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

Ключевые слова: индекс потребительского доверия;

пивоваренная промышленность; стратегии покупательского поведения;

эффективность развития.

Keywords: consumer confidence index; brewing industry; strategy of the consumer's behavior; effectiveness of development.

Рынок пива, как и потребительский рынок в целом, испытывает на себе влияние последствий мирового экономического кризиса, усилившего нестабильность рынков и непредсказуемость экономических условий, что, в свою очередь, привело к изменению потребительского поведения. Исследования компании Nielsen [1], проведенные в третьем квартале 2011 г. среди почти 28 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 56 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации, показали, что глобальный индекс потребительского доверия упал на один пункт — до 88; в России индекс потребительского доверия вырос на семь пунктов; в США индекс потребитель-

ского доверия упал на один пункт — до 77. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн [2].

Падение индекса потребительского доверия в мире продолжается семь кварталов подряд, в третьем квартале 2011 г. на 31 из 56 мировых рынков был отмечен спад потребительского доверия. Большинство респондентов (64%) в мире считают, что сейчас не лучшее время для трат. При этом каждый пятый европеец и каждый третий североамериканец сообщают, что у них нет свободных денег. Прогноз для потребителей в этом регионе

Индекс потребительского доверия Nielsen 2005-2011 гг.

более пессимистичен, чем в разгар экономического кризиса 2009 г. Из тех североамериканцев и европейцев, кто ощущает экономический спад, примерно 60% полагают, что он продолжится в следующем году. В первом квартале 2009 г. таких ответов было 54 %.

Россия продемонстрировала рост индекса потребительского доверия на семь пунктов по сравнению со вторым кварталом 2011 г., до отметки в 89 пунктов (см. рисунок) [1]. По мнению экспертов Nielsen в России и Северо-Восточной Европе, с 2008 г. российские потребители сдерживали свои траты, однако в третьем квартале 2011 г. они предпочли стратегию «здесь и сейчас». В третьем квартале уверенность онлайн-респондентов в России в состоянии собственных финансов возросла, хотя покупательная способность еще не восстановилась в полном объеме и российские потребители проявляют осторожность в своих надеждах на будущее [2].

Уровень потребительского доверия, несмотря на позитивную динамику, по-прежнему ниже базового уровня в 100 пунктов, и настрой потребителей нельзя назвать оптимистичным. Анализ динамики индекса потребительского доверия показывает, что в докризисный период в России он был стабильно выше среднего глобального показателя. Кризис отразился на уровне доверия и готовности тратить позднее, чем в других странах, однако более сильно. Основные стратегии покупательского поведения на потребительском рынке: сокращение расходов, изменение структуры покупок, отказ от некоторых категорий товаров, переход на более дешевые марки, смена места покупки и переход в другие форматы магазинов.

Последствия данного процесса многие отрасли продолжают испытывать и в настоящее время. Выход из сложившейся ситуации видится в первую очередь в ориентации политики государства на поддержку развития устойчивых и рентабельных отраслей, успешно вышедших из кризиса, адаптировавшихся к новым условиям хозяйствования. Прогрессирующее развитие таких отраслей, в свою очередь, обеспечит потенциальную возможность развития широкого спектра смежных отраслей народного хозяйства.

Одна из таких динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности России — пивоваренная

4 ПИВО и НАПИТКИ 3 • 2012

промышленность, дальнеишии рост и повышение эффективности развития котороИ в перспективе могут внести значительный вклад в экономику страны и в развитие ряда смежных отраслей, таких как сельское хозяйство, транспортное хозяйство, пищевое машиностроение, стекольное и тароупаковочное производство и др. Кроме того, значимость данной отрасли обусловливается тем, что по уровню налоговых поступлений она является бюджетообразующей, а также тем, что пивоварение выполняет серьезные социальные задачи, такие как обеспечение занятости и постепенное замещение крепкого алкоголя слабоалкогольными напитками. Все это свидетельствует о стратегическом значении повышения эффективности развития пивоваренной промышленности страны.

В теории и практике выделяют несколько видов эффективности: экономическая, социальная и технологическая. Экономическая эффективность характеризует соотношение результата и затрат, а социальная — удовлетворение членов общества. Технологическая эффективность связана с определением уровня использования материальных, трудовых, земельных ресурсов. Что касается категории «развитие», то в отечественной экономической теории под развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем или их частей. Зарубежные ученые, уделяя вопросам развития большое внимание, понимают под ним в основном усиление позиции предприятия на рынке, расширение круга потребителей продукции, создание новых сфер бизнеса, увеличение объема сбыта продукции, гармоничное взаимодействие с окружающей средой. По нашему мнению, в этих подходах нет достаточно четкого разграничения понятий «развитие», «эффективное развитие» и «рост». Развитие — процесс изменения предприятия на основе экстенсивных и интенсивных факторов эффективности производства, при этом развитие более тесно связано с качеством, чем с количеством. Эффективное развитие определяется качественными изменениями предприятия, в основе которых — повышение конкурентоспособности.

Эффективное развитие предприятия представляет собой динамический

процесс качественного изменения предприятия на основе использования интенсивных факторов в целях получения прибыли и удовлетворения выявленных и вновь возникающих дополнительных индивидуальных и общественных потребностей.

Анализ сложившейся практики показывает, что предприятие действует на различных рыночных сегментах, поэтому эффективность его развития зависит от правильного выбора конкурентной стратегии для определенного сегмента. Следовательно, необходимо учитывать эффективность развития предприятия на каждом конкретном рыночном сегменте, иначе все подходы к этой проблеме сводятся к определению общей эффективности производства и рентабельности продукции, а не эффективности развития.

Мы предлагаем понимать под эффективностью развития сравнительную характеристику, содержащую комплексную оценку всей совокупности качественных и экономических свойств продукции, отражающую степень осуществления конкурентной стратегии и реализации конкурентного потенциала предприятия, проявляющуюся на определенном рынке и в определенный момент времени.

В свою очередь, под конкурентоспособностью продукции мы понимаем сравнительную характеристику, содержащую комплексную оценку всей совокупности качественных и экономических свойств товара, проявляющуюся в способности удовлетворять требованиям покупателей по сравнению с другими товарами в условиях данного рынка в определенный период времени и содействовать реализации конкурентного потенциала предприятия. Конкурентный потенциал предприятия — это имеющиеся в системе возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции. Под конкурентной стратегией мы понимаем стратегию завоевания и удержания преимуществ над конкурентами.

Методология оценки эффективности развития отрасли включает следующие этапы:

• исследование производства пива в целом и отдельных сегментов рынка пива: изучение мирового рынка пива (факторы и тенденции разви-

тия, объемы); анализ российского рынка пива (факторы и тенденции развития, крупнейшие поставщики сырья и материалов, показатели предпочтений потребителей пива, объемы рынка по сегментам, ведущие производители);

• описание регионов хозяйствования: анализ объемов региональных рынков; общая характеристика, тенденции и пути развития; факторы, влияющие на текущую деятельность; строение рынка; структура потребления пива; производители, действующие в регионе; дистрибуторские сети в регионах; наличие социальных программ и т. д.;

• анализ конкурентоспособности продукции пивоваренных предприятий;

• изучение конкурентного потенциала пивоваренных предприятий;

• оценка конкурентных стратегий пивоваренных предприятий;

• определение эффективности развития пивоваренных предприятий;

• установление эффективности развития пивоваренной промышленности;

• определение направлений развития пивоваренной промышленности и оценка планируемых вариантов. Эффективность развития пивоваренной промышленности можно определить с помощью интегрального показателя на базе системы оценок продукции, потенциала предприятий и их конкурентной стратегии по формуле

ЭР = ЕЭР Р,

(1)

где ЭРпп — эффективность развития пивоваренной промышленности; N — число предприятий, принимаемых к расчету; ЭРп — эффективность развития ¿-го предприятия, принятого к расчету; Р. — доля рынка по объему ¿-го предприятия, принятого к расчету.

В свою очередь, определение эффективности развития пивоваренного предприятия осуществляется по формуле

ЭР

' КТОВ + Ккп + ККС

(2)

где ЭРп — эффективность развития предприятия; КТОВ — показатель оценки конкурентоспособности продукции предприятия; ККП — показатель оценки конкурентного потенциала предприятия; ККС — обобщающий показа-

3 • 2012

ПИВО и НАПИТКИ 5

тель оценки конкурентной стратегии предприятия.

Диапазон 2,5 < ЭР < 3,0 характеризует предприятие с высокой эффективностью развития; 2,0 < ЭР < 2,5 характеризует предприятие со средней эффективностью развития; 1,5 < ЭР <2,0 характеризует предприятие с эффективностью развития ниже среднего уровня; 1,0 < ЭР < 1,5 характеризует предприятие с низкой эффективностью развития; ЭР < 1,0 характеризует предприятие с неэффективным развитием.

Обобщающий показатель конкурентоспособности продукции определяется по формуле

КТО

: £ (£ КА

■=1 /=1

(3)

где КТОВ — обобщающий показатель оценки конкурентоспособности продукции; N — число сегментов рынка, на которых присутствует предприятие; М — число товаров, выпускаемых предприятием для ¿-го сегмента рынка; КАтов. — абсолютная конкурентоспособность /-го товара на ¿-м сегменте рынка; Q/ — доля /-го товара в общем объеме продаж предприятия на ¿-м сегменте рынка; Р. — доля продаж предприятия на ¿-м сегменте рынка в общем объеме реализации.

Абсолютная конкурентоспособность /-го товара на ¿-м сегменте рынка определяется по формуле

КАтав = £ (ПТ,/ПТ1) З,

(4)

где N — число параметров пива как товара; ПТ — значение характеристики ¿-го параметра сравниваемого товара; Пти — величина этой характеристики ¿-го параметра у идеальной марки; З¡ — значимость ¿-го параметра пива как товара.

Значимость ¿-го параметра пива как товара представляет собой удельный вес в выборке респондентов, назвавших этот показатель в качестве параметра, и выявляется на основании маркетинговых исследований для определенного рынка в определенное время. Такой способ выявления весового значения того или иного параметра позволяет не только максимально точно определять потребности и ожидания потенциальных потребителей конкретного сегмента рынка, но и

6 ПИВО и НАПИТКИ 3 • 2012

учитывать сезонный характер предпочтений целевой аудитории. В том случае, если невозможно определить абсолютное значение характеристики и сравнение с идеальной маркой происходит по схеме «соответствует — не соответствует», а с товаром-конкурентом — «лучше или хуже», мы предлагаем принимать значение ПТ/ПТК(И) равным единице в первом случае и нулю — во втором.

При оценке конкурентоспособности пива в рамках исследования одного предприятия мы рекомендуем использовать следующие параметры пива как товара: цена; географическое расположение производителя (в основном из-за качества воды); емкость тары; оформление (цвет и форма бутылки, этикетка и пр.); материал упаковки; сорт пива (светлое или темное); плотность; степень крепости; цвет; пенистость; наличие пастеризации; степень горечи; запах; отсутствие кислоты; сладость; «натуральный» вкус. Так как наряду с мнением конечных потребителей нужно учитывать и мнение промежуточных — торговых посредников, мы полагаем необходимым ввести в формулу показатели, которые являются приоритетными для торгующих предприятий: срок реализации; рекламная поддержка; обеспечение сопутствующими товарами.

Предпочтения потребителей меняются в зависимости от времени года — зимой увеличивается удельный вес потребителей, предпочитающих темное пиво светлому, а крепкое — легкому.

Для того чтобы стало возможным включение в общую формулу такого параметра, как цена пива, где выигрыш по сравнению с конкурентами достигается при меньшем значении показателя, отношение цены сравниваемого товара к эталонной должно вычитаться из единицы. При подстановке значений этого параметра необходимо приводить их в сопоставимый вид. Мы предлагаем пересчитывать цены на 0,5 л, так этот емкостный объем самый распространенный. Предприятия могут не включать в формулу ряд параметров, требующих проведения сравнительных дегустаций пива с товарами-конкурентами в рамках фокус-групп и более масштабных акций. Для того чтобы показатели были в достаточной степени достоверны, необходимо обеспечить репрезентативность выборки (не менее 3000 человек), что требует достаточно высоких затрат. В силу этого, а также по причине сравнительно меньшей весовой значимости

этих показателей мы бы рекомендовали предприятиям сосредоточиться на оценке более важных параметров.

При определении абсолютной конкурентоспособности пива различных марок в целом по России нами учитывались следующие параметры: цена (П1), географическое расположение производителя (П2), емкость тары (П3), материал упаковки (П4), сорт пива (П5), степень крепости (П6). Весомость параметров пива как товара была определена нами на основе количественных и качественных исследований потребления пива в целом по России. Таким образом, модификация формулы (4) для российского рынка выглядит следующим образом:

КА = 0,1794 (1 - П1/ПИ) +

тов ' , 1 ' 1 '

+0,116 (П2/П2И) + + 0,1772 (П3/П3И) + + 0,1619 (П4/П4И) + + 0,1926 (П5/П5И) + + 0,1729 (П6/П6И).

(5)

Оценка конкурентного потенциала пивоваренных предприятий проводится по формуле

ККП = £ Шкп/ПКПИЛ (6)

1 = 1

где N — число параметров конкурентного потенциала предприятия; П — значение -го параметра конкурентного потенциала предприятия; ПК — наибольшее значение -го параметра конкурентного потенциала среди анализируемых предприятий.

В качестве параметров конкурентного потенциала учитываются следующие: отношение стоимости реализованной продукции к ее количеству (тыс. руб./ т); отношение валовой прибыли к общей стоимости продаж; отношение общей стоимости продаж к стоимости нереализованной продукции; отношение общей стоимости продаж к стоимости материальных производственных запасов; отношение общей стоимости продаж к сумме дебиторской задолженности; отношение валовой прибыли к величине сбытовых расходов; производительность труда (тыс. руб./чел.); отношение общей стоимости продаж к стоимости основных средств.

На основе исследования показателей конкурентного потенциала дается комплексная оценка общему состоянию пивоваренного предприятия и при сравнении с лидерами отрасли

N М

тов

N

Предприятие Индекс конкурентоспособности продукции Индекс конкурентного потенциала Индекс конкурентной стратегии Эффективность развития предприятия Доля рынка, %

Годы

2005 2011 2005 2011 2005 2011 2005 2011 2005 2011

ПК «Балтика» 0,63 0,71 0,88 0,76 1,00 1,00 2,51 2,47 26,53 40,03

SUN InBew 0,64 0,51 0,73 0,62 0,93 0,73 2,30 1,86 15,76 15,80

«Очаково» ЛТД 0,71 0,43 0,39 0,37 0,84 0,47 1,94 1,27 6,18 4,63

«Москва-Эфес» 0,59 0,42 0,61 0,52 0,88 0,71 2,08 1,65 6,03 9,91

Heineken Russia 0,47 0,51 0,69 0,54 0,87 0,78 2,03 1,83 5,92 12,79

«Ярпиво» 0,73 — 0,63 — 0,92 — 2,28 — 5,38 —

SABMiLler 0,19 0,39 0,62 0,53 0,90 0,68 1,71 1,60 5,12 8,14

ПЗ «Красный Восток» 0,77 — 0,48 — 0,78 — 2,03 — 3,96 —

«ПИТ» 0,53 — 0,16 — 0,78 — 1,47 — 3,59 —

ПЗ «Вена» 0,38 — 0,67 — 0,86 — 1,91 — 3,26 —

ПК «Степан Разин» 0,78 — 0,12 — 0,55 — 1,45 — 2,27 —

«Золотой Урал» 0,80 — 0,60 — 0,66 — 2,06 — 1,71 —

ПЗ «Волга» 0,80 — 0,46 — 0,46 — 1,72 — 1,07 —

| Эффективность развития пивоваренной отрасли 1,89 1,87

выделяются проблемные зоны, которые требуют корректировки и вмешательства.

Для определения обобщающего показателя оценки конкурентной стратегии предприятия используется следующая формула:

N

ККС = £ КС Р (7)

1 = 1

где ККС — обобщающий показатель оценки конкурентной стратегии предприятия; N — число сегментов рынка, на которых присутствует предприятие; Ка — значение оценки конкурентной стратегии предприятия на г-м сегменте рынка; Р. — доля продаж предприятия на г-м сегменте рынка в общем объеме реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве параметров оценки конкурентной стратегии предприятия мы предлагаем следующие: отношение выручки с продаж на определенном сегменте рынка к затратам на его освоение; отношение выручки с продаж к затратам на поддержание своей доли данного сегмента; отношение прибыли к затратам на разработку, производство и сбыт продукции для конкретного сегмента рынка; ежегодный темп роста объема продаж продукции на рыночном сегменте. В том случае, когда исследование проводится в контексте комплексной диагностики для выяснения положения компании на рынке и выработки эффективной конкурентной стратегии, целесообразно проводить сравнительный анализ предприятий путем сопоставления исследуемого предприятия и его конкурентов по

определенным стратегиям. Например, стратегия Cheap — стратегия по продвижению пива в низкоценовом сегменте; стратегия Mid-Price — по продвижению в среднеценовом; стратегия Premium — в премиальном сегменте; стратегия Licensed — стратегия по продвижению лицензионного пива.

При расчете интегрального показателя эффективности развития пивоваренной промышленности в целом нами принимались к расчету только те предприятия, доля которых в общем производстве пива по объему в РФ составляет больше 1 % (см. таблицу).

Учет показателей всех пивоваренных предприятий, действующих на территории России, позволил бы, по нашему мнению, составить наиболее полную картину уровня развития отрасли, однако использование на практике предлагаемой нами методологии оценки эффективности развития пивоваренной промышленности будет ограничиваться нехваткой исходной информации и сложностью обработки столь обширного массива данных. Как показала апробация методики, анализируемые предприятия открыты с точки зрения получения данных финансовой отчетности предприятия, так как являются или ОАО, или компаниями с участием иностранного капитала, или эмитентами облигаций, т. е. хозяйствующими субъектами, обязанными размещать информацию в открытом доступе по закону. Что касается данных маркетинговых исследований рынка пива РФ, то и при их проведении акцент в основном делается на предприятия, имеющие значительную долю рынка.

Как видно из таблицы, эффективность развития пивоваренной отрасли в 2010 г. несколько снизилась по сравнению с ее состоянием на начало 2005 г. Анализируя эффективность развития отдельных компаний, можно заметить, что лидеру рынка — ПК «Балтика» — удалось упрочить свои позиции относительно основных конкурентов. Несмотря на незначительное снижение общего показателя (с 2,51 до 2,47), отрыв предприятий группы СагЬЬе^ от других компаний весьма серьезен. Если по состоянию на 01.01.2005 г. все предприятия демонстрировали среднюю эффективность развития, то сейчас она ниже среднего уровня, особенно у «Очаково». Это значительно заметно в первой компоненте — конкурентоспособности продукции, где предприятия ослабили свои позиции на фоне увеличения цен на продукцию пивоварения, вызванного ростом акцизов, а также ухудшения экономической ситуации и снижения покупательной способности населения.

В разработке направлений повышения эффективности развития пивоваренным компаниям следует использовать комплексный подход, основанный на базе учета трех главных составляющих: степени удовлетворения потребителей продукцией, степени реализации конкурентного потенциала и эффективности стратегий развития. В этой связи организационно-экономические мероприятия развития предприятий пивоваренной отрасли можно подразделить на три группы.

Первое направление развития включает мероприятия по повышению кон-

3 • 2012 ПИВО и НАПИТКИ 7

курентоспособности продукции, исходя из предпочтений потребителей: диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик; повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа; проведение взвешенной ценовой политики; выявление и обеспечение преимуществ продукта и др.

Второе направление содержит мероприятия по усилению конкурентного потенциала предприятий по направлениям: повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; обеспечение эффективного снабжения сырьем и материалами улучшение использования финансового потенциала, а также совершенствование социальной политики.

Третье направление — разработка и реализация конкурентных стратегий на рынке: изучение конъюнктуры рынка, выбор целевого рынка и его сегмента, определение условий деятельности на этом рынке; разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта и повышению престижа торговой марки и самого предприятия, рекламных концепций; повышение эффективности рекламы и др.

Эффективность развития становится для предприятий не только функцией производства, но и функцией управления: многое зависит от качества, эффективности менеджмента и организации производства в самом широком смысле. Это, как правило, более экономичный и быстро перестраивающийся аппарат управления, более высокая оперативность и гибкость в принятии решений и лучшая мотивация работников.

С целью повышения эффективности развития в пивоваренной промышленности необходимо применение качественной вертикальной кластерной стратегии, строящей взаимодействие поставщиков сырья и материалов, производителей, логистических и дистри-буционных партнеров и розничной сети и снижающей за счет эффекта масштаба удельные издержки на разработки, производство и продвижение высококачественных продуктов питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.nielsen.com

2. www.id-marketing.ru <®

ш

мв

Национальный союз производителей пивоваренного ячменя и солода (ВМи)

с участием

Берлинского института пивоварения ВиЭлБи

и Технического университета г. Мюнхен

приглашает принять участие в

ВЕЕ(ЫМ

при поддержке

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,

Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

^ежДуифод,^

Ч®:

IV

•Сирин С4™ лля cra-xTCTKiun.il и тшндрешкфа протаюль

IV Международной конференции

«Сырьевая база для солодовенного и пивоваренного производств»

6-8 СЕНТЯБРЯ 2012 г.

Место проведения конференции:

Бизнес-центр СОАО «ВСК», Москва, ул. Островная, д. 4.

6 и 7 сентября запланирована деловая программа,

8 сентября — выезд в Дом приемов страхового дома ВСК в д. Переделки

(6 км от МКАД по Минскому шоссе) для участия в празднике пива «Переделкифест».

Приглашаем Вас принять участие в разработке тематики докладов и высказать свои пожелания относительно деловой и культурной программы.

Аудитория конференции: селекционеры, семеноводы и производители пивоваренного ячменя и хмеля, трейдеры, производители СЗР и удобрений, представители солодовенных и пивоваренных производств, производители техники и оборудования для производственной цепочки «пивоваренный ячмень — пиво».

В конференции примут участие члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, представители Министерства сельского хозяйства, ФС «Росалкогольрегулирование», Русагротранса и Объединенной зерновой компании. Общее число участников составит 250-300 человек.

Доклады будут представлены на русском, немецком и английском языках с синхронным переводом на русский и английский языки. Презентации и доклады будут представлены участникам в печатной форме на русском языке.

Участие в конференции платное. Стоимость участия одного человека в трехдневной конференции составляет 25 тыс. руб. Стоимость участия одного человека с возможностью установки стенда — 45 тыс. руб., участие одного человека с докладом и стендом — 65 тыс. руб. Цены указаны без НДС. Для компаний—членов НСППЯиС и СРП участие в конференции бесплатное, установка стенда компании и/или участие с докладом — скидка 50%.

В стоимость входит доставка участников от станции метро Крылатское к месту проведения конференции и обратно комфортабельным автобусом, кофе-брейки, обеды, участие в празднике пива «Переделкифест», доклады участников в печатной форме, услуги переводчиков немецкого и английского языков.

Генеральный спонсор Страховой дом «ВСК»

Пивной спонсор «АБ Инбев»

к страховой дом

АШпВеу

Зин ЫВстНииЛ

Интернет-партнер «Пивная.Ру» (Пивная. РФ)

- ффпара.ги

Золотой спонсор ООО «Сингента»

Буг^ег^а

БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС НА НАШЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ!

Пресс-служба Национального союза производителей пивоваренного ячменя и солода

107139, Москва, Орликов пер., 1/11, Минсельхоз России, Тел. +7 (495) 988-77-91 • barley-malt-conference.ru

8 ПИВО и НАПИТКИ

3 • 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.