иностранными коллегами, студентами. (английском) на уровне. для реализации опытно-конструкторских разработок на родном и иностранном языках (английском).
Креативность Уметь: - мыслить нестандартно, находить решения к задачам различной сложности, генерировать идеи в образовательном процессе. Уметь: - составлять заявки на получение грантов; - писать научные статьи по актуальным научным вопросам; - готовить эффективные презентации и доклады для конференций; - организовывать НИРС. Уметь: - ставить и решать творческие задачи. Владеть: - методами повышения инновационности.
Таким образом, система развития академической мобильности преподавателя университета представляет собой достаточно сложную систему: она нацелена на развитие личностных качеств: адаптивности, креативности, коммуникативности, стремление к самореализации в различных направлениях профессиональной деятельности: образовательном, научном и предпринимательском.
Выводы. Постоянно развивающийся динамичный мир выдвигает все новые требования к специалистам. Преподаватели университетов, играющие важную роль в подготовке специалистов, должны систематически актуализировать знания, чтобы подготовка носила опережающий характер. Для решения поставленной задачи на основе системного подхода была разработана система развития академической мобильности преподавателей трех направлениях профессиональной деятельности: образовательной, научной и предпринимательской. Спроектированная система предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития преподавателей, что делает развитие целенаправленным и систематическим. Двигаясь по разработанной траектории, преподаватели повышают уровень эффективности самореализации во всех направлениях профессиональной деятельности.
Литература:
1. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
2. Диалектика познания сложных систем / под ред. В.С. Тюхтина. - М., Мысль. - 1988. - 316 с.
3. Евстафьева, Л.И. Особенности функционального подхода (методологические аспекты) / Л.И. Евстафьева // Философские науки. - 1977. - № 5. - С. 151-154
4. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. - 135 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» в редакции от 01.07.2021. - URL: https://base.garant.ru/71380666/ (дата обращения: 12.03.2023)
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 года №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». - URL: https://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения: 12.03.2023)
7. Проект повышения конкурентоспособности ведущих университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров 5-100. - URL: https://www.5top100.ru/about/more-about/ (дата обращения: 12.03.2023)
8. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты систем. отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 461 с.
9. Словарь иностранных слов (серия БЭС) / Буртомеев В.П. - Изд-во: Престиж Книга, Рипол Классик. - 2006. - 544 с.
10. Удачина, Л.В. Структура и функция как выражение сущности / Л.В. Удачина // Взаимосвязь категорий: Сб. ст. -Свердловск: Уральский гос. ун-т им. Горького. - 1970. - С. 41-47
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года. - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 12.03.2023)
12. Философский словарь: основан Г. Шмидтом. 22-е издание, перераб. - М.: Республика, 2003. - 575 с.
13. Чернышева, Т.Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета / Т.Л. Чернышева // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 21. - С. 3097-3112
14. Якубов, М.Р. Модель компетенций преподавателя в вузе предпринимательского типа / М.Р. Якубов // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3. - C. 39-44
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат филологических наук Сибиряков Андрей Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет» (г. Ульяновск)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается суггестопедический метод в практике преподавания иностранного языка в современных условиях вуза, который базируется на личностно-ориентированном подходе к обучающимся. Его прикладное применение способствует развитию их коммуникативных навыков, личностных и творческих граней личности студентов, а также ведёт к стремительному расширению у них объёма лексических единиц и освоению общих грамматических правил. Нами проанализированы возможности использования суггестопедического подхода к обучению иностранному языку с ракурса интенсификации учебного процесса в высшей системе образования. Следует учесть, что бессознательная психическая активность студентов протекает в неразрывной сцепке с сознательной. В рамках проводимого исследования выделены ключевые признаки и характеристики суггестопедии. Раскрыта специфика суггестопедической методики обучения иностранному языку, которая предусматривает внедрение альтернативного метода, проработку и фиксацию изучаемого материала в естественных речевых ситуациях. Автором выявлены преимущества и недостатки включения суггестопедического метода в образовательный процесс обучения иностранному языку. Кроме того, мы
убедились в значимости творческого потенциала преподавателя, совершенно уверенного в себе профессионала, замотивированного и заинтересованного в достижении поставленных учебных задач, умеющего построить прочные доверительные отношения с обучающимися. Нами сделано предположение, что суггестопедический метод должен использоваться совместно с традиционными, желательно с учётом того, чтобы у обучающихся имелось стремление и базовые знания иностранного языка. Мы пришли к заключению: об эффективности применения суггестопедического подхода свидетельствуют сокращение у студентов сроков обучения иностранному языку и увеличение объёма лексико-грамматического словаря.
Ключевые слова: суггестопедический метод, иностранный язык, интенсивные методы обучения, педагогическая практика.
Annotation. This article deals with the suggestopedic method in the practice of teaching a foreign language in modern conditions of a system of higher educational institutions, which is based on a student-centered approach to undergraduates. Its application contributes to the development of their communication skills, personal and creative facets of the personality of students, and leads to a rapid expansion of their lexical units and the development of general grammatical rules. We have analyzed the possibilities of using the suggestopedic approach to teaching a foreign language from the perspective of intensifying the educational process in the higher education system. it should be taken into account that the unconscious mental activity of students proceeds in an inextricable link with the conscious one. As part of the study, the key features and characteristics of suggestopedia have been identified. The specificity of the suggestopedic system of teaching a foreign language is revealed, which provides for the introduction of an alternative method, the development and fixation of the studied material in natural speech situations. The author revealed the advantages and disadvantages of including the suggestopedic method in the educational process of teaching a foreign language. In addition, we were convinced of the importance of the creative potential of an educator, a completely self-confident professional, motivated and interested in achieving the set educational goals, able to build strong believing relationships with students. We assumed that the suggestopedic method should be used in conjunction with the traditional ones, preferrably taking into account that the students have the desire and basic knowledge of a foreign language. We concluded that the effectiveness of the use of the suggestopedic approach is evidenced by the reduction in the time for students to learn a foreign language and the increase in the volume of the lexico-grammatical dictionary.
Key words: suggestopedic method, foreign language, intensive teaching methods, pedagogical practice.
Введение. В настоящее время процесс модернизации российской системы высшего образования напрямую связан с развитием педагогических технологий и методик, их всецелым внедрением в образовательный процесс, что влечёт к разработке новых и совершенствованию как традиционных, так и нетрадиционных, но эффективных, научно обоснованных методов. Традиционные методики и технологии обучения в чистом виде просто перестают работать, поэтому в условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса нами предлагается в данном исследовании рассмотреть альтернативу в виде суггестопедического подхода, учитывающего передовые достижения в области психологии, психиатрии, нейрофизиологии, дидактики, педагогики и лингвистики.
Таким образом, актуальность нашей работы назрела в связи с необходимостью ускоренного обучения иностранному языку студентов вуза с помощью передовой суггестопедической методики, связанной с мобилизацией резервов человеческой психики.
Целью проводимого исследования служит изучение возможностей суггестопедического метода обучения иностранному языку с точки зрения интенсификации образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Заявленная в работе цель предусматривает решение следующих задач:
1) изучить рациональность интенсификации обучения иностранному языку;
2) обосновать эффективность прикладного применения суггестопедического метода обучения иностранному языку; указать его преимущества и недостатки.
Объектом работы выступает практика преподавания иностранного языка в современном вузе, в то время как предметом - потенциал применения суггестопедического метода обучения иностранному языку в условиях интенсификации образовательного процесса.
Научная новизна работы выражается в попытке изучения теоретического и прикладного аспектов суггестопедического подхода к обучению иностранному языку как взаимодополняющему традиционные педагогические методики и технологии.
В ходе исследования применялись следующие методы: описательный, аналитический, сравнительно-сопоставительный; анализ трудов по психологии, дидактике, педагогике и лингвистике.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании эффективности обучения иностранному языку в вузе с помощью суггестопедического метода.
Практическая ценность состоит в том, что его результаты могут способствовать оптимизации языковой подготовки студентов в современном вузе и разработке краткосрочных языковых курсов, построенных в соответствии с принципами суггестопедического метода.
Изложение основного материала статьи. Эффективность использования суггестопедического метода обучения иностранному языку в условиях интенсификации образовательного процесса демонстрируется в нашей работе как ускоренное овладение иностранным языком в кратчайшие сроки и запоминание больших пластов лексики и грамматических конструкций. Очевидные преимущества данного подхода ведут к несомненной оптимизации учебно-воспитательного обучения особенно устной иноязычной речи и указывают на возможность её применения в комплексе с традиционными методами [5, С. 107].
Поиски полноценных решений вопросов о рациональности интенсификации обучения иностранному языку и обосновании его эффективности побуждают к разработке комплекса педагогических традиционных методов с альтернативными, например, суггестопедическим. Наш выбор пал именно на этот нетрадиционный метод в связи с тем, что цель проводимого исследования коррелирует с его высокой продуктивностью и сутью, состоящей в том, что бессознательная психическая активность обучающихся протекает неразрывно с сознательной [4, С. 73]. Впервые он был представлен широкой публике болгарским учёным, психотерапевтом и педагогом Г.К. Лозановым [9, С. 64].
Таким образом, можно выделить основные признаки и характеристики суггестопедии:
1. Активизация резервов памяти ведёт к расширению её объёма и способствует запоминанию огромного пласта лексических единиц [3, С. 569].
2. Повышение интеллектуальной активности обучающегося в процессе обучения иностранному языку связана с непринуждённой атмосферой взаимного доверия. Личность обучающегося выводится на первый план в учебном процессе. [10, С. 248-251].
3. Позитивные эмоции и ощущения, снимающие напряжение и усталость, достигаются с помощью определённых ролевых игр, комфортных условий и специально подобранной музыки с учётом конкретного ритма, а также
интонации [8, С. 301]. Суггестивный метод вкладывает в понятие интонации оттенки тембра звука и цвета [6, С. 42-43]. При этом подходе происходит отступление от утомляющей поведенческой псевдоактивности, совсем не ускоряющей запоминание и усвоение нового материала [1, С. 190].
Так, суггестопедический метод обучения иностранному языку представляет собой стремительное расширение объёма лексических единиц и освоение грамматических конструкций у обучающихся в сжатые сроки, вместе с тем направлен и на воспитание их как личностей. Подчеркнём, что происходит частая смена речевой среды и обстановки в естественных условиях: студенты то «погружаются» в учебный процесс в аудиториях, то вне их, что стимулирует активизацию обучающихся на семинарском занятии и мобилизует их скрытые психологические возможности [8, С. 303].
Преподаватель подбирает иноязычные монологи, диалоги и полилоги на заданные темы с переводом на русский язык. Затем он зачитывает их обучающимся под аккомпанемент произведений классической музыки. Педагог оговаривает при этом, что студентам необходимо слушать музыку, а не фокусировать своё внимание на содержание текстов на иностранном языке. Вследствие постоянного пребывания в иноязычной атмосфере происходит формирование коммуникативных навыков, что мотивирует обучающихся говорить на иностранном языке.
В результате погружения студенты рефлекторно запоминают лексику и грамматическое оформление тех или иных речевых ситуаций общения. При этом они не сосредотачиваются на поступающей информации в процессе обучения иностранном языке, не обдумывают её. Другими словами, на подобных семинарских занятиях учебный материал запоминается ими бессознательно, без каких-либо особых усилий и активного участия [3, С. 570]. Таким образом, традиционные методы направлены на сознательное обучение иностранному языку, а суггестопедический метод, в свою очередь, дополняет и взаимообогащает их, раскрывая неосознанные возможности обучающихся на уровне инстинктов. Более того, доказано, что ролевые игры в сочетании с суперпамятью (гипермнезией), с параллельным включением правого полушария мозга и фоновым сопровождением (музыки и поэзии), позволяют добиваться феноменальных результатов [2, С. 71-75].
Суггестопедический подход в отличие от традиционного обучения имеет следующие преимущества:
1) сокращённые сроки обучения;
2) различающиеся цели обучения - овладение умениями естественного общения на иностранном языке и понимания речи;
3) расширение объёма лексических единиц и ускоренное освоение грамматического строя языка у обучающихся;
4) создание комфортного психологического микроклимата на аудиторных занятиях, способствующего снятию языкового барьера и мотивации обучающихся к общению на иностранном языке;
5) эффективная реализация творческого потенциала педагога, замотивированного и заинтересованного в решении поставленных учебных задач профессионала, способного установить доверительные отношения со студентами.
Ещё раз акцентируем внимание на том, что для реализации суггестопедического метода обучения иностранному языку необходимо создать доверительные отношения в группе и между педагогом и группой, что способствует повышению мотивации и обеспечивает раскрытие скрытых возможностей студентов. Несомненна ведущая творческая роль преподавателя, который должен быть уверенным в себе и уметь заинтересовать, что повышает его авторитет и помогает расположить к себе обучающихся.
Суггестопедический метод обладает и некоторыми недостатками:
1. Преподаватель должен проходить соответствующую специальную подготовку, включающую в себя разработку разных сценариев «погружения» в языковую среду с чётко прописанными целями и задачами. Другими словами, эффективность данного метода зависит от уровня профессионального обучения педагога, который далеко не всегда даёт согласие на альтернативные методы преподавания [5, С. 109].
2. Для того, чтобы достигнуть психологического комфорта и преодолеть языковой барьер, обучающимся разрешено допускать любое количество речевых ошибок. При этом преподаватель не должен корректировать их, поскольку важна не точность употребления лексических единиц и грамматических правил в определённых ситуациях, а успешность овладения речью на иностранном языке. Конечно, речевые ошибки в процессе естественного иноязычного общения препятствуют пониманию коммуникантов [7, С. 60].
Выводы. Сущность вышеизложенного сводится к следующему: особенности суггестопедического метода обучения иностранному языку выражаются в личностно-ориентированном подходе к обучающимся, направленном на раскрытие их личностного, творческого, воспитательного и иноязычного потенциала, а также на развитие коммуникативных навыков. Применение суггестопедии позволяет достичь высоких результатов как по объёмам, так и по срокам обучения, что подтверждает её эффективность к обучению иностранному языку.
Тем не менее, на наш взгляд, суггестопедический как альтернативный метод должен использоваться в совокупности с традиционными подходами и только по отношению к обучающимся, обладающих какими-то базовыми знаниями иностранного языка и, самое важное, желанием к его овладению.
Перспективы дальнейшего прикладного применения суггестопедического метода усматриваются в повышении эффективности лингвистической подготовки студентов и разработке ускоренных языковых курсов, способствующих профессиональному иноязычному общению выпускников вуза.
Литература:
1. Аксенова, Л.О. Методики интенсивного обучения иностранным языкам / Л.О. Аксенова // Молодой учёный. - 2022. -№ 2 (397). - С. 189-192
2. Валеев, А.А. Актуализация суггестопедического подхода в обучении иностранному языку / А.А. Валеев, Н.М. Музафарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых учёных и студентов, посвящённый 25-летию Российского общества Януша Корчака. - Вып. 19. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. - С. 71-75
3. Кайлы, М.Л. Суггестопедический метод как интенсивный метод преподавания иностранных языков / М.Л. Кайлы // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции (03-04 апреля 2018 г.). -Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. - С. 567-570
4. Ковальчук, Е.В. Суггестопедическая система как способ интенсификации обучения русскому языку иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки: диссертация ... д-ра филолог. наук: 13.00.02. / Ковальчук Елена Викторовна. -Москва, 2006 - 250 с.
5. Овсянникова, М.А. Повышение эффективности учебного процесса в обучении иностранному языку с использованием суггестопедического метода / М.А. Овсянникова // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ: сборник материалов научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого (13-20 мая 2015 г.). - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - С. 107-109
6. Панфилова, Е.А. Суггестопедический метод в преподавании иностранного языка / Е.А. Панфилова // Иностранные языки в сфере профессиональной коммуникации: материалы Международной научной конференции (01 марта 2018 г.). -Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2018. - С. 42-43
7. Сидорова, А.Е. Методологическая интеграция аффективных, когнитивных и психомоторных аспектов процесса обучения английскому языку: метод суггестопедии / А.Е. Сидорова // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 5. -С. 55-60.
8. Сураева, Н.В. Теоретические аспекты суггестопедического подхода в преподавании иностранного языка / Н.В. Сураева, Е.В. Леонова // Иностранные языки в контексте современной культуры: сборник трудов преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Вып. 13. (04-05 июня 2020 г.). - Саратов: Саратовский источник, 2020. - С. 300-305
9. Чемякина, Н.В. Драмогерменевтика как средство интенсификации обучения иностранному языку / Н.В. Чемякина // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 3 (120). - С. 62-71
10. Черных, С.И. Суггестопедия: Г. Лозанов и современность (об одном из методов обучения иностранному языку) / С.И. Черных, А.В. Пастухова // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ (21-22 октября 2020 г.). - Новосибирск, 2020. - С. 248-251
Педагогика
УДК 378:147
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сивцева Александра Сергеевна
Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается проблематика внедрения рационального подхода в образовательный процесс современного вуза, а также его влияние на научно-исследовательскую деятельность студента. Рациональный подход анализируется в двух измерениях: общетеоретическом (методологическом) и учебно-практическом (функциональном). На уровне применения данного подхода в образовательной практике выделяются соответствующие цели, принципы, методы, его использования. Особое внимание в статье уделяется формулированию функций рационального подхода. На их основе составляется алгоритм конкретных образовательных приемов, реализация которых способствует активизации и результативности научно-исследовательской деятельности студентов гуманитарных вузов.
Ключевые слова: рациональный подход, процесс обучения, высшее образование, научно-исследовательская деятельность студента, рационализация образовательного процесса.
Annotation. The article discusses the problems of introducing a rational approach into the educational process of a modern university, as well as its impact on the student's research activities. The rational approach is analyzed in two dimensions: general theoretical (methodological) and educational-practical (functional). At the level of application of this approach in educational practice, the corresponding goals, principles, methods, and its use are highlighted. Special attention is paid in the article to the formulation of the functions of a rational approach. On their basis, an algorithm of specific educational techniques is compiled, the implementation of which contributes to the activation and effectiveness of research activities of students of humanities universities.
Key words: rational approach, learning process, higher education, student's research activity, rationalization of the educational process.
Введение. Современный этап развития глобальной, информационной, технологически-ориентированной цивилизации требует от молодых специалистов целого комплекса компетенций, которые должны быть получены во время обучения в высших учебных заведениях. Особую роль играет формирование наукоцентричного мировоззрения и умение мыслить инновационно на основе научно-рациональной парадигмы. Выпускник гуманитарного вуза должен не только владеть фундаментальными, концептуальными, энциклопедическими знаниями в своей профессиональной области, но и иметь конкретные навыки, умения, компетенции по их реализации с целью влияния на окружающую общественную среду.
В связи с этим в работе современных университетов крайнюю актуальность приобрели поиски образовательно-методологических форм и принципов, которые способны активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов. Одним из направлений таких исследований в последнее десятилетие стал так называемый рациональный подход в высшем образовании. Этот термин прочно вошел в базовую терминологию современной российской педагогики высшего образования. Актуальность исследования заключается в сочетании общетеоретического понимания рассматриваемой категории с формулировкой конкретных принципов, функциональных задач и алгоритмов реализации рационального подхода как средства интенсификации научных исследований студентов гуманитарных вузов.
Изложение основного материала статьи. Исследования российских философов образования и ученых-педагогов свидетельствуют о том, что категория «рациональный подход» в высшем образовании имеет два измерения, концептуально-смысловых уровня. Первый - максимально широкая философско-методологическая трактовка, разъясняющая рациональность как необходимый, имманентный элемент образовательного процесса, который строится на ценностях, принципах и ориентирах наукоцентричного мировоззрения.
Второй уровень - прикладной, то есть, воплощается в непосредственной педагогической практике в разных формах образовательного процесса университета. Именно на этом уровне решаются задачи подготовки специалиста, который сможет в будущем творчески и компетентно подходить к профессиональной самореализации с учетом тех компетенций, которые приобрел в вузе, где активно применялся рациональный подход и стимулировалась исследовательская деятельность обучающихся.
Для начала остановимся на анализе обще-концептуального измерения рационального подхода. Так, российские исследователи А.С. Бянкин и Г.И. Бурдакова утверждают, что «рациональный выбор приоритетов в области научных исследований и разработок в университете является основополагающим фактором, от которого зависит, в том числе, и решение технических, экономических, экологических, образовательных и гуманитарных проблем регионов и городов, в которых располагаются высшие учебные заведения» [2]. Таким образом, феномен рациональности рассматривается как неотъемлемый фундамент функционирования и развития современного высшего образования.