модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
4. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
5. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.
6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
© Федотова В. А., О. А.Козырева, 2016
УДК 378.147.88
Д.Д.Хазиев доцент, д. с-х н., заведующий отделом лицензирования, аккредитации и качества образования М.А.Казанина доцент, к.вет.н., специалист по учебно-методической работе ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
Статья посвящена организации самостоятельной работы обучающихся в аграрном университете. Авторы полагают, что рациональное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся будут считаться эффективными, только в том случае, если она реализуется в образовательном процессе как целостная система на всех этапах обучения.
Ключевые слова
Учебно-воспитательный процесс, самостоятельная работа, обучающийся, рейтинг-план.
В настоящее время в высшей школе произошли кардинальные изменения в преподавании учебных дисциплин: их содержании, структуре, формах и методах. Сегодня от обучающихся требуется способность не только воспроизводить определенную систему готового знания, но также умение использовать полученные знания в своей профессиональной и повседневной деятельности. Поэтому, для того чтобы перевести пассивные знания обучающихся в русло активного мыслительного процесса, необходимо, по-нашему мнению, усиление организации самостоятельной работы по изучаемым в вузе дисциплинам [11].
Под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению основной образовательной программы высшего образования, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.
Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать
умение учиться, овладевать способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности [1,2,6].
Самостоятельную работу можно назвать эффективной только в том случае, если она организована и реализуется в образовательном процессе как целостная система на всех этапах обучения. При этом рациональное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся являются важнейшим условием ее эффективности. Планирование самостоятельной работы является процессом и результатом постоянного согласованного взаимодействия групп - разработчиков ОПОП, деканатов, кафедр, преподавателей и библиотеки университета [5,9,10].
Планирование самостоятельной работы направлено на формирование логически выстроенной, прозрачной, понятной, доступной и эффективной системы организации самостоятельной работы и её оценки.
Организация самостоятельной работы обучающихся по преподаваемым дисциплинам считается эффективной при выполнении следующих условий:
^ организованы и проведены запланированные текущие индивидуальные и групповые консультации в семестре (наличие графика индивидуальных и групповых консультаций на сайте университета и стенде кафедры, учет его выполнения в индивидуальном журнале преподавателя);
^ установлены виды самостоятельной работы обучающихся, критерии ее оценки, формы отчетности (внесены корректировки в рабочие программы дисциплин с конкретизацией тем и вопросов самостоятельной работы; внесены изменения в рейтинг-планы дисциплин с включением в них пункта «Самостоятельная работа» с конкретными видами, объемами работ и баллами); [3,4,7,8].
^ обеспечено выполнение графика самостоятельной работы обучающихся в определенном объеме и в установленные сроки (в текущей аттестации обучающихся учтен и рассчитан процент выполнения/количество баллов по самостоятельной работе);
^ применяются информационные технологии при организации и мониторинге самостоятельной работы обучающихся (актуальность информации на электронной странице преподавателя: наличие тем и заданий по самостоятельной работе, рейтинг-планов дисциплин, сведений о текущей успеваемости обучающихся, электронного адреса и др.) [13].
Таким образом, уровень организации учебной деятельности в целом и качество образовательной среды напрямую связаны с эффективностью самостоятельной работы обучающегося и успешностью освоения им компетентностно-ориентированной образовательной программы.
А перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики [12]. Список использованной литературы:
1. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Особенности новых образовательных стандартов. // Современное вузовское образование: теория, методология, практика / Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013.- С. 14-15.
2. Казанина М.А., Хазиев Д.Д. Современные методы обучения в вузе // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы / Материалы международной научно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2014. -С. 139-145.
3. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы. // Современное вузовское образование: теория, методология, практика / Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2013. - С. 10-13.
4. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Модульно-рейтинговая система как механизм повышения качества обучения. // Инновационные методы преподавания в высшей школе. / Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2012. - С. 6-8.
5. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Пути повышения качества образовательного процесса в университете. //
Формирование этнокультурной и межконфессиональной толерантности в поликультурном образовательном пространстве / Материалы Международной научно-практической internet-конференции для преподавателей, научных работников и молодых ученых, докторантов, аспирантов - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2012. - С. 89-91.
6. Хазиев Д.Д. Казанина М.А. Совершенствование учебного процесса с учетом входного контроля знаний студентов вуза // Формирование этнокультурной и межконфессиональной толерантности в поликультурном образовательном пространстве. / Материалы Международной научно-практической internet- конференции для преподавателей, научных работников и молодых ученых, докторантов, аспирантов. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2012. - С. 86-89.
7. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Эффективность модульно-рейтинговой системы в повышение качества обучения. // Современное вузовское образование: теория, методология, практик / Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - С. 192-193.
8. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Организация самостоятельной работы студентов в вузе. // Наука и образование: актуальные вопросы модернизации / Материалы Международной научно-практической INTERNET-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, посвященной проблемам международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2013.
- С. 155-157.
9. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. // Наука и образование: актуальные вопросы модернизации / Материалы Международной научно-практической INTERNET-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, посвященной проблемам международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2013.
- С. 153-154.
10. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Повышение качества обучения в условиях комплексной модернизации системы образования. // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы / Материалы международной научно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2014. - С. 310-312.
11. Игебаева Ф.А. Значение учебных практикумов в активизации самостоятельной работы студентов // Инновационные методы в преподавании социально-гуманитарных наук в вузах и ссузах. Материалы республиканской научной конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 54 - 57.
12. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 - С.53 - 55.
13. Зайнетдинова Л.Ф. Проблемы повышения качества образования в современном вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2013. С. 34-35.
© Хазиев Д.Д., Казанина М.А.,2016
УДК: 37.018.58
Н.С. Хацаюк, К.п.н., доцент кафедры педагогики, факультет психологии, Таврическая академия федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
г. Симферополь, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Аннотация
В статье рассмотрены различные аспекты понятия «авторская школа», раскрыты характерные