УДК 343.9
Наталья Евгеньевна ХАБИБОВА,
ведущий научный сотрудник группы научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России, кандидат философских наук
кhabibova@mail. ги
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
THE EFFECTIVENESS OF DRUG PREVENTION: ESSENCE, PROBLEMS OF ASSESSMENT
Статья посвящена рассмотрению профилактической составляющей действующей системы мониторинга наркоситуации, показателей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, социологического инструментария.
The article considers the prevention component of the current system of monitoring the drug situation, indicators of health saving activities of educational institutions, sociological tools.
Ключевые слова: профилактика, эффективность профилактики, мониторинг наркоситуации, индикаторы эффективности.
Keywords: prevention, effectiveness of prevention, monitoring the drug situation, effectiveness indicators.
Профилактика как один из основных методов социального контроля представляет собой целостную систему научно обоснованных и предпринимаемых социально-психолого-педагогических мер по предупреждению девиантного (отклоняющегося) поведения личности.
Актуальность исследования системы профилактики обусловлена различными
причинами, выделим лишь некоторые из них.
Во-первых, уровень и масштабы проблем наркомании (рост уровня и «проблема неуправляемого роста»1 наркомании населения страны, «массовое и в геометрической прогрессии возрастающее распространение наркомании в России»2, прогнозы дальнейшего ее роста, подростково-
1 Русакова М.М. Молодежный наркотизм в условиях крупного города: социологический анализ : автореф. дис.... канд. социол. наук / М.М. Русакова. СПб., 2002.
2 Силласте Г.Г. Наркомания - угроза национальной безопасности // Обозреватель-Observer : ежемесячный информационно-аналитический журнал. 2002. № 9-10. С. 152-153.
молодежный характер наркомании и омоложение возраста употребления наркотиков (ювенизация) (сдвиг показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы1, «начальные пробы наркотиков снизились до возраста 9-11 лет; лица, употребляющие их, преимущественно (две трети) - от 14 до 30 лет»)2, усиление процесса феминизации наркомании3, а что касается немедицинского потребления транквилизаторов и седативных средств, то данный показатель выше у женщин, и «согласно имеющейся информации, такие препараты все чаще используются в сочетании с обычно принимаемыми запрещенными веществами в рамках такого явления, как «полинаркомания» в целях либо усиления, либо уравновешивания эффекта таких веществ»)4, прослеживается тенденция увеличения числа семей «группы риска»5, «семейная наркомания» и др.
Во-вторых, признанием на высшем государственном уровне того, что широкая распространенность наркомании в стране связана не только с так называемой «наркоугрозой», но и с фактическими возможностями государства в управлении сферой профилактики наркомании,6 определением одной из основных стратегических задач
государства создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики.7
В-третьих, негативными оценками состояния системы профилактики наркомании (от констатации неэффективности8 до отсутствия системы профилактики в целом9) и выделением разнородных причин данного состояния системы на современном этапе.
Выделяются следующие характеристики состояния профилактики:
- система предупреждения и преодоления девиантности подростков и молодежи в общеобразовательных учреждениях не отвечает задачам сегодняшнего дня и как следствие - утратила способность противостоять негативным социальным явлениям10;
- проводимые в образовательных учреждениях профилактические мероприятия характеризуются отсутствием системного подхода, тенденцией решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий и одноразовых компаний, что сопровождается противоречивостью информации и приводит к противоположному эффекту11;
1 Тростанецкая Г.Н. Деятельность системы Минобразования России в проведении антинаркотической работы в образовательной среде // Наркология. 2002. №8. С. 21.
2 Готчина Л.В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2011.
3 Силласте Г.Г. Гендерная социология и российская реальность. М.: Альфа, 2012.
4 Всемирный доклад о наркотиках за 2012 г. Управление ООН по наркотикам и преступности. URL: http://graph.document.kremlin.ru.
5 Дубинин С.Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. Н.Новгород, 2010.
6 Медведев провел заседание Совбеза по борьбе с наркоманией в стране, сделав акцент на ужесточение ответственности и профилактику // Кто есть Кто в медицине. 2009. №5 (42). http://www.ktovmedicine.ru/ news/2009/5/medvedev-provyol-zasedanie-sovbeza-po-borbe-s-narkomaniey-v-strane-sdelav-akcent-na-uzhestochenie-otvetstvennosti-i-profilaktiku.html.
7 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690. URL: http://graph.document.kremlin.ru.
8 Анисимова С.Г. Профилактика девиаций: интегративная модель или разрозненные фрагменты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 4 ч. 2011. №5 (11). Ч.1. С.12-16. URL: www.gramota.netmaterials/3/2011/5-1/2.html.
9 Готчина Л.В. Указ. соч.
10 Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А.Б. Фоминой. М.: Норма, 2003.
11 Боцман В.М. Система педагогической профилактики наркотической зависимости у допризывной молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.
- функциональный потенциал института школьного образования в настоящее время недостаточно эффективно используется для социальной профилактики девиантно-го поведения российских подростков1;
- фактически школы являются сегодня одним из самых слабых звеньев в антинаркотической работе среди детей и подрост-ков2.
Несмотря на очевидную актуальность проблем, связанных с наркоманией (многочисленные теоретические и экспериментальные исследования), и безусловный научный интерес к проблемам профилактики наркомании, следует констатировать, что целостного, методологически и теоретически выверенного подхода к профилактике наркомании не сложилось.
В уже обозначенное проблемное поле можно включить еще несколько взаимосвязанных проблем, свидетельствующих о необходимости дальнейшей разработки теоретико-методологической базы профилактики наркомании.
Это, на наш взгляд, выявление действенных «мишеней» и форм профилактики, эффективности профилактической деятельности в целом.
Остановимся на последней проблеме.
Определение эффективности профилактической деятельности проблематично и сопряжено со многими трудностями, к которым можно отнести следующие:
- результативность профилактики проявляется с определенным временным лагом, что делает невозможной оценку эффективности после непосредственного ее завершения;
- профилактическая деятельность не имеет жесткой привязки к количественным показателям;
- результаты профилактики носят качественный характер (изменения в восприя-
тии окружающего мира, в поведении, адаптация к изменениям в среде и т.д.);
- сложность самой процедуры определения и (или) разработки расчета показателя (индикатора) эффективности.
Рассмотрим состояние выделяемой проблемы на примере образовательных учреждений в рамках профилактической составляющей действующей системы мониторинга наркоситуации, заявленных индикаторов оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, конкретного социологического инструментария.
По определению Д. Невирко, сущность мониторинга наркоситуации заключается в определении «состояния наркоситуации в стране или регионе с учетом латентных характеристик, выявлении тенденций ее развития для выработки конкретных мер по оздоровлению обстановки; выявлении причин и условий, влияющих на развитие наркоситуации в регионе, и определении мер воздействия на них; установлении обратной связи с объектами наблюдения для оценки эффективности принимаемых мер»3.
В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах в процессе мониторинга профилактический аспект представлен лишь обобщением следующих сведений (т.е. количественное измерение):
- об общеобразовательных учреждениях;
- об учреждениях дополнительного образования;
- о центрах оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
- о профилактических антинаркотических мероприятиях;
1 Чмырева Т.Ф. Институциональная детерминация процессов социальной профилактики девиантного поведения российских подростков : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2011.
2 Силласте Г.Г. Наркомания - угроза национальной безопасности. С. 152-153.
3 Невирко Д.Д. Методология и методика мониторинговых исследований наркоситуации в студенческой среде и профилактика наркопотребления. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. С.36.
- об учреждениях начального профессионального образования;
- об организации занятости и отдыха детей и молодежи;
- об образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
- о высших учебных заведениях.1
И в связи с этим возникает вопрос о дальнейшем использовании полученных статистических данных, поскольку по логике выделяемые данные должны служить основой расчетов коэффициентов (индексов) эффективности профилактической деятельности.
Согласно Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилак-тики.2
При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям Концепции, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ), минимальный уровень и объем профилактических мер.
При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ:
- наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ;
- наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска;
- изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.
Напомним, что оценка эффективности производится как внутренне, так и внешне.
Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде.
Для внешней оценки, а это обязательный компонент общей оценки здоровьесбе-регающей деятельности образовательного учреждения, привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.
Думается, что при таком подходе возможна лишь фиксация наличия или отсутствия профилактической работы в образовательном учреждении, а никак не оценка эффективности.
Стандартный вопросник базовой (типовой) единой анкеты для всех субъектов Российской Федерации (утвержденной Государственным антинаркотическим комитетом 21 декабря 2011 г.) представлен следующими направлениями исследования:
- корреляция проблемы наркоситуации с уровнем социального благополучия (личного и регионального);
- субъективная оценка респондентами отношения к наркомании и уровня проблемы в собственном населенном пункте;
- отношение населения к ужесточению наказания за распространение и употребление наркотиков;
- информированность населения о телефоне доверия наркоконтроля и степень доверия к нему;
- определение лиц, когда-либо употреблявших (пробовавших) наркотики;
- выявление факторов, приведших к употреблению наркотических средств (воз-
1 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18 декабря 2012 г. № 18. URL: htth://www.fskn.gov.ru (дата обращения: 7.03. 2012).
2 Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ 5 сентября 2011 г.). URL: htth://www.fskn.gov.ru (дата обращения: 7.03. 2012).
раст, социальная среда, тип наркотика, место потребления и т.д.);
- выявление эффективных и малоэффективных коммуникационных каналов и мероприятий антинаркотической пропаганды.
Как видим, профилактическая составляющая в них выражена, однако, на наш взгляд, не представляется достаточной для того, чтобы сделать выводы об ее эффективности (возможна оценка эффективности коммуникационных каналов).
Указывая на чрезвычайную актуальность организации и проведения систематических мониторинговых исследований наркотизации подростков и молодежи, еще в 2005 г. Ю. Комлев ключевыми социальными индикаторами регионального мониторинга девиантности (на примере наркотизации подростково-молодежной среды) выделил следующие:
- уровень, активность и структура наркопотребления;
- уровень табакокурения;
- уровень и структура алкоголизации;
- доступность наркотиков;
- мотивы первой пробы наркотика;
- отношение к различным вариантам наркопотребления и наркопотребителям;
- установки на отказ наркопотребления;
- уровень информированности о проблеме наркотиков и антинаркотической работе в регионе;
- отношение к мерам антинаркотической профилактики и работе институтов социального контроля,
- оценка участия молодежи в антинаркотических программах и их социальной эффективности.1
Т. Евдокимова, подчеркивая тот факт, что существующие количественные критерии эффективности работы по преодолению и профилактике девиантного поведения в подростковой среде не позволяют в полном объеме осуществить ее оценку, предлагает дополнительные критерии, такие как:
- удельный вес в структуре населения подростков, ведущих здоровый образ жизни и имеющих нормативное поведение, и их соотношение с подростками-девиантами;
- социально терпимый уровень подростковой девиации;
- мера неприятия различными возрастными группами, и прежде всего подростками, любых форм социальной девиации в своей среде;
- мера активной готовности всех категорий населения противостоять проявлениям девиантного поведения.2
Какие же индикаторы для определения эффективности профилактики можно выделить? На наш взгляд, это должен быть многоуровневый индикатор (исходя из мно-гоаспектности и многоуровневости феномена наркомании), представленный:
- общественным сопротивлением наркомании (на уровне общества);
- оценками результатов антинаркотической практики социальных институтов со стороны общественности (на уровне институтов профилактики);
- содержательными характеристиками ценностных ориентаций как социально-психологической характеристики личности, влияющих на употребление наркотических средств и психотропных веществ (на уровне личности).
1 Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. С. 7.
2 Евдокимова Т.Г. Современные тенденции и особенности девиантного поведения подростков : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2009.
Библиографический список
I.Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690. -URL: http://graph.document.kremlin.ru.
2.Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде : утв. Министерством образования и науки РФ 5 сентября 2011 г.). - URL: htth://www.fskn. gov.ru.
3.Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18 декабря 2012 г. №18. -URL: htth://www.fskn. gov. ru.
4.Анисимова, С.Г. Профилактика девиаций: интегративная модель или разрозненные фрагменты / С.Г. Анисимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 4 ч. - 2011.
- №5 (11). - Ч.1. - URL: www.gramota.netmaterials/3/2011/5-1/2.html.
5.Боцман, В.М. Система педагогической профилактики наркотической зависимости у допризывной молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.М. Боцман. - Майкоп, 2007.
6.Всемирный доклад о наркотиках за 2012 г. Управление ООН по наркотикам и преступности. - URL: http://graph.document.kremlin.ru.
7.Готчина, Л.В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Л.В. Готчина. - СПб., 2011.
8.Дубинин, С.Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук / С.Н. Дубинин. - Н.Новгород, 2010.
9.Евдокимова, Т.Г. Современные тенденции и особенности девиантного поведения подростков : автореф. дис.. канд. соц. наук / Т.Г. Евдокимова. - Уфа, 2009.
10. Комлев, Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды / Ю.Ю. Комлев. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2005.
II. Медведев провел заседание Совбеза по борьбе с наркоманией в стране, сделав акцент на ужесточение ответственности и профилактику // Кто есть Кто в медицине.
- 2009. - №5 (42). - URL: http://www.ktovmedicine.ru/news/2009/5/medvedev-provyol-zasedanie-sovbeza-po-borbe-s-narkomaniey-v-strane-sdelav-akcent-na-uzhestochenie-otvetstvennosti-i-profilaktiku.html.
12. Невирко, Д.Д. Методология и методика мониторинговых исследований наркоситуации в студенческой среде и профилактика наркопотребления / Д.Д. Невирко. -Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011.
13 . Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Норма, 2003.
14. Русакова, М.М. Молодежный наркотизм в условиях крупного города: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук / М.М. Русакова. - СПб., 2002.
15. Силласте, Г.Г. Гендерная социология и российская реальность / Г.Г. Силлас-те. - М.: Альфа, 2012.
16. Силласте, Г.Г. Наркомания - угроза национальной безопасности / Г.Г. Силласте // Обозреватель-Observer : ежемесячный информационно-аналитический журнал. -2002. - № 9-10.
17 . Тростанецкая, Г.Н. Деятельность системы Минобразования России в проведении антинаркотической работы в образовательной среде / Г.Н. Тростанецкая // Наркология. - 2002. - №8.
18 . Чмырева, Т.Ф. Институциональная детерминация процессов социальной профилактики девиантного поведения российских подростков : автореф. дис. ... канд. соци-ол. наук. / Т.Ф. Чмырева. - Ставрополь, 2011.