УДК 616.314-002-053.31
© Л.Н. Малахова, Т.А. Пракуда, 2009
Л.Н. Малахова, Т.А. Пракуда
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНОВОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ САНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», г. Астрахань
Сравнительный анализ показателей стоматологического здоровья детей в организованных детских коллективах выявил снижение роста распространенности, интенсивности кариеса и зубочелюстных аномалий у детей в тех школах, где регулярно проводилась плановая стоматологическая санация и ухудшение этих показателей при ее отсутствии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что плановая стоматологическая санация в организованных детских коллективах необходима и очень эффективна для улучшения качества жизни детского населения Астраханской области.
Ключевые слова: распространенность, интенсивность кариеса, зубочелюстные аномалии у детей, эффективность плановой стоматологической санации в организованных детских коллективах.
L.N. Malahova, T.A. Prakuda
THE EFFECTIVENESS OF PLANNED STOMATOLOGIC SANATION IN ORGANIZED
CHILDREN’S COLLECTIVES
The comparative analysis of data of children stomatologic health in organized collectives showed the decrease of distributive growth, intensivity of caries and maxillodental abnormalities in children of those schools where planned stomatologic sanation was conducted and vv the decrease of these data in case of absence. So, planned stomatologic sanation in organized children’s collectives should be necessary and effective for improvement of health and life quality of children in Astrakhanian region.
Key words: distribution, intensity of caries, maxillodental abnormality in children, effectiveness of planned stomatologic sanation, organized children’s collectives.
В 80-х годах ХХ столетия в школах, где училось более 800 учащихся, работали школьные стоматологические кабинеты (далее ШСК), которые оказывали специализированную лечебно-профилактическую помощь детскому населению. Работа стоматолога проводилась со всеми возрастными группами, начиная с 10-го и 9-го классов школы, потом 5-го и 1-го классов, постепенно охватывая санацией остальные классы. Таким образом, дети выпускались из школы санированными (8-е и 10-е классы). Двенадцатилетние дети после формирования постоянного прикуса осматривались и при необходимости лечились, семилетние дети получали профилактическую стоматологическую помощь, что во многом обусловливало сохранение «ключа окклюзии» (первых постоянных моляров) и уменьшало нуждаемость учащихся в ортодонтической помощи.
В ШСК оказывалась доступная помощь в лечении стоматологических заболеваний, осуществлялось наблюдение за детьми в динамике, особенно за диспансерными группами, стоматолог проводил санитарно-просветительную и профилактическую работу среди детей, их родителей и педагогов на уроках здоровья. С введением в рыночные отношения ШСК начали закрывать по инициативе директоров школ, стали сдавать их в аренду частным стоматологам, некоторые кабинеты переоборудовались. Стоматологическая служба потеряла свои «филиалы» в школах, а дети перестали получать стоматологическую помощь, так как родители часто не могли отрываться от работы и везти ребенка в стоматологическую поликлинику не только для профилактических мероприятий, но и для лечения. Ребенок стал посещать стоматологическую поликлинику только в критических случаях при острой зубной боли. Страховые компании прекратили финансировать профилактические мероприятия, урезав оплату стоматологам, ограничив ее оплатой по посещаемости, нарушив исконный закон качества стоматологической помощи - делать «maximum» в одно посещение, стало
невыгодно увеличивать количество санаций и пломб. Оплата не по условным единицам трудоемкости (далее УЕТ), а по посещаемости привела к снижению заработной платы стоматологов, результатом чего явился отток кадров из детской стоматологии в частные кабинеты, в детской стоматологической поликлинике изменилось соотношение зубных врачей и стоматологов в сторону увеличения зубных врачей, то есть снизилась квалификация.
Возродить ШСК оказалось делом непростым, так как оборудование дорогостоящее, много трудностей встречается при лицензировании кабинета стоматологическими поликлиниками; не выделяются средства на ремонт кабинетов, заземление, приобретение мебели и стоматологического оборудования.
В 2008 г. в МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» было организовано и лицензировано четыре ШСК: в средних образовательных школах (далее СОШ)
№ 18 и № 45, гимназии № 1, в СОШ № 24 кабинет работал на базе детской поликлиники № 3, а в 2006 г. был переведен в школу.
На базе стоматологических кабинетов СОШ № 18 и № 45 проведен мониторинг за состоянием стоматологического здоровья учащихся за период с 2006 года по 2008 год. Данные отражены в таблице 1, причем в школе № 45 до 2005 года санация проводилась ежегодно.
Таблица 1
Сравнительные данные эпидемиологии кариеса и зубочелюстных аномалий у детей в различных возрастных группах
№ п/п Критерии оценки 2006 год 2007 год 2008 год
СОШ 18 С О СОШ 18 СОШ 45 СОШ 18 СОШ 45
1 Распространенность кариеса у детей 7 лет (%) 42,9 80 71 81 59 78
2 Интенсивность кариеса у детей 7 лет (КПУ) 0,8 2,2 1,88 2,9 1,39 0,74
3 Нуждаемость в ортодонтическом лечении (%) 35 31,5 40 28,3 43 24,8
4 Распространенность кариеса у детей 12 лет (%) 79,5 61 86 70 84 73
5 Интенсивность кариеса у детей 12 лет (КПУ) 2,2 2,01 2,68 2,5 3,2 3,23
6 Нуждаемость в ортодонтическом лечении (%) 49 42 50 45 51 45
7 Распространенность кариеса у детей 15 лет (%) 82,5 86 100 83 84 78
8 Интенсивность кариеса у детей 15 лет (КПУ) 2,96 3,76 6,96 3,56 5,2 3,27
9 Нуждаемость в ортодонтическом лечении (%) 35,8 33 36,8 34 35 33
10 Распространенность кариеса у детей 17 лет (%) 92 98 92,6 94 86 91,9
11 Интенсивность кариеса у детей 17 лет (КПУ) 4 4,78 7,5 4,4 2 4,3
12 Нуждаемость в ортодонтическом лечении (%) 29 27,3 27,1 26 28,1 25,2
В характеристике стоматологического здоровья отводится важное значение уровню интенсивности и распространенности заболеваний органов полости рта и челюстно-лицевой области.
Распространенность кариеса - показатель, который определяется отношением числа детей, имеющих кариес, к общему числу обследованных, выражается в процентах. При определении показателя распространенности кариеса в число детей, имеющих кариес, включаются и дети с леченым кариесом.
Показатель интенсивности поражения - это среднее число зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (К), запломбированных (П) и удаленных (У), общая сумма таких зубов является индексом КПУ.
Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что уровни распространенности кариеса за период с 2006 по 2008 год в обеих школах имеют тенденцию к росту во всех возрастных группах (см. рис. 1, 2), причем его уровень имеет значения от среднего (31-80%) до высокого (81-100%), низкий уровень (0-30%) нигде не был зафиксирован.
100
60
40
20
0
7 лет
12 лет
15 лет
17 лет
□ 2006 г.
□ 2007 г.
□ 2008 г.
Рис. 1. Показатели роста распространенности кариеса в отдельных возрастных группах СОШ № 18
за 2006, 2007, 2008 годы.
120
100
60
40
20
7 лет
12 лет
15 лет
1
17 лет
□ 2006 г.
□ 2007 г. Ш 2008 г.
Рис. 2. Показатели роста распространенности кариеса в отдельных возрастных группах СОШ № 45
за 2006, 2007, 2008 годы.
Для оценки интенсивности кариеса зубов среди детей используют средние значения индексов КПУ.
Интенсивность кариеса у детей семи и двенадцати лет соответствует I степени активности кариеса, пятнадцати и семнадцати лет - I и II степени активности кариеса, третья степень активности не зарегистрирована. Причем у детей пятнадцати лет имеются удаленные постоянные зубы (6%), а у детей семнадцати лет (20%). Распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций среди детей составляет 50,3%. Эти данные свидетельствуют о низком уровне стоматологического здоровья школьников.
В 2008 г. в СОШ № 18 и № 45 началась плановая стоматологическая санация полости рта у школьников, которая проводилась в течение учебного года. Одновременно с санацией выросла доля первичной профилактики стоматологических заболеваний: в начальных классах школьники обучались правильной чистке зубов, были организованы уголки здоровья на тему: «Гигиена полости рта», «Профилактика кариеса», «Профилактика гингивита», «Профилактика зубочелюстных аномалий»; в беседах, которые проводили зубные врачи, было указано на роль несбалансированного питания при возникновении кариеса и, особенно, употребления сладостей между основными приемами пищи. Детям через 6-12 месяцев после прорезывания постоянных зубов проводилась герметизация фиссур «Фиссилом» и
0
«Фиссуритом» и фторирование зубов фторсодержащими лаками, гелями. В беседах пропагандировался здоровый образ жизни, санпросвет работа проходила на уроках ОБЖ в начальных классах школ и на уроках биологии в старших классах. После обучения правилам чистки зубов стоматолог контролировал наличие зубного налета препаратом «Динал». Дети с компенсированной формой кариеса санировались один раз в год, зубы покрывались фторлаком два раза в год; при субкомпенсированной форме - санация два раза в год и покрытие фторлаком четыре раза в год; при декомпенсированной форме санация три раза в год и покрытие фторлаком шесть раз в год. Дети, нуждающиеся в ортодонтическом лечении, направлялись в ортодонтический центр Детской стоматологической поликлиники. В школах проводилось в основном лечение кариеса; дети с осложненными формами направлялись в поликлинику.
При анализе показателя нуждаемости в лечении среди детей двенадцати лет в обеих школах прослеживается рост в 2006-2007 гг. и снижение в 2008 г. после года плановой санации на 9,1% в СОШ № 18 (при отсутствии санации), в СОШ № 45 соответственно на 3,6% по сравнению с 2006 годом (при ежегодной санации).
При сопоставлении показателя интенсивности кариеса у детей 15 лет в СОШ № 18 по годам КПУ равнялось:
в 2006 г.: 1,4 - 1,5 - 0,06 в 2007 г.: 4,9 - 2,0 - 0,06 в 2008 г.: 3,2 - 1,8 - 0,24
Если в 2006 г. количество кариозных зубов почти равно количеству пломбированных, в 2007 г. количество кариозных зубов преобладает над количеством пломбированных в 2,5 раза, что указывает на отсутствие лечения пациентов, то в 2008 г. произошел сдвиг в сторону увеличения пломбированных зубов в 1,78 раза и уменьшения кариозных, что является следствием улучшения стоматологического здоровья учащихся.
В СОШ № 45 КПУ в 15 лет составило: в 2006 г.: 1,1 - 2,6 - 0,06 в 2007 г.: 1,1 - 2,4 - 0,06 в 2008 г.: 1,2 - 2,0 - 0,09
Также за последний год увеличилось количество пломбированных зубов в 1,69 раза; число санированных при децентрализованной санации составляет 90%, а при централизованной - 50%.
Учитывая то, что в СОШ № 45 санация полости рта детям проводилась до 2005 г. ежегодно, индекс оценки состояния стоматологической помощи (далее ИССП) различен в двух школах. Рассчитывается по формуле:
ИССП= 100%-100[(К+У):КПУ], где У - удаленные зубы,
К - кариозные,
П - пломбированные.
Т аблица 2
Сравнительная характеристика индекса состояния стоматологической помощи в СОШ № 18 и СОШ № 45
СОШ Возраст Возраст Возраст Возраст
7 лет 12 лет 15 лет 17 лет
СОШ № 18 18% 36% 34% 75%
СОШ № 45 63,5% 68% 61% 62,3%
При сравнении ИССП в двух школах хорошо видно, что в СОШ № 45 состояние стоматологической помощи составляет >60%, что оценивается как удовлетворительное; в СОШ
№ 18 все оценки ИССП, кроме детей семнадцатилетнего возраста до 40%, что считается как недостаточное; низкое состояние стоматологической помощи <9% не зарегистрировано, так как СОШ № 18 осматривалась стоматологами ежегодно и выявленные больные со стоматологическими заболеваниями направлялись в Детскую стоматологическую поликлинику для санации.
Раннее удаление постоянных зубов при отсутствии профилактического протезирования приводит к развитию зубочелюстных аномалий, которые подразделяются на аномалии отдельно стоящих зубов, зубных рядов и прикуса.
У детей семи лет чаще встречаются вредные привычки: сосание губ, щек, языка, посторонних предметов; неправильное прикрепление уздечек губ и языка, их укорочение; отсутствие стирания бугров молочных зубов; разрушение зубов кариесом, что может привести к развитию аномалий и нарушения прикуса (табл. 3).
Большое значение имеет изменение функций зубочелюстной системы, имеющих особое влияние на развитие аномалий прикуса:
нарушение функции носового дыхания - 67% пациентов, нарушение функции глотания - 61% пациентов,
нарушение речи - 15% пациентов,
нарушение функции жевания - 24% пациентов.
Т аблица 3
Частота вредных привычек (проведен осмотр школьников в количестве 200 человек)
Смыкание первых постоянных моляров Сосание пальцев Прикусыван ие губ Сосание языка Прикусывани е щек и др. предметов Давление языка на зубы Смещение нижней челюсти
1 нормальное 24% 9% 10% 3% 2% 5%
2 дистальное 33% 26% 15% 8% 5% 7%
3 медиальное 15% 8% 12% 11% 3% 11%
В период формирующегося постоянного прикуса (12-18 лет) чаще встречаются аномалии прикуса (открытый, глубокий, перекрестный и так далее), адентии, если не проводится рациональное протезирование после удаления постоянных зубов. Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо выявление и лечение зубочелюстных аномалий именно в организованных детских коллективах. Для этого необходимо:
- обследование детей для установления предрасполагающих факторов и причин их развития;
- составление плана профилактических и лечебных мероприятий;
- своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение;
- контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и преподавателями;
- контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций;
- организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.
Вывод. Суммируя все вышесказанное, учитывая рост распространенности и интенсивности кариеса, а также оценку состояния стоматологической помощи в организованных детских коллективах, можно с уверенностью сказать о необходимости профилактической работы врача стоматолога (зубного врача) в школьных
стоматологических кабинетах для выявления стоматологических заболеваний, их лечения и диспансерного наблюдения больных детей, что в дальнейшем уменьшает затраты государства на протезирование взрослых пациентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутова В.Г., Ковальский В. Л., Ананьева Н.Г. Характеристика аспектов стоматологического здоровья. Факторы его определяющие // Система организации стоматологической помощи населению России. -М.: Медицинская книга. - М., 2005. - С.11-13.
2. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога // Диспансеризация детей с кариесом зубов. -М.: Медицина, 1988. - С. 136-138.
3. Кузьмина Э.М. Индексы, используемые при стоматологическом обследовании // Профилактика стоматологических заболеваний. - М.: МЗ РФ ММСИ, 1997. - С. 42-43.
4. Аврамова О.Г. Проблемы и перспективы школьной стоматологии // VIII съезд стоматологов России». -М.: МГМСУ Росздрава, 2006. - С.162-166.
5. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей // Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Руководство для студентов и врачей. - М.: Медицинская книга, 2001. - С.188.
6. Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса // Ортодонтия. - М.: МИА, 2006. -С.27-32.
Малахова Любовь Николаевна, заведующая лечебно-профилактическим отделением МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Россия, 414000, г. Астрахань, пер. Театральный, 3, тел. (8512) 22-42-31, е-шаИ: [email protected]
Пракуда Таисия Алексеевна, врач-стоматолог-ортодонт МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Россия, 414000, г. Астрахань, пер. Театральный, 3, тел./факс (8512) 22-18-35, е-шаП: [email protected]