Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АНИМАЦИЯ / ХИМИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / VIRTUAL LABORATORY / EXPERIMENT / ANIMATION / CHEMISTRY / INTERACTIVITY / MULTIMEDIA / STUDENTS / PROCESS / LEARNING / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одилхужазода Нигора Бахтиёрхужа Кизи, Жураев Хусниддин Махаммадалиевич

Виртуальные лаборатории являются эффективным инструментом для вовлечения студентов в активную образовательную среду. В данной статье рассматривается эффективность применения цифровых образовательных ресурсов в обучении химии. Авторы статьи описывают виртуальную лабораторию, включающую эксперименты, которые визуализируются с использованием сочетания трехмерных анимаций. Авторы статьи считают, что применение виртуальной лаборатории в обучении повышает понимание химических процессов и помогает студентам освоить навыки проведения химических экспериментов. Кроме этого актуальность внедрения виртуальных лабораторий в учебную практику обусловлена, во-первых, информационными вызовами времени, а во-вторых, нормативными требованиями к организации обучения на уровнях среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING CHEMISTRY

Virtual laboratories are an effective tool for engaging students in an active educational environment. This article discusses the effectiveness of digital educational resources in teaching chemistry. The authors of the article describe a virtual laboratory including experiments that are visualized using a combination of three-dimensional animations. The authors of the article believe that the use of the virtual laboratory in teaching improves the understanding of chemical processes and helps students learn the skills of conducting chemical experiments. In addition, the relevance of the introduction of virtual laboratories in educational practice is due, firstly, to information challenges of time, and secondly, to regulatory requirements for the organization of training at the levels of basic and higher education.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ Одилхужазода Н.Б.1, Жураев Х.М.2 Email: Odilkhujazoda17156@scientifictext.ru

1Одилхужазода Нигора Бахтиёрхужа кизи - старший преподаватель;

2Жураев Хусниддин Махаммадалиевич - преподаватель, кафедра химии, факультет естественных наук, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: виртуальные лаборатории являются эффективным инструментом для вовлечения студентов в активную образовательную среду. В данной статье рассматривается эффективность применения цифровых образовательных ресурсов в обучении химии. Авторы статьи описывают виртуальную лабораторию, включающую эксперименты, которые визуализируются с использованием сочетания трехмерных анимаций. Авторы статьи считают, что применение виртуальной лаборатории в обучении повышает понимание химических процессов и помогает студентам освоить навыки проведения химических экспериментов. Кроме этого актуальность внедрения виртуальных лабораторий в учебную практику обусловлена, во-первых, информационными вызовами времени, а во-вторых, нормативными требованиями к организации обучения на уровнях среднего и высшего образования. Ключевые слова: виртуальная лаборатория, эксперимент, анимация, химия, интерактивность, мультимедиа, студенты, процесс, обучение, технология.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING CHEMISTRY Odilkhujazoda N.B.1, Jurayev H.M.2

1Odilkhujazoda Nigora Bakhtiyorkhuja qizi - Senior Teacher; 2Jurayev Husniddin Mahammadaliyevich - Teacher, CHEMISTRY DEPARTMENT, NATURAL SCIENCES FACULTY, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: virtual laboratories are an effective tool for engaging students in an active educational environment. This article discusses the effectiveness of digital educational resources in teaching chemistry. The authors of the article describe a virtual laboratory including experiments that are visualized using a combination of three-dimensional animations. The authors of the article believe that the use of the virtual laboratory in teaching improves the understanding of chemical processes and helps students learn the skills of conducting chemical experiments. In addition, the relevance of the introduction of virtual laboratories in educational practice is due, firstly, to information challenges of time, and secondly, to regulatory requirements for the organization of training at the levels of basic and higher education.

Keywords: virtual laboratory, experiment, animation, chemistry, interactivity, multimedia, students, process, learning, technology.

УДК 372.854

Одной из основных задач на современном этапе является повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, интеграция науки и образования, обеспечение более высокого уровня преподавания. Для решения этой задачи недостаточно преподавания по традиционной форме, не учитывающей

индивидуальных способностей каждого студента. Обновление образовательных программ требует разработки моделей образовательного процесса нового типа, создания новых учебников, учебных пособий, программ обучения и разработки новых методик обучения [1].

В современном мире стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии. С каждым днем в нашу жизнь все больше и больше внедряются различные новые разработки в области технологий. Конечно, современные разработки в области информационно-коммуникационных технологий стремительно вошли в систему образования. В последнее время началась быстрая модернизация образования и его совершенствование.

Использование виртуальных лабораторий - это современное перспективное направление в образовании, привлекающее к себе повышенное внимание. Актуальность внедрения виртуальных лабораторий в учебную практику обусловлена, во-первых, информационными вызовами времени, а во-вторых, нормативными требованиями к организации обучения на уровнях основного и высшего образования.

Виртуальные лаборатории - это компьютерные программы, позволяющие проводить химические эксперименты без использования реальных реагентов и не причиняя вреда здоровью других людей [2]. Эта разработка является одной из лучших, так как значительно облегчает процесс обучения испытуемого. Теперь преподаватель может легко продемонстрировать студентам химические эксперименты, а также позволить им проводить их самостоятельно, изучая при этом физические характеристики тех или иных веществ.

Виртуальная лаборатория может быть определена как среда, в которой эксперименты проводятся или контролируются частично или полностью с помощью компьютерных операций, моделирования и/или анимации, как локально, также как и через Интернет [1]. Это среда с помощью компьютера или другого устройства предназначена для обучения, тренировки и выполнения экспериментальных действий без физического контакта.

Виртуальная лаборатория развивается как экономически эффективный и устойчивый способ проведения качественных практических лабораторных экспериментов по сравнению с реальными лабораториями. Виртуальная лаборатория дает студентам возможность практиковать эксперименты, особенно те, которые не могут быть воспроизведены из-за проблем с ресурсами, временем и безопасностью.

Виртуальные опыты могут применяться для ознакомления студентов с техникой выполнения экспериментов, химической посудой и оборудованием перед непосредственной работой в лаборатории. Это позволяет студентам лучше подготовиться к проведению этих или подобных опытов в реальной химической лаборатории. Необходимо отметить, что виртуальные химические эксперименты безопасны даже для неподготовленных студентов. Виртуальная лаборатория исключает возможный риск, который может возникнуть в реальном эксперименте. Некоторые эксперименты (радиоактивные, высоковольтные, концентрированные кислые вещества и т.д.) имеют высокий коэффициент риска, что делает невозможным их преподавание и демонстрацию в процессе обучения. Проведение виртуальных экспериментов могло бы помочь студентам освоить навыки записи наблюдений, составления отчетов и интерпретации данных в лабораторном журнале.

Виртуальная лаборатория предназначена для того, чтобы пользователи могли виртуально проводить химические эксперименты через Интернет. Экспериментальное лабораторное пространство, материалы и рабочее оборудование находятся в одном пространстве, в то время как пользователь управляет экспериментами из другого.

В реальной лаборатории студенты сталкиваются с рядом проблем, которые включают: ограниченное оборудование/реагенты, неадекватная техническая поддержка, временные ограничения, личная безопасность и т.д. В отличие от реальной лаборатории виртуальная лаборатория предлагает ряд преимуществ,

которые могут значительно повысить педагогический успех: (1) адаптация к темпам работы каждого студента; (2) эксперимент может быть выполнен дома, если в аудитории времени было недостаточно; (3) эксперимент можно повторить для уточнения сомнительных измерений, полученных в лаборатории; (4) повышается безопасность и надежность, поскольку нет риска катастрофических неудач.

В заключение можно сделать вывод, что внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебную программу улучшает учебный процесс и результаты обучения студентов.

Список литературы /References

1. Дорофеев М.В. Информатизация школьного курса химии//Химия. Издательский дом «Первое сентября», 2002. № 37. С. 2-4.

2. Морозов М.Н., Танаков А.И., Быстрое Д.А. Педагогические агенты в образовательном мультимедиа для школьников: виртуальное путешествие по курсу естествознания//Proceedings of International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT). Казань. 9-12 сент. 2002. Казань: КГТУ, 2002. С.69-73.

3. Мамажонов Ш.А., Одилхужазода Н.Б. Формирование профессиональной компетенции преподавателя химии // Вестник науки и образования, 2019. № 19-2 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentsii-prepodavatelya-himii/ (дата обращения: 16.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.