ПСИХОЛОГИЯ
СЕКЦИЯ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОЙ РИТМОПЛАСТИКИ В АБИЛИТАЦИИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Карелина Инна Борисовна
канд. пед. наук, логопед высшей категории, Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области
«Городская детская больница», РФ, г. Рыбинск E-mail: [email protected] центр коррекции речи «Возрождение», РФ, г. Ярославль
Малюкова Ирина Борисовна
дефектолог-реабилитолог, Центр коррекции речи «Возрождение»,
РФ, г. Ярославль
EFFICACY OF NEJRODINAMICESKOJ RITMOPLASTIKI IN NON HABILITATION OF CHILDREN OF EARLY AGE
Inna КагвИна
candidate of pedagogical sciences, speech therapist of higher category,
Public institution of health protection of the Yaroslavl area the "City child's hospital",
Russia, Rybinsk center of correction of speech "Revival", Russia, Yaroslavl
Irina Malyukova
therapist, rehabilitator, Center of correction of speech "Revival",
Russia, Yaroslavl
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты коррекционной работы с неговорящими детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза при помощи нетрадиционного метода -нейродинамической ритмопластики. Этот метод является не только коррекционным, но и лечебным, так как использует упражнения ЛФК сочетающиеся со специально подобранным речевым материалом, что способствует «запуску речи» у неговорящих детей.
ABSTRACT
This article presents the results of correctional work with nonspeaking young children with a variety of options dizontogeneza using unconventional methods - neurodynamic ritmoplastiki. This method is not only corrective but also curative, because it uses physical therapy exercises combined with a specially selected speech material, which contributes to "launch speech" in nonspeaking children.
Ключевые слова: нейродинамическая ритмопластика, комплексные упражнения творческого характера, коррекционная работа, дети раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза, родители.
Keywords: neurodynamic ritmoplastika, complex exercise creative nature, correctional work, early age children with different variants dizontogeneza parents.
На протяжении 5 лет на базе Центра коррекции речи «Возрождение» проводился эксперимент по внедрению в практику коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза разработанного нами метода нейродинамической ритмопластики - комплексных упражнений творческого характера, игровых комбинированных упражнений-образов. Специфической особенностью предлагаемого нами метода запуска нейродинамических механизмов речи является стопроцентное участие семьи в абилитационном процессе. В Центр коррекции речи «Возрождение» обратились 200 семей, имеющих детей от 2 до 3,5 лет с различными нарушениями онтогенетического развития. Все дети были неговорящими и имели задержки речевого развития различного генеза и степени выраженности. У одних детей отмечалось полное
www.sibac.info
отсутствие речи и только жесты и вокализации, а другие имели скудный словарный запас от 10 до 50 слов, включая лепетные, которые были сильно искажены и мало понятны для окружающих. Однако, в процессе экспериментальной работы мы столкнулись с труднопреодолимым препятствием - нежеланием родителей участвовать в коррекционной работе. Из 200 обратившихся к нам семей после первого занятия осталось только 66, родители которых готовы были сами помогать своему ребёнку, выполняя все выдвигаемые нами требования. Мы попытались выяснить причины ухода современных молодых родителей от проблем своего ребёнка, и пришли к выводу, что мощным негативным фактором является существующая образовательная система, где ребёнок подчинятся только законам коллектива. В течение многих десятилетий дошкольные учреждения, в которых ребёнок проводил большую часть своей жизни, оттесняли семью на периферию воспитательно-образовательного процесса, подменяя родителей и отторгая их от детей [9, с. 25]. В процессе работы выяснилось, что у многих родителей наблюдается полное отсутствие навыков развивающего ухода и игрового взаимодействия с детьми, а самое главное - отсутствие желания у большинства из них осваивать эти навыки. Из всех семей, обратившихся к нам за помощью, лишь немногие понимают и осознают, что для ребенка главными воспитателями, учителями, психологами, реабилитологами являются его родители. Абилитация, реабилитация, коррекция и развитие — это постоянная кропотливая работа семьи, которая выполняется в процессе бытовых, игровых, и учебных действий. Поэтому специализированные коррекционные и реабилитационные центры должны обучать родителей ребенка приемам и особенностям проведения этой работы, не подменяя собой коррекционно-развивающую функцию семьи.
Родителям, которые обращаются в Центр за помощью, мы объясняем, что ребёнок раннего возраста в силу особенностей психического развития, лучше всего понимает и усваивает не словесные инструкции, а модели поведения, реализуемые взрослыми людьми. Самыми значимыми взрослыми в жизни ребенка раннего и дошкольного возраста являются родители и его ближайшее окружение, а это первое звено сложной системы коррекционной помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста.
Воспитание ребенка начинается, когда он находится еще в утробе матери. Ребенок воспринимает вибрации материнского организма, являясь его частью [5, с. 12; 4, с. 42; 10, с. 6; 6, с. 17; 2, с. 12; 1, с. 3; 3, с. 32].
Колыбельные песни на протяжении тысячелетий являлись непременным атрибутом семейного воспитания младенцев.
Поэтому с колыбельных песен начинался процесс воспитания ребенка, так как они имеют важное мировоззренческое значение, знакомят с простейшей моделью мироустройства и раскрывают принципы семейного воспитания, формируя доверие к близким людям и к миру в целом, указывая на то, что семья - это защита и надежность. Отличие светской педагогики от народной заключается в том, что светская педагогика - это педагогика мероприятий, а народная педагогика - это педагогика жизни, которая воздействует на глубинные структуры подсознания, в то время как средства светской педагогики воздействуют на сознание ребенка. Коррекционная работа - это не только занятия, а определённая философия жизни семьи, когда всё подчинено одной цели - помочь ребёнку. Очень часто родители отказываются от проблемного ребёнка, отдавая его в специализированные учреждения. Это происходит потому, что многие из них не воспринимают себя равноправными участниками абилитационного или коррекционного процесса, потому, что в обществе существует мнение, что только специалист может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. Специалист может заставить ребёнка выполнять коррекционные упражнения, но родители тоже способны своим ежедневным примером побудить малыша к выполнению необходимых двигательных действий. В течение многих десятилетий в коррекционной педагогике занятия были основной формой работы с детьми, поэтому до сих пор, многие родители, приведя ребенка к дефектологу, логопеду, психологу, инструктору ЛФК, оставляют его и уходят из кабинета, а они должны знать, как помочь своему ребёнку дома, должны научиться играть с ним, а не принуждать его выполнять указания. Их ежедневное взаимодействие будет более продуктивным, если они научатся играть с ним, а не подчинять его своей и чужой воле. Поэтому мы попытались изменить существующую систему коррекционной помощи детям, ориентируясь на тех родителей, которые готовы помогать своему ребенку совместно со специалистом. Именно у таких родителей даже очень тяжёлые дети достигают больших успехов в абилитации под руководством команды специалистов.
С этими детьми проводилась работа в рамках программы «Театр исцеляющих и развивающих движений». Она начинается с формирования у ребёнка двигательно-звуковых, двигательно-слоговых базовых навыков, автоматизмов, стереотипов и закрепления их следовых образов. Причём основой работы является коррекционное поле семьи, бытовое пространство обычной жизни малыша, а педагог-дефектолог на занятиях обучает родителей навыкам ежедневного, развивающего ухода и игрового взаимодействия с ребёнком, осуществляемого
www.sibac.info
близкими людьми. Коррекционная работа начинается с этапа междометий («Ай!», «Бах!», «Топ-топ», «Ж-Ж», «Тук-тук», «Му-му» и др.), сопровождающих двигательные, эмоциональные, игровые и бытовые предметные действия. Этот этап закладывает «фундамент» для дальнейшего развития. Например, бросая ребёнку мяч, взрослый говорит: «Ап!», отбивая мяч от пола: «Хлоп!», передавая мяч ногой: «Пас!» или «Гол!».
По мере освоения детьми базовых навыков, к междометиям добавляются короткие слова, то есть наступает этап формирования двигательно-словесных автоматизмов и стереотипов. Например, имитация движений колёс паровоза — вращательные движения согнутыми в локтях руками в передне-заднем направлении, сопровождаются звуками: «Чух-чух-чух!» и «У-У-У!». Эти движения неожиданно прерываются взрослым, обнимающим ребёнка, со словами: «Стоп машина!». У детей это вызывает ответную эмоциональную реакцию, и многие из них начинают говорить слово «Стоп» уже после двух-трёх повторений игры. Также на этом этапе работы взрослые собственным многократным примером побуждают ребёнка к прохлопыванию часто употребляемых в течение дня слов: «Зравст-вуй-те, при-вет, до-сви-да-ни-я, по-ка, мо-ло-дец, спа-си-бо, у-ра». Педагог объясняет родителям, что ребёнку с органическим поражением мозга, у которого нарушена биологическая программа развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, порой необходимо тысячи раз показать двигательно-речевую игру, чтобы вызвать у него желание повторить её. Абилитация, реабилитация и коррекция нарушений в развитии у таких детей - это тяжёлая работа, требующая ежеминутных физических, эмоциональных, волевых, душевных и духовных усилий, в первую очередь, от членов семьи.
Этап формирования двигательно-стихотворных стереотипов начинается с простейших упражнений, например, наклонов головы вперёд-назад («Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон»). В процессе выполнения каждого упражнения нейродинамической ритмопластики в соответствии со смыслом стихотворных строк постоянно изменяется динамика развития сюжета, движения рук и тела, изображающие животных, сказочных героев, природные или рукотворные объекты, явления, действия. Для создания эффекта спектакля, театрального этюда, сценического образа родители обучаются изменять мимику, а также эмоциональную окраску, интонацию, тембр, высоту, пластику речи, координируя с ними ритмический и пластический рисунок движений. Дети нуждаются в игровом взаимодействии
со взрослыми, которое обеспечивает комплексный многосложный полимодальный подход к преодолению речевого недоразвития.
В ходе коррекционной работы у 107 детей из 200 уже на первом занятии наблюдался толчок к речевому развитию, однако, следует отметить, что это произошло у тех детей, родители которых активно включались в игровой процесс. У 87 детей родители либо открыто отказались от игрового взаимодействия с детьми, и продемонстрировали неприятие игровых методов коррекционного взаимодействия с ребёнком, либо заняли пассивную позицию, что сказалось на поведении и реакциях их детей. У 5 детей толчок к речевому развитию произошел после второго занятия, и у 1 ребёнка - после третьего. Из 113 детей, у которых был отмечен толчок к речевому развитию после первого, второго или третьего занятия родители 41 ребёнка посчитали, что результат достигнут, и перестали посещать занятия.
Улучшения речевого развития наблюдались у 45 из 113 детей, которые посетили от 3 до 10 занятий, и у 1 ребёнка, который посетил 15 занятий. У 30 детей из этой подгруппы родители, отметившие улучшения, прекратили приводить детей для дальнейшей коррекционной работы.
Значительные улучшения были отмечены у 20 детей, которые посетили от 3 до 10 занятий - 15 человек, от 10 до 15 занятий - 4 человека и от 15 до 25 занятий - 1 человек.
Таблица 1.
Результаты коррекционной работы
Критерии Количество детей
Толчок к речевому развитию 113
Улучшение речи 46
Значительные улучшения речи 20
Таким образом, комбинированные игровые вербально-динамические и эмоционально-творческие упражнения нейродинамической ритмопластики, оказывают многофакторное комплексное воздействие на речевое, моторное, сенсорное, психическое и интеллектуальное развитие, а также на речевой аппарат и связанные с ним дыхательные функции, восстанавливают интегративную деятельность головного мозга, что позволяет достигнуть более качественного и стойкого результата, чем целенаправленное изолированное воздействие только на речевую функцию. Важным аспектом достижения стойкого результата является включение в коррекционный процесс семьи и ближайшего окружения ребёнка.
www.sibac.info
www.sibac.info
Создание единого коррекционного пространства позволяет повысить
эффективность коррекционной помощи неговорящим детям раннего
возраста с различными вариантами дизонтогенеза.
Список литературы:
1. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях / Пер, с англ. Г.П. Хлуновской. - СПб.: МНПО «Жизнь», 1992. - 32 с.
2. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. -М.: Слово, 1993.
3. Дик-Рик Г. Роды без страха. Серия Здоровье Вашего ребенка. Изд. 1-ое, 1996, - 384 с.
4. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, - 2010, - 272 с.
5. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента. - 2000, - 197 с.
6. Лебуаер Ф. Роды без боли и страха: Новейшая программа помощи матери и ребенку при родах / Пер. с фр. Л. Шарашкина, И. Шарашкиной - М.: РИПОЛ классик, 2005, - 128 с.
7. Малюкова И.Б. Театр исцеляющих прикосновений. [Текст]: учебно-методическое пособие. / Малюкова И.Б. Ярославль. Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - 2008, 32 с.
8. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика. Комплексные упражнения творческого характера. «Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров». Программа «Театр исцеляющих и развивающих движений» [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Малюкова. -Рыбинск: [б.и.], 2014. - 32 с.
9. Никитина Л.А. Мама и детский сад. [Текст]: Книга для воспитателей и родителей / М.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1998, - 93 с.
10. Оден М. Мама // Домашний ребенок. - 2009, № 3, - С. 6.