Научная статья на тему 'Эффективность применения логистики для внутренней и внешней интеграции предприятия'

Эффективность применения логистики для внутренней и внешней интеграции предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлова Наталья Михайловна, Семахин Евгений Александрович, Немова Ольга Алексеевна

Статья посвящена анализу перспектив развития логистики на зарубежных и отечественных предприятиях, как фактора координации функции производства, снабжения и сбыта; тенденциям применения логистических инноваций; проблемам, которые препятствуют внедрению логистических концепций в производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хохлова Наталья Михайловна, Семахин Евгений Александрович, Немова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF LOGISTICS FOR INTERNAL AND EXTERNAL INTEGRATION OF THE ENTERPRISE

The article deals with the analyses of the logistics development prospects in foreign and domestic companies, as a factor of the manufacture, supply and marketing coordination functions; the trends in the usage of the logistics innovations; the problems which prevent the implementation of logistics concepts to the manufacture.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения логистики для внутренней и внешней интеграции предприятия»

УДК 658.7 (075.8)

Н.М. ХОХЛОВА1, Е.А. СЕМАХИН2, О.А. НЕМОВА2

'Белоруский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь

2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена анализу перспектив развития логистики на зарубежных и отечественных предприятиях, как фактора координации функции производства, снабжения и сбыта; тенденциям применения логистических инноваций; проблемам, которые препятствуют внедрению логистических концепций в производство. Ключевые слова: логистика, эффективность, предприятие, интеграция

N.M. HOHLOVA1, E.A. SEMAHIN2, O.A.NEMOVA2

1Belorusky national technical university, Republic of Belarus

2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

EFFICIENCY OF APPLICATION OF LOGISTICS FOR INTERNAL AND EXTERNAL INTEGRATION OF THE ENTERPRISE

The article deals with the analyses of the logistics development prospects in foreign and domestic companies, as a factor of the manufacture, supply and marketing coordination functions; the trends in the usage of the logistics innovations; the problems which prevent the implementation of logistics concepts to the manufacture. Keywords: logistics, efficiency, enterprise, integration

В настоящее время в практике хозяйствования различных субъектов используются самые различные методы управления. Каждое предприятие в рамках своей деятельности, занимаясь производством или реализацией продукции, оказанием услуг и т.п., удовлетворяет, таким образом, потребности общества. Одним из важнейших вопросов, которые приходится решать руководителям предприятий, является необходимость координации деятельности поставщиков, производителей, потребителей, представителей транспортных организаций и др., как единого целого. Перспективным подходом к решению этого вопроса может стать использование концепций логистики, применение которой координирует деятельность предприятия в целом. Их рассмотрение позволит более профессионально оценить значение логистики для эффективной деятельности организации.

Экономические факторы - одна из наиболее значимых групп факторов. В нынешних условиях главным в работе предприятий становится поиск возможностей сокращения производственных затрат, затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на погрузочно-разгрузочные и транспортные операции при перемещении грузов дает преимущество в конкурентной борьбе и возможность занять более выгодные, а порой и лидирующие, позиции в системе рыночных отношений.

Информация - не менее важный фактор, поскольку сегодня, как никогда, особенно актуальными являются высказывания: «Вооружен - значит предупрежден», «Кто владеет информацией, то владеет миром» и т.п. В основе любого процесса управления и контроля лежат прием, обработка и передача соответствующей информации. Именно поэтому важную

роль в логистике играют информационные потоки. С их помощью осуществляется передача информации между логистической системой и внешней средой.

Технический фактор приобретает сегодня все большую актуальность в связи с развитием информационных технологий, компьютеризацией и автоматизацией всех сфер жизнедеятельности. Это повлекло за собой необходимость рационализации и повышения эффективности работы логистических систем.

Внедрение и использование логистических подходов приобрело в настоящее время большую актуальность и является фактором повышения эффективности экономики любой страны. Многие страны, в том числе и Республика Беларусь, проводят активную политику в области внедрения логистики в производственную деятельность. Сегодня весьма активно создаются и развиваются логистические центры, разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся логистические маршруты.

По данным Всемирного банка, наиболее развитыми логистическими системами обладают Сингапур, Нидерланды, Япония, Великобритания, Китай, Швеция, Бельгия, Финляндия, Дания и США. Среди стран СНГ и Балтии по индексу эффективности логистики LPI лидирует Литва (58 место). Вслед за Литвой расположились Эстония (65), Украина (66), Латвия (76). По состоянию на 2007 год в первом рейтинге LPI Белоруссия занимала 74 позицию, опередив Россию (99) и Казахстан (133 место).

Следует отметить весьма стремительный скачок в развитии логистической системы Республики Казахстан. К 2010 году она существенно улучшила свою позицию и переместилась с 133 на 62 место. Российская Федерация за этот же период поднялась на 5 позиций и заняла 94 место. В 2012 году Республика Беларусь заняла 91 место, Казахстан - 86 место, Россия - 95. Ниже (рисунок 1) представлено структурное соотношение логистических систем Белоруссии, России и Казахстана [5], из чего можно сделать вывод, что в Российской Федерации она наиболее развита.

Рисунок 1 - Позиции стран СНГ по развитию логистических систем

Опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в деятельности любого предприятия. Различные логистические концепции в управлении предприятием в течение более двадцати лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации. Наибольшим опытом в данном отношении обладают IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux и многие другие.

На предприятиях западных стран с развитой экономикой все сферы, где применяется логистика, образуют монолитную стратегическую инновационную систему. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции деятельности предприятия [6]. С применением логистических подходов связано получение 20-30 % валового национального

продукта ведущих, промышленно развитых стран. То же самое можно отметить и для стран-СНГ (рисунок 2).

Доля логистических издержек в конечной стоимости продукции

■ Доля логистических

■ Стоимость продукции

■ Доля логистических

издержек в странах ЕС

издержек в РБ

Рисунок 2 - Доля логистических издержек в конечной стоимости продукции

Зарубежный опыт свидетельствует, что сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж. Внедрение логистических концепций в практику управления предприятием позволяет на 30-50% сократить все виды запасов материальных ресурсов, при этом ускоряется оборачиваемость капитала, на 25-45% сокращается время движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя. Существенно снижаются при этом затраты на производство, дистрибуцию и наиболее полно удовлетворяются запросы потребителей на качество товаров и уровень сервиса. Интеграция различных функций товародвижения дает возможность устанавливать оптимальное соотношение интересов различных предприятий и подразделений предприятия. На этой основе наблюдается минимизация совокупных издержек и получается конечный совокупный результат деятельности, существенно превосходящий сумму отдельных эффектов [6].

Сегодня на зарубежных предприятиях все большее внимание уделяется вопросам оптимизации производственных процессов. В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации и другие объединения. Логистика шагнула далеко за пределы границ отдельных государств, при этом активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границу не только товаров, но и информации, капитала, людей. Развитию логистики в последние годы в значительной степени способствовали периодически проводимые международные и всемирные конгрессы. Наибольшей интенсивностью развития логистики за рубежом отличаются последние два десятилетия.

На международной арене логистическая деятельность стала комплексной. Такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибуции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование коммуникационных и информационных систем, требуют сегодня новых навыков управления и, как следствие, внедрения современных логистических подходов.

В Республике Беларусь и Российской Федерации логистика в настоящее время является одной из наиболее востребованных организационно-производственных структур. Для нее сегодня характерны следующие тенденции:

• Во-первых, это развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Конкурентоспособность предприятий, применяющих логистику,

обеспечивается за счет снижения себестоимости товара, повышения качества и надежности поставок (конкретизация сроков поставки, отсутствие брака, возможность доставки грузов партий любого размера и т. п.).

• Во-вторых, это энергетический кризис 70-х гг. 20 века. Повышение стоимости энергоносителей вынудило искать методы повышения экономичности перевозок. Наиболее эффективно решить эту задачу только за счет рационализации работы транспорта стало невозможным. Для этого потребовались согласованные и выверенные действия всех участников процесса транспортировки.

• В-третьих, на развитии логистики не могут не отразиться достижения научно-технического прогресса в сферах производства и обращения. В результате этого были созданы и начали применяться новые средства труда для работы с материальными и информационными потоками, активно стала внедряться автоматизация и компьютеризация управления предприятий в целом и его отдельных процессов в том числе. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, обеспечило мощное развитие информационных систем, в результате чего стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта.

Особенно активным развитием логистики в Республике Беларусь и России отличается начало XXI века. Примером может служить открытие в 2000 году на территории Беларуси распределительного центра компании «KLAAS» (комбайны «Ягуар», трактора, сельскохозяйственная техника), шинного оптово-розничного центра «MISHELIN» и др. В это же время начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, где обсуждались научные и практические проблемы логистики. В ряде городов Беларуси были организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов в сфере логистики. Следует отметить, что большинство экспертов по развитию логистики, в частности Юрий Черноморец, делают акцент на развитие транспортной и складской логистики, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует интеграционном процессам в рамках таможенного союза. Для более эффективного сотрудничества между Россией и Белоруссией необходимо, на наш взгляд, развивать направление производственной логистики, так как большинство технологических процессов в промышленном секторе двух стран схожи.

В настоящее время объем рынка логистических услуг в Беларуси примерно составляет более 1,1 млрд USD в год. Доля логистических услуг в 2013-2014 гг. в ВВП, включая транспорт, транспортно-экспедиторские и вспомогательные услуги, составляла около 12% и, по прогнозу, к концу 2015 г. составит не менее 20% [4]. Всего на территории Беларуси ныне существует 11 логистических центров, которыми перерабатывается свыше 160 тыс. т грузов на сумму около 2,2 трлн Br. Вложения в логистическую инфраструктуру составили в 20132014 гг. более 21 млрд Br, а всего общие инвестиции в ее развитие - 315 млн USD [9].

До конца 2015 г. в Республике Беларусь при государственном участии предусмотрено строительство еще 36 логистических центров различной функциональности и около 16 — благодаря собственным корпоративным программам субъектов хозяйствования. Крупнейшими логистическими центрами в Республике Беларусь являются «Брест-Белтаможсервис», «Минск-Белтаможсервис», «Белмагистральавтотранс», «Двадцать четыре», «БЛТ-Логистик», «Озерцо-Логистик», «БелВингесЛогистик», «ШАТЕ-М Плюс», «Брествнештранс», «Минск-Кристалл», «Королев Стан» и другие.

Понимание, что наряду с материальными, необходимо управлять сопутствующими информационными и финансовыми потоками, привело к активному развитию логистики на предприятиях всего постсоветского пространства.

Следует отметить, что на белорусском рынке сегодня логистические концепции и системы продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные предприятия пока еще в подавляющем большинстве

настороженно относятся к внедрению логистических инноваций, что указывает на необходимость развития отечественной логистики.

Существует еще ряд проблем, препятствующих развитию и применению логистических технологий как в Российской Федерации, так и в Белоруссии. Основными из них являются:

• недостаточно высокий уровень квалификации персонала;

• отсутствие статистического учета показателей развития логистики;

• нехватка инвестиций в развитие инфраструктуры;

• качество логистической инфраструктуры;

• пунктуальность и своевременность поставок;

• отслеживание прохождения груза;

• коммуникации между перевозчиком, поставщиком и предприятием и другие.

В то же время, несмотря на сложную экономическую ситуацию, прогрессивные руководители предприятий зачастую интуитивно чувствуют потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе. Чаще всего их решения основаны на западном зарубежном опыте и стремлении внедрить логистические концепции и системы [10]. Более активное применение логистики на промышленных предприятиях позволит:

• наладить партнерские отношения с поставщиками;

• сократить простои оборудования;

• ориентировать производство на рынок;

• оптимизировать запасы продукции;

• сократить численность вспомогательных рабочих;

• улучшить качество выпускаемой продукции;

• улучшить использование производственных и складских площадей;

• сократить время движения продукции;

• снизить уровень запасов продукции у потребителя;

• обеспечить комплексный учет всех затрат по перевозке грузов;

• повысить уровень транспортного обслуживания. Последнее достигается не только

улучшением работы транспортных подразделений, но и слаженным выполнением

комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам.

В Республике Беларусь на уровне правительства разработана программа развития логистической системы, согласно которой основные усилия предполагается направить на развитие транспортно-логистических, оптово-логистических центров, развитие складской инфраструктуры и подготовку квалифицированных специалистов в области логистики. Это позволит:

• привлечь дополнительные инвестиции;

• увеличить объем транзитных перевозок, в том числе белорусскими автомобилями;

• получать ежегодные доходы от транспортно-логистических и сопутствующих услуг, в том числе услуг терминалов;

• снизить транспортно-логистические издержки и повысить конкурентоспособности выпускаемой продукции;

• увеличить доходы от транспортно-логистической деятельности;

• реализовать транзитный потенциал Республики Беларусь с использованием международных транспортных коридоров;

• улучшить транспортное обеспечение экспорта и импорта товаров;

• повысить конкурентоспособность отечественных перевозчиков и увеличить их доли на мировом рынке транспортных услуг;

• использовать логистические принципы в оптовой торговле;

• оптимизировать схему внутреннего товародвижения;

• более качественно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах;

• совершенствовать инфраструктуру оптовой торговли и повысить ее качество;

• создать новые рабочие места, которые приведут к значительному сокращению малоэффективных рабочих мест в организациях и существующих складах и базах.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что благодаря активному развитию логистики в России и Белоруссии, усилению внимания к уровню качества производимой продукции, структурным изменениям в организациях бизнеса, развитию информационных технологий и т.п., появилась возможность проводить постоянный контроль за материальными и сопутствующими потоками, внедрять логистические концепции в производство и повышать конкурентоспособность предприятия как на внутреннем, так и на мировых рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Б.А. Логистика. Учебное пособие. М: ИНФРА - М, 2010. 352 с.

2. Афанасенко И.Д. Логистика в системе хозяйства России // Материалы междунар. науч.-практ. конф. (четвертый Южно-Российский логистический форум). Ростов н/Д, 2011. С. 149154.

3. Ахматганеева И.Т., Семахин Е.А. Анализ подходов к структурным изменениям на промышленном предприятии // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.rU/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2015)

4. Егорова А.О. Анализ стратегического планирования на предприятиях машиностроения РФ // Вестник Мининского университета. 2014. № 1. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no5 (дата обращения: 13.03.2015)

5. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений. Москва: Книжный мир, 2009. 512 с.

6. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок. Москва: ИНФРА-М, 2009. 428 с.

7. Панов А.И., Кузнецов В.П., Семахин Е.А. Системы производственного менеджмента: тенденции развития: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010. 182 с.

8. Логистика за рубежом [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://abc.vvsu.ru/ Books/ m_asp_log/ page0003.asp. (дата обращения:16.02.2015)

9. Кузнецов В.П., Шушкин М.А., Горчаков А.Н., Гагунов С.А. Инновационные стратегии автомобилестроительных компаний: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. 168 с.

10. Развитие логистики. [Электронный ресурс]. 1998. URL: http:// www.transport.by/ assoc/logistics/stat.htm. (дата обращения:15.01.2015)

11. Перспектвы развития логистики [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://www.auto60rus.com/logistika.php (дата обращения:06.12.2014)

12. Аналитический обзор рынка транспортно-логистических услуг Беларуси [Электронный ресурс]. 2014. URL: http:// ipmconsult.by/topic/621.html. (дата обращения: 01.02.2015).

13. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.mintrans.gov.by/rus/ translogistic_306(дата обращения: 12.10.2014).

14. Экономический словарь [Электронный ресурс]. 2005. URL: http:// http://ekslovar.ru/ (дата обращения: 12.09.2014).

15. Liberatore, M.J., A.C. Stylianou (2003) Expert support systems for new product development decision making. A modeling framework and applications. Management Sci. 41(August), pp. 12961316

16. Nenad P. (2008).Conceptual Modelling of Complex Production Systems. JIOS, Vol 32 No 2, pp.115-122

17. Oswaldo A. N. Borges de Menezesa (2010), Manufacturing Strategies in Action /Brazilian Journal of Operations & Production Management, Volume 7, Number 1, pp. 09-35

18. Pahl, G., W. Beitz (1988). Engineering Design: A Systematic Approach. Springer, New York, 12(8), pp. 126-138 Pahl, G., W. Beitz. 1988. Engineering Design: A Systematic Approach. Springer, New York, 12 (8), pp. 126-138

19. Porter M.E. (2008). The five competitive forces that strategy. Harvard Business Review, 86 (1), 79 - 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Toma Noda & Joseph L. Bower, (1996), Strategy making as Iterated Processes of Resource Allocation. Strategic Management Journal 17, pp. 159-192.

REFERENCES

1. Anikin B.A. Logistika. Uchebnoe posobie [Logistics. Tutorial]. Moscow, INFRA - M Publ., 2010. 352 p. (In Russian)

2. Afanasenko I.D. Logistika v sisteme khozyaystva Rossii [Logistics in the Russian economy]. Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (chetvertyy Yuzhno-Rossiyskiy logisticheskiy forum) [Proc. intern. scientific and practical. conf. (fourth South-Russian Logistics Forum)]. Rostov-on-Don, 2011, pp. 149-154. (In Russian)

3. Ahmatganeeva I.T., Semahin E.A. Analiz podkhodov k strukturnym izmeneniyam na promyshlennompredpriyatii [Analysis of approaches to structural changes on industrial enterprise]. VestnikMininskogo Universiteta, 2014. no. 4.

Available at: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/4 (accessed: 13.03.2015) (In Russian)

4. Egorova A.O. Analiz strategicheskogo planirovaniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya [Analysis of strategic planning at the machine-building enterprises of the Russian Federation]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2014. no. 1.

Available at: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no5 (accessed: 13.03.2015) (In Russian)

5. Kurganov V.M. Logistika. Transport i sklad v tsepi postavok tovarov: uchebno-prakticheskoe posobie: dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Logistics. Transport and storage of goods in the supply chain: teaching practical benefits: for university students]. Moscow, Knizhnyj mir Publ.,

2009. 512 p. (In Russian)

6. Sterligova, A. N. Upravlenie zapasami v tsepyakh postavok [Inventory management in supply chains]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 428 p. (In Russian)

7. Panov A.I., Kuznecov V.P., Semahin E.A. Sistemyproizvodstvennogo menedzhmenta: tendentsii razvitiya [Production Management Systems: Development Trends]. Nizhny Novgorod, VGIPU,

2010. 182 p. (In Russian)

8. Logistika za rubezhom [Logistics abroad]. 2009.

Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/m_asp_log/page0003.asp. (accessed: 16.02.2015) (In Russian)

9. Kuznecov V.P., Shushkin M.A., Gorchakov A.N., Gagunov S.A. Innovatsionnye strategii avtomobilestroitel'nykh kompaniy j [Innovative strategies automakers]. Nizhny Novgorod, VGIPU,

2011. 168 p. (In Russian)

10. Razvitie logistiki [Logistics Development]. 1998.

Available at: http:// www.transport.by/assoc/logistics/stat.htm. (accessed: 15.01.2015) (In Russian)

11. Perspektvy razvitiya logistiki [Prospects logistics development]. 2004.

Available at: http://www.auto60rus.com/logistika.php (accessed: 06.12.2014) (In Russian)

12. Analiticheskiy obzor rynka transportno-logisticheskikh uslug Belarusi [Analytical review of the market of transport and logistics services in Belarus]. 2014.

Available at: http:// ipmconsult.by/topic/621.html. (accessed: 01.02.2015). (In Russian)

13. Programma razvitiya logisticheskoy sistemy Respubliki Belarus' na period do 2015 goda [The development of the logistics system of the Republic of Belarus for the period till 2015]. 2010. Available at: http://www.mintrans.gov.by/rus/translogistic 306 (accessed: 12.10.2014). (In Russian)

14. Ekonomicheskiy slovar' [Economic Dictionary]. 2005.

Available at: http:// http://ekslovar.ru/ (accessed: 12.09.2014). (In Russian)

15. Liberatore M.J., A.C. Stylianou (2003) Expert support systems for new product development decision making. A modeling framework and applications. Management Sci. 41(August), pp. 12961316.

16. Nenad P. (2008).Conceptual Modelling of Complex Production Systems. JIOS, Vol 32 No 2, pp.115-122.

17. Oswaldo A. N. Borges de Menezesa (2010), Manufacturing Strategies in Action /Brazilian Journal of Operations & Production Management, Volume 7, Number 1, pp. 09-35.

18. Pahl G., W. Beitz (1988). Engineering Design: A Systematic Approach. Springer, New York, 12(8), pp. 126-138 Pahl, G., W. Beitz. 1988. Engineering Design: A Systematic Approach. Springer, New York, 12 (8), pp. 126-138.

19. Porter M.E. (2008). The five competitive forces that strategy. Harvard Business Review, 86 (1), 79 - 93.

20. Toma Noda & Joseph L. Bower, (1996), Strategy making as Iterated Processes of Resource Allocation. Strategic Management Journal 17, pp. 159-192.

© Хохлова Н.М., Семахин Е.А., Немова О.А. 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Хохлова Наталья Михайловна - старший преподаватель кафедры маркетинга Белорусского национального технического университета, Минск, Республика Беларусь, e-mail: fmme@bntu.by Семахин Евгений Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: semahinea@mail. га Немова Ольга Алексеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики предприятия Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: nhl @list.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Khokhlova Natalya Mikhaelovna - The Senior Teacher of chair of Marketing of The Belarusian National Technical University, Minsk, Republic Of Belarus, email: fmme@bntu.by

Semakhin Evgeny Aleksandrovich - Phd in Economics, Associate Professor of Economy of the Enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: semahinea@mail.ru

Nemova Olga Alekseevna - Phd In Sociologics, Associate Professor of Economy of the Enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: nhl @list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.