Научная статья на тему 'Эффективность применения присадок на основе частиц твердых материалов при приработке деталей двигателей внутреннего сгорания'

Эффективность применения присадок на основе частиц твердых материалов при приработке деталей двигателей внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
204
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — А.Ф. Мельников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения присадок на основе частиц твердых материалов при приработке деталей двигателей внутреннего сгорания»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №4(3), 2011

УДК 621.7(045)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИСАДОК НА ОСНОВЕ ЧАСТИЦ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРИРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

© 2011 А.Ф. Мельников

Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ Поступила в редакцию 10.11.2011

В сельскохозяйственном производстве Российской Федерации используется более 5,5 млн. двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Показатели надежности техники в условиях эксплуатации показывают, что от 30 до 50 % отказов приходятся на ДВС. Долговечность двигателей в основном определяется износом поршневых колец и гильз цилиндров, шатунных и коренных шеек коленчатых валов, вкладышей, кулачков распределительных валов, толкателей и других деталей.

Эффективным мероприятием, позволяющим повысить ресурс ДВС после проведения ремонта, является модифицирование базовой смазочной среды различными присадками. Ввод присадок позволяет улучшить степень приработки трущихся деталей и в дальнейшем увеличить срок службы деталей двигателей.

В последние годы значительное внимание уделяется созданию и использо-ванию различных антифрикционных присадок, содержащих наночастицы. Практический интерес представляют присадки на основе наночастиц сверхтвердых материалов (наноалмазов) и различных металлов (Fe, Ni, Cu, Ag, Zn, Cd, Sn, Pb и др.), которые обеспечивают антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства в парах трения [1,2].

Сегодня на рынке известны различные прирабо-точные препараты на основе наноалмазов. Входящие в состав присадок наноалмазы (диаметром 4—6 нм) и кластерный углерод, структурируют масляную пленку, увеличивают ее динамическую прочность, действуют на кристаллическую решетку поверхности металла, упрочняя ее, формируют новые поверхности трения, уменьшая граничное трение и износ (особенно при больших нагрузках и дефиците смазочного материала). Наиболее известной и отработанной на практике является алмазосодержащая присадка "Деста" (ТУ 07508902-188-2003), выпускаемая ОАО «Федеральный научнопроизводственный центр «Алтай». Считается, что наличие большого количества сверхмалых частиц графита и алмаза изменяет свойства смазочной пленки и характер взаимодействия поверхностей трения, способствует ускоренной приработке трущихся поверхностей. При этом увеличивается вязкость жидкости, прочность смазочной пленки и, как следствие, несущая способность трибосопряжения.

Из известных присадок на основе металлических наночастиц в последние годы применяются так на-

зываемые «магнитные жидкости», которые используются в качестве смазочного материала в узлах трения.

На практике используются различные магнитные жидкости, в которых ферромагнитные частицы имеют малый размер (порядка 5—100 нм) и при наложении неоднородного магнитного поля образуют пространственную структуру. Наиболее известная для смазочных масел присадка, содержащая частицы магнетита (Fe3O4) с окружающими их молекулами олеиновой кислоты (С18Н34О2). Молекулы олеиновой кислоты адсорбируются на поверхности магнетита в результате процесса хемосорбции. Магнетит, входящий в мицеллу, характеризуется низким сопротивлением сдвигу и является пластической смазкой, уменьшающей коэффициент трения и интенсивность изнашивания поверхностей в местах их соприкосновения. Молекулы олеиновой кислоты, входящие в состав мицелл, предотвращают их слипание и обеспечивают возможность их нахождения во взвешенном состоянии в жидкости.

Магнитные жидкости на основе углеводородов нашли применение в качестве герметизаторов для вращающихся валов, как демпфирующее устройство, как хорошие антифрикционные присадки и т.п. Определенный интерес представляет применение таких жидкостей в качестве приработочных.

Автором разработан метод получения антифрикционной присадки на основе нанокобальта, получаемого химическим способом из солей кобальта путем восстановления в водных растворах и последующего перевода золей металла в органические среды с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ) на основе нечетвертичных азотистых оснований. При этом получаются устойчивые коллоидные системы. Частицы кобальта покрыты слоем ПАВ, представляют собой мицеллы и обладают значительной агрегативной устойчивостью в течение длительного времени при различных механических и температурных воздействиях. При этом кобальт обладает магнитными свойствами, поэтому полученную антифрикционную присадку можно отнести к магнитным жидкостям. Первые упоминания о возможности применения кобальта для легирования товарных масел при упрочнении плунжерных пар топливного насоса высокого давления после восста-давления описаны в литературе [3].

Целью рассматриваемой работы являлось проведение сравнительного анализа трибологических

1116

Механика и машиностроение

свойств антифрикционной присадки с наиболее известными присадкам в условиях граничного трения.

Испытания присадок проводили на стандартной машине трения МИ-1М по схеме трения вал - колодка (рис.1). При этом во всех экспериментах давление задавалось равным p = 9 МПа, что соответствовало нормальной силе N =900 Н, а линейная окружная скорость вала (скорость скольжения) задавалась v = 1,5 м/с. Материалы пары трения: вал -чугун СЧ-24, колодка - чугун СЧ-24. Исходная шероховатость образцов Ra=1,0—0,7 мкм.

Рис. 1. Схема испытаний на машине трения МИ-1М 1 - оправка колодки; 2 - колодка; 3 - вал;

4 -испытываемое масло.

Для сравнительной оценки трибологических свойств разработанной присадки были приготовлены модельные композиции на основе масла М-8В (ГОСТ 10541-78) при различном содержании нанокобальта. В качестве базового масла М-8В было выбрано из соображения наименьшего содержания различных присадок, способных влиять на условия трения, а также масло М-8В — является основой для получения обкаточных масел. При испытаниях на машине трения МИ-1М в непрерывном режиме снимались показания момента трения и температуры в зоне контакта.

Связь между моментом трения Мтр и коэффициентом трения можно выразить следующей зависимостью:

Мтр = 0,5 ■ f ■ N- d,

где f — коэффициент трения;

N — нормальная сила в паре трения, Н;

d — диаметр вала, м.

Из представленной зависимости видно, что изменение момента трения однозначно определяет изменение коэффициента трения между исследуемыми поверхностями.

Проведены экспериментальные исследования с целью определения оптимального содержания нанокобальта в масле М-8В. Наилучшие результаты получены на масле М-8В, содержащем 1 %

нанокобальта, что соответствовало уменьшению

коэффициента трения в конце испытаний на 38 % по сравнению с маслом без присадки (рис.2).

Рис. 2. Изменение момента трения (Мтр) в зоне контакта от времени испытаний (т) при различном содержании нанокобальта в масле М8В: нагрузка N = 900 H, скорость скольжения v = 1,5 м/с.

Температура поверхностей трения является одним из важных факторов, влияющих на условия трения. Проведены экспериментальные

исследования изменения температуры в паре трения от времени испытаний для композиций, содержащих различное количество нанокобальта (рис.3).

Рис. 3. Изменение температуры (T) в зоне контакта от времени испытаний (т) при различном содержании нанокобальта в масле М8В: нагрузка N = 900 H, скорость скольжения v = 1,5 м/с.

При этом необходимо отметить, что в конце экспериментов наибольшее снижение температуры в паре трения получено для композиции, содержащей 1 % нанокобальта, температура снизилось до 80 0С, что на 250С ниже, чем на чистом масле М-8В.

Таким образом, наилучшие значения по снижению коэффициента трения и температуры были получены для композиции с концентрацией кобальта равной 1%, которая сравнивалась с известными присадками на основе магнетита и «Деста» (рис.4,5).

1117

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №4(3), 2011

Рис. 4. Изменение момента трения (М^) в зоне контакта от времени испытаний (т) для различных присадок в масле М8В: нагрузка N = 900 H, скорость скольжения v = 1,5 м/с.

Рис. 5. Изменение температуры (T) в зоне контакта от времени испытаний (т) для различных присадок в масле М8В: нагрузка N = 900 H, скорость скольжения v = 1,5 м/с.

Проведенные исследования показали значительно лучшие трибологические показатели разработанной присадки на основе нанокобальта по сравнению с наномагнетитом и «Дестой». Конечная шероховатость образцов после испытания на базовом масле, на композициях содержащих нанокобальт, наномагнетит и «Десту» уменьшилась и составила Ra = 0,4—0,2 мкм.

Для объяснения эффекта снижения коэффициента трения предполагалось, что ультрадисперсный кобальт внедряется в поверхность трения, упрочняет ее, т.е. происходит процесс металлоплакирования в зоне контакта. Однако анализы состава поверхности трения-колодки после испытания с применением присадки нанокобальта на рентгеновском дифрактометре ARLX’TRA в научно-исследовательской

лаборатории колле-ктивного пользования Новосибирского государственного технического университета не показали наличия кобальта в исследуемой поверхности.

Поэтому возможным объяснением полученного положительного эффекта снижения трения и температуры в процессе испытаний можно предположить механизм, подобный при использовании антифрикционных присадок на основе наноалмазов, описанный выше. Кроме этого каждая мицелла кобальта обладает более сильными магнитными свойствами в очень широком диапазоне температур (температура Кюри равна 1121 0С) в отличие от магнетита (температура Кюри равна 580 0С). Что позволяет предположить постоянное нахождение мицелл кобальта на наиболее выступающих участках трущихся поверхностей, чему способствую электромагнитные явления, возникающие в процессе трения. Все это в целом приводит к значительному уменьшению граничного трения и характеризуется уменьшение коэффициента трения.

Для получения более полной информации о возможностях антифрикционной присадки на основе нанокобальта для использования при приработке деталей ДВС, необходимо провести натурные испытания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сакович Г.В., Комаров В.Ф., Петров Е.А. Синтез, свойства,

применение и производство наноразмерных синтетических алмазов. Часть 2. Применение и производство /Сверхтвердые материалы. - 2002. - № 4. - С.8-23.

2. Мышкин Н.К., Петроковец М.И. Трение, смазка, износ.

Физические основы и технические приложения трибологии. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 368 с.

3. Приходько Е.Е. Повышение удельных показателей дизельных двигателей модифицированием рабочих поверхностей элементов топливной аппаратуры триботехническими методами: дис. на соискание степени кандидата технических наук.- Барнаул, 1997. — 107 с.

4. Болотов А.Н., Новиков В.В., Новикова О.О. Магнитные

масла технического назначения: Физико-химические аспекты изучения кластеров, наноструктур и нано- материалов: межвуз. сб. науч. тр. / под общей редакцией В.М. Самсонова, Н.Ю. Сдобнякова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - Вып. 1. - С.5-9.

5. Подгорков В. В. Разработка способов и техники примене-

ния технологических сред и магнитных жидкостей при трении и резании металлов: дис. на соискание степени доктора технических наук. - Иваново, 2002. - 432 с.

EFFICIENCY THE USE OF ADDITIVES ON THE BASIS OF PARTICLES SOLID MATERIALS DURING AGING PARTS OF INTERNAL-COMBUSTION ENGINES

© 2011 A.F. Melnikov

Biysk Technological Institute (branch) Altai State Technical University

1118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.