Научная статья на тему 'Эффективность образовательной системы в СССР'

Эффективность образовательной системы в СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
СССР / образование / качество / эффективность / Россия. / USSR / education / quality / efficiency / Russia.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Э. С.

В статье рассматривается вопрос об эффективности советской образовательной системы. Автор отмечает, что традиционно в России образование не рассматривали в качестве товара, который можно выбирать в соответствии с уровнем платежеспособности. Советская система образования оказалась самой эффективной в мире по результатам зарубежных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE USSR

The article discusses the effectiveness of the Soviet educational system. The author notes that traditionally in Russia education was not considered as a commodity that can be chosen in accordance with the level of solvency. The Soviet education system was the most effective in the world according to the results of foreign studies.

Текст научной работы на тему «Эффективность образовательной системы в СССР»

/ PEDAGOGICAL sciences

89

УДК 37.378

Абдулаева Э.С.

к.филос.н., доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Чеченский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10821 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СССР

Abdulaeva E.S.

Candidate ofphilosophical sciences, associate Professor of the Department of theory and technology of social work, Chechen state University

THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE USSR

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об эффективности советской образовательной системы. Автор отмечает, что традиционно в России образование не рассматривали в качестве товара, который можно выбирать в соответствии с уровнем платежеспособности. Советская система образования оказалась самой эффективной в мире по результатам зарубежных исследований.

АппМайон

The article discusses the effectiveness of the Soviet educational system. The author notes that traditionally in Russia education was not considered as a commodity that can be chosen in accordance with the level of solvency. The Soviet education system was the most effective in the world according to the results of foreign studies.

Ключевые слова: СССР, образование, качество, эффективность, Россия.

Key words: USSR, education, quality, efficiency, Russia.

Вряд ли вызовет возражение тезис, согласно которому образование - это важнейший показатель жизнеспособности государства. Поскольку именно образовательные учреждения являются тем социальным механизмом, который «производит» граждан нашего общества, сохраняя и передавая культурное наследие от поколения к поколению, становится очевидной верность следующего положения: от уровня культуры и образования зависят потребности общества, а, следовательно, и уровень социального развития.

На протяжении конца XIX - начала ХХ века российская система образования непрерывно реформируется, причем таким образом, что каждая реформа сопровождается контрреформой, следствием чего становится возврат к прежним ориентирам, которые, как правило, отвечают социально-политической ситуации того или иного периода. Так, в 20-30 годы XX века после неудачных реформ была возвращена русская классическая система обучения, соединившая гимназическое, политехническое и трудовое обучение, вследствие чего основой уникальной системы советского образования стали лучшие достижения школы царской России, адаптированные к реалиям современной для того периода жизнедеятельности социума.

Другими словами, именно те приметы отечественного образования, которые с наибольшей частотой были востребованы в рамках конкретной социокультурной ситуации, могут рассматриваться в качестве традиционных для нашей страны. К фундаментальным факторам, являющимся достоянием российской системы образования, можно отнести:

- образование как главный государственный приоритет;

- государственное управление образованием;

- государственное финансирование образования;

- единое образовательное пространство;

- единые государственные стандарты и эталоны;

- система доступного и непрерывного образования;

- научный принцип целостного изучения предметов;

- поддержка образованием самобытности и культуры России;

- обязательная связь обучения с воспитанием;

-полифункциональное и фундаментальное

университетское образование как формирование личности с широким общегуманитарным профессионализмом;

- авторитет учителя;

- уважительное отношение в обществе к успехам детей в учебе;

- вузы, сформированные для решения государственных задач;

- приоритетное финансирование работников умственного труда;

- качество образования.

При этом родовым признаком системы советского образования выступает активная образовательная политика, проводимая на самом высоком государственном уровне. Подчеркнем, что исторически советская система образования ставила перед собой следующие цели, указанные на рисунке 1.

90

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМУМ~^©УГМа1>#2414Ш,2(0]9

Цели советской системы образования

V__/

Рисунок 1. Цели советской системы образования.

В результате подобного положения дел уже в 1957 году, ознаменованном для Советского Союза запуском космического спутника, в мире заговорили об эффективности образовательной системы СССР, что заставило США критически отнестись к собственным учебным программам[3]. Более того, сравнивая знания, полученные советскими школьниками, с тем объемом и качеством знаний, которые получали школьники США, Министерство здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США пришло к необходимости сделать следующий вывод. В отличие от американских сверстников советские школьники обладали значительным количеством знаний, а десятиклассники в научных познаниях превосходят американских студентов.

Как свидетельствует директор ФБР Э. Гувер, с этого времени советскую систему образования стали рассматривать с позиции «важнейшего аспекта всестороннего коммунистического вызова», называя «пугающе эффективной» [4]. Именно поэтому в 1958 году США принимает закон «Об образовании в интересах национальной безопасности». Более того, проводившие на протяжении 10-ти лет исследования в области образования Г.В. Стивенсон и Дж. В. Стайглер, изучающие образовательные системы в СССР, Китае и Японии, констатировали, что именно советская система образования оказалась самой эффективной в мире [5].

Достижения советской системы образования заставили Запад провести ряд реформ высшей школы в 1960-1980 годах, увеличить финансирование вузов из госбюджета, ввести образовательные стандарты, а узкоконфессиональные учебные заведения превратить в массовые институты.

В 1990-х годах российская система образования начинает подвергаться разрушению. В частности, указом Президента СССР в 1990 году провозглашается автономия вузов, суть которой, как пояснил председатель Госкомитета по народному образованию, заключается в том, «что мы никогда никаких указаний вузам давать не будем» [1]. В результате одна из основных особенностей советского российского образования была уничтожена.

Традиционно в России образование не рассматривали в качестве товара, который можно выбирать в соответствии с уровнем платежеспособности. В данном контексте мы полностью солидаризируемся с А.С. Запесоцким, который

свидетельствует о том, что «в ситуации, когда «"главная ценность - деньги", а "образование - это услуга".., дошкольные учреждения становятся местом, где детей кормят и присматривают за ними, школы - коммерческими центрами, где учителя зарабатывают на учениках, вузы - корпорациями по оказанию платных услуг, а аспирантура и диссертационные советы - своего рода магазинами, торгующими кандидатскими и докторскими дипломами»[ 2].

То, что сегодня образование можно выбирать в соответствии с уровнем платежеспособности, приводит к автоматическому разделению детей на категории согласно величине доходов их родителей, а с появлением частных школ образование оказывается разделенным на элитарное и массовое. В результате образование усиливает социальные и культурные различия не только среди учащихся, но и среди российского учительства, большая часть которого утрачивает профессионализм, будучи поставленным перед необходимостью выживать на нищенские зарплаты.

До развала Советского Союза бесплатное образование предоставляло молодежи равные стартовые возможности, так как критерием отбора являлись знания. При этом высшее образование получало 20-22 % населения, те, кто выдержал вступительные экзамены. Подобная система позволила воспитать выдающихся ученных в разных областях науки, страна получила высококвалифицированных специалистов: инженеров, врачей, учителей и т. д.

Список литературы

1 .Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. 1990. № 8. С. 3

2.Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ //Вестник Российского философского общества. 2012. № 3 (63). С. 25-26.

3.Крэйн У. Теория развития. Секреты формирования личности. 5-е межд. изд. СПб: Прайм-ЕВРОЗНА, 2002. - 512 с.

4.Плесовских В.С. Политика КПСС в области народного образования. Опыт разработки и реализации. М.: Мысль, 1987. С. 45.

5. Harold W. Stevenson and James W. Stigler The learning gap: why our schools are failing and what we can learn from Japanese and Chinese education. New York, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.