Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный опыт / методы активного обучения / деловые игры / проблемные ситуации / функции работников физической культуры и спорта / professional experience / methods of active learning / business games / problem situations / functions of physical culture and sports workers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самцов Илья Алексеевич

в статье обосновывается эффективность применения проблемных ситуаций в обучения с целью формирования основ опыта профессиональной деятельности у студентов, приводятся классификация деловых игр и примеры проблемных ситуаций, лежащих в основе их организации, содержание которых соответствует сущности профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самцов Илья Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF PROBLEM SITUATIONS IN TRAINING IN ORDER TO FORM THE FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL EXPERIENCE

the article substantiates the effectiveness of the use of problem situations in education in order to form the foundations of professional experience for students, provides a classification of business games and examples of problem situations underlying their organization, the content of which corresponds to the essence of the professional activities of specialists in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Аскарова Р. (2023). Своевременная диагностика кашля при бронхолегочных заболеваниях и туберкулезе легких. Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья, № 1(1), C. 207-213. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/environmental-protection/article/view/19652

4. Ибодуллаева С.С. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Приаральском регионе. Журнал Проблемы современной науки и образования. №8 (186) - 2023 год -Стр. 29-33.

5. Киличева Т.А., Собирова Ш.И. Влияние образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом обучения в медицинской академии // Вестник науки и образования. - 2023г. -№. 5-1 (136). - С. 65-71.

6. Киличева Т.А. ПРИМЕНЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДИАТРИИ // Проблемы педагогики. - 2023г. - №. 1 (62). - С. 82-87.

7. Киличева Т.А. СТРАТЕГИЯ DOTS-УСКОРЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ЛУЧЕВЫМИ И ЛАБОРАТОРНЫМИ МЕТОДАМИ // Вестник науки и образования. -2023. - №. 4 (135). - С. 114-118.

8. Киличева Т.А. САНИТАРНАЯ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПИТКА КУМЫС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИАРАЛЬСКОГО РЕГИОНА. // Вестник науки и образования. - 2023. - №. 2 (133). - С.87-90.

9. Rakhimova G.K. TRAINING TO TRANSLATE NEOLOGISMS WHEN TRAINING ENGLISH-LANGUAGE STUDENTS. Журнал Наука, техника и образование. №3 (91) -стр. 17-22.

10. Rakhimova G.K. TASKS ON INTERCULTURAL COMMUNICATION FOR FOREIGN STUDENTS WITH ENGLISH LANGUAGE OF INSTRUCTION. Журнал Вестник науки и образования. №11 (142) ч. 2. стр. 67-70.

THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF PROBLEM SITUATIONS IN TRAINING IN ORDER TO FORM THE FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL EXPERIENCE Samtsov I.A. (Russian Federation)

Samtsov Ilya Alekseevich - graduate student, teacher,

Department of Physical Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

Abstract: the article substantiates the effectiveness of the use of problem situations in education in order to form the foundations of professional experience for students, provides a classification of business games and examples of problem situations underlying their organization, the content of which corresponds to the essence of the professional activities of specialists in physical culture and sports.

Keywords: professional experience, methods of active learning, business games, problem situations, functions of physical culture and sports workers.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самцов И.А. (Российская Федерация)

Самцов Илья Алексеевич - аспирант, преподаватель, кафедра физического воспитания, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

г. Калуга

Аннотация: в статье обосновывается эффективность применения проблемных ситуаций в обучения с целью формирования основ опыта профессиональной деятельности у студентов, приводятся классификация деловых игр и примеры проблемных ситуаций, лежащих в основе их организации, содержание которых соответствует сущности профессиональной деятельностиспециалистов по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: профессиональный опыт, методы активного обучения, деловые игры, проблемные ситуации, функции работников физической культуры и спорта.

Давно известно, что игровое взаимодействие помогает человеку эффективно приобретать знания и умения. Игра - это особое средство в учебном и воспитательном процессе. Игровые методы доказали эффективность в обучении детей и подростков в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, а также в системе профессионального образования, переподготовке специалистов и повышении их квалификационного уровня.

Общая теория игр разрабатывалась такими учеными: Ф. Шиллером, Г. Спенсером, К. Гроссом, российскими специалистами: Г.В. Плехановым, Л.С. Выготским, П.Ф. Лесгафтом, А.Н. Леонтьевым и др. Разработкой данной теории сначала занимались философы и психологи, они создали базу, на основании которой проводились педагогические исследования. Игровые технологии, как развивающее обучение, пробрели популярность в отечественном образовании с середины 60-х годов прошлого века. На сегодняшний день доказана их достаточная эффективность, потому что способны решить множество педагогических задач в процессе обучения и воспитания, обеспечивают реализацию ведущих принципов современной образовательной парадигмы: проблемность, направленность на личность, деятельностный подход к процессу обучения и др.

Использование деловой игры позволяет активизировать процесс обучения. Игровые технологии имеют такое преимущество: каждый участник данного взаимодействия заинтересован в том, чтобы более глубоко познать изучаемую проблему, создаются предпосылки для формирования и совершенствования профессионального мастерства, развиваются личностные качества (дисциплинированность, ответственность) активизируется творческий потенциал лиц, которые проходят обучение. Также, когда проводится деловая игра, у участников есть возможность на практике использовать профессиональные знания и умения, которые они усвоили, сформировать навыки решения профессиональных проблем, получить опыт профессиональной деятельности. Особенная ценность заключается в том, что ошибки, которые обязательно будут у учащихся, не являются фатальными, подлежат исправлению. Анализируя причины, будущие специалисты осознают уровень собственной подготовленности, понимают, какие профессиональная деятельность имеет «подводные камни».

Социально-экономическая ситуация, которая сложилась на данный момент, не предполагает возможности постепенной адаптации к профессиональной деятельности молодыми специалистами, а также активным пользованием помощью коллег, которые имеют больший опыт. После окончания обучения выпускник вуза должен быть готов к максимально самостоятельной работе, при этом она должна быть максимально эффективной. Достижение этого невозможно, если при обучении в вузе не удалось накопить

определенный опыт профессиональной деятельности. Недостаточно только производственной практики, потому что она имеет временные ограничения, не дает возможности полностью понять, какой будет реальная профессиональная деятельность. Здесь игровые методы максимально полно отвечают современным требованиям, которые выдвигаются к подготовке специалистов. Именно им отводится важная роль в системе развивающего обучения.

Активизация учебного процесса, развивая осознанность и творческую самостоятельность студентов вузов, - один из самых важных компонентов в составе системы мер, направленных на повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Действенное средство - дидактические игры и проблемные ситуации, содержанию и структуре которых педагоги по физкультуре и спорту уделяют первоочередное внимание (3). Когда такие игры применяются в педагогике, психологии, теории и методики физического воспитания, организации и управлении физкультурным движением, это способствует оптимизации процесса подготовки студентов в профессиональном плане.

Игры давно занимают важное место в физкультуре и спорте. Прежде всего, речь идет о народных подвижных играх. Со временем происходила их трансформация в различные виды спорта, как следствие, их первоначальный вариант может стать средством, которое позволит сделать процесс тренировки более интенсивным. Педагогически обработанные народные подвижные игры сегодня - это основа игровой части программы по физическому воспитанию, которая применяется в детских садах, школах, институтах.

Особенно актуально использование игровых методов, когда готовят специалистов в высших учебных заведениях, включая также специалистов по физкультуре и спорту. Как считают Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, С.Д. Неверкович и др., что при подготовке специалистов по физкультуре и спорту особенно важны: а) деловые игры, которые помогают воспитать тренера высокой квалификации: именно его педагогическое мастерство во многом определяет уровень подготовленности спортсмена, его готовность принимать участие в соревнованиях; б) деловые игры, которые актуализируют, раскрепощают способности спортсмена во время тренировочного процесса, а также, когда он готовится к соревнованиям.

По мнению С.В. Лемаева, В.М. Мулина, С.Д. Неверковича и др., деловые игры позволяют не только передавать социальный опыт, но и формируют опыт профессиональный (3,4). Как отмечается, в системе подготовки специалистов по физкультуре и спорту деловые игры - это способ, помогающий усвоить и закрепить знания, умения навыки, освоить инновации и новшества в профессиональной области, средство, которое развивает элементы творческой профессиональной деятельности. Когда деловые игры внедряются в процесс подготовки специалистов по физкультуре и спорту, как и в процесс профессиональной подготовки любых специалистов, это позволяет решить следующие задачи:

— лучше понимаются и закрепляются профессиональные знания, умения и навыки;

— повышается мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности;

— накапливается опыт профессиональной деятельности.

Именно деловые и ролевые игры занимают особое место, когда готовятся специалисты в высшей школе, особенно, когда изучаются специальные (профессиональные) дисциплины. Содержание игрового взаимодействия показывает, какой будет будущая профессиональная деятельность, формирует качества, которые важны для конкретной профессии, а также свойства специалиста, дает возможность выработать определенные профессиональные навыки, более глубоко осознать суть профессии. Любой деловой игрой предполагается проведение последующего анализа самого процесса и результатов, которые были получены. Поэтому, когда выявляются и обсуждаются ошибки, это позволяет снизить риск того, что они повторятся в реальной профессиональной деятельности. Этим достигается более эффективная адаптации молодых специалистов в профессиональном плане.

Деловая игра - это модель определенной проблемной ситуации, которая характерна для реальной профессиональной деятельности, а также ее разрешение. Ситуации-проблемы, которые составляют основу деловой игры, В.В. Давыдов классифицировал на основании признака противоречия знаний и незнания. Работа «Игровые методы подготовки кадров» С.Д. Неверковича содержит некоторые виды проблемных ситуаций:

1) возникает в виде реакции на противоречие теоретической возможности решить задачу и тем, что на практике она неосуществима или нецелесообразно применение известного способа, чтобы ее решить;

2) возникает, когда осознается противоречие знаний, навыков, умений, которые имеются, с требованиями задачи, которую требуется решить;

3) вызвана новыми условиями, где нужно применить знания, которые имеются;

4) возникла из-за противоречия различных имеющихся способов, путей решения, а также необходимостью выбора одного решения (4).

Несомненное преимущество заключается в том, что по своей природе игры - это творческий процесс. Учитывая то, что они имеют связь с внутренним воображением, когда меняются роли и позиции, на совершенно определенном профессиональном содержании и тематике достигается полипрофессионализм, один человек может исполнять предметные действия других специалистов. Другими словами, одна деловая игра дает возможность формировать опыт различных видов деятельности по физкультуре и спорту. При этом содержание игрового взаимодействия, характер задач, которые решаются, сможет определить приоритетный вид опыта, который формируется.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 46.00.01 - физическая культура и спорт, у специалиста по физкультуре и спорту должен быть требуемый уровень подготовки в сфере физкультуры и спорта в качестве педагога и тренера. Также он должен быть готов к управленческой деятельности, способен решать рекреационные и реабилитационные задачи, используя средства физической культуры и спорта. Таким образом, когда будущие специалисты по физкультуре и спорту обучаются в высшем учебном заведении, требуется накопление профессионального опыта во всех видах деятельности, которые были указаны выше. Для более эффективного решения данной задачи и требуется применять игровые методы в процессе обучения.

Когда строятся деловые игры, основой должны быть содержание и структуры деятельности, модель которой создается. Деловые игры, которые существуют, имитируют определенную реальную коллективную деятельность людей. Когда она осуществляется, участники обучаются, осваивают профессиональную деятельность, накапливают опыт ее реализации. Принимая во внимание тот факт, что работники сферы физкультуры и спорта выполняют множество разных функций, деловые игры, которые применяются в процессе обучения, можно изначально классифицировать по характеру профессиональной деятельности, которая в них моделируется. Так, когда проводится подготовка учителей физкультуры и тренеров, требуется применение деловых игр, позволяющих формировать педагогический опыт, включая опыт тренерской деятельности. Когда готовятся спортивные менеджеры, организаторы спортивно- массовой работы, целесообразно применение деловых игр, способствующих формированию управленческой и рекреационной деятельности и т. д.

Организация и проведение деловых игр осуществляется при изучении конкретных дисциплин. Нами было выделено учебные предметы, на базе которых возможно формирование опыта соответствующей профессиональной деятельности.

Деловые игры, построенные в виде разрешения ситуаций-проблем определенного типа, способствуют не только формированию профессионального опыта, но и развивают опыт творческой профессиональной деятельности. Обусловлено это тем, что, в зависимости от того, какие способы умственных действий преимущественно используются при разрешении проблемной ситуации, выделяют следующие группы деловых игр, соотнесенные нами с группами проблемных ситуаций, которые содержит классификация В.В. Давыдова (могут быть такие формы деловых игр: научно-практическая конференция, тренировка, урок

17

физической культуры, спортивное мероприятие и др.). Мы считаем, что особую эффективность имеет деловая игра, построение сюжета которой заключается в разработке и принятии управленческого решения. Описанная в экономической литературе технология, в соответствии с которой принимается управленческое решение, представляет собой достаточно стандартную процедуру, благодаря чему не требуется разработка новых деловых игр, чтобы формировать каждый тип опыта. Необходимо только модифицировать разово разработанную деловую игру, чтобы она получила соответствующее содержание. Это имеет особое значение, потому что, одной из основных причин недостаточного применения в педагогической практике игровых технологии подготовки кадров, как уже говорилось, является сложность и длительность процессов, в ходе которых они разрабатываются, организовываются и проводятся. Также нужно отметить, что этапы принятия управленческого решения соответствуют по основным шагам процессу творческого мыслительного действия. Применяя данные показатели, можно дать комплексную количественную и качественную оценку уровня развития профессионального опыта у студентов высших учебных заведений. Нужно также подчеркнуть, что главный критерий успешности образовательного процесса - это именно эффективность профессиональной деятельности студентов. Также нужно сделать акцент на том, что не для всех профессиональных функций специалистов по физической культуре и спорту предусмотрена производственная практика по учебному плану. Кроме этого, до того, как начнется любая практическая деятельность, у учащихся должны быть сформированы основы профессионального опыта. Исходя из этого, мы считаем целесообразным использование перечисленных критериев в образовательном процессе на этапе, когда студенты приобретают начальный профессиональный опыт.

Если говорить в общем, использование в образовательном процессе физкультурно-спортивного вуза деловых игр, построенных на основе, которую мы предлагаем, обеспечит более качественную подготовку студентов к прохождению производственной практики, позволит восполнить пробелы в содержании их контекстной практической деятельности. Как следствие, подготовка специалистов по физической культуре и спорту будет более эффективной.

Список литературы /References

1. Кожин В.И. Менеджмент в физической культуре и спорте: учеб. пособие / В.И. Кожин // Ростов на Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.

2. Теория и методика спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / МЛ. Золотов [и др.]. - М.: Академия, 2001.

3. Повышения квалификации педагогических кадров по физической культуре / В.М. Мулин, СБ. Лемаев, Н.Н Сурина // Проблемы физического воспитания учащейся молодежи: сборник статей. - Карачаевск, 1991.

4. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров / С Д. Неверкович. - М.: Высш. шк., 1995.

5. Теплое ЭЛ. К проблеме рабочей модели менеджера и содержания образовательной программы по направлению 521500 (бакалавр менеджмента, с нашей ориентацией на сферу спорта) / ВИФ «Балт-Норд», 2001.

6. Трайнев В А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В.А. Трайнев. - М.: Издательский дом «Дашков», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.