Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).
Экономика. Вып. 47. С. 177-183.
УДК 334
ББК 65.290-2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЦИОННЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТА МИНИМИЗАЦИИ ОППОРТУНИЗМА МЕНЕДЖЕРОВ КОРПОРАЦИЙ
Е. В. Козлова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
До недавнего времени основным методом мотивации менеджеров всех уровней оставалась денежное премирование по итогам периода — преимущественно квартала или года. Ориентация управляющих на решение задач в краткосрочной перспективе идет вразрез с интересами собственников, заинтересованных в долгосрочном развитии корпорации. Требуется определить размер и структуру вознаграждения менеджеров, способного создать необходимую мотивацию для эффективной работы и обеспечить достижение поставленных целей. Новой тенденцией в области стимулирования управленческого персонала является вознаграждение акциями и опционами. В статье рассматривается российский и зарубежный опыт применения опционных программ с целью мотивации и снижения оппортунизма управляющих.
Ключевые слова: опционные программы, оппортунистическое поведение, оппортунизм, корпорация.
Одним из основных условий стабильного и успешного развития любой корпорации является наличие квалифицированных управляющих. Рост размеров корпорации неизбежно влечет за собой делегирование части функций управления наемным менеджерам. Качество корпоративного управления в России за последние годы значительно выросло, что способствовало привлечению иностранных инвесторов и выходу компаний на мировые рынки. Вместе с тем дефицит квалифицированных руководителей высшего звена на российском рынке затрудняет создание эффективной системы управления в корпорации.
Но даже решив задачу поиска кадров, собственники сталкиваются с не менее сложной проблемой — разнонаправленностью интересов. Собственники стремятся минимизировать издержки, в том числе и за счет сокращения расходов на заработную плату простых работников и менеджеров. Владельцы заинтересованы в стабильном развитии и росте компании, а также получении дохода не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. В интересах менеджеров — получение максимального дохода в текущий момент времени.
Делегировав функцию управления, собственники ориентируются на предоставляемую управляющими информацию о положении компании в текущий момент. Возникает высокий риск не-
добросовестного поведения со стороны менеджеров, обладающих информационным преимуществом, которые проявляют оппортунизм, используя данную асимметрию информации в личных целях — предоставляя владельцам недостоверную или искаженную информацию. Для акционеров не всегда представляется возможным осуществлять непосредственный контроль над деятельностью управленческого персонала, а судить о результатах проделанной работы приходится на основании достигнутых корпорацией показателей за период.
Наиболее часто оппортунистическое поведение проявляется в том случае, если управляющий путем искажения данных может влиять на величину своего вознаграждения. Когда размер премии напрямую зависит от достижения установленных значений показателей (например чистой прибыли), нередко возникают манипуляции с финансовой отчетностью компании. Принимая решения, направленные на достижение максимального эффекта в краткосрочном периоде, менеджеры не беспокоятся о том, как они повлияют на положение компании в долгосрочной перспективе, что чаще всего противоречит интересам собственников и также является проявлением оппортунизма.
Экономисты выделяют разнообразные причины существования оппортунистического поведения в корпорации. О. Уильямсон определил оппортунизм как «следование своим интересам,
в том числе обманным путем» [6]. Согласно его теории такое поведение присуще любому индивиду в различной степени и может проявляться в разнообразных формах — явных (ложь, воровство) и неявных (отлынивание, потребление на рабочем месте и др).
Российский экономист А. Е. Шаститко в основу возникновения оппортунизма ставит несовпадение интересов субъектов корпорации, возникающих из-за ограниченности ресурсов и неопределенности [8]. Выбор стратегии поведения в таком случае будет зависеть от размера выгоды и издержек, вызванных оппортунистическим поведением или его отсутствием.
В определении, данном Е. В. Поповым и В. Л. Симоновой, основным условием возникновения оппортунистического поведения является асимметрия информации. Использование информационного преимущества одной из сторон с целью получения дополнительных выгод, как правило, наносит ущерб другой стороне и противоречит ее интересам [5].
По мнению А. Макарова, оппортунизм основан на разделении труда и отдалении собственников от управления компанией [3]. Необходимость передачи части функций управления наемным менеджерам нередко приводит к потере контроля над корпорацией и злоупотреблениям со стороны управляющих.
В. И. Бархатов и Д. А. Плетнев связывают появление оппортунизма с реализацией индивидуального (своекорыстного) интереса субъектов корпорации [2], не ограничиваясь рассмотрением поведения только внутренних субъектов корпорации.
Экономические потери, возникающие вследствие проявления оппортунизма менеджерами, являются важным фактором в вопросе снижения эффективности российских корпораций. Следовательно, в любой компании возникает проблема нахождения механизмов сближения интересов управляющих и собственников и минимизации оппортунистического поведения. Одним из таких механизмов можно назвать грамотно выстроенную систему вознаграждения и мотивации.
Установив зависимость величины вознаграждения от достижения конкретных результатов, значительное внимание стоит уделять именно стратегическому развитию компании в будущем. Вознаграждение менеджера, как правило, состоит из нескольких элементов — постоянной части (заработной платы) и переменной (пре-
мии). Согласно исследованиям компании «Baker Tilly Russaudit» [11], в структуре оплаты труда топ-менеджеров значительная часть приходится именно на переменную составляющую (рис. 1).
■ Менее 20 % □ Более 50 % ПОт 20до 50%
Рис. 1. Доля переменной части в заработной плате топ-менеджеров российских компаний
Величина постоянной части оговаривается при приеме на работу, устанавливается на уровне среднеотраслевого значения и зависит от различных факторов — опыта, квалификации, полномочий и пр. Ее величина не зависит от достигнутых результатов и рассматривается менеджерами как определенная «страховка» при неблагоприятных условиях для бизнеса.
Количественно измерить трудозатраты управляющего гораздо сложнее, чем труд рядового сотрудника. Поэтому размер переменной части варьируется в зависимости от достигнутых значений общекорпоративных показателей, на которые управляющий может повлиять. Выделяют несколько подходов к определению величины переменной части. Производительный подход предполагает зависимость размера бонуса от достижения установленного уровня объема производства, прибыли, расширении рынков сбыта и т. д. Важной задачей является определение планируемых результатов, при достижении которых будет начислен бонус. При установлении слишком высоких значений достигается обратный эффект — демотивация. Если менеджер понимает, что при всех возможных усилиях ожидаемого результата все равно не достичь, мотивация сводится к нулю.
Согласно исследованию транснациональной аудиторской компании «Pricew aterhoшeCoopers» (PwC) «Тенденции в области управления персо-
налом и оплате труда» [4], по мнению руководителей компаний, в последние несколько лет вознаграждения, основанные на показателях результативности, не приносят ожидаемого эффекта
(рис. 2).
%
40
30
20
10
0
34%
14%
□ В мире ШВ России
Рис. 2. Оценка руководителей неэффективности вознаграждений, основанных на результативности: вознаграждение, основанное на результативности, не дает ожидаемых результатов
В последнее время при производительном подходе в набор оцениваемых показателей, помимо стандартных финансовых, добавлены нефинансовые — сведения о клиентской базе, оценка внутренних процессов, удовлетворенность персонала и т. д. По оценкам, данные показатели в значительной степени оказывают влияние на финансовые результаты. С другой стороны, возникает проблема разработки и оценки такого рода показателей.
При стоимостном подходе размер вознаграждения определяется ростом капитализации компании. Стоит отметить, что применение данного подхода является эффективным в относительно стабильное для экономики время. Резкие скачки котировок акций компании в кризисные периоды значительно снижают его эффективность. При использовании стоимостного подхода происходит ориентация управляющих на повышение стоимости компании [1]. Реализация данного подхода наиболее часто происходит при помощи опционных программ.
На западе опционы давно считаются одним из самых действенных механизмов долгосрочной мотивации управленческого персонала. Предоставлением опциона возможно добиться повышения мотивации и согласованности интересов собственников и управляющих. В России опционные программы получили широкое распространение лишь в последние несколько лет. В российских корпорациях опционы в основном предлагаются управленческому персоналу и го-
раздо реже — наиболее ценным сотрудникам компании. Стоит учесть, что владелец готов делиться акциями только с теми, без кого невозможно дальнейшее развитие и успех компании.
Важной задачей опционной программы является построение долгосрочных взаимовыгодных отношений и удержание квалифицированных менеджеров в корпорации. Опцион позволяет наряду с материальной использовать нематериальную мотивацию: менеджер ощущает себя будущим совладельцем компании, что приводит к пересмотру целей в долгосрочном периоде и снижению вероятности проявления оппортунистического поведения с его стороны. Выплата такого рода вознаграждения является признанием со стороны корпорации результатов труда управляющих за определенные период времени. Опционы, как правило, выплачиваются только после нескольких лет успешной работы в компании. Определение срока действия — одна из глав -ных задач при внедрении опционной программы. При слишком коротком сроке сложно оценить эф -фект от принятых мене жером решений, а слишком долгий снижает заинтересованность управляющих.
Тем не менее, российские корпорации до сих пор крайне редко используют опционные программы (рис. 3). Согласно проведенному исследованию, лишь небольшая доля российских компаний использует данный инструмент либо планирует его использовать в ближайшее время [9].
12 %
4 %
84 %
□ Используют
■ Планируют в ближайшее время
□ Не используют
Рис. 3. Использование опционных программ и премирования акциями в российских корпорациях
На сегодняшний день российскими компаниями активно используются такие механизмы мотивации управляющих, как бонусы, которые начисляются по результатам работы предприятия за год. При этом не учитывается долгосрочная мотивация менеджеров, направленная на рост и развитие корпорации в перспективе.
Мировая практика долгосрочной мотивации построена на объединении интересов акционеров и менеджеров, а именно на рост капитализации корпорации. Опцион предполагает тесную взаимосвязь размера вознаграждения с капитализацией компании. Управляющие получают возможность приобретать акции компании по фиксированной цене в течение определенного периода времени.
На сегодняшний день выделяют три наиболее часто используемых стиля опциона — американский, европейский и азиатский. Американский подразумевает возможность погашения опциона в любой день с момента получения. Такой стиль снижает риски возможной потери части вознаграждения, вызванной понижением цены акций. При европейском опцион может быть погашен только в установленную дату. В азиатском при погашении используется средняя за весь срок действия опциона цена акций. При таком расчете происходит сглаживание колебаний цены, вызванных различными внешними и внутренними факторами.
Среди основных видов опционных программ можно выделить классическую и фантомную. Классическая опционная программа предполагает выкуп менеджером некоторого количества акций по заранее определенной цене. Фантомная используется в том случае, когда собственники не готовы рассматривать менеджера как совладельца компании. Данная программа предусматривает не выкуп части акций, а получение выплаты, зависящей от прироста стоимости акций за период. При этом обе программы ориентированы на повышение заинтересованности управляющих в росте капитализации корпорации.
Нередко опционная программа предусматривает ряд условий, при которых менеджер может воспользоваться правом ее реализации. Одним из таких условий является непрерывность трудовых отношений, что позволяет собственникам удержать в корпорации наиболее ценных управляющих.
Одним из несомненных плюсов, которые выделяют зарубежные корпорации, активно применя-
ющие опционные программы, является значительное снижение расходов компании в текущий момент времени на вознаграждение топ-менеджерам. Затраты переносятся на определенный период времени, что позволяет корпорации распределить текущую прибыль наиболее эффективно.
Очевидным недостатком опционных программ является возможность снижения курса акций компании по независящим от управляющих причинам (кризис, негативная политическая ситуация в стране, отраслевые факторы и т. д.). В данном случае мотивационный эффект опциона значительно снижается. Тем не менее, с эффективностью стимулирования персонала путем предоставления пакета акций согласна почти половина сотрудников российских компаний [9] (рис. 4).
□ Да ■ Нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Оценка эффективности мотивации (ответ на вопрос «Предоставление акций и опционов — эффективный инструмент мотивации?»)
Мотивационный механизм опционной программы основан на некоторой задержке выплаты вознаграждения — от момента получения опциона до возможности его реализации. Если менеджер в данный период времени переходит в другую компанию он, как правило, теряет возможность получить данный бонус. В зарубежных корпорациях, как правило, этот срок составляет от трех до пяти лет. Российские опционы характеризуются относительно небольшим сроком, который составляет два-три года.
В случае если за этот период установленная опционной программой цена акции окажется ниже рыночной (на момент реализации опциона), менеджер может также получить значительный бонус в виде роста стоимости его пакета акций.
Тем не менее, менеджеры российских корпораций редко заинтересованы в отсроченном получении доходов. Российский рынок до сих пор слишком неустойчив, поэтому предпочтительным является фиксация в текущий момент дохода, пусть и меньшего. Лишь несколько ведущих компаний России показывают стабильный рост на протяжении последних лет, поэтому для менеджеров опционная программа не всегда является эффективной мотивацией.
Высокие риски и отсутствие проработанной законодательной базы в области опционов являются причиной недоверия управляющих к данному механизму начисления вознаграждений. Основные положения опционной программы прописываются в трудовом договоре либо оформляются отдельно и могут отличаться в зависимости от компании. Сложность оценки непубличных российских компаний также негативно влияет на частоту использования опционных программ. Сегодня в России опцион является скорее дополнительной премией к выплачиваемому бонусу, а не самостоятельным инструментом поощрения и мотивации.
С другой стороны, желание менеджера реализовать опцион по максимально возможной цене зачастую приводит к проявлению оппортунизма. В мировой практике известны случаи, когда управляющие манипулировали данными финансовой отчетности с целью увеличения показателей деятельности корпорации и роста ее капитализации. В связи с этим при определении условий получения доли акций компании стоит ориентировать управляющих не только на рост основных показателей, но и на долгосрочное стабильное развитие. Собственникам необходимо выработать эффективные механизмы контроля работы управленческого персонала.
Пытаясь добиться роста стоимости акций компании любым путем, менеджеры могут принимать неоправданно высокорискованные решения в ущерб долгосрочным проектам. Результатом таких действий может быть снижение финансовой устойчивости компании, что, как следствие, приведет к падению рыночной цены акций. Однако даже при таком неблагоприятном сценарии — па-
дении курса ниже цены реализации опциона — менеджер ничего не теряет, а в случае повышения выигрывает больше, чем предполагалось. Таким образом, управляющий разделяет с собственником возникающую прибыль и не делит возможные убытки.
Практика последних лет показывает, что интерес к опционным программам в зарубежных компаниях снижается. По данным исследования международной консалтинговой компании Eqшlar, с 2009 г. количество компаний, строивших свои программы долгосрочной мотивации исключительно на классических опционах, сократилось в два раза — с 10,7 до 4,3 % [10]. Экономический кризис 2008-2009 гг. привел к тому, что многие производители не смогли получить ожидаемых доходов. Сложившаяся ситуация принесла обратный эффект — демотивацию управленческого персонала. Механизмы долгосрочного стимулирования, по-прежнему, остаются в большинстве компаний, но преимущественно используются денежные выплаты и льготы.
Следует отметить, что, несмотря на определенную мотивационную функцию, опционы для менеджеров российских компаний до сих пор являются скорее лишь дополнением к другим более эффективным механизмам стимулирования. При сложившейся нестабильной ситуации на российском рынке акций и общем состоянии экономики страны собственник не может гарантировать менеджеру получение значительного дохода от реализации опциона. Частый рост и падение курса акций на рынке приводят к тому, что менеджеры предпочитают получить меньший бонус в текущий момент времени, чем ожидать больший отсроченный доход при реализации опциона. В соответствии с действующим законодательством процедура реализации опционных программ является достаточно сложной. Подготовить программу, удовлетворяющую всем требованиям и учитывающую интересы корпорации,— трудная задача. Перечисленные недостатки приводят к тому, что опционные программы по сей день неактивно используются российскими компаниями с целью повышения мотивации и ограничения оппортунистического поведения менеджеров.
Список литературы
1. Актянов, Д. В. Бонусные и опционные программы для топ-менеджеров. Порядок разработки / Д. В. Актянов. М. : КноРус, 2010. 152 с.
2. Бархатов, В. И. Особенности проявления оппортунизма в российских машиностроительных корпорациях / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Организатор производства. 2013. № 2 (57). С. 15-20.
3. Макаров, А. М. Причины возникновения и управленческие методы преодоления оппортунизма в современном предпринимательстве / А. М. Макаров // Рос. предпринимательство. 2005. № 1 (61). С. 81-86.
4. Колядко, Т. Тенденции в области управления персоналом и оплате труда [Электронный ресурс] / Т. Колядко. URL: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/events/2013/migration-law/kolyadko.pdf
5. Попов, Е. В. Оппортунизм экономических агентов / Е. В. Попов, В. Л. Симонова. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2007.
6. Уильямсон, О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа : пер. с англ. / О. Уильямсон // Thesis. 1993. Т. 1, вып. 3.
7. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация : пер. с англ. / О. Уильямсон. СПб. : Лениздат, 1996.
8. Шаститко, А. Е. Новая институциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : Экон. ф-т МГУ : Теис, 2002. 591 с.
9. Акции и опционы: нужны ли они работникам сегодня? [Электронный ресурс]. URL: http://www. beagle-group.ru/ru/company/news/9042012
10. Классические опционные программы выходят из моды [Электронный ресурс] // Ведомости : сайт. URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/27057631/opciony-vyshli-iz-mody
11. Российская практика применения KPI в построении систем мотивации: результаты исследований [Электронный ресурс]. URL: http://www.bakertillyrussaudit.ru/attachments/article/1341/research_jan_ 2008.pdf
Сведения об авторе
Козлова Елена Викторовна — преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350).
Economy. Issue 47. P. 177-183.
EFFICIENCY OF OPTION PROGRAMS AS INSTRUMENT OF MINIMIZATION OPPORTUNISM MANAGERS OF CORPORATIONS
E. V. Kozlova
Lecturer at the Department of Economics of industries and markets of the Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia.
kozlova @csu.ru
Until recently, the main method of incentives for managers at all levels remained cash bonuses at the end of the period, mainly — quarter or year. Orientation managers to solve problems in the short term is at odds with the interests of owners who are interested in the long-term development of the corporation. Required to determine the size and structure of the remuneration of managers capable of generating the necessary motivation to work effectively and achieve their goals. A new trend in promoting management personnel remuneration is stocks and options. This article focuses on Russian and foreign experience of stock option programs to motivate managers and reduce opportunism.
Keywords: option programs, opportunistic behavior, opportunism, corporation.
References
1. Aktyanov, D. V. Bonusnye i opcionnye programmy dlya top-menedzherov. Poryadok razrabotki / D. V. Aktyanov. M. : KnoRus, 2010. 152 s.
2. Barhatov, V. I. Osobennosti proyavleniya opportunizma v rossiyskih mashinostroitel'nyh korporaciyah / V. I. Barhatov, D. A. Pletnev // Organizator proizvodstva. 2013. № 2 (57). S. 15-20.
3. Makarov, A. M. Prichiny vozniknoveniya i upravlencheskie metody preodoleniya opportunizma v sovre-mennom predprinimatel'stve / A. M. Makarov // Ros. predprinimatel'stvo. 2005. № 1 (61). S. 81-86.
4. Kolyadko, T. Tendencii v oblasti upravleniya personalom i opiate truda [Elektronniy resurs] / T. Ko-lyadko. URL: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/events/2013/migration-law/kolyadko.pdf
5. Popov, E. V. Opportunizm ekonomicheskih agentov / E. V. Popov, V. L. Simonova. Ekaterinburg : In-t ekonomiki UrO RAN, 2007.
6. Uiliamson, O. Povedencheskie predposylki sovremennogo ekonomicheskogo analiza : per. s angl. / O. Uiliamson // Thesis. 1993. T. 1, vyp. 3.
7. Uiliamson, O. Ekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, «otnoshencheskaya» kontraktaciya : per. s angl. / O. Uiliamson. SPb. : Lenizdat, 1996.
8. Shastitko, A. E. Novaya institucional'naya ekonomicheskaya teoriya / A. E. Shastitko. 3-e izd., pererab. i dop. M. : Ekon. f-t MGU : Teis, 2002. 591 s.
9. Akcii i opciony: nuzhny li oni rabotnikam segodnya? [Elektronniy resurs]. URL: http://www.beagle-group.ru/ru/company/news/9042012
10. Klassicheskie opcionnye programmy vyhodyat iz mody [Elektronniy resurs] // Vedomosti : sait. URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/27057631/opciony-vyshli-iz-mody
11. Rossiyskaya praktika primeneniya KPI v postroenii sistem motivacii: rezul'taty issledovaniy [Elektronniy resurs]. URL: http://www.bakertillyrussaudit.ru/attachments/article/1341/research_jan_2008.pdf