ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ ЛЕНО-ВИЛЮЙСКОЙ НГП С УЧЁТОМ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Алексей Викторович Мироносицкий
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17, аспирант, тел. (383)217-98-02, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены экономический и социальный эффекты от освоения природных ресурсов углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока с учётом текущего освоения нефтяных и принятых инвестиционных решений относительно освоения газовых месторождений Лено-Вилюйской НГП. Проанализированы результаты оценки капитальных вложений в прокладку газопровода Якутия-Хабаровск-Владивосток - «Сила Сибири», сделаны предположения относительно их корректировки. Сделаны выводы о влиянии государства при участии в опережающем строительстве транспортных систем.
Ключевые слова: нефть, газ, конденсат, нефтепровод, газопровод, ВСТО, инвестиции, социальный эффект.
EFFICIENCY OF EXPLOITATION OF NATURAL HYDROCARBONS RESOURCES OF LENO-VILYUYSKAYA OIL & GAS PROVINCEMATCHING TO FORMATION OF NEW TRANSPORT INFRASTRUCTURE
Alexey V. Mironositskiy
Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17, Ac. Lavrentievaave. post-graduate student, tel. (383) 217-98-02, e-mail:
The article describes economic and social effects provided by exploitation of natural resources of hydrocarbons of Eastern Siberia and the Far East accounted with glance to the current development of the oil resources and recently made investment decisions concerning development of gas fields of Leno-Vilyuyskayaoil&gas province. Results of an assessment of capital investments in constructing of the gas pipeline of Yakutia-Khabarovsk-Vladivostok - "Siberian Force" are analyzed, assumptions concerning their adjustment are reflected. Some conclusions concerning stateinfluence through participation in advancing construction of transport systems were made.
Key words: oil, gas, condensate, oil pipeline, gas pipeline, ESPO, investments, social effect.
На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточено более 15 млрд т. нефти или более 17% начальных суммарных ресурсов России, а также около 60 трлн куб. м газа - более 20% начальных суммарных ресурсов газа. При этом доля неоткрытых ресурсов по нефти составляет порядка 80%, степень разведанности - 12%, по газу 84% и 8% соответственно.
Добыча нефти и конденсата в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по прогнозам может составить в 2015 г. - свыше 75 млн т, в 2020 г. - около 116 млн т, в 2030 г. - более 153 млн т, что соответствует 10% от современных раз-
веданных запасов региона и 7,4% от предварительно оцененных запасов, что для новых районов добычи является гарантированной оценкой снизу.
Суммарный объем газа (сухого энергетического газа и жирного газа, содержащего УВ С2-С4), добываемого в процессе разработки как газовых, так и нефтяных месторождений данного макрорегиона в 2015 г. составит более 48 млрд куб. м, в 2020 г. - 146 млрд куб. м, в 2030 г. - около 211 млрд куб. м.
Для достижения поставленных целевых ориентиров необходимо значительное наращивание транспортной инфраструктуры, как катализатора развития регионального нефтегазового сектора. Проведённые исследования данного вопроса показывают, что вложения в систему транспорта дают значительный мультипликативный эффект увеличения коммерческой, бюджетной и социальной эффективности степень которого зависит от меры участия государственного капитала.
В части развития газовой промышленности Дальнего Востока в минувшем году принято инвестиционное решение о начале разработки Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, которое станет основой развития газовой промышленности Республики Саха (Якутия). Транспортный потенциал которого обеспечит магистральный газопровод Якутия-Хабаровск-Владивосток протяжённостью 3200 км и общей стоимостью 770 миллиардов рублей.
Общий объем прогнозных инвестиций для освоения месторождений нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока, в инвестиционной стадии прогнозного периода составит не менее 1,45 трлн руб., из которых 0,55 трлн руб.-инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, 0,9 трлн руб.- инвестиции в разработку и обустройство месторождений полезных ископаемых.
Однако, по всей видимости, предстоит пересчёт данных цифр, поскольку изначально прокладка газопровода рассчитывалась в рамках коридоров существующих нефтепроводов, в том числе системы ВСТО. В настоящее время сервисные компании, специализирующиеся на строительстве трубопроводов подняли проблему, связанную с тем, что при строительстве нефтепроводов в условиях вечной мерзлоты и преобладания подстилающей скальной породы коридоры пробивались взрывом. Таким образом, прокладка газовой трубы в коридоре существующего нефтепровода недопустима с использованным общепринятых технологий. Данные обстоятельства неминуемо приведут к увеличению издержек.
И, тем не менее, наглядным доказательством эффективности опережающего строительства трубопроводной сети стало строительство первой очереди нефтепровода ВСТО и спецморнефтепорта в Козьмино, подводящих и соединительных нефтепроводов - «Ванкорское - Пур-Пе» и «Пур-Пе - Самотлор», «Верхнечонское - Талаканское - ВСТО», а также нефтепроводов«Северный Сахалин - Де Кастри», «Северный Сахалин - Южный Сахалин», послужившее мощным стимулом к развитию добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Таким образом, при комплексной оценке инвестиционной привлекательности освоения месторождений нефти и газа восточного макрорегиона России, необходимо учитывать затраты на формирование транспортной системы.
Объем накопленных по состоянию на первый квартал 2012 г. инвестиций, составляет 0,81 трлн руб. или 40 % от общего объёма необходимого финансирования. При этом доля затрат на строительство транспортной инфраструктуры в структуре авансированного капитала на указанный момент не превышает 10%.
Интегральный экономический эффект или чистый приведенный доход, рассчитанный по ставке дисконтирования 15% при комплексном освоении месторождений на востоке России составит 2,39 трлн руб., что свидетельствует о высокой рентабельности проектов и отражает целесообразность вложения инвестиций в отрасли добывающей промышленности, в развитие системы транспорта в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Вместе с тем, высокий уровень налоговых поступлений и, прежде всего, НДПИ и налога на прибыль в бюджеты всех уровней обеспечивает бюджетную эффективность, превышающую коммерческий эффект более чем в два раза -5,15 трлн руб.
Ключевая роль в интенсификации комплексного освоения ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока отводится государству, как гаранту реализации проектов, берущему на себя координацию строительства объектов инфраструктуры, прежде всего транспортных систем, включая прямое финансирование проведения геолого-разведочных работ и развития инфраструктуры из федерального и региональных бюджетов, использование механизмов государственно-частного партнерства, что, как показано, обеспечивает наибольший дать наибольший бюджетный и коммерческий эффект, в особенности, при участии государства в инфраструктурном обеспечении месторождений на ранней стадии освоения и прогнозируемых к вводу в разработку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мочалов Р.А., Савельева А.В. Нефтегазовый комплекс в экономике России // Экологический вестник России. - 2012. - № 10. - С. 1-8.
2. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Ожерельева И.В. Стратегия развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Современные процессы в российской экономике : сб. науч. тр. / отв. ред. В.Н. Павлов, Л.К. Казанцева ; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2011. - С. 20-35.
3. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество / ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2011. - 295 с.
© А.В. Мироносицкий, 2013