Научная статья на тему 'Эффективность организации психологического обеспечения профессиональной деятельности'

Эффективность организации психологического обеспечения профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
559
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность организации психологического обеспечения профессиональной деятельности»

стали больше работать с членами семей и понимают актуальность этой работы.

2. Руководители тщательно подбирают кандидатов на службу, больше внимания уделяют работе с молодыми сотрудниками.

3. Проявляют интерес к психологии управления. Некоторые остаются после занятий, задают дополнительные вопросы, рассказывают о своих проблемных ситуациях.

4. Устанавливаются доверительные отношения, которые способствуют тому, что многие руководители стали чаще обращаться за советом.

Следующая категория, которой уделяется особое внимание, - это наставники молодых сотрудников. С ними проводятся занятия в рамках школы наставников по разработанной нами программе психологической подготовки наставников. На занятиях наставники обучаются формам и методам индивидуально-воспитательной работы с различными категориями молодых сотрудников, осуществлению индивидуального подхода к воспитанию молодых сотрудников, с учетом их психологических особенностей и с целью обеспечения успешной адаптации молодежи к служебной деятельности. В помощь наставникам разработаны методические рекомендации: «Как быстро ввести новичка в курс дела», «Памятка-поручение наставнику».

Программа подготовки включает в себя 5 занятий на темы:

1. Организация наставничества в ОВД. Авторитет и личный пример наставника. Слагаемые авторитета воспитателя.

2. Этапы и уровни профессиональной адаптации. Задачи наставника в каждом из периодов прохождения службы подшефного.

3. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

4. Психотипы личности. Учет индивидуально-типологических особенностей сотрудников ОВД в служебной деятельности.

5.Организация индивидуальной профилактики нарушений дисциплины и законности.

На наш взгляд, это тот необходимый объем знаний по психологии и педагогике, которым должен владеть наставник молодого сотрудника.

Обеспечению успешной социальной адаптации молодежи способствует использование возможностей общественных формирований.

В УВД г. Анжеро-Судженска с 2001 г. существует Совет молодых сотрудников. Основными задачами этой организации являются формирование активной жизненной позиции у молодых сотрудников, воспитание уважения к закону и традициям ОВД, создание условий для наиболее полного участия молодежи в общественной жизни.

В составе Совета работают 5 секторов: героико-патриотического воспитания, культурно-массовый, спортивный, профилактической работы по укреплению дисциплины и законности среди молодежи, помощи молодой семье.

Одной из задач Совета является пропаганда боевых и служебных традиций ОВД. Молодые сотрудники привлекаются к участию в сборе материалов об истории служб, работают в этом направлении совместно с научными сотрудниками городского музея. В настоящее время собран материал об истории Анжерской милиции в период до 50-х гг. Работа в этом направлении продолжается.

Традиционно проводится ритуал посвящения молодежи в профессию. На торжественном собрании личного состава, посвященном Дню уголовного розыска, Дню милиции либо на специально подготовленном Дне молодого сотрудника стажеров представляют коллективу, зачитывают обязательство молодого сотрудника ОВД и др. Совет молодых сотрудников тесно работает с Советом ветеранов. Сектор героико-патриотического воспитания занимается также выпуском «Боевых листков» с отражением материалов об отличившихся в службе молодых сотрудников, привлекает молодежь к про-

ведению бесед в школах с целью профессиональной ориентации школьников на службу в ОВД.

Активную работу проводит культурно-массовый сектор Совета молодыгх сотрудников. Мы стремимся так организовать культурно-массовые мероприятия, чтобы молодые сотрудники могли проявить свои творческие способности, продемонстрировать личному составу свои лучшие качества. После таких мероприятий, как конкурс «А ну-ка, парни!», «КВН» неизвестные новички становятся известными, популярными личностями.

Одной из задач Совета молодых сотрудников является контроль за состоянием служебной дисциплины среди молодых сотрудников. Для эффективного решения этой задачи создан в составе Совета специальный сектор по профилактике нарушений дисциплины и законности. Этот сектор оперативно реагирует на нарушения дисциплины и законности, обеспечивает явку на заседания Совета нарушителей дисциплины, где с ними проводится беседа. За время существования Совета молодых сотрудников было проведено 17 таких заседаний.

Спортивный сектор в составе Совета молодых сотрудников проводит целенаправленную работу среди молодежи УВД с целью привлечения их к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Молодые сотрудники принимали участие в областных соревнованиях по легкой атлетике, в чемпионате ГУВД по технике показа рукопашного боя, в городских соревнованиях «Осенний кросс». Ежегодной традицией стало проведение «Дня здоровья» в зимнее время года. В нем принимают участие и молодые сотрудники вместе с членами своих семей.

Деятельность сектора помощи молодой семье направлена на оказание поддержки молодым семьям в решении различных проблем. Оказывается помощь при устройстве детей сотрудников в детский сад, организуются детские праздники, поездки детей в театр и цирк.

Таким образом, деятельность Совета молодых сотрудников способствует вхождению вновь принятых сотрудников в ролевую структуру профессиональной группы, адаптации к традициям и выработке уважения к неписаным нормам коллектива, к особенностям межличностных отношений, а в конечном счете - социальной адаптации новичков.

Для оценки результативности проводимой работы по адаптации молодежи было проведено анкетирование среди молодых сотрудников. Большинство опрошенных отмечают положительное отношение к ним, поддержку и участие, заинтересованность со стороны коллег, наставника в период адаптации к службе; со стороны руководителей подразделения -справедливую требовательность, понимание; 93% опрошенных повторили бы свой выбор, если бы снова пришлось выбирать профессию.

Анализ текучести кадров за три года показал, что наблюдается снижение числа молодых сотрудников со стажем до 5 лет, уволившихся из УВД по собственному желанию (2003 г. - 18, 2004 г. - 10, 2005 г - 7).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Канд. психол. наук В. Е. Петров, инспектор по особым поручениям

ДКО МВД России, г. Москва

В целях повышения объективности в оценке результатов функционирования органов и подразделений внутренних дел приказом МВД России от 5 октября 2005 г. № 815 введены

обновленные критерии, которые, в частности, изменили подход к оцениванию организации и деятельности психологов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ МВД России. Так, в утвержденном Руководстве по оценке деятельности инспектируемых органов внутренних дел (приложение № 2 к указанному приказу) состояние психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников рассматривается как важная, неотъемлемая часть общей оценки работы с кадрами.

В соответствии с предложениями, разработанными и внесенными ДКО МВД России (М. И. Марьин, А. И. Адаев, В. Е. Петров), акцент в оценке психологического обеспечения работы с кадрами был сделан не только на деятельностные и объективные показатели, но и организационные. При этом был отменен не работающий на практике показатель «Число социально-психологических исследований коллективов», который ранее предусматривался приказом МВД России от 3 февраля 2003 г. № 75.

В настоящее время согласно приказу МВД России от

5 октября 2005 г. № 815 показателями эффективности организации психологического обеспечения профессиональной деятельности являются:

1. Процент охвата личного состава психологическим обеспечением (организационно-штатный критерий). Рассчитывается как отношение списочного количества сотрудников* подразделений, имеющих в штате замещенные должности психологов, к общему списочному количеству личного состава. Показатель стимулирует процесс введения должностей психологов во всех самостоятельных органах и подразделениях внутренних дел вне зависимости от их вида и численности.

При оценивании степени охвата личного состава психологическим обеспечением на уровне МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ МВД России для получения удовлетворительной оценки необходимо, чтобы значение данного показателя было равно или превышало 75%. Для любого инспектируемого отдельного органа или подразделения наличие замещенной штатной должности психолога является обязательным условием.

Пример 1. Списочная численность МВД Республики К... составляет 16 820 сотрудников. Имеется 72 самостоятельных органа и подразделения внутренних дел (включая аппарат управления). Психологическая служба МВД Республики К... насчитывает 42 должности, 38 из которых замещены. Согласно существующей организационно-штатной структуры психологи (38 человек) числятся в 35 органах и подразделениях внутренних дел, списочная численность личного состава в которых составляет 9807 сотрудников. Охват личного состава психологическим обеспечением составляет 58,3% (9807х100/16820), что соответствует оценке «неудовлетворительно».

Пример2. Списочная численность Н... РОВД 1098 человек. Имеется одна замещенная должность психолога. Охват личного состава психологическим обеспечением составляет 100%, что соответствует оценке «удовлетворительно».

Пример 3. Списочная численность Н... РОВД равна 128 человек. Штатная должность психолога в подразделении или психолога, дислоцирующегося в данном населенном пункте, отсутствует. Охват личного состава психологическим обеспечением составляет 0%, что соответствует оценке «неудовлетворительно».

2. Число вновь принятых на службу сотрудников, прошедших психологическое обследование практическим психологом (деятельностный критерий). Показатель представляет собой выраженный в процентах удельный вес (долю) лиц, прошедших установленную процедуру профессионального психологического обследования, среди общего числа приня-

тых на службу сотрудников за определенный период (как правило, календарный год). Показатель остался в качестве оценочного критерия после изменения (переработки) приказа МВД России от 3 февраля 2003 г. № 75 в силу высоких дифференциальных возможностей и относительной простоты расчета, что подтверждено его успешным применением в 20032005 гг. в ходе проведения инспекторских проверок. В целом показатель направлен на совершенствование процедуры отбора и повышение качества комплектования ОВД личным составом.

Порядок проведения профессионального психологического обследования кандидатов на службу регламентирован методическими указаниями по организации профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России (письмо МУ МВД России от 23 декабря 1999 г. № 29/1/ЦПД-2630). Психологическое обследование осуществляется поэтапно и состоит из предварительного, основного и заключительного этапов. Психологическое обследование на предварительном и заключительном этапах осуществляется психологами органов, подразделений и учреждений внутренних дел; основном - специалистами центров психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Документальным подтверждением факта прохождения кандидатом на службу профессионального психологического обследования служит одновременное наличие трех заключений, соответствующих этапам отбора (заключение психолога по результатам предварительного социально-психологического изучения кандидата на службу; заключение по результатам психодиагностического обследования в ЦПД; заключение психолога подразделения органа внутренних дел и внутренних войск МВД России на кандидата на службу о длительности испытательного срока и мерах по его социально-психологической адаптации к службе).

Значение данного показателя 75% и более соответствует оценке «удовлетворительно», менее 75% - «неудовлетворительно».

Пример 1. В 2005 г. в Н... РОВД на службу принято 35 сотрудников. В наличии имеется 31 комплект вышеприведенных психологических заключений и 4 заключения по результатам психодиагностического обследования в ЦПД (психолог Н... РОВД во время приема 4 сотрудников находился в ежегодном отпуске). Показатель «Число вновь принятых на службу сотрудников, прошедших психологическое обследование практическим психологом» принимает значение 88,6% (31х100/35), что соответствует оценке «удовлетворительно».

Пример 2. В 2005 г. в Н... РОВД на службу принято 6 сотрудников. По причине отсутствия в данном подразделении психолога все они проходили предварительное социальнопсихологическое обследование в отделении психологического обеспечения УК МВД Республики К... и психологическое обследование в ЦПД (имеются заключение психолога по результатам предварительного социально-психологического изучения кандидата на службу и заключение по результатам психо диагностического обследования в ЦПД). Оценочный показатель принимает значение 0% (так как не проводились мероприятия заключительного этапа по изучению личности кандидатов на службу), что соответствует оценке «неудовлетворительно».

3. Полнота охвата личного состава служебно-боевой психологической подготовкой (организационно-деятельностный критерий). Рассчитывается как среднее за период подготовки отношение числа сотрудников, присутствовавших на занятиях по профессиональной психологической подготовке, к общей численности личного состава органа или подразделения внутренних дел.

* В качестве объекта психологического обеспечения выступают сотрудники (а не работники). Однако в условиях реформирования системы МВД России усиливаются тенденции к увеличению удельного веса вольнонаемного персонала, что обусловливает необходимость реализации психологической поддержки в отношении работников (с соответствующим учетом проводимой работы в оценочных показателях).

Охват личного состава органа или подразделения внутренних дел служебно-боевой психологической подготовкой в объеме 75% и более соответствует оценке «удовлетворительно», менее 75% - «неудовлетворительно».

Пример 1. Списочная численность Н... РОВД составляет 418 сотрудников. В 2005 г. в рамках служебно-боевой подготовки проведено 150 занятий по профессиональной психологической подготовке (25 учебных групп по 6 темам). По каждой учебной группе суммируется число сотрудников, присутствовавших на каждом из 6 занятий. При этом также учитываются лица, отсутствовавшие на соответствующем занятии, но впоследствии отработавшие его в установленном порядке (при наличии отметки в журнале). Общая сумма по всем группам делится на число проведенных занятий (в данном случае - 6) и среднесписочную численность личного состава Н... РОВД. Умножением данной величины на 100% получается значение показателя полноты охвата личного состава служебно-боевой психологической подготовкой.

Пример 2. Списочная численность ОМОН составляет 52 сотрудника. В 2005 г. были образованы две учебные группы (40 и 12 человек), в которых в рамках служебно-боевой подготовки проведено 6 и 7 занятий соответственно. Групповая посещаемость составила 198 и 73 человека-занятия. Средняя посещаемость одного занятия в первой группе -33 сотрудника (198/6), во второй - 10,4 (73/7). Значение показателя полноты охвата личного состава служебно-боевой психо логической подготовкой определяется по формуле: (33+10,4)х100/52 = 83,5%, что соответствует оценке «удовлетворительно».

4. Число самоубийств (объективный критерий). Отрицательная расчетная динамика показателя за определенный период в сравнении с аналогичным показателем предыдущего периода (снижение абсолютного числа самоубийств) оценивается «удовлетворительно», положительная - «неудовлетворительно».

Система приведенных показателей направлена на развитие организации и деятельности региональной психологической службы. Владение методикой расчета и учет оценочных критериев психологами и руководителями органов и подразделений внутренних дел позволит повысить качество психологической работы.

Анализ разработанной ДКО МВД России системы индикаторов позволяет раскрыть и установить корреляционные зависимости эффективности психологического обеспечения от особенностей организации психологической службы в конкретном регионе. Эти показатели могут быть положены в основу исследования эффективности организации психологического обеспечения служебной деятельности с последующим построением перспективной модели развития психологической службы МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ. Кроме того, объективная оценка результатов психологического обеспечения позволит должностным лицам оперативно вносить соответствующие коррективы в данный процесс, придать ему управляемый характер.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

А. М. Двойнин, аспирант

Московский педагогический государственный университет

Различные направления деятельности (профилактика правонарушений, воспитание правосознания граждан, раскрытие преступлений) в правоохранительных органах связаны с межличностным взаимодействием. Это предполагает при-

менение психологических средств и методов работы. Несмотря на эффективность, их использование не всегда научно обосновано. Одна из причин этой проблемы - современное состояние психологической науки. Она включает разнородные, не соотнесенные друг с другом подходы, направления, а подчас и псевдонаучные учения и представляет собой, по меткому выражению А. Н. Леонтьева, «...эклектическую “похлебку”, которую варят сейчас - каждый на свой манер - психологи, ищущие репутации “широких умов“» (6, 4).

Преодолению фрагментарности и эклектики способствует научная рефлексия. С этих позиций рассмотрим одно из популярных учений, часто представляемое в качестве направления современной психологии - нейролингвистическое программирование (сокращенно - НЛП).

Выбор НЛП в качестве объекта рассмотрения обусловлен распространенностью его методов в разных видах деятельности: проводятся многочисленные семинары и тренинги, налажена сертификация лиц, желающих практиковать, растет объем литературы, в ряде вузов НЛП входит в учебные программы.

Первоначально НЛП представляло собой набор отдельных психотерапевтических техник. Стремление их обосновать привело к постулированию ряда принципов и базовых положений, что позволило говорить об НЛП как об одном из направлений психологической науки. Специфика и обобщенность этих положений воспринимаются некоторыми людьми в мировоззренческом контексте (3). Отдельные авторы говорят

об НЛП как о стратегии ускоренного обучения и эффективного общения (5; 9).

Рассмотрим один из аспектов НЛП - его научный компонент, который будет являться предметом нашей научной рефлексии. При этом цель нашего исследования заключается в определении соответствия содержания НЛП требованиям научности.

Они отражены в общеизвестных критериях: определенный предмет и методы исследования, систематичность, обоснованность знания, использование научного языка, возможность экспериментальной проверки предположений, система ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки.

Первым критерием научности в нашем исследовании служит наличие определенного и специфического предмета изучения. По определению С.В. Ковалева, «НЛП - одно из наиболее популярных направлений прикладной психологии, а по сути, вполне самостоятельная метанаука (типа математики и кибернетики) о человеческом совершенстве» (5, 9).

Исходя из этого определения, предметом должно стать человеческое совершенство. Однако данное словосочетание не раскрывается в своем значении, используется редко, в общем смысле и без связи с другими терминами. Попытка выявить предмет изучения НЛП в определении, предложенном Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор, также неуспешна: «НЛП - это искусство и наука о личном мастерстве...» (8, 17).

Более продуктивным является определение нейролингвистического программирования В.А. Горянина и И.К. Ма-салкова: «НЛП - это технология коммуникации, основанная на изучении системы субъективного опыта человека. » (цит. по: 9, 102). Кроме того, словосочетание «субъективный опыт» часто используется авторами исследований по НЛП для характеристики того, с чем работают практические специалисты по данному направлению (1; 4; 5; 7-9). В следующем определении также содержится ссылка на субъективный опыт: «НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт» (9, 101).

Таким образом, можно предположить, что предметом изучения НЛП является система субъективного опыта или динамическое взаимодействие компонентов, которые его создают. Тем не менее, четкое определение самого термина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.