Научная статья на тему 'Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования'

Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1930
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УСЛУГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / EDUCATIONAL SERVICE / ORGANIZATION OF THE HIGHER EDUCATION / DIRECT AND INDIRECT EFFECTS / PROFITABILITY OF SERVICE / EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SERVICE / PRODUCTION EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Говоря об образовательной услуге как о продукте, предоставляемом образовательными организациями высшего образования населению, предприятиям и другим организациям, следует отметить, что данная категория несет в себе не только количественную составляющую, имеющую экономическую результативность, но и качественную составляющую, выражающуюся в качестве сформированных компетенций и приобретенных знаний и умений у выпускников образовательной организации, являющихся конкурентоспособным продуктом на рынке образовательных услуг. Эффективность деятельности организации высшего образования является одним из показателей конкурентоспособности организации. В настоящее время образовательные организации все больше приобретают характеристики коммерческих организаций, предоставляя образовательные услуги, которые могут служить источниками дополнительного финансирования для образовательного учреждения, при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности на рынке образовательных услуг. Социальный эффект образовательной услуги состоит в том, справляется ли вуз со своим основным предназначением, а именно выпуском на рынок труда высокоподготовленных кадров, которые за первый год трудоустраиваются по специальности. С позиции интересов государства реализация образовательных программ имеет прямые и косвенные эффекты. Основной задачей руководства образовательной организации является предоставление широкого спектра образовательных услуг с различными типами соотношений эффектов образовательной услуги с целью удовлетворения потребностей населения и государства в целом, а также привлечения дополнительных источников финансирования за счет повышения доли экономической составляющей при предоставлении ряда образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SERVICE OF THE ORGANIZATIONS OF THE HIGHER EDUCATION

Education in society is one of the main sources of economic growth, social stability, a necessary condition of modernization of economy. Speaking about educational service as a product provided by educational organizations of higher education to the population, enterprises and other organizations it should be noted that this category bears in itself not only the quantitative component having economic productivity, but also the qualitative component which is expressed as formed competences and acquired knowledge and abilities among graduates of an educational organization who are a competitive product in the educational services market. Efficiency of activity of a higher education organization is one of indicators of competitiveness of an organization. Now educational organizations get characteristics of commercial organizations more and more, providing educational services which can be sources of additional financing for educational institution at implementation of financial and economic activity in the market of educational services. The social effect of educational service depends on whether the higher education institution copes with the main objective, namely release high-prepared graduates which find a job during the first year after graduating by a specialty on labor market. From a position of interests of the state realization of educational programs has direct and indirect effects. The main objective of management of an educational organization is granting a wide range of educational services with various types of ratios of effects of educational service for the purpose of satisfaction of requirements of the population and a state in general, and also attraction of additional sources of financing due to increase of a share of an economic component when granting a number of educational services.

Текст научной работы на тему «Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования»

УДК 338

© 2015

эффективность образовательной услуги организаций высшего образования

Ю. Ю. Сысоева, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Говоря об образовательной услуге как о продукте, предоставляемом образовательными организациями высшего образования населению, предприятиям и другим организациям, следует отметить, что данная категория несет в себе не только количественную составляющую, имеющую экономическую результативность, но и качественную составляющую, выражающуюся в качестве сформированных компетенций и приобретенных знаний и умений у выпускников образовательной организации, являющихся конкурентоспособным продуктом на рынке образовательных услуг. Эффективность деятельности организации высшего образования является одним из показателей конкурентоспособности организации. В настоящее время образовательные организации все больше приобретают характеристики коммерческих организаций, предоставляя образовательные услуги, которые могут служить источниками дополнительного финансирования для образовательного учреждения, при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности на рынке образовательных услуг. Социальный эффект образовательной услуги состоит в том, справляется ли вуз со своим основным предназначением, а именно выпуском на рынок труда высокоподготовленных кадров, которые за первый год трудоустраиваются по специальности. С позиции интересов государства реализация образовательных программ имеет прямые и косвенные эффекты. Основной задачей руководства образовательной организации является предоставление широкого спектра образовательных услуг с различными типами соотношений эффектов образовательной услуги с целью удовлетворения потребностей населения и государства в целом, а также привлечения дополнительных источников финансирования за счет повышения доли экономической составляющей при предоставлении ряда образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная услуга, организация высшего образования, прямые и косвенные эффекты, рентабельность услуги, эффективность образовательной услуги, эффективность производства.

Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Реализация системой образования своих функций элемента механизма трансформации экономики, инструмента роста и реализации интеллектуального и профессионального потенциала населения требует всесторонней оценки его эффективности [1].

Эффективность производства является ключевой категорией современной рыночной экономики, которая напрямую связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом [2].

Говоря об образовательной услуге как о продукте, предоставляемом образовательными организациями населению, предприятиям и другим организациям, следует отметить, что данная категория несет в себе не только количественную составляющую, имеющую экономическую результативность, но и качественную составляющую, выражающуюся в качестве сформированных компетенций и приобретенных знаний и умений у выпускников образовательной организации, являющихся конкурентоспособным продуктом на рынке образовательных услуг.

В экономической литературе предпринималось довольно много попыток оценить эффективность результата деятельности образовательных учреждений - образования. Одной из первых попыток был расчет «ценности населения» Англии и Уэльса, сделанный В. Петти в 1664 году. В исследованиях конца XIX -начала XX века Я. П. Янжула, А. И. Чупрова, К. Я. Воробьева, А. Е. Лосицкого прослеживалась связь между образовательным уровнем (грамотностью), профессионально-отраслевой структурой населения, трудовым стажем и заработком.

На основании рассмотренных нами точек зрения на понятие эффективности образовательной услуги, а также на выделение критериев оценки эффективности [3-19], мы предлагаем следующее.

Эффективность образовательной услуги - совокупность критериев, предназначенных для оценки качественной и количественной составляющих деятельности образовательной организации высшего образования по предоставлению образовательных услуг «заказчикам» и «потребителям» в лице населения, предприятий и других организаций.

Критериями, выбранными нами для оценки эффективности качественных и количественных показателей образовательной услуги, являются следующие:

- экономическая составляющая;

- социальная составляющая;

- перспективная составляющая.

Каждый из критериев дает оценку образовательной услуги с точки зрения различных отношений соответственно:

«образовательная услуга - образовательная организация высшего образования»;

«образовательная услуга - потребители и заказчики»;

«образовательная услуга - государство».

Рассмотрим каждый критерий в соответствии с субъектами указанных нами отношений.

Эффективность деятельности образовательной организации является одним из показателей конкурентоспособности организации. В настоящее время образовательные организации все больше приобретают характеристики коммерческих организаций, предоставляя образовательные услуги, которые могут служить источниками дополнительного финансирования для образовательного учреждения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности на рынке образовательных услуг. В силу вышеизложенного экономический критерий определяет, насколько эффективно распределены и использованы ресурсы, предоставляемые из средств государственного бюджетирования, а также за счет поиска внутренних альтернативных источников финансирования, в процессе оказания услуг населению по удовлетворению образовательных потребностей. Таким образом, для оценки эффективности использования ресурсов организации можно применить и оценку рентабельности предоставления услуг.

Рентабельность услуг (Ру) вычисляется путем отношения прибыли или убытка от реализации услуг (Пру или Уру) к сумме всех затрат реализованных услуг (Зру). Наглядная формула для расчета следую-

можно легко определить, какие услуги приносят прибыли больше, и есть ли возможность снизить себестоимость какой-нибудь другой услуги. Рассчитывается плановая рентабельность услуг в случае, если организация собирается внедрить новый вид услуг [20].

Отношения «образовательная услуга - потребители и заказчики» раскрывает основную сущность предоставления образовательной услуги - удовлетворение потребностей населения в образовании. Соци-

альный эффект образовательной услуги состоит в том, справляется ли вуз со своим основным предназначением, а именно выпуском на рынок труда высокопод-готовленных кадров, которые за первый год трудоустраиваются по специальности. Базируясь на критерии, обозначенном ранее, получим:

где: СЭО у - социальная эффективность образовательных услуг;

Q в.-д. - количество студентов, получивших диплом о высшем образовании (ППО и ДПО) на отчетный период (год окончания образовательной организации);

Q т. - количество выпускников, устроенных по полученному (смежному) направлению подготовки в первый год после окончания вуза (на отчетный период), учитывая выпускников, отправившихся на государственную службу в ряды вооруженных сил РФ, а также взявших декретный отпуск по уходу за ребенком, считая их таким образом трудоустроенными.

Данная формула также дает возможность рассчитать социальный эффект по различным образовательным услугам, в том числе профессионального и дополнительного образования, что помогает вычислить, какие из услуг образовательной организации несут в себе большую социальную эффективность среди всех других услуг.

С позиции интересов государства реализация образовательных программ имеет прямые и косвенные эффекты. Сфера образования наряду со сферой здравоохранения и социального обеспечения формирует уровень развития человеческого капитала нации. Поэтому при всех национальных различиях государство в странах Запада тратит на нужды образования более 4 % ВВП. Медианная доля государственных ассигнований на образование в структуре ВВП у стран с высоким уровнем человеческого потенциала составляет 4,8 %, стран со средним уровнем этого показателя -4,2 %, стран с низким уровнем человеческого потенциала - 2,8 %. (в России - 3,1 %) [21].

Косвенные эффекты отражают воздействие образования на иные хозяйственные и социальные процессы. Уровень образованности в стране оказывает влияние на инновационность экономики, на социальное поведение, снижение уровня безработицы.

Каждый из критериев составляет 1/3 общей эффективности образовательной услуги. Идеал такого соотношения - баланс между всеми тремя эффектами, оказывающимися услугой образовательной организации.

Наиболее выгодным с точки зрения коммерциализации образовательных организаций считается со-

зовался убыток. При помощи расчета рентабельности услуг

отношение, в котором экономический эффект преобладает над остальными.

Социальный эффект и перспективная составляющая наиболее интересны населению и государству соответственно.

Основной задачей руководства образовательной организации является предоставление широкого спектра образовательных услуг с различными типами соотношений эффектов образовательной услуги с целью удовлетворения потребностей населения и государства в целом, а также привлечения дополнительных источников финансирования за счет повышения доли экономической составляющей при предоставлении ряда образовательных услуг.

Таким образом, в соответствии с концептуальным подходом к общей оценке социально-экономической эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики результативной может быть признана деятельность организации, имеющая инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного благосостояния) и поддерживающая благоприятные условия труда персонала.

список литературы

1. Книга А. С., Глазкова Т. Н., Князева О. М. Методические подходы к оценке эффективности образовательных услуг Режим доступа http://elib.altstu.ru/ elib/books/files/pv2011_02_2/pdf/352kniga.pdf (дата обращения: 06.01.2015).

2. Греков А.С. Оценка эффективности управления производством на предприятии // Экономика и производство. 2003. № 2. С. 25-30.

3. Акперов И. Г. Общественная оценка качества образования в ЮФО // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 29-33.

4. Банслова В. Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг. СПб. : ИПК СПбГИЭА, 2009. С. 8.

5. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза. М. : РИОР, 2011. С. 7-12.

6. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.:Статут, 2004. С.12-16.

7. Валиев Ш. З. Управление образовательным комплексом непрерывного профессионального образования СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2007. С. 39-41.

8. Васина Е. В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург. 2011.

9. Воронин М., Хохолова Е. Качество - стратегия 21 века // Высшее образование в России. 2006. № 2. С.114-118.

10. Головистикова А. Н. Толковый словарь юридических терминов. Изд.: Эксмо, 2008. С. 328.

11. Добрыднев С. И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 4. Режим доступа: http://www.mavriz.ru /articles/2004/4/3460.html (дата обращения: 06.01.2015).

12. Долятовский В. А., Мазур О. А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП, 2006. С.21-26.

13. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо. URL: http://www.mgu-consulting.ru/st/ecanom/uslugi.htm (дата обращения: 06.01.2015).

14. Подопригора М. Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов: монография. Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. 216 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m244/ (дата обращения: 06.01.2015).

15. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 3-11.

16. Социально-экономическая эффективность образования Режим доступа http://ulfek.ru/obshchie-osnovy-ekonomiki-obrazovaniya/2032-sotsialno-ekono-micheskaya-effektivnost-obrazovaniya.html (дата обращения: 06.01.2015).

17. Терентьева Т. В., Кулакова М. Н. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7128 (дата обращения: 06.01.2015).

18. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

19. Муромцев Д. Ю., Муромцев Ю. Л., Тютюн-ник В. М. , Белоусов О. А. Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн, ун-та, 2007. 96 с.

20. Как рассчитать рентабельность услуг. Режим доступа http://www.kakprosto.ru/kak-70387-kak-rass-chitat-rentabelnost-uslug (дата обращения: 06.01.2015).

21. Доля образования в экономике общественного сектора и ВВП России и в других странах. Режим доступа http://studopedia.net/1_45694_dolya-obrazo vaniya-v-ekonomike-obshchestvennogo-sektora-i-vvp-ros-sii-i-v-drugih-stranah.html (дата обращения 06.01.2015).

efficiency of educational service of the organizations of the higher education

© 2015

J. J. Sysoeva, the senior teacher of the chair «Foreign Languages» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation. Education in society is one of the main sources of economic growth, social stability, a necessary condition of modernization of economy. Speaking about educational service as a product provided by educational organizations of higher education to the population, enterprises and other organizations it should be noted that this category bears in itself not only the quantitative component having economic productivity, but also the qualitative component which is expressed as formed competences and acquired knowledge and abilities among graduates of an educational organization who are a competitive product in the educational services market. Efficiency of activity of a higher education organization is one of indicators of competitiveness of an organization. Now educational organizations get characteristics of commercial organizations more and more, providing educational services which can be sources of additional financing for educational institution at implementation of financial and economic activity in the market of educational services. The social effect of educational service depends on whether the higher education institution copes with the main objective, namely release high-prepared graduates which find a job during the first year after graduating by a specialty on labor market. From a position of interests of the state realization of educational programs has direct and indirect effects. The main objective of management of an educational organization is granting a wide range of educational services with various types of ratios of effects of educational service for the purpose of satisfaction of requirements of the population and a state in general, and also attraction of additional sources of financing due to increase of a share of an economic component when granting a number of educational services.

Keywords: educational service, organization of the higher education, direct and indirect effects, profitability of service, efficiency of educational service, production efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.