Научная статья на тему 'Эффективность применения компьютерно-информационных технологий учителем физической культуры на примере образовательных учреждений Краснодарского края'

Эффективность применения компьютерно-информационных технологий учителем физической культуры на примере образовательных учреждений Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информатизация / компьютеры / компьютеризация / образовательный процесс / спорт / технологии / физическая культура / школа. / information / informatization / computers / computerization / educational process / sports / technology / physical culture / school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматов И.А.

В данном исследовании проводится анализ эффективности использования компьютеров в школах учителями физической культуры. Рассматривается преимущество информационного ведения данных над бумажными источниками информации. Приводятся примеры конкретных поручений учителям физической культуры, которые требуется выполнять в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долматов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the use of computer and information technologies by a physical education teacher on the example of educational institutions of the Krasnodar Territory

This study analyzes the effectiveness of the use of computers in schools by physical education teachers. The advantage of informational data management over paper sources of information is considered. Examples of specific assignments to physical education teachers that need to be carried out electronically are given.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения компьютерно-информационных технологий учителем физической культуры на примере образовательных учреждений Краснодарского края»

УДК 004.912

Долматов И.А. учитель физической культуры, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №45,

Краснодар Dolmatov I.A.

Physical Education Teacher, Municipal autonomous educational institution Secondary school №45, Krasnodar E-mail: svet28al@mail.ru

Эффективность применения компьютерно-информационных технологий учителем физической культуры на примере образовательных учреждений Краснодарского края The effectiveness of the use of computer and information technologies by a physical education teacher on the example of educational institutions of the Krasnodar Territory

Аннотация: В данном исследовании проводится анализ эффективности использования компьютеров в школах учителями физической культуры. Рассматривается преимущество информационного ведения данных над бумажными источниками информации. Приводятся примеры конкретных поручений учителям физической культуры, которые требуется выполнять в электронном виде.

Abstract: This study analyzes the effectiveness of the use of computers in schools by physical education teachers. The advantage of informational data management over paper sources of information is considered. Examples of specific assignments to physical education teachers that need to be carried out electronically are given.

Ключевые слова: информация; информатизация; компьютеры; компьютеризация; образовательный процесс; спорт; технологии; физическая культура; школа.

Keywords: information; informatization; computers; computerization; educational process; sports; technology; physical culture; school.

Актуальность настоящего исследования выражается в ежедневном использовании всеми образовательными учреждениями компьютерных технологий, без которых невозможно представить учебный процесс.

В современном образовательном процессе информатизация и компьютеризация данных является его неотъемлемой частью и двигателем научно-технического прогресса. Около 10-15 лет назад даже не шла речь о ведении данных в электронном виде и основным источником были бумажные журналы и книги регистрации. По состоянию на 2022 год с тех времен все кардинально изменилось. Рассмотрим основные компьютерно-информационные технологии, применяемые на уроках физической культуры, и без которых крайне сложно представить ведение данного учебного предмета.

1) АИС «Сетевой город. Образование» — информационная система, предназначенная для ведения журнала в электронном виде. С ее помощью учитель вносит все данные о текущих, четвертных, полугодовых, годовых, экзаменационных и итоговых оценках. Если учитель физической культуры является одновременно и классным руководителем, то также он вносит все данные об учащихся его класса: дату рождения, документ, удостоверяющий личность, информацию о здоровье, место жительства и т.д. Ученикам и их родителям выдает логины и пароли, сгенерированные системой, для просмотра и контроля электронных дневников детей. Учитель загружает календарно-тематическое планирование и прикрепляет к конкретному классу, составляет расписание уроков и внеклассных мероприятий, заполняет посещаемость. Не менее важны и отчеты, которые необходимо предоставлять руководству. Так с помощью системы можно сформировать такие отчеты, как сводная ведомость учета успеваемости и посещаемости, табель успеваемости учащегося, распечатка классного журнала и т.д. Руководство, в свою очередь, уведомляет и информирует сотрудников путем отправки личных сообщений через систему.

2) В МАОУ СОШ 45 имени адмирала Ф. Ушакова, где я работаю учителем физической культуры, есть комфортабельный компьютерный класс, оснащенный ноутбуками, интерактивной доской и проектором. Им очень

удобно пользоваться не только на уроках информатики, но и на теоретической части уроков физической культуры. Это особенно необходимо тем детям, у которых дома нет компьютера и соответственно нет возможности выполнять определенную часть домашних заданий в печатном виде. В целях соблюдения п. 2.10.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ в перерывах между выполнением детьми заданий проводится гимнастика для глаз, а также соблюдается общая продолжительность работы за компьютером: для детей 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут, 5-9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут1. В теоретической части уроков физической культуры учащимся с помощью мультимедиа-технологий демонстрируются фотоматериалы и видеоматериалы с примерами правильной техники выполнения упражнений. Прежде чем на практике выполнить нормативы, нужно сначала наглядно понять алгоритм их выполнения. Также активно используются презентации, как правило, приуроченные к спортивно-оздоровительным праздникам. В период распространения СОУГО-19 самым актуальным стали дистанционные образовательные технологии с использованием разнообразных сервисов и платформ. С их помощью получилось обеспечить непрерывность обучения даже в оффлайн-режиме. Тысячи учителей физической культуры, спортсменов, тренеров и фитнес-инструкторов записывали видео с выполнением упражнений для школьников, а также проводили онлайн-трансляции. Не выходя из дома и находясь в ограниченном пространстве, у детей была возможность использовать тренировочный коврик, воспроизвести видео и выполнить упражнения. Таким

1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: http://pravo.gov.ru/ Дата обращения 24.07.2022 — Загл. с экрана.

образом, дети соблюдали все предписанные меры о карантине, не посещая школьные спортивные залы и открытые спортивные площадки, но при этом не наносили ущерб своему здоровью. Наоборот, свой организм они очень хорошо укрепляли, выполняя упражнения, которые были адаптированы для домашней обстановки. Все это происходило благодаря информационным платформам. Большой плюс был в том, что в соответствии с Письмом Министерства просвещения РФ школа могла самостоятельно выбирать ту платформа, которая ей удобна больше всего для ведения образовательного процесса1.

3) Деятельность учителя физической культуры заключается не только во взаимодействии с учащимися и их родителями, но и во взаимодействии с министерствами, ведомствами и департаментами. От учителя постоянно требуется заполнение различных отчетов в электронной форме. Для качественного и своевременного выполнения таких поручений требуются знания, умения и навыки работы с программным обеспечением, предназначенным для создания файлов. Приведем наглядный иллюстративный материал, подтверждающий это.

На рисунке №1 изображен Приказ, поступивший на электронную почту школы от Департамента образования. По изображению видно, что это отсканированный документ, то есть немаловажно, чтобы образовательные учреждения имели специальное техническое оборудование — сканеры, позволяющие им совершать подобные операции. Из пункта 2.3 четко обозначена задача для учителя физической культуры, прямо указывающая на то, чтобы он предоставил для Департамента отчет в электронном виде. Это также говорит о важности необходимого должного оснащения школ компьютерами, программным обеспечением и интернет-соединением для передачи таких данных. Без этого выполнить поставленную задачу было бы невозможно.

1 Письмо Минпросвещения России от 25.10.2021 N 03-ПГ-МП-56014 «Об организации обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // «Официальные документы в образовании». — 2021 — N 36.

Щ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

ПРИКАЗ

26 ДВГ 2021 № /Ж

г. Краснодар

Об участии в I этапе краевых соревнований среди школьников по самбо в рамках peí нонального проекта «Школьная лига самбо»

На основании положения о проведении I этапа краевых соревнований среди школьников по самбо в рамках регионального проекта «Школьная лига самбо» (далее - Положение) приказываю:

1. Начальнику отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) С.В.Шильникову организовать в период с 21.09.2021 по 28.09.2021 проведение 1 тура I этапа краевых соревнований среди школьников по самбо в рамках регионального проекта «Школьная лига самбо» (далее - Соревнования).

2. Начальникам отделов образования по внутригородским округам Л В.Лепеха, М.Н.Слюсаревой, О.А.Грушко, О.А.Литвиновой:

2 1 Организовать проведение Соревнований в подведомственных образовательных организациях, участниках всероссийского проекта «Самбо в школу»

согласно Положению.

2.2. Назначить ответственных специалистов за проведение соревновании

и предоставление отчетной документации.

2 3 Предоставить в департамент на электронный адрес: П shherbakova@krd.ru в срок до 07.09.2021 график проведения школьных соревнований, в срок до 30.09.2021 отчетную документацию о проведении соревнований в общеобразовательных организациях. _________^ ^ ^ j __ гу.

Рисунок 1 — Приказ Департамента образования

На рисунках №2 и №3 изображены фрагменты внутренней документации МАОУ СОШ №45.

локальной

Рисунок 2 — Расписание вечерней площадки

План

Физкультурно-массовых и спортив

Утверждаю Директор^БОУ СОШ№45 -Л.Н.Сидорова

► мероприятий^

№ и/п Наименование мероприятия Сроки проведени я Место проведения Участники"* ш. * Ответственный за проведение ' * £

1 2 3 4 ^г 6

сентябрь

1 Физкультурный праздник, посвященный началу учебного года 19.09. Спортивная площадка школы 1 - 4 классы по параллелям Классные руководители, учитель физкультуры

Физкультурный праздник, посвящённый началу учебного года 19.09. Спортивная площадка школы 5-8 классы по параллелям Классные руководители, учитель физкультуры

2 Осенний кросс 23-26.09. Спортивная площадка школы 1 -4 классы по параллелям Учителя нач. классов Учитель физкультуры

3 Осенний кросс 27-30.09. Спортивная площадка школы 5-9 классы по параллелям Классные руководители, учитель физкультуры

Рисунок 3 —

План физкультурно-массовых мероприятий

фестиваль ГТО таблица подсчета все ступени

О ¥ Р У "9 < :

л А в D Е M Т V J Y г I ас AD

1 ВС ^российский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) Таблица оценки выполнения испытаний в рамках фестивалей

2 ИГ СТУПЕНЬ (возрастная rovnna от 11 ло 12лет1

3 4 Мальчики Лев ЧКИ

№1 №2 №3 №б №7 №1 №2 №4 №6 №7

5 Очки Бег на 60 м (с) Бег на 1500 м [мин, с) Бег на 2000 M (мин, с) Подтяг ивание из виса на высоко й перекл ад и не {количе ство раз) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см| Метани е мяча весом 150 г M Бег на 60 м (с) Бег на 1500 м (мин, с) Сгибани е и разгиба ние рук в упоре лежа на полу {количес тво раз) Наклон вперед из положе ния стоя на гимнаст ической скамье <от уровня скамьи -см) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами [см) Метани е мяча весом 150 г M

6 7 8 9 10 inn 7.6 04:50.00 06:10.00 38 260 65 8.2 05-10 00 85 35 230 54

04 04 52 К 06:11.00 259 64 8 И lîiW 84 53,8

0Я 04 54 no 06:13,00 258 64 6 05 14 00 83 229 536

07 04 №59 06:15.00 257 64.3 ÎS lïîÇ 82 228 53,3

ОС 04 5Ш 06:17.00 37 256 64 № 18(H) 81 227 53

11 12 13 14 15 16 17 О! 7.7 Pf WW 06:19,00 255 63.8 8.3 Ç5 г? op 80 34 226 52,8

ол 05 (1? no 06:21,00 254 63.6 05 2? 00 79 225 57.6

05 if ÇSiSS 06:23.00 253 63.3 ÇS 78 224 52,3

05 55 M 06:25.00 36 252 63 « ÏSÎ'Ç 77 223 52

01 um 06:28,00 251 627 05 зш 76 222 51,7

on 7.8 « И, 90 06:31,00 250 62 4 8.4 05 34,00 75 33 221 51,4

m 55 17,Св 06:34,00 35 249 62 Ç5 37,00 74 270 51

Рисунок 4 — Таблица по ГТО

Рисунки №2 и №3 изначально предполагают создание файла в программе «Microsoft Word» с использованием вкладки «Вставка-таблицы», а также последующий перевод готового файла в формат pdf. Выполняется это после окончательной редакции файла, его распечатки, подписи администрацией школы, закреплением печатью и сканированием документа. Рисунок №4 предполагает работу в «Microsoft Excel» путем создания таблиц.

Таким образом, компьютерно-информационные технологии максимально активно используются в современном образовательном процессе и, в частности, на уроках физической культуры учителем-предметников. Невозможно представить выполнение всех ежедневных задач, стоящих перед учителем, без специального технического оборудования. Однако и от самого учителя требуется определенная компетентность в области знаний информационных

технологий. Если у учителя слабо развиты навыки работы с программным обеспечением, то выполнение задач будет происходить крайне медленно и сложно будет уложиться в сроки. Если же учитель повышает свою квалификацию, в том числе за счет обучающих курсов по работе компьютерными технологиями, то он будет очень быстро ориентироваться и выполнять задачи в кратчайшие сроки.

Список литературы

1. Письмо Минпросвещения России от 25.10.2021 N 03-ПГ-МП-56014 «Об организации обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // «Официальные документы в образовании», — 2021 — N 36.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: http://pravo.gov.ru/ Дата обращения 24.07.2022 — Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.