Научная статья на тему 'Эффективность предпринимательских проектов в системе государственного управления'

Эффективность предпринимательских проектов в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС–КОММУНИКАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ENTREPRENEURSHIP / EFFICACY / BUSINESS COMMUNICATIONS / REGIONAL ECONOMY / TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горенбургов Михаил Абрамович, Кельбах С. В.

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности предпринимательских проектов в системе государ­ственного управления. Бизнес-коммуникации (или связи) в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства. Реализация систем бизнес-коммуникаций оказывает многообразное влияние на технико-экономический уровень системы, поэтому понятие «эффективность», а именно: отношение результатов труда (эффекта) к затратам необходимо трактовать более широко, поскольку это понятие включает в себя научные, технические, социальные, экономические и другие положительные результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficacy of entrepreneurial projects in the system of state administration (Russia, St. Petersburg, Moscow)

The article focuses on the evaluation of efficacy of entrepreneurial projects in the system of state administration. Business communications (or relations) in business play a most significant role for entrepreneurial development. Realization of business communication systems produces a multiple impact upon the technological and economic level of the system; hence, the notion of “efficacy” (relation between the labor results (effect) to costs) should be understood more broadly, since this notion includes scholarly, technological, social, economic and other positive results

Текст научной работы на тему «Эффективность предпринимательских проектов в системе государственного управления»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

М.А.Горенбургов,

профессор кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук gorenburgow@mail.ru

С.В. Кельбах,

Председатель правления Государственной компании«Российские автомобильные дороги»(г. Москва),

соискатель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук.

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности предпринимательских проектов в системе государственного управления. Бизнес-коммуникации (или связи) в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства. Реализация систем бизнес-коммуникаций оказывает многообразное влияние на технико-экономический уровень системы, поэтому понятие «эффективность», а именно: отношение результатов труда (эффекта) к затратам необходимо трактовать более широко, поскольку это понятие включает в себя научные, технические, социальные, экономические и другие положительные результаты.

Ключевые слова: предпринимательство, эффективность, бизнес-коммуникации, региональная экономика, транспортная инфраструктура.

УДК 332.14 ББК 65.049

Экономика России функционирует благодаря деятельности хозяйствующих субъектов — предпринимателей. Поэтому, говоря об экономике, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономической деятельности.

Уже сейчас произошло чрезвычайно сильное изменение парадигмы региональной политики. Это изменение обусловило переход от концепции выравнивания к совершенно новой — концепции полюсов регионального роста, суть которой состоит в выделении основных регионов-локомотивов регионального роста, которые выступают катализаторами роста эффективности национальной и региональной экономики. Также в её рамках активно реализуется и разрабатывается кластерный подход, направленный на развитие региональной экономики и связанный с необходимостью поиска оптимального и эффективного пространственного распределения бизнес-структур. Эти коренные изменения социально-экономических отношений, произошедшие в Российской Федерации, потребовали выработки новых механизмов в управлении предприятиями.

Пространственное распределение системы предпринимательства определяется, с одной стороны органами власти и управления, которые устанавливают стратегические цели и задачи, направленные на поступательное развитие предпринимательства в регионе, улучшение обеспеченности жизнедеятельности граждан и оказывающие значительное влияние на развитие инфраструктуры бизнеса, создавая при этом свои возможности позиционирования своей территории для пространственного распределения предпринимательских структур. С другой стороны, определяется не только особенностями развития транспортной инфраструктуры, но и экономико-географическими особенностями региона, а также исторически сложившимися ареалами расселения.

170

Доступность ресурсов для основной деятельности предпринимательских структур, высокая степень развития инфраструктуры в регионе снижают или компенсируют вероятность того, что проявятся негативные воздействия внешней среды, индуцируемых региональной экономикой.

Решающим фактором, непосредственно влияющим на создание условий для роста предпринимательской активности, а также пространственное распределение предпринимательских структур, является транспортная инфраструктура, которая оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости услуг и надежность рационального обеспечения, формирование устойчивых взаимосвязей между предприятиями региона. Именно с учетом кластерного подхода транспортные системы обеспечивают целесообразность создания региональных кластеров.

Развитие транспортной инфраструктуры при пространственном распределении предприятий региональной системы в современных условиях весьма актуально для практических целей обеспечения экономического роста в регионе на основе стимулирования развития обеспечивающей социальной инфраструктуры существенно повышающей качество жизни населения региона [5].

Постиндустриальная стадия экономики с характерным для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования.

Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования является ключевым моментом деятельности предпринимателя, где его инновационные решения приобретают огромное значение [4, 8]. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его цели носят стратегический характер, а главной целью становится не максимизация

© ПСЭ, 2014

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

а

частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости всей организации. Достижение стратегических целей фирмы возможно только при консолидации усилий всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников.

Бизнес-коммуникации, как взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства играют важнейшую роль. Под взаимодействием понимается общение на основе информации. Данное определение более точно характеризует процесс, происходящий в условиях перехода предпринимательских структур к рыночным отношениям, по сравнению с другими определениями, которые определяют сущность коммуникаций как процесс передачи информации[9]. Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией и ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Так, например, под коммуникациями (как на промышленных, так и на потребительских рынках) мы понимаем всю совокупность возникающих связей и отношения между субъектами рынка, возникающими в процессе их деятельности. Они могут включать производственные и технологические связи между кооперирующимися компаниями, деловые связи между покупателями и продающими фирмами, личные контакты между персоналом и компаниями, информационные связи и т.д.

Для успешного ведения дела необходима информация о конкурентах, рынках, банках, ценах, поставщиках и покупателях. В условиях жесткой конкуренции оперативное получение необходимой для принятия решения информации — основа эффективной деятельности любой фирмы. Информацию можно получить через различные бизнес-коммуникации. Строго говоря, без коммуникации нет и прибыли. Предпринимательство — это творческая экономическая деятельность, связанная с риском, который возникает при реализации новых бизнес-идей, требующих различных бизнес-коммуникаций [2].

Создание эффективных предпринимательских структур в условиях рыночной экономики предполагает наличие мощной системы бизнес-коммуникаций.

Как показали исследования, результаты работы бизнескоммуникации как системы можно представить в виде уравнения:

R = Ffr, у, z, t),

где R — результаты работы системы (прибыль и т. д.);

х — группа внешних факторов: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала, информации и т.д.), потребители, конкуренты, законы и государственные органы, состояние экономики (в т. ч. инфляционные процессы и т.п.), политическая обстановка в стране и другие;

у — группа внутренних факторов системы: структура и функции управления, организационная культура, технология преобразования ресурсов (информационных, материальных, энергетических и др.) экономический и энергетический потенциал фирмы (капитал, информация, трудовые ресурсы и т. д. );

z — структура бизнес-коммуникаций;

t — фактор времени.

Следует подчеркнуть, что ряд факторов в предпринимательстве имеет приоритетное значение (талант предпринимателя, потребители, структура бизнес-коммуникаций и т. д.). Все эти элементы создают синэнергетику бизнеса, его многообразие и динамичность и позволяют эффективно проводить бизнес-операции.

Формирование эффективных структур бизнес-коммуникаций требует значительных затрат. Комплексный подход (технический и социально-экономический) к классификации структур бизнес-коммуникаций позволяет выбрать рациональную структуру для конкретной бизнес-ситуации.

Структуры бизнес-коммуникаций можно условно разделить на следующие виды:

— бинарные (например, продавец-покупатель);

— n-арные (продавец — группа посредников — покупатель);

— вертикальные (взаимодействие между фирмой и филиалами);

— горизонтальные (взаимодействие между конкурентами);

— радиальные (взаимодействие между источником рекламной информации и приемниками: потенциальными покупателями и т. п.);

— кольцевые и многоугольные сетевые: взаимодействие между контролирующими, принимающими решения элементами сети в процессе их деятельности по поводу владения, пользования и распоряжения ресурсами сети (информация, труд, материалы, финансы, время, связи и др.);

— интровертированные (ориентированные на узкий круг контролирующих организационных структур — сети с высоким уровнем авторитарности управления);

— экстравертированные (расширяющиеся сети с высоким уровнем демократизации, например, коммерческие компьютерные сети, где доступ участников сети практически пока неограничен);

— комбинированные, включающие в себя все выше перечисленные бизнес-коммуникации. [2]

Следует отметить, что на структуру бизнес-коммуникаций большое влияние оказывает фактор времени. Например, маркетинг сделок характерен для кратковременных бизнескоммуникаций, а маркетинг взаимоотношений для долговременных связей.

Отношения (взаимодействия) — важный ресурс в предпринимательской деятельности. Оценка данного ресурса имеет качественную основу — доверие, взаимопонимание, гармония и т. д.

Структура бизнес-коммуникаций является важнейшим аспектом функционирования социальной системы.

Создание современной транспортной инфраструктуры — важнейшее условие модернизации экономики. Как показало исследование по заказу Организации экономического сотрудничества, развитие этой инфраструктуры даёт мультипликационный эффект на макро-, мезо — и микроуровне.

Мультипликационный эффект включает в себя:

— развитие межрегиональной кооперации, массового предпринимательства и торговли. Как показало исследование на материалах Азии, это позволяет преодолеть нищету на депрессивных территориях и уменьшить опасную дифференциацию доходов населения;

— превращение крупных городов в центры агломераций, развитие пригородов, куда перемещаются офисы крупных компаний, что разгружает от транспортных потоков центры городов и способствует развитию региональной культуры, занятости и т.д.;

— возрождение городов с затухающей экономикой, изменение экономических и социальных условий жизни в этих городах. Это показало опубликованное в 2010 г. исследование на материалах г. Миннеаполис (США). В России это особенно актуально для 335 моногородов, где проживает 15% россиян.

— резкое увеличение заказов на транспортную технику, металл, стройматериалы и т.д., создание системы грузовой логистики с сотнями тысяч рабочих мест, стратегических альянсов и партнёрств, повышающих конкурентоспособность регионов, развитие электронной коммерции, преобразующей региональную экономику;

— включение экономики регионов в глобальный рынок [6].

При переходе к инновационной, постиндустриальной экономике изменяется база международной экономической интеграции. Этой базой становятся уже не традиционная внешняя торговля, а научно-производственная кооперация, совместная разработка, производство и сбыт наукоёмкой конечной продукции, позволяющая регионам создать технологические цепочки производства добавленной стоимости, занять устойчивое место на глобальном рынке высокотехнологичных товаров и услуг и развитие региональных и межрегиональных кластеров как опорных точек роста инновационной инфраструктуры региона.

Основные задачи кластера — трансферт технологий, формирование новых видов деятельности, создание материальнотехнической, социально-культурной, сервисной и финансовой баз для развития малых и средних предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений и наукоёмких технологий, а также их передачи на рынок.

1 7 1

[1

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Механизм мультипликации кластера зависит от транспортной инфраструктуры, системы образования, туристско-рекреационной сферы. Фирмы кластера делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведёт к массовому возникновению новых фирм (Greenfield), связанных единой транспортно-логистической сетью.

При этом развитие кооперирования, как прогрессивной формы международного разделения труда, поставка узлов, компонентов и деталей для сборки готовых изделий промышленными предприятиями в разных странах, в т.ч. принадлежащих одной и той же ТНК привели к массовому использованию стандартных контейнеров в международных перевозках.

Реализация систем бизнес-коммуникаций оказывает многообразное влияние на технико-экономический уровень системы, поэтому понятие «эффективность», а именно: отношение результатов труда (эффекта) к затратам необходимо трактовать более широко, поскольку это понятие включает в себя научные, технические, социальные, экономические и другие положительные результаты.

В основе концепции лежит сравнение результатов, получаемых от реализации бизнес-коммуникаций, с затратами на ее создание и функционирование. Расчетный коэффициент эффективности определяется отношением «результаты — затраты» по формуле:

E = AR / AZ

где AR — изменение результатов;

AZ — изменение затрат.

Результаты реализации бизнес-коммуникации могут быть выражены:

— в натуральных показателях;

— в относительных измерителях (баллы, степень доверия к фирме партнеру по бизнесу — в % );

— в денежной форме. [2]

Затраты на создание и функционирование бизнес — коммуникаций определяются в денежной форме. Однако необходимо отметить, что затраты и результаты выражаются в разных единицах измерения (результаты — баллы, затраты — денежные эквиваленты), поэтому в дальнейшем, с целью приведения к одной единице измерения, необходимо применять относительные измерители (индексы). Например, отношение затрат базовой системы (существующей) к затратам на реализацию новой бизнес-коммуникации (индекс затрат).

Формула интегрального коэффициента будет иметь вид:

E _ Rl/Ro _ [r_ ,

Zl/ Z0 IZ

где IR — индекс результатов;

IZ — индекс затрат;

R, — результаты с новой бизнес-коммуникацией (в баллах);

R0 — результаты базовой системы (в баллах);

Z,, Z0—аналогично — затраты с новой системой бизнес-коммуникаций и базовой системы в денежных единицах. [2]

Однако эффективность бизнеса зависит не только от качества программного продукта, но и от прибыли, получаемой за счет разницы цен на основе дополнительной информации в сетях о рынках, конкурентах, поставщиках, покупателях и т. д.

В этом случае результаты определяются: в денежных единицах измерения R, — прибыль, получаемая за счет правильного использования «пяти сил конкуренции Портера», ценовой политики, производства и рекламы, а также экономии материальных, денежных и трудовых ресурсов; за счет правильного выбора рынка и системы безналичных расчетов в сети Internet. В этом случае показатель эффективности определяется по формуле:

E = (R, - R0) /(Z, - Z0) ,

где R0, R, — результаты до и после применения бизнес — коммуникаций;

Z0, Z, — затраты до и после применения бизнес — коммуникаций.

Затраты могут быть представлены в виде трудовых, денежных, материальных и временных параметров.

Как известно при расчете экономической эффективности инвестиционных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [7]. Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:

• коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников [1];

• бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

• экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

При этом в процессе инвестиционного проектирования, при принятии решения о выборе населённого пункта, в котором будет размещаться объект инвестирования, рекомендуется принимать во внимание покупательную силу данной территории, определяемую по закону Рэйли, который гласит, что «с ростом города число посторонних покупателей возрастает» [3]. Математически закон Рэйли записывается формулой:

U / Ub = (B / Bb)*(Db /D )n ,

где B — численность населения;

D — расстояние между городами а и b, км.;

U — оборот розничной торговли;

a, b — города;

n — эмпирически вычисляемый параметр, который, по Рэй-ли, равен 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величину оттока покупательной силы из региона можно рассчитать при помощи закона Конверсе:

Ua /Ub = (Ba /Bb)*(2,5 /Da)2 ,

где g — населённый пункт, из которого происходит отток покупательной силы;

2,5 — эмпирически определяемый фактор покупательной мобильности [3].

При этом следует учесть экологическое обеспечение эффективности региональной инфраструктуры. Основа эффективности минимизация вредного воздействия экономического роста на состояние окружающей среды, снижение опасности техногенных и природных катастроф.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) определено в числе основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития [6].

При этом обеспечение экологической эффективности экономики является общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсного потребления.

К 2020 г. предполагается снижение уровня экологического воздействия национальной экономики в 2-2,5 раза, соответствующего показателям сбережения природы европейских стран.

В мировой экономической литературе обоснована необходимость инфраструктуры green innovation — создания дружественных окружающей среде технологий, которые будут оказывать на неё минимальное воздействие. Примером такой технологии является электромобиль, альтернативная энергетика, биотопливо и безотходный термоядерный реактор.

1 72

__________________________________________________ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Децентрализация управления экономикой предполагает новое распределение полномочий между центром и регионами. Федеральный центр отвечает за развитие межрегиональной инфраструктуры, компенсируя провалы рынка, развитие региональной финансово-банковской и институциональной инфраструктуры, стимулирование долгосрочных факторов инновационного роста, развития человеческого капитала и массового предпринимательства, правовое обеспечение собственности на землю и другую недвижимость, использование её в качестве залога, разработку требований к региональным стратегическим планам и целевым программам.

Литература

1. Горенбургов М. А., Медведев А.Л. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле: Учебное пособие. — СПб.: Д.А.Р.К., 2008. — 200 с.

2. Горенбургов М.А. Бизнес-коммуникации и эффективность предпринимательства: диссертация доктора экономических наук: — СПб, 1997. — 310 с.

3. Горенбургов М.А. Гончаров В.В. Обоснование экономической эффективности инвестиций в городскую недвижимость на основе теории игр. — СПб.: Д.А.Р.К., 2012. — 166 с.

4. Горенбургов М.А., Шопенко А.Д. Организация предпринимательства и бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 83 с.

5. Кельбах С.В. Методология исследования региональной инфраструктуры в условиях инновационного развития: монография. — СПб.: СПбГИЭУ, 2012. — 168 с.

6. Кельбах С.В. Развитие транспортной инфраструктуры — основа модернизации региональной экономики //Проблемы современной экономики. — 2013. — №2(46). — С.215-218.

7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / Мин-во экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет по строительству, архитектуре и жилищной политике; рук. авт. колл.: В.В. Косов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. — М.: ОАО «НПО» изд-во «Экономика», 2000. — 421 с.

8. Орлова Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании. — 3-е изд., стер.- М.: Омега-Л, 2005. — 152 с.

9. Стрелец И.А. Сетевая экономика. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.

Новая региональная политика РФ предусматривает передачу ряда федеральных полномочий и ресурсов на регионально-муниципальный уровень. Реформирование системы межбюджетных трансфертов оставляет в распоряжении регионов увеличение сбора местных налогов, заменяет субсидии целевыми грантами, связанными с ростом налогового потенциала регионов.

Таким образом, инфраструктура, является ключевым звеном структурной политики, обеспечения экономической безопасности регионов, инновационного прорыва, важным звеном экономической доктрины.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Д.Н. Девятловский,

доцент кафедры экономики и управления на предприятии Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета,

кандидат педагогических наук devyatlovskiy@mail.ru

М.О. Позднякова,

студент Лесопромышленного факультета Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета

В статье рассматривается понятие корпоративной социальной ответственности, история появления КСО в России, приводится оценка деятельности российских компаний в сфере КСО, определены е, специфические черты. Также выявлены проблемы малого бизнеса при реализации программ КСО, предложены варианты их решения и стратегия поведения предприятий.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, малый бизнес, социальная политика, некоммерческие организации, интеграция усилий.

УДК 338.4 ББК 65.262.1я7

Наличие корпоративной социальной ответственности (или социальной ответственности бизнеса) как общественного явления свидетельствует о повышении уровня развития человечества, поскольку первой ступенью, возвышающей человека над животными, стало умение использовать предметы труда в своей деятельности, следующая ступень — умение добывать не только жизненно необходимый минимум, но и получать излишки и обмениваться ими с другими людьми, далее — умение обеспечить себе безопасность существования путем постоянного эффективного процесса труда. А вот способность нести ответственность за последствия своего благополучия, ограничивать себя в пользу окружающих — есть высшая ступень этой лестницы.

Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие» [1].

На сегодняшний день нет единого определения этого термина, различные ассоциации предлагают множество вариантов, описывающих суть и действие корпоративной социальной ответственности, однако одним из самых кратких, но очень ёмких является определение американского объединения корпораций Business for social responsibility: «корпоративная

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.