Научная статья на тему 'Эффективность педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами коллективного творческого проектирования'

Эффективность педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами коллективного творческого проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ГРУППОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / METHOD OF PROJECTING / SOCIAL AND MORAL POSITION OF 912 YEARS OLD CHILDREN / COLLECTIVE CREATIVE PROJECTING / CREATIVE PROCESS / CREATIVE PRODUCT / RECTITUDE / PERSONALITY DEVELOPMENT OF A CHILD / GROUP PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Мария Леонидовна

Автором раскрывается понимание социальнонравственной позиции как особого качества личности, формирование которого наиболее эффективно в возрасте 9-12 лет. Рассматриваются возрастные особенности и определяется эффективная форма педагогического воздействия на процесс формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет в процессе творческого проектирования. Обосновывается выбор средства, как сообразного возрасту и основным потребностям детей. Выделяется творчество как связующий фактор развивающего, обучающего и воспитательного процессов в период группового проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON FORMATION OF THE SOCIAL AND MORAL VALUES OF 9-12 YEARS OLD CHILDREN BY MEANS OF COLLECTIVE CREATIVE PROJECTING

The article deals with social and moral attitude as a specific quality of a person, the development of which is especially effective in the age of 9 to 12 years old. The author considers age peculiar features and defines an efficient educational impact on the process of formation of the social and moral values of 9-12 years old children by means of collective creative projecting. The research substantiates the selection of methods as conformable to the age and basic needs of the children. The special attention is paid to the creative activities as a link between developing, educating and upbringing aspects of the group projecting.

Текст научной работы на тему «Эффективность педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами коллективного творческого проектирования»

УДК 37.013 Владимирова Мария Леонидовна

преподаватель театрального отделения детской школы искусств № 11 г. Кирова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Vladimirova Maria Leonidovna

Teacher of the Dramatic Art Department, Children’s Art School № 11, Kirov

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON FORMATION OF THE SOCIAL AND MORAL VALUES OF 9-12 YEARS OLD CHILDREN BY MEANS OF COLLECTIVE CREATIVE PROJECTING

Аннотация:

Автором раскрывается понимание социальнонравственной позиции как особого качества личности, формирование которого наиболее эффективно в возрасте 9-12 лет. Рассматриваются возрастные особенности и определяется эффективная форма педагогического воздействия на процесс формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет в процессе творческого проектирования. Обосновывается выбор средства, как сообразного возрасту и основным потребностям детей. Выделяется творчество как связующий фактор развивающего, обучающего и воспитательного процессов в период группового проектирования.

Ключевые слова:

метод проектирования, социально-нравственная позиция детей 9-12 лет, коллективное творческое проектирование, творческий процесс, творческий продукт, нравственность, развитие личности ребенка, групповое проектирование.

Summary:

The article deals with social and moral attitude as a specific quality of a person, the development of which is especially effective in the age of 9 to 12 years old. The author considers age peculiar features and defines an efficient educational impact on the process of formation of the social and moral values of 9-12 years old children by means of collective creative projecting. The research substantiates the selection of methods as conformable to the age and basic needs of the children. The special attention is paid to the creative activities as a link between developing, educating and upbringing aspects of the group projecting.

Keywords:

method of projecting, social and moral position of 912 years old children, collective creative projecting, creative process, creative product, rectitude, personality development of a child, group projecting.

Педагогическое воздействие на социально-нравственную позицию детей - это развитие способности формировать собственное мнение и отношение к различным нравственным категориям социального взаимодействия; поступать в соответствии с собственными взглядами и выражать свою позицию по отношению к различным поступкам, действиям и явлениям. Возраст 9-12 лет пограничный, несущий в себе особую функцию, так называемый переход из детства во «взрослость». Это еще не подростки, но уже и не дети в общепринятом понимании. Данный возраст иногда называют младший подростковый [1], но данное определение вызывает достаточно много вопросов, связанных с восприятием детей этого возраста как маленьких подростков, что само по себе ставит их в категорию «младших». Педагоги знают, что это возраст сложных внутренних поисков и активного взросления, во время которого каждый день ребенок испытывает множество затруднений и побед, ежеминутно формируя собственные взгляды и представления, из которых и вытекает такое понятие как социально-нравственная позиция. Особые отношения с окружающим миром и критический взгляд на социальные взаимодействия ставит детей 9-12 лет в ситуацию непонимания как со стороны взрослых (тех, кем они стремятся стать), так и со стороны младших детей (с которыми они стараются общаться все меньше). У детей 9-12 лет наблюдаются попытки обсуждать поступки и действия, оценивая их с точки зрения общественной значимости, что говорит о попытке понять внутреннюю сущность социально-нравственных взаимоотношений. Именно на этом понимании возрастных особенностей мы выстраиваем процесс педагогического воздействия на формирование социальнонравственной позиции детей в этом возрасте. Педагогическое воздействие на развитие социально-нравственной позиции детей 9-12 лет позволяет гармонизировать процессы, и дать возможность каждому ребенку получить и структурировать знания и навыки.

В процессе исследования проблемы мы выявили, что таким средством будет являться творчество, которое не привязывает детей к различным социальным группам и не обостряет

внимание на личностных особенностях ребенка. Творчество позволяет свободно выражать желания и ощутить возможность самореализации. Как самостоятельный процесс, творчество нуждается в структурировании и обучении основам творческой деятельности со стороны воспитателя. Мы пришли к выводу, что педагогическое воздействие на формирование социальнонравственной позиции детей 9-12 лет наиболее успешно проявляется в процессе занятий литературным и актерским творчеством. К началу обучения в школе литературное творчество приобретает направленность (поэзия, проза), и осознается его социальная значимость. Во время обучения в школе многие дети теряют побуждающий мотив к литературному творчеству, что обусловлено необходимостью писать сочинения, эссе, очерки и т.д., мотивы смещаются, и из социально значимого творчество превращается в систему обязательного выполнения, где главным фактором становится оценка. Отсюда следует, что базовый вид творчества (литературное творчество) должен сопровождаться увлекательным коллективным видом деятельности, являющимся одновременно обучающим и формирующим социально-нравственную позицию детей 9-12 лет (вид творчества имеет одновременно обучающую и формирующую личность основу; в качестве варианта здесь может быть актерская игра). Педагогическое воздействие в процессе творческой активности группы будет протекать по принципу «на равных», что позволит не принуждать детей, а дать им возможность самостоятельного выбора и принятия решения. Педагог, имея высокий уровень уважения в группе, высказывает собственное мнение и активно обсуждает возникающие вопросы, связанные с социально-нравственными взаимоотношениями в обществе.

Продуктом творчества будет реализованная идея (открытие, изобретение, создание и т.д.). Процесс творчества это всегда поиск нового (поиск проблемы, поиск способа решения этой проблемы, поиск формы воплощения). Соответственно, для проявления творческих способностей педагогу необходимо создать особые условия, которые можно охарактеризовать следующими признаками: оптимальная мотивация (закон Йоркса-Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне); отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения; непринужденная обстановка и отсутствие угрозы, отсутствие критики [2].

Создание творческого продукта и его реализация определяется нами как творческое проектирование. Оно становится в данном случае основой деятельности, а процесс создания продукта -педагогическим средством формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет. Процесс творческого проектирования - создание пьесы, а продукт - спектакль, поставленный и сыгранный авторами пьесы. Разработанная методика и структура проектной деятельности позволяет поэтапно организовать работу группы с учетом всех особенностей и теоретических знаний по теме. Структура проектирования разработана и успешно применяется в школьной практике [3].

Особое внимание в процессе коллективного творческого проектирования мы уделяем глубокому анализу взаимоотношений создаваемых образов. Анализ образов (героев) и сюжетных перипетий позволяет ребенку косвенно ассоциировать себя с образом и через третье лицо осознавать всю сложность и структуру социально-нравственного взаимодействия. Постепенно ребенок осваивает ценностные категории и учится видеть окружающий мир через призму нравственных и базовых ценностей (основу для понимания структуры базовых и инструментальных ценностей мы видим в научных исследованиях Н.Е. Щурковой) [4; 5].

Можно говорить об особой роли педагога, руководящего процессом проектирования. Структура взаимодействия группы формируется на подготовительной стадии и заключается в поиске особых форм вербальных и невербальных контактов. С одной стороны, педагог добивается принятия его как авторитетной личности, с другой, стремится не нарушить структуру взаимодействия «на равных». Авторитет педагога формируется постепенно, с использованием таких приемов, как: эмоциональная привязка ученика за счет демонстрации его значимости и уникальности (с использованием метода эмоционального поглаживания); обострение ощущения ответственности за свои поступки в рамках понимания основных ценностей (как у учеников, так и у педагога); договорная система взаимодействия (составление четкого договора о правилах, действующих в коллективе в процессе коллективного проектирования); принятие творчества каждого как ценности и т.д.

Дети играют и одновременно создают уникальный продукт, объединяя игру и получение знаний. По результатам апробации проектной деятельности в группах детей 9-12 лет, мы можем говорить об эффективности заявленного средства в целом. Диагностические исследования выявили рост показателей по всем выделенным нами критериям (поведенческая мотивация, уровень социализации, ответственность за поступки, эмоциональная зрелость, самооценка и ценностная ориентация). Таким образом, можно говорить, что педагогическое воздействие на группу в целом и на каждого участника проектирования в частности будет зависеть от таких условий, как:

1. Взаимодействие педагога и группы. Сюда входят вербальные и невербальные коммуникации, нравственно-этический уровень общения, уважение и значимость мнения педагога для каждого участника, внутригрупповая атмосфера взаимодействия и т.д.

2. Уровень теоретических знаний. Для педагога необходимыми условиями эффективного проведения проектирования являются: знание особенностей проектной деятельности; этапы и принципы организации групповой формы проектирования; знание возрастных и психологопедагогических особенностей детей 9-12 лет; владение теоретическими знаниями в области драматургии, режиссуры, актерского мастерства, театрально-постановочной деятельности и т.д.

3. Творческая активность. Это в первую очередь относится к педагогу, который в процессе проектирования «заражает» желанием активного творчества детей. Творческая среда, формирование которой полностью зависит от заинтересованности педагога в процессе и результате, сохраняется в группе на протяжении всего процесса проектной деятельности и является основой успешного педагогического воздействия средствами создания и реализации творческого продукта.

4. Педагогические и личностные качества руководителя группы. Педагогические знания и практическое использование методов и технологий, несомненно, важно, но здесь мы заостряем внимание на личностных качествах педагога. Руководствуясь принципом «Детей невозможно обмануть» мы можем говорить о внутренней чистоте и нравственной гармонии личности воспитателя. Он является носителем моральных законов и примером для детей. Именно по этой причине можно говорить о необходимости рассматривать личность педагога как человека, несущего личностный пример и способного открыть и развивать уникальность каждого ученика.

Непосредственно коллективное творческое проектирование мы видим как наиболее глубокий процесс погружения детей 9-12 лет в нравственные аспекты социального взаимодействия средств осознания себя и социума через образы и фантазийные ситуации. Именно дети этого возраста уже способны выстраивать логические цепочки, но еще не могут самостоятельно структурировать собственные умозаключения и выводы. Проектная деятельность помогает научить детей видеть связи и закономерности, понимать сложные структуры внутренних переживаний человека, откуда и вытекает формирование собственной социально-нравственной позиции.

Ссылки:

1. Романова Е.А. Профессиональная компетентность педагогов начальных классов как важнейшее условие психологического, интеллектуального и личностного развития младших подростков // Педагогика искусства. 2011. № 2.

2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев, 1978. 174 с.

3. Владимирова М.Л. Творческое проектирование в театральной педагогике // Искусство в школе. 2012. № 6. С. 33-37.

4. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1998. 112 с.

5. Щуркова Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие для 4-5 классов. Самара, 2012. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.