Научная статья на тему 'Эффективность подходов к управлению предприятием'

Эффективность подходов к управлению предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / MANAGEMENT SYSTEM / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRUCTURE / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД УПРАВЛЕНИЯ / PROCESS MANAGEMENT APPROACH / СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM MANAGEMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева И. Н., Пермякова Е. С.

Одной из важнейших проблем современной России является эффективное управление организациями, изучение и внедрение прогрессивных подходов менеджмента. В статье рассматриваются основные типы и принципы построения организационных структур предприятий. Отмечаются достоинства и недостатки каждого из них в разные периоды развития мировой экономики. Особое внимание уделяется сущности процессного и системного подходов к управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF APPROACHES TO MANAGING THE ENTERPRISE

One of the most important problems of modern Russia is the effective management of organizations, the study and implementation of progressive management approaches. The article considers the main types and principles of building organizational structures of enterprises. The advantages and disadvantages of each of them in different periods of the world economy development are noted. Particular attention is paid to the essence of process and system approaches to management.

Текст научной работы на тему «Эффективность подходов к управлению предприятием»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

И.Н. Сычева, д-р экон. наук, профессор Е.С. Пермякова, канд. экон. наук, доцент

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Россия, г. Барнаул)

Аннотация. Одной из важнейших проблем современной России является эффективное управление организациями, изучение и внедрение прогрессивных подходов менеджмента. В статье рассматриваются основные типы и принципы построения организационных структур предприятий. Отмечаются достоинства и недостатки каждого из них в разные периоды развития мировой экономики. Особое внимание уделяется сущности процессного и системного подходов к управлению.

Ключевые слова: системы менеджмента, структура управления, бизнес-процессы, процессный подход управления, системный процесс управления.

В начале прошлого столетия были заложены теоретические основы управления организациями, получившие название функционального подхода и системы массового производства. И до сих пор подавляющее большинство организаций устроено по функционально-иерархическому принципу.

Отцом функционального подхода, можно считать Адама Смита, который в 1776 году сделал выдающееся открытие, положившее начало промышленной революции - принцип разделения труда. Веком позже основоположниками классической теории менеджмента инженером Фредериком Тейлором, менеджером Анри Файо-лем и социологом и философом Максом Вебером и их последователями были сформулированы основные идеи и концепции построения организации и управления ею [1].

В соответствии с функциональным подходом организация - это некий механизм, который обладает набором функций. Эти функции распределяются среди подразделений, где их исполняют сотрудники организации в зависимости от своей специализации. На протяжении двух столетий люди организовывали, развивали компании и управляли ими, руководствуясь функциональным подходом, и их устраивала такая парадигма. Главной операционной заботой управляющих являлась производственная мощность, т.е. обеспечение соответствия компании постоянно растущему спросу.

К концу прошлого века с укрупнением предприятий, усложнением технологий, организации попадали в новую для них среду, которой управляли, так называемые, три «К» - клиенты, конкуренты и конъюнктура рынка. В условиях глобализации рынков повышение производительности и наращивание объемов производства перестали быть гарантами благополучия компаний. Власть из рук производителя перешла в руки клиента, который требует индивидуального подхода. В жестокой борьбе за клиента все решает качество, сервис и максимальное удовлетворение всех требований потребителя. Победа требует гибкости, новых идей, постоянного совершенствования продуктов и услуг, быстрого выхода на рынки, снижения издержек и регулярного пересмотра сложившейся функциональной структуры управления. В результате, считающиеся достоинствами в условиях массового производства, стабильности и общего экономического роста, принципы функционально-структурной организации стали помехой эффективному развитию организаций [2].

Необходимость пересмотра управленческих подходов вышла на первый план. В практике и научных исследованиях все больше внимания стало уделяться анализу методов и организационным возможностям управления изменениями («менеджменту изменений»). Концепции изменений стали появляться во всех областях управления организацией, включая организаци-

онные, кадровые, финансовые, коммуникационные, информационные и другие аспекты их деятельности. В их основе лежали два крайних подхода к изменениям: эволюционный - в рамках организационного развития и революционный - в рамках реинжиниринга бизнес-процессов.

С точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор процессов. Управление такой организацией основывается на управлении процессами. Бизнес-процесс - логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю. При этом системы качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры [3].

Чтобы успешно внедрить процессный подход к управлению, руководители компании должны четко понимать, в чем заключается процессное управление, как будут выделяться и управляться процессы организации, почему такой подход эффективен. Концепция должна восприниматься не только интуитивно, но и формулироваться в конкретных терминах и проходить ряд последовательных этапов:

• улучшение процесса;

• автоматизация процесса и т. д.

Руководителю организации важно не

только самому проникнуться идеей процессного управления, но и донести свою убежденность до сотрудников. Именно поэтому исключительно важны системы терминов и концепция внедрения. Опыт показывает, что успеха добивались те компании, руководители которых создали собственную логичную и понятную концепцию внедрения процессного подхода и, прикладывая в течение нескольких лет немалые усилия, сумели ее реализовать. Важно создать систему управления, неотъемлемой частью которой станет управление процессами. Такую систему невозможно внедрить в приказном порядке или купить (например, в виде какой-либо автоматизации). Вопрос, скорее в создании

определенной культуры работы с процессами на всех уровнях управления.

Для внедрения процессного подхода в организации необходимо:

1. Провести построение, анализ и оптимизацию цепочек создания ценности организации. Методика построения и анализа цепочек создания ценности позволяет анализировать бизнес на верхнем уровне и принимать решения о преобразовании процессов и организационной структуры организации.

2. Создать систему процессов организации в целях осуществления изменений в организационной структуре; поэтапной регламентации процессов;

разработки системы показателей для управления процессами; проведения анализа по сравнению с конкурентами (бен-чмаркинга); использования лучших отраслевых практик.

3. На основе системы процессов оптимизировать организационную структуру организации. При этом необходимо добиться, чтобы при выполнении процессов были устранены:

• зоны безответственности;

• дублирование функций;

• пересечение полномочий;

• неэффективные звенья цепочки.

4. Выполнить документирование деятельности в той степени, которая необходима для организации управления процессами.

5. Разработать и внедрить систему показателей для управления организацией и процессами.

6. Организовать управление процессами. Чтобы организовать такое управление:

• у руководства организации должно быть понимание методов управления процессами;

• необходимо выделить соответствующие ресурсы (например, средства на разработку информационной системы, регламентов, обучение персонала и т. п.);

• должна быть четко структурирована система процессов;

• нужно разработать систему целей и показателей для управления процессами.

7. Организовать деятельность руководителей по улучшению процессов. Можно

наладить оперативное управление процессами, но не добиться при этом улучшений в них. В рамках внедрения процессного подхода необходимо создать механизмы улучшений процессов. Возможны различные подходы к решению этой задачи: от жестких административных мер до вовлечения персонала и создания условий для эффективной командной работы по улучшению процессов.

8. Разработать и внедрить систему мотивации, ориентированную на улучшение процессов.

Многие противопоставляют функциональный и процессный подходы, считают их взаимоисключающими. Однако, чисто «процессная организация» является мифом [8]. Отказ от функционального подхода предполагает исключить такие понятия как «функция» и «функциональный принцип организационной структуры». То есть распределение специалистов будет осуществляться по признаку принадлежности их к процессам. Но в организации, как правило, каждый из сотрудников принадлежит конкретному подразделению и хотя он и многофункционален. Поэтому функция и организационная структура не могут был полностью исключены. Поэтому в организации могут появиться две параллельно существующие системы менеджмента, со своими системами планирования, распределения и ресурсов и отчетности. Чтобы этого избежать необходимо, выделив основные процессы, сопоставить их с существующей структурой организации, найти места, где структура «рвет» процессы с точки зрения зон ответственности руководителей и поменять границы структурных подразделений так, чтобы они совпадали с процессами. Кроме того, изменение границ структурных подразделений может проводиться исходя из целей процессов.

Именно сочетание функционального и процессного подхода к управлению предприятием является «золотой серединой». Функциональная организация характери-

зуется статичными элементами, такими как функции, оргструктура, регламенты, процессная же динамична. Функциональная структура определяет «что делать», а процессная - «как делать». В положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях определяется функциональный состав и распределение функций между подразделениями и сотрудниками, а в регламентах (документированных процедурах) процессов устанавливается четкая последовательность действий конкретных сотрудников по выполнению ими своих функциональных обязанностей.

Системный подход требует исследования объекта как единого целого и как системы, включающей другие составные элементы, находящиеся во взаимодействии, а также как составной части другой системы более высокого уровня, в которой анализируемый объект взаимодействует с остальными подсистемами.

В основе системного подхода лежит четкое точное и всесторонне взвешенное целеполагание. То есть при исследовании организации должны быть выделены элементы (подразделения и процессы), внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты функционирования организации, и цели и задачи каждого из элементов, исходя из ее общего предназначения.

Таким образом, к началу XXI века сложилась система управления, в основе которой лежат ориентация на потребителя и качество выпускаемой продукции, рассмотрение любой деятельности как процесса, рассмотрение организации как системы взаимосвязанных элементов (процессов и структурных подразделений), непрерывное улучшение и принятие решений по результатам измерения и мониторинга процессов, оценки их результативности в достижении целей и эффективности использования ресурсов.

Библиографический список

1. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Современная практика регионального программирования / Вестник Алтайской науки, 2015. - № 3-4. - С. 515-518.

2. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Маркетинговые стратегии в стратегическом планировании организации / Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 ноября 2015, г. Самара) - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - 302 с. - С. 110-113.

3. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Возмещение затрат труда в условиях инноваций / Инновационная наука: Международный научный журнал. - 2015. № 10. С. 136-138. Уфа, Аэтерна, 2015.

4. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: анализ и моделирование / Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы седьмой международной научно-практич. конференции. Рубцовск, 1718 апреля 2015 г. - Рубцовск, 2015 . С. 108-114.

5. Инновационное предпринимательство в регионе: проблемы и решения / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. №9. С. 9598.

6. Сычева И.Н. Трудовые отношения в структуре экономических систем: методология исследования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2002. №2. С. 6-10.

7. Сычева И.Н. Занятость как фактор трансформации социальной структуры региона. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Барнаул, 1998.

8. Возмещение затрат труда в условиях инноваций / Сычева И.Н., Пермякова Е.С., Кузьмина Н.Н. // Инновационная наука. №10. 2015. - С. 136-138.

EFFICIENCY OF APPROACHES TO MANAGING THE ENTERPRISE

I.N. Sycheva, doctor of economic sciences. professor E.S. Permyakova, candidate of economic sciences, senior lecturer I.I. Polzunov Altai state technical university (Russia, Barnaul)

Abstract. One of the most important problems of modern Russia is the effective management of organizations, the study and implementation of progressive management approaches. The article considers the main types and principles of building organizational structures of enterprises. The advantages and disadvantages of each of them in different periods of the world economy development are noted. Particular attention is paid to the essence of process and system approaches to management.

Keywords: management system, management structure, business processes, process management approach, system management process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.