Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 118-121.
Т. С. Таничева
эффективность предпринимательской и управленческой деятельности промышленного предприятия
И ЕЁ СВЯЗЬ С КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
Обосновывается связь эффективности предпринимательской и управленческой деятельности промышленного предприятия с конкурентоспособностью. Отмечается, что конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием оценки эффективности предпринимательской деятельности и эффективности системы управления.
Ключевые слова: предпринимательская и управленческая деятельность, конкурентоспособность, промышленные предприятия, эффективность.
Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определённой продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объёма и качества, в определённые сроки. Однако при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и из задачи достижения максимального уровня экономической эффективности данного вида продукции, и оценивать качество работы промышленного предприятия следует прежде всего посредством определения экономической эффективности производимой продукции.
Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит своё выражение в росте благосостояния населения страны. Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения её критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
Эффект — абсолютная величина, обозначающая результат какого-либо процесса. Под экономическим эффектом понимается результат человеческого труда, направленного на производство материальных благ. Но как бы ни был важен результат, необходимо ещё знать, какой ценой, какими затратами он достигнут. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами, и, наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмеримость эффекта и затрат на его достижение — основа экономической эффективности. Поэтому, помимо абсолютной величины эффекта, необходимо знать и его относительную величину, получаемую сопоставлением одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолют-
ной величиной («затратами»). Следовательно, эффективность выражает степень эффекта, поскольку любой эффект требует затрат.
Понятия эффективности предпринимательской и управленческой деятельности во многом близки между собой, поскольку предприниматель является руководителем своего предприятия.
Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей подсистемы, которая отражается в различных показателях объекта управления и собственно в управленческой деятельности (субъекта управления), причём эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Или, другими словами, эффективность деятельности управляющей подсистемы организации должна быть выражена в конечном счёте через показатели эффективности управляемой подсистемы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики. Это относится и к предпринимательской деятельности.
Любые изменения в организации, проводимые предпринимателем или аппаратом управления, должны отвечать её конкретным целям, достижение которых предопределяет эффективность работы организации. Наиболее распространёнными целями предпринимательской деятельности считаются размер прибыли, размер бизнеса (продаж), устойчивый рост прибыли, признанное потребителями высокое качество продукции и другие, которые характеризуют результативность и эффективность.
Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления (функций, коммуника-
ций, выработки и реализации управленческого решения); эффективность системы управления (с учётом иерархии управления); эффективность механизма управления (структурнофункционального, финансового, производственного, маркетингового и др.).
Оценка эффективности предпринимательской деятельности может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы предпринимателя.
Спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческой и предпринимательской деятельности, достаточно широк. Тем не менее теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приёмы для её проведения. В отношении управленческой деятельности необходимо применить комплексный подход к выбору критериев эффективности с учётом их дифференцирования по методическому направлению оценки эффективности, которые могут быть определены в соответствии с целями и миссией организации, выбранной философией управления и реальными условиями деятельности системы или её подсистем.
Эффективность работы предпринимателя имеет меньше разночтений в определении её величины, поскольку результаты труда предпринимателя более тесно связаны с результатами деятельности созданной им организации. Поэтому эффективность предпринимательства как целенаправленной деятельности характеризует целесообразность использования средств для достижения поставленной перед организацией цели. Логический анализ показывает, что проблема эффективности предпринимательства может рассматриваться как на макро-, так и на микроуровне, то есть в масштабе как всей хозяйственной системы, так и отдельной предпринимательской структуры. Макроэкономический и микроэкономический аспекты эффективности предпринимательства тесно связаны и взаимообусловлены, но в то же время они имеют и самостоятельное значение.
Эффективность предпринимательства на макроуровне отражает вклад предпринимательского сектора реальной экономики в достижение
общенациональных целей (прежде всего, в ускорение научно-технического прогресса, формирование технико-технологического потенциала, сокращение техногенных аварий, преодоление экологического кризиса и т. п.). Суть эффективности предпринимательства на макроуровне в самом общем виде состоит в минимизации затрат на единицу произведённой продукции. Необходимость минимизации затрат обусловлена ограниченностью экономических ресурсов, которых на каждом данном этапе не хватает для производства такого количества благ, чтобы полностью удовлетворить безграничные по своей природе потребности людей. Отсюда возникает проблема поиска путей возможно большего удовлетворения этих потребностей за счёт максимальной экономии ресурсов.
Эффективность деятельности предпринимателя на микроуровне, по нашему мнению, можно оценивать как по росту прибыли, так и по повышению конкурентоспособности предприятия, которая является основой получения доходов и прибыли, поскольку падение конкурентоспособности означает потерю рынка, а значит, и сокращение деятельности, что может привести к закрытию предприятия, а это никак нельзя считать положительным результатом.
В связи с этим для того чтобы более полно осветить сущность эффективности предпринимательской деятельности, на наш взгляд, необходимо дать представление о конкурентоспособности. Анализируя существующее положение дел в проблематике конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. Во-первых, конкурентоспособность — это свойство практически любых экономических объектов. Во-вторых, в определённых условиях конкурентоспособность может рассматриваться тождественно таким экономическим категориям, как качество или эффективность. Можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае активных экономических объектов — организаций, представленных на рынке,— конкурентоспособность по сути есть эффективность, но на более высоком, интегрирующем уровне. «Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определённую долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта
требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [1].
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов:
— конкурентоспособности товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
— вида производимого товара;
— ёмкости рынка (количества ежегодных продаж);
— лёгкости доступа на рынок;
— однородности рынка;
— конкурентных позиций предприятий, уже работающих на данном рынке;
— конкурентоспособности отрасли;
— возможностей технических новшеств в отрасли;
— конкурентоспособности региона и страны.
К числу общих принципов, которые дают конкурентные преимущества производителям и, значит, должны стать основой повышения эффективности предпринимательской деятельности, следует отнести:
1) нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
2) близость предприятия к клиенту;
3) создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
4) рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
5) демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
6) умение твёрдо стоять на своём;
7) простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;
8) умение быть одновременно мягким и жёстким, держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные [5].
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
Для того чтобы полнее оценить взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и эффективности предпринимательской деятельности, необходимо дать оценку её критериев и факторов. Во-первых, как отмечают современные лидеры продаж, на повышение конкурентоспособ-
ности предприятия влияет правильная сегментация рынка и удачный выбор «ниши». С этого процесса надо начинать деятельность на любом рынке. Во-вторых, на уровень конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический прогресс и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.
Таким образом, в коммерческой деятельности любого предприятия ключевыми моментами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счёт изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживание, услуги транспорта, связи, посреднические и др.; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.
Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров он пользуется наряду с ценовыми и неценовыми методами. Нужно отметить, что сегодня в мировой экономической системе при оценке конкурентоспособности товара цена не доминирует, при том, что по-прежнему она является важнейшим параметром на российском рынке. Можно утверждать, что и в российской экономике на лидирующие позиции должны выйти потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимаются не только возможности ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведён в любой точке планеты.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе, а также разработке мер и средств, за счёт кото-
рых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате растёт конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемой им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта. Анализ эффективности издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
Конкурентоспособность любого товара и любого предприятия, как результат предпринимательской деятельности, может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара или предприятия, отражающую его отличие от товара (предприятия) конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности. Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности
предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [2-4].
Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость («продуктовая дифференциация»; набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, непрерывное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
Следовательно, в современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием оценки эффективности предпринимательской деятельности и эффективности системы управления.
Список литературы
1. Ансофф, И. Стратегическое управление : сокр. пер. с англ. / И. Ансофф. М. : Экономика, 1989.
2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М. : Финансы и статистика, 2001. 416 с.
3. Балабанов, И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. М. : Финансы и статистика, 1996.
4. Ворст, И. Экономика фирмы : учебник : пер. с дат. / И. Ворст, Г Ревентлоу. М. : Высш. шк., 1994.
5. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) : учебник / под ред. В. И. Кошкина. М. : Экмос, 2002.