Научная статья на тему 'Эффективность производства продукции птицеводства в интегрированных формированиях'

Эффективность производства продукции птицеводства в интегрированных формированиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПТИЦЕФАБРИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ / КОРМА / ИНТЕГРАЦИЯ / АГРОХОЛДИНГ / МЯСНОЕ ПТИЦЕВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / POULTRY FARM / PRODUCTION / PRODUCT PROCESSING / FEEDS / INTEGRATION / AGRICULTURAL HOLDING COMPANY / POULTRY MEAT PRODUCTION / EFFICIENCY / FINANCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Елена Владимировна

Охарактеризована деятельность птицеводческой организации, входящей в агрохолдинг, освещены ее достижения и эффективность производства птицеводческой продукции. Целью является выявление основных направлений повышения эффективности производства продукции птицеводства в интегрированных формированиях. В соответствии с указанной целью поставлены и решены следующие задачи: проведен анализ современного состояния производства мяса птицы в исследуемом предприятии; выявлены основные тенденции развития отрасли; обоснованы пути совершенствования организации производства и реализации продукции птицеводства в условиях исследуемого сельскохозяйственного предприятия. В ходе исследования были использованы монографический, расчетно-конструктивный, нормативный методы. Исследования проводились на материалах Томской области. Объект исследования — ООО «Межениновская птицефабрика» Томской области. Функционирование ООО «Межениновская птицефабрика» зависит от совместной деятельности холдинга, так как сырье для производства, а именно яйцо, берется на родительских фермах других птицефабрик объединения (их две — одна в Новосибирской области, а другая — в Алтайском крае). Присоединение предприятия, специализирующегося на производстве зерновых, позволило полностью удовлетворить потребности птицефабрики в комбикормах и устранить зависимость от монополистов по производству данного вида корма. Интегрированное формирование включает в себя замкнутую схему производства продукции, обеспечивающую полный технологический цикл выращивания бройлеров и дальнейшую их переработку и включает в себя предприятие-производителя зерновых культур, а также оптовую и фирменную торговлю произведенной и переработанной продукции птицеводства. В 2010 г. по отношению к 2005 г. объем производства продукции увеличился в 4,2 раза (на 22265 т). В декабре 2010 г. «Межениновская птицефабрика» успешно сертифицировала систему менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF POULTRY PRODUCTION IN INTEGRATED BUSINESS FORMATIONS

The activity of a poultry farm, which is a constituent company of an agricultural holding company, is discussed. The farm's achievements and poultry production efficiency are dealt with. The research purpose involves the revealing of main directions to increase poultry production efficiency at integrated business formations. The research subject is the OOO "Mezhininovskaya Ptitsefabrika" (Mezhininovskaya Poultry Farm) in the Tomsk Region. The farm's competitive advantages include production, processing and sales of broiler-chicken meat, and the latest technologies of poultry production. The functioning of the poultry farm within an integrated system, the available production facilities, farming land, formula feed production and retail chain owned by the company enabled the following: 1) the expansion of the existing production; 2) an effective use of the production potential; 3) grain production by another constituent company and improving feed quality; 4) the creation of new jobs. To ensure more sustainable advance and higher competitiveness of the OOO "Mezhininovskaya Ptitsefabrika" in the market of poultry products the following is proposed: the farm should improve the processing, pay a particular attention to the genetics that largely affects poultry performance; improve records and quality control in formula feed production; and train personnel in poultry farming and processing.

Текст научной работы на тему «Эффективность производства продукции птицеводства в интегрированных формированиях»

Следующий за планированием этап включает в себя окончательный выбор каналов продвижения, программы продвижения, составление бюджета и оценку эффективности спланированных мероприятий. Происходит процесс установления связи между товаропроизводителем и выбранными каналами сбыта: обсуждения условий и сроков договора, собственно заключение договора.

Реализация программы продвижения товаров сельскохозяйственного назначения, являясь одним из самых продолжительных процессов, рассчитана на длительный период времени. Здесь производитель решает вопросы организации товародвижения и результативного выполнения запланированных мероприятий. Успешная реализация плана продвижения является ключом к оптимизации расходов, отводимых на каждый из инструментов комплекса продвижения, и обеспечивает необходимое влияние на объемы продаж и прибыльность бизнеса.

Завершающими ступенями выстроенного нами управленческого процесса являются контроль и анализ разработанной программы продвижения. В ходе контроля над выполнением плана продвижения подвергаются анализу показатели сбыта, доли рынка, соотношения «затраты/объем продаж», прибыльности [4].

Заключение

Подводя итог, скажем, что управление продвижением продукции на рынке АПК является сложным и длительным процес-

сом, состоящим из деятельности по планированию, подготовке, реализации, последующему контролю и анализу мероприятий, направленных на обеспечение роста продаж в заданном периоде, осуществляемые посредством применения любых маркетинговых инструментов, и оказывающим влияние на эффективность и успешность функционирования предприятия. При этом во многом успех продвижения определяется эффективным планированием. Этап планирования является самым трудоемким, от которого зависят эффективность расходования средств на продвижение, показатели объемов продаж, прибыльность и увеличение доли рынка. В случае принятия неправильного управленческого решения на первом этапе все последующие действия только усугубят положение продвигаемой продукции или услуг.

Библиографический список

1. Котлер Ф. Основы маркетинга / под ред. О.Г. Радынова, Ю.И. Куколева. — М.: Ростинтэр, 1996. — 698 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. — 2-е изд. / под ред. С.Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 466 с.

3. Коротков А.В. Управление маркетингом. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 463 с.

4. Хибинг Р., Купер С. Настольная книга директора по маркетингу. — М.: Эксмо, 2009. — 832 с.

+ + +

УДК 631.151.61

Е.В. Гусева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ

Ключевые слова: птицефабрика, производство, переработка продукции, корма, интеграция, агрохолдинг, мясное птицеводство, эффективность, финансовый результат.

Введение

Для достижения конкурентоспособности птицеводческих предприятий необходима их интеграция, позволяющая перейти на инновационный путь развития агропромышленного комплекса. Рассматривается функционирование птицеводческого предприятия в интегрированной агропромышленной структу-

ре. Цель — выявить основные направления повышения эффективности производства продукции птицеводства в интегрированных формированиях.

Объект и методы исследований

В качестве объекта исследования автор выделяет ООО «Межениновская птицефабрика» Томской области. В ходе исследования были использованы монографический, расчетно-конструктивный, нормативный методы. Исследования проводились на материалах Томской области.

Результаты исследований

Современная ситуация в экономике России вот уже несколько лет характеризуется динамичной трансформацией структуры собственности хозяйствующих субъектов в поиске наиболее эффективных организационно-экономических форм сотрудничества. Интеграция (лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Очевидно, что отрасль птицеводства, как и весь АПК, функционирует в постоянно изменяющихся экономических условиях, которые требуют поиска новых организационных форм, способствующих эффективной деятельности птицеводческих предприятий. Нам представляется, что одним из вариантов развития птицеводства Томской области является создание интегрированных агропромышленных структур. Мировой и отечественный опыт доказал жизненность и эффективность интеграции в данной отрасли [1].

Преимущества интегрированного производства в отрасли птицеводства состоят в том, что оно позволяет:

- формировать замкнутую, законченную схему производства продукции: комбикорма — яйца и мясо птицы — переработка — хранение — оптовая и фирменная реализация;

- оздоровить финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий;

- направить финансовые ресурсы на строительство и реконструкцию птицеводческих ферм, внедрение современных инновационных технологий;

- преодолеть монополизм комбикормовых заводов;

- наращивать объёмы и расширять ассортимент выпускаемой продукции;

- организовывать собственную торговую сеть;

- привлечь отечественных и иностранных инвесторов за счет надежного положения на рынке;

- создать условия для обеспечения занятости сельских работников и улучшения их материального положения.

Как подтверждает практика, интегрированные формирования, которые образуются в системе «сырье — комбикорма — по-

требитель», обычно состоят из птицефабрик, одного или нескольких сельскохозяйственных организаций, располагающих земельными ресурсами, и комбикормового завода [2].

Примером такого формирования является крупнейший в Западной Сибири холдинг, объединяющий несколько птицефабрик, в числе которых ООО «Межениновская птицефабрика» Томской области. В 1999 г. группа новосибирских предпринимателей приобрела и восстановила из пепла предприятие, не работавшее уже четыре года. Так, было основано ООО «Межениновская птицефабрика», которое осуществляет свою деятельность в настоящее время. Работа в холдинге дает возможность всем птицефабрикам объединить усилия в модернизации производства, наладить бесперебойное снабжение кормами, координировать общую ценовую политику. Что касается конкретно ООО «Межениновская птицефабрика», то это предприятие по производству, переработке, упаковке, хранению и реализации мяса бройлеров. Мощность птицефабрики составляет 12 млн цыплят-бройлеров французской породы «Ysa F 15».

ООО «Межениновская птицефабрика» по производственной мощности входит в число крупных российских сельскохозяйственных предприятий. Продукция под этим логотипом — мясо птицы, продукты переработки мяса — реализуется на продовольственном рынке не только в Томской области, но и в другие регионы страны. Развитая торговая сеть «фирменных» магазинов решила проблему сбыта птицеводческой продукции.

В августе 2008 г. предприятие, выкупив в Шегарском районе одно из убыточных хозяйств, создало ООО «Агрофирма Межениновская». Данное предприятие стало функционировать как обособленное подразделение ООО «Межениновская птицефабрика» по выращиванию зерновых, производству мяса КРС, что позволило полностью удовлетворить потребности птицефабрики в комбикормах и устранить зависимость от монополистов по производству данного вида корма.

Несмотря на экономический кризис, финансовое состояние предприятия за период с 2007 по 2009 гг. было стабильным. Анализ производственно-финансовой деятельности птицефабрики показал, что основная деятельность, ради осуществления которой было создано предприятие, за анализируемый период была рентабельной. Чистая выручка предприятия за анализируемый период увеличилась в 3,9 раза, а себестоимость реализованной продукции — в 4 раза (табл. 1). Как следствие, эффективность основной деятельности повысилась несмотря на опе-

режающий темп увеличения себестоимости реализованной продукции по отношению к темпу роста выручки.

От осуществления всех видов деятельности в конце анализируемого периода предприятие получило прибыль больше, чем в начале периода, на 338774 тыс. руб. (или в 3,7 раза). Наличие в исследуемом периоде чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств.

ООО «Межениновская птицефабрика» является лидером в производстве мяса цып-лят-бройлеров — 29 тыс. т. в 2009 г., что на

4,2 раза больше, чем в 2005 г., на долю которого приходится 60% от общего объема производства мяса птицы в хозяйствах всех категорий Томской области (табл. 2).

В 2010 г. удельный вес предприятия по мясу птицы на рынке области составил 62,9%. Основными конкурентами в производстве мяса птицы являются «Птицефабрика «Томская» и торгово-посреднические предприятия, поставляющие в область продукцию из других регионов [3].

Конкурентными преимуществами предприятия являются:

- наличие производственных мощностей для увеличения объемов производства продукции;

- современные технологии выращивания птицы;

- собственное производство кормов;

- наличие глубокой переработки птицы;

- ассортимент производимой продукции насчитывает более 200 наименований (целая тушка цыпленка-бройлера, натуральные полуфабрикаты, субпродукты, мясо в маринаде, копчено-колбасные изделия и деликатесы из мяса цыплят-бройлеров);

- фирменная торговля по всей области.

Вполне целесообразным представляется стремление любого хозяйствующего субъекта к увеличению доходов и прибыли от реализации продукции, для чего в первую очередь необходимо расширенное воспроизводство [4].

Надо отметить, что для создания дополнительных производств необходимы значительные капитальные вложения. В данном интегрированном формировании учредитель-инвестор вкладывает необходимые средства в строительство и реконструкцию ферм и комбикормового производства, приобретение новой техники, освоение и внедрение современных инновационных технологий, то есть создает условия для того, чтобы производство продукции птицеводства было рентабельным.

Для более устойчивого развития ООО «Межениновская птицефабрика», повышения конкурентоспособности на рынке птице-продуктов мы предлагаем:

- углубить переработку сырья, производство полуфабрикатов высокой степени готовности, готовых к употреблению блюд и развитие сектора «быстрой еды» (продуктов с длительными сроками хранения и т.д.);

- особое внимание уделять генетике, которая существенно влияет на продуктивность птицы, для этого надо вырастить достаточное поголовье породистых кур, что может быть достигнуто путем развития собственной базы селекционно-генетических центров;

- вести строгий учет и контроль качества готовых комбикормов;

- подготовить высококвалифицированных специалистов птицеводства и переработки его продукции.

Таблица 1

Финансовые результаты от реализации продукции ООО «Межениновская птицефабрика»

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 373 250 498 970 802 027 1 175 900 1 315 785 1 457 700

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 246 207 329 124 549 733 823 459 913 778 991 914

Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. 127 042 169 846 252 294 352 441 402 007 465 786

Уровень рентабельности, % 51,7 51,6 45,9 42,8 44,0 47,1

Таблица 2

Производственные показатели ООО «Межениновская птицефабрика»

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Производство мяса птицы (в живой массе), т 6889 9488 14518 23518 25498 29154

Сохранность бройлеров, % 97,5 98,0 98,1 97,9 96,7 96,3

Конверсия корма, кг 1,71 1,68 1,66 1,69 1,68 1,68

Срок откорма, дн. 39,7 38,9 38,6 39,4 39,9 40,3

Средний вес сдачи 1 гол., г 2 166 2 178 2 179 2 182 2 211 2 293

Среднесуточный прирост, г 54,6 56,0 56,4 55,5 55,4 56,9

Как показывает практика, сельскохозяйственные предприятия, которые своевременно организовали глубокую переработку мяса птицы, оказались более жизнеспособными и обеспечили расширенное воспроизводство. Расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет ввода в эксплуатацию колбасного цеха, выпускающего колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты, позволило предприятию освоить максимально возможную нишу на рынке птицепродуктов.

Выводы

1. Функционирование ООО «Межениновская птицефабрика» зависит от совместной деятельности холдинга, так как сырье для производства, а именно яйцо, берется на родительских фермах других птицефабрик объединения (их две — одна в Новосибирской области, другая — в Алтайском крае).

2. Присоединение предприятия, специализирующегося на производстве зерновых, позволило полностью удовлетворить потребности птицефабрики в комбикормах и устранить зависимость от монополистов по производству данного вида корма.

3. Интегрированное формирование включает в себя замкнутую схему производства продукции, обеспечивающую полный технологический цикл выращивания бройлеров и дальнейшую их переработку, а

также предприятие-производителя зерновых культур, оптовую и фирменную торговлю произведенной и переработанной продукции птицеводства.

4. В 2010 г. по отношению к 2005 г. объем производства продукции увеличился в

4,2 раза (на 22265 т) (табл. 2).

5. В декабре 2010 г. ООО «Межениновская птицефабрика» успешно сертифицировала систему менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

Библиографический список

1. Борисова Л. Агрохолдинги в Белго-

родской области // Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 1. —

С. 54-57.

2. Гордеева Л.Г. Эффективность производства продукции птицеводства в интегрированных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — № 2. — С. 46-48.

3. Гусева Е.В., Сучков А.И. Инвестиции как основной фактор реализации научнотехнического прогресса в бройлерном птицеводстве // Достижения науки и техники АПК. — 2012. — № 4. — С. 12-14.

4. Четвериков А.В. Эффективность про-

изводства продукции птицеводства в новых формированиях // АПК: экономика и

управление. — 2009. — № 6. — С. 32-35.

+ + +

УДК 338.436.33 Е.В. Пивоварова,

Д.Г. Галкин УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Ключевые слова: инновационное развитие региона, биофармацевтический кластер, организационно-экономический механизм, развитие производственного потенциала территории, индикаторы развития.

Введение

Переход фармацевтической индустрии на инновационную модель развития, повышение её конкурентоспособности как на российском, так и на зарубежном рынке являются в настоящее время важнейшей страте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.