Научная статья на тему 'Эффективность применения компьютерных обучающих систем в вузах'

Эффективность применения компьютерных обучающих систем в вузах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
143
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В ВУЗАХ / ЛОГИКО-ВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров А. В.

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются организаторы обучения с использованием компьютерной техники. Способы их решения приведены на примере новой обучающей системы, ориентированной на вузы. Затронуты вопросы создания компьютерных тренажёров на базе логико-временных моделей релейных схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения компьютерных обучающих систем в вузах»

40

Общетехнические и социальные проблемы

Заключение

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.

1. При создании диагностического теста необходимо уделить главное внимание статистической информации частоты появления ошибок в функциональных узлах МПУ.

2. Семейство тестов позволяет целенаправленно выявлять в группах функциональных выходов только определенные ошибки. Для повышения эффективности таких тестов удобным критерием для сортировки ошибок, на наш взгляд, служит статистическая информация. Выбор очередности запуска того или иного теста происходит согласно установленному протоколу.

Библиографический список

1. Терентьев В.Л. Комплекс перегонных и станционных технических средств // Автоматика, связь и информатика. - 2000. - №9.

2. Сапожников В.В., Сапожников Вл.В. Основы технической диагностики. - М.: Маршрут, 2004. - 318 с.

3. АВБЛ.468152.001 РЭ Устройство УКС-4. Руководство по эксплуатации - М.: Техтранс, 2000. - 18 с.

4. АВБЛ.488212.021-01 РЭ ПИК 10.2. Руководство по эксплуатации - М.: Техтранс, 2000. -18 с.

5. Маталыцкий М.А. Элементы теории случайных чисел. - Тбилиси: ГрГУ, 2004. -

326 с.

УДК 625.25 А. В. Петров

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ВУЗАХ

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются организаторы обучения с использованием компьютерной техники. Способы их решения приведены на примере новой обучающей системы, ориентированной на вузы.

Затронуты вопросы создания компьютерных тренажёров на базе логиковременных моделей релейных схем.

обучающие системы, эффективность применения в вузах, логико-временные модели.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

41

Введение

Существует большое число различных обучающих и контролирующих знания компьютерных систем. Они получили широкое распространение на предприятиях и в вузах страны. Сложно представить современное обучение без использования компьютерной техники.

1 Проблемы применения обучающих систем в вузах

Все подобные системы можно условно разделить на две части: крупные коммерческие продукты (например, IBM Learning Space) и самостоятельные разработки сотрудников.

Достоинства коммерческих систем: следование стандартам, универсальность, простота поддержки.

Достоинства самостоятельных разработок: лучшее объяснение той области знаний, для которой они предназначены.

Практика применения обучающих систем показывает [1], что для повышения квалификации сотрудников предприятий наибольшая эффективность достигается с помощью представителей первой группы, тогда как для обучения и особенно для контроля знаний студентов лучшие результаты показывают программы, относящиеся ко второй группе.

Попытаемся разобраться в причинах такого положения дел.

Создатели крупных коммерческих продуктов ориентируют их на широкий круг пользователей. Поэтому применяемые ими подходы носят обобщённый характер и позволяют подготовить материалы о любом вопросе в сравнительно простом виде, не учитывающем специфику области знаний. Для гуманитарных наук такой подход оказывается удовлетворительным, для технических - ощущается явная потеря функциональности.

Это обстоятельство побуждает сотрудников вузов, знакомых с программированием, создавать собственные обучающие системы, более или мене удачные, однако учитывающие специфику дисциплины, которую они преподают.

Компании-производители обучающих систем подразумевают, что их продукт будет востребован пользователями, которые желают получить новые знания или проконтролировать уже накопленные. Такая среда действительно существует на предприятиях (например, система IBM Learning Space с успехом применяется для повышения квалификации сотрудников вычислительного центра Октябрьской железной дороги). Но говорить, что такая же среда складывается в вузах, по крайней мере опрометчиво.

Между сотрудником предприятия и студентом вуза есть существенная разница: задача первого - повышение квалификации, задача второго -удачное прохождение теста любой ценой. При этом студент связывает с возможностью получения более высокой оценки не увеличение своих знаний, а нахождение способа обмана компьютерной системы.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

42

Общетехнические и социальные проблемы

Способов завышения своей оценки студенты находят множество: от банальных - накопление всех вариантов вопросов - до более изощренных - взлом программного обеспечения [2]. Из-за этого и становится неэффективным применение крупных коммерческих систем, так как они ориентированы на другой контингент пользователей.

2 Способы решения

Для решения подобных проблем на кафедре «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» Петербургского государственного университета путей сообщения была разработана новая компьютерная обучающая система «ОСА». Создатели системы постарались совместить в ней достоинства обеих групп обучающих систем, а именно: поддержку стандартов, универсальность с возможностью специализации под конкретную техническую дисциплину, простоту поддержки. И самое главное - сделать её применение действительно эффективным в среде студентов.

2.1 Учёт особенностей аудитории

За 1,5 года практических испытаний система приобрела множество атрибутов, которые стали ответом на попытки студентов завысить свои оценки:

возможность ограничения времени на весь контрольный блок и на каждый вопрос в отдельности: избавляет студентов от желания разговаривать и подсказывать другим;

ограничение числа попыток прохождения контрольного блока за один день: заставляет ценить каждую свою попытку и находить ответы не методом перебора, а действительно учить материал;

уменьшение времени на каждую новую попытку: большее время у новичков даёт им возможность освоиться в системе, меньшее - у тех, кто уже проходил тест, - заставляет ценить свою попытку и готовиться с каждым разом всё лучше;

задание последовательности сдачи зачётов в системе: не позволяет прийти слабому студенту в последний день и сдать всё разом;

постоянное отображение на экране фамилии студента и его группы: затрудняет сдачу зачёта одним студентом вместо другого;

принят ряд мер по обеспечению информационной безопасности, реализована защита от взлома: шифрование баз вопросов, отсутствие критичной к перехвату информации в каналах связи, применение цифровой подписи.

Все эти меры могут применяться одновременно или выборочно, что позволяет гибко подстраивать систему к обучаемым, т. е. возможно применение системы и на предприятии, где такие жёсткие меры не требуются.

По результатам применения системы в учебном процессе ПГУПС можно отметить:

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

43

сильные студенты сдают контрольные тесты с первого раза;

студенты с хорошей подготовкой - с первого или со второго раза;

средних студентов принятые меры заставляют подтянуть свои знания к уровню хороших;

слабые студенты стараются применить все известные им уловки, что в результате приводит к постоянным неудачным попыткам.

2.2 Учёт специфики специальности

На данный момент активно ведутся работы по созданию обучающих материалов железнодорожной тематики, а именно относящихся к автоматике, телемеханике и связи.

Уже создан новый вид задания, имитирующий вопрос преподавателя: “Укажите цепь включения этого реле”. Студенту предлагается с помощью курсора указать цепь прохождения тока от одной точки до другой. При этом учитывается возможность того, что цепь может проходить по петле, т. е. пересекать один и тот же участок два раза.

Готовится к запуску тренажёр, имитирующий пульт дежурного по станции. При этом полностью моделируется наборная и исполнительная группа электрической централизации БМРЦ. На логико-временном уровне рассчитывается состояние всех реле и контактов. Это позволяет вводить неисправности в любой элемент схемы и видеть изменение в алгоритме работы электрической централизации.

Модель создаётся на основе электрических схем БМРЦ, которые автоматически переводятся из графического редактора в логико-временные выражения для каждого реле. Эти выражения представляют собой функции включения реле в дизъюнктивной нормальной форме, а также время задержки на включение и выключение. Такое представление позволяет моделировать поведение схемы в реальном времени, так как не тратится время процессора на расчёт токов и напряжений. Для поиска неисправностей в БМРЦ, как и в других системах электрической централизации, вполне достаточно индикации на табло и знания о состоянии каждого реле.

На базе логико-временной модели можно создавать и другие тренажёры. Например: известно, что относительно начала остряков стрелки стрелочный электропривод (СЭП) каждой из стрелок съезда может иметь правую или левую установку, а рабочий шибер и контрольные линейки СЭП относительно электродвигателя каждого привода также могут располагаться справа или слева. Всего получается 16 вариантов, каждый из которых может представлять собой задание для студента, заключающееся в правильном подключении проводов для соответствующего расположения привода. Достоинство применения модели в данном случае заключается в том, что обучаемый может промоделировать работу схемы с его вариантом подключения проводов, увидеть образование цепей протекания тока в

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

44 Общетехнические и социальные проблемы

процессе моделирования, проанализировать свои ошибки и самостоятельно их исправить.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что для создания действительно эффективной обучающей системы необходимо учитывать, во-первых, особенности той аудитории, на которую она рассчитана, во-вторых, специфику области знаний, на которую нацелено применение этой системы. Этими качествами обладает новая обучающая система «ОСА», которая ориентирована в первую очередь на применение в технических вузах, однако может применяться и для повышения квалификации специалистов на предприятиях.

Библиографический список

1. Каратун С.М., Мосягина Н. А. Проблемы создания информационнообучающей среды // Educational Technology & Society, 2004. - №7(4).

2. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -М.: Педагогическое общество России, 1999.

УДК 658.14 А. Д. Яхно

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Конкурентоспособность и платежеспособность предприятия определяются прежде всего рациональной организацией финансов.

Особой сложностью вопросы финансирования и кредитования отличаются в строительной сфере ввиду технико-экономических особенностей строительного производства. Финансовое состояние предприятия постоянно интересует участников строительства, особенно кредиторов (коммерческие банки).

В банковской системе для решения вопросов кредитования разработаны и используются соответствующие методики анализа финансового состояния предприятия и определения его кредитоспособности.

В предлагаемой статье рассмотрены применяемые формы и источники финансирования инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, а также особенности методических основ определения кредитоспособности строительного предприятия.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.