Научная статья на тему 'Эффективность науки и образования в контексте глобального образовательного пространства: региональный аспект'

Эффективность науки и образования в контексте глобального образовательного пространства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОН / РОССИЯ И ТАЙВАНЬ / EDUCATION / SCIENCE / INTERNATIONAL COOPERATION / EFFI CIENCY / EDUCATIONAL SPACE / REGION / RUSSIA AND TAIWAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручин В.А., Смолина Е.С.

Современные государства с учетом растущей роли науки и образования стремятся их поддерживать в соответствии с глобальной динамикой. Цель настоящей статьи заключается в попытке ответить на вопрос: «Как до-биться эффективности образования и науки в целях достижения устойчивого развития общества?» с опорой на ключевые моменты политики России и Тайваня в образовании и науке. Проведен анализ соотношения элементов триады «наука образование международное сотрудничество» на примере их влияния на развитие общества, в нашем случае двух регионов: Саратовской области и уезда Yunlin (Тайвань).Стремление России восполнить длительный отрыв от международных контактов требует институциализации ключевых подходов: коммерциализации, конкурентоспособности, ориентированности на рынок. Слабое место для российских образования и науки длительный период внедрения инновационных технологий. Заинтересованность в устойчивом развитии российского общества не всегда увязывается с инновационной экономикой, а образование, будучи важнейшим социальным институтом современной цивилизации, воспринимается порой только как часть государственной системы. Для Тайваня же создание фундаментальной науки является едва ли не одной из главных задач государственной политики. В заключение отмечено, что обеим странам для повышения эффективности науки и образования в различных аспектах: и личностном, и экономико-управленческом, и ориентированном на рост ВВП следует стремиться к активному международному сотрудничеству, ориентированному в первую очередь не на форму, а на содержание, востребованное особенностями развития собственных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF EDUCATION AND SCIENCE IN THE CONTEXT OF GLOBAL EDUCATIONAL SPACE: REGIONAL ASPECT

The paper shows that modern societies realize the growing role of science and education and strive to support them in line with the global trends. The paper aims to fi nd an answer to the question: “How to ensure effectiveness of education and science in order to achieve sustainable development?”. The authors draw on the experience of Russia and Taiwan in developing their education and science policy and analyze the correlation between the elements of the triad “science education international cooperation” and their impact on the development of society, particularly in two regions: Saratov region and Yunlin region (Taiwan).Russia's desire to compensate for a long lack of international contacts requires institutionalization of key approaches: commercialization, competitiveness, and market-orientation. The weak point of education and science in Russia is that it takes a long time for introducing technological innovations. Pursuit of sustainable development in Russia is not always linked to innovative economy, and education as the most important social institution of modern civilization is sometimes perceived only as part of the state system. For Taiwan, support and development of fundamental science is perhaps one of the most important state policy goals.In conclusion, it is noted that both countries in order to improve the effi ciency of science and education in various as-pects: personal, economic and focused on the growth of GDP should seek active international cooperation focused primar-ily not on form but substance which is needed for the development of their own regions.

Текст научной работы на тему «Эффективность науки и образования в контексте глобального образовательного пространства: региональный аспект»

такое позволено только тем, кто не соблазнился сдать свой земельный надел в аренду «посторонним».

Таким образом, у субъектов нынешних крестьянских обществ, даже при отсутствии законодательной базы по поводу возможности свободной торговли землей (как, к примеру, на Кубани и в подавляющем числе других аграрных регионов России), есть реальная возможность накопить практический опыт вариативного распоряжения земельными ресурсами. Прогрессивная практика неуклонно, порой втихомолку, явочным порядком, постоянно прокладывает собственные пути в будущее. А это, в свою очередь, постоянно подпитывает процесс расслоения сельского населения. И этот процесс развивается весьма динамично. Когда же контуры новой стратификационной картины села станут более отчетливыми, когда появятся люди, которые смогут принять и ответственно распорядиться собственной землей, можно делать некие бесповоротные политико-экономические шаги, которые на длительный срок могут определить судьбы крестьянских обществ России.

1. Артемов В.А., Новохацкая О.В. Сельская повседневность в 1970-2000-е годы: данные к анализу // Экономическое развитие России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.

2. Буздалов И.Н. Сельское хозяйство и государство: проблемы нормализации взаимоотношений // Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: Энциклопедия российских деревень, 2009.

3. Великий П.П. Неоотходничество, или лишние люди современной деревни // Социс. 2010. № 9.

4. Виноградский В.Г. Крестьянский мир в дискурсе поколен-ческой печали // Социс. 2015. № 12.

5. Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: эволюция повседневного существования // Волга. 1995. № 2, 3, 4.

6. Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: Эволюция повседневного существования // Мир России: Социология. Этнология. Культура. 1996. № 3. С. 3-76.

7. Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: социологический преданализ // Социс. 2006. № 7.

8. Виноградский В.Г. Орудия слабых: технология и социальная логика повседневного крестьянского существования. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2009.

9. Виноградский В.Г. Социальный капитал сельских сообществ: понятие, динамика, перспективы. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2010.

10. Виноградский В.Г. Крестьянские координаты. Саратов, 2011.

11. Виноградский В.Г. Протоколы колхозной эпохи. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2012.

12. Виноградский В.Г., Виноградская О.Я., Никулин А.М., Фадеева О.П. Крестьянские жизненные практики. 1991-2012. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2013.

13. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988.

14. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

15. Калугина З., Фадеева О. Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009.

16. Нефедова Т. Сельская Россия на перепутье: Географические очерки. М.: Новое издательство, 2003.

17. Пациорковский В.В. Сельская Россия: Приоритеты развития. М.: Поколение, 2009.

18. Редфилд Р. Крестьянство как социальный тип // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс-Академия, 1992.

19. Шанин Т. Рефлексивное крестьяноведение и русское село // Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России. М.: МВШСЭН, РОССПЭН, 2002.

Владимир Алексеевич Ручин,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, социальной антропологии

и социальной работы, Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А.

katesmolina89@gmail.com Екатерина Сергеевна Смолина,

ассоциированный сотрудник социологического центра, Саратовский государственный технический университет УДК 001:37 им. Гагарина Ю.А.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Современные государства с учетом растущей роли науки и образования стремятся их поддерживать в соответствии с глобальной динамикой. Цель настоящей статьи заключается в попытке ответить на вопрос: «Как добиться эффективности образования и науки в целях достижения устойчивого разви-тия общества?» - с опорой на ключевые моменты политики России и Тайваня в образовании и науке. Проведен анализ соотношения элементов триады «наука - образование - международное сотрудничество» на примере их влияния на развитие общества, в нашем случае двух регионов: Саратовской области и уезда УипПп (Тайвань).

Стремление России восполнить длительный отрыв от международных контактов требует институциализации ключевых подходов: коммерциализации, конкурентоспособности, ориентированности на рынок. Слабое место для российских образования и науки - длительный период внедрения инновационных технологий. Заинтересованность

r-vl@yandex.ru

в устойчивом развитии российского общества не всегда увязывается с инновационной экономикой, а образование, будучи важнейшим социальным институтом современной цивилизации, воспринимается порой только как часть государственной системы. Для Тайваня же создание фундаментальной науки является едва ли не одной из главных задач государственной политики.

В заключение отмечено, что обеим странам для повышения эффективности науки и образования в различных аспектах: и личностном, и экономико-управленческом, и ориентированном на рост ВВП - следует стремиться к активному международному сотрудничеству, ориентированному в первую очередь не на форму, а на содержание, востребованное особенностями развития собственных регионов.

Ключевые слова: образование, наука, международное сотрудничество, эффективность, образовательное пространство, регион, Россия и Тайвань.

V.A. Ruchin, Ye.S. Smolina

EFFICIENCY OF EDUCATION AND SCIENCE IN THE CONTEXT OF GLOBAL EDUCATIONAL SPACE:

REGIONAL ASPECT

The paper shows that modern societies realize the growing role of science and education and strive to support them in line with the global trends. The paper aims to find an answer to the question: "How to ensure effectiveness of education and science in order to achieve sustainable development?". The authors draw on the experience of Russia and Taiwan in developing their education and science policy and analyze the correlation between the elements of the triad "science -education - international cooperation" and their impact on the development of society, particularly in two regions: Saratov region and Yunlin region (Taiwan).

Russia's desire to compensate for a long lack of international contacts requires institutionalization of key approaches: commercialization, competitiveness, and market-orientation. The weak point of education and science in Russia is that it takes a long time for introducing technological innovations. Pursuit of sustainable development in Russia is not always linked to innovative economy, and education as the most important social institution of modern civilization is sometimes perceived only as part of the state system. For Taiwan, support and development of fundamental science is perhaps one of the most important state policy goals.

In conclusion, it is noted that both countries in order to improve the efficiency of science and education in various aspects: personal, economic and focused on the growth of GDP should seek active international cooperation focused primarily not on form but substance which is needed for the development of their own regions.

Keywords: education, science, international cooperation, efficiency, educational space, region, Russia and Taiwan.

Образование и наука в период третьей промышленной революции [7, с. 7] получили свое новое измерение, а потому вступление нашей страны в Болонский процесс есть закономерный итог возрастания роли международного сотрудничества. Сегодня различие уровней технологических достижений развитых и развивающихся стран дает импульс социальным, политическим и экономическим сдвигам [3], а внутри отдельного общества одной и той же страны проявляется в глубоких разрывах его единства [7, с. 8]. Современное российское государство с учетом растущей роли науки и образования [6] стремится их поддерживать [4] в соответствии с глобальной динамикой, а мировое образовательное пространство, поскольку связь образования и науки в контексте социального развития неразрывна, диктует поиск ответа на вопрос: как добиться эффективности образования и науки в целях достижения устойчивого развития общества? [2] Цель настоящей статьи и заключается в попытке ответить на этот вопрос с опорой на ключевые моменты политики России и Тайваня в образовании и науке.

Для достижения желаемого проанализируем соотношение элементов триады «наука - образование -международное сотрудничество» на примере их влияния на развитие общества, в нашем случае двух регионов: Саратовской области и уезда УипПп (Тайвань).

Образование

Понятие «эффективность» в любой деятельности есть соотношение количества использованных ресурсов и приложенных усилий [11]. Понятие «эффективность образования» имеет различные толкования. Первая трактовка - личностная - состоит в том, что образованный человек, как это принято в мире, должен рассчитывать на квалифицированную работу и высокую оплату своего труда. При этом эффективность образования объясняется пропорциональностью затрат на учебу и финансовой оценки обществом этих затрат. Известно, что в России этот подход не вполне соответствует мировым стандартам, а порой прямо противоположен: оплата квалифицированных работников по сравнению с неквалифицированными гораздо ниже, а потому значимость вузовских дипломов на сегодняшний день утрачивается. Это для россиян привычное, но несправедливое явление. К сожалению, это прямо влияет на авторитет специалистов высшей квалификации и приводит к ослаблению согласованности между наукой, образованием и экономикой, в целом снижая конкурентоспособность страны.

Вторая трактовка - экономико-управленческая - состоит в том, что эффективность образования есть ключевой параметр, по которому судят об общественно-

экономической значимости сферы образования. И здесь эффективность образования определяется либо как внутренняя или внешняя эффективность, либо как стоимостная или статистико-параметрическая, либо как эффективность учебного заведения или системы образования в целом [18].

Третья трактовка эффективности образования предлагается в академическом словаре и представляет собой «термин, отражающий роль образования в приросте национального дохода». В данной трактовке отражено соотношение затрат на образование к приросту ВВП, достигаемого за счет роста образовательно-квалификационного уровня [19].

Четвертая трактовка, на которую мы и опираемся в данной статье, была дана в модельном законе «Об образовании взрослых», принятом на десятом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Трактовка представляет собой «оценочную категорию, характеризующую результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям» [8]. Под этими целями, помимо «профессионального роста и развития личности человека в период его самостоятельной жизни, а также заинтересованности общества в повышении уровня компетентности и активности граждан» [8], мы подразумеваем устойчивое социально-экономическое развитие страны, являющееся одной из главных функций современного института образования. В этом отношении для нас интересен именно регион, так как это одновременно и социальная среда, и экономическое пространство, где вначале обучаются, а затем делают первые профессиональные шаги выпускники университетов.

Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 г., вывел на первый план дуальную социальную проблему: образованная молодежь не может реализовать свой потенциал, в то время как работодатель стра-

дает от острой нехватки подходящих кадров, что является ярким примером дисбаланса между качеством образования и потребностью в нем на рынке труда. Именно эта проблема стала толчком к пересмотру во всем мире представлений о качестве и эффективности образования, смещению его фокуса к практической деятельности и развитию двух взаимозависимых сфер -образования и предпринимательства. Рост безработицы молодежи дал импульс смене образовательного приоритета: во главу угла были поставлены рост и развитие образования, способного дать молодому поколению правильную комбинацию академических знаний и практических навыков.

Исходя из вышесказанного, наиболее злободневными социальными задачами функционирования сферы высшего образования можно назвать следующие:

- снижение уровня безработицы;

- повышение качества образования;

- смену образовательного приоритета.

Рассмотрим характеристики образовательного пространства двух регионов, представляющих Россию и Тайвань, - Саратовской области и уезда УипНп (табл. 1).

Сопоставление приведенных в табл. 1 данных заставляет задуматься прежде всего о том, что географические масштабы России и Тайваня несоизмеримы по запасам как природных, так и людских ресурсов. Однако если подходить к социально-экономическим параметрам двух стран и выбранных нами регионов не в абсолютном, а в относительном выражении, то можно не только успешно сравнивать эти регионы, но и выявлять закономерности на основе определенных пропорций. Например, можно оценивать регионы и по количеству студентов на один вуз, и по финансовым затратам на одного студента вуза, и по связям университетов и промышленности, и по проценту безработных. В этом случае мы можем обоснованно говорить об эффективности использования имеющихся возможностей.

Таблица 1

Характеристики образовательного пространства Саратовской области и уезда Yunlin

Характеристики Саратовская область Уезд Yunlin

Площадь 101 тыс. км [5] 1,3 тыс. км [12]

Количество вузов 20 (Постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 г.) 4 [12]

Количество жителей/ студентов (чел.) 2,5 млн / 111 тыс. [5] 735 тыс. / 35,5 тыс. [12]

Показатели качества образования 1. Создание областной целевой программы «Развитие образования в Саратовской области». 2. Увеличение удельного веса выпускников по программам профессионального образования/профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры. 3. Увеличение доли контингента учреждений ВПО. 4. Создание на основе принципов государственно-корпоративного партнерства отраслевых кластеров в реальных секторах экономики (Постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 г.) 1. Повышена квалификация преподавателей: 20,4% магистров, 75,54 -имеют степень Ph.D. 2. Увеличены финансовые затраты из расчета на 1 студента вуза: 183 000 NT$ [13]

Смена приоритета образования Создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами (Постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 г.) 1. Поддержка принципов образования на протяжении всей жизни. 2. Поддержка развития спорта мирового уровня на базе университетов [12]

Уровень безработицы 1,9% [15] 3,82% (в Тайване в целом) [10]

Начнем с того, что общегосударственные проблемы профессионального образования в той или иной степени зеркально отражаются в каждом регионе конкретной страны. Для России, например, ключевые моменты отечественного образовательного пространства состоят в следующем: неблагоприятное влияние сложившейся демографической ситуации, постперестроечная ценностная дезориентация населения, отсутствие долгосрочных регионально-отраслевых прогнозов о потребностях в кадровых ресурсах, недостаток результативной профо-риентационной работы (Постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 г.). В совокупности все перечисленные моменты свидетельствуют о недостаточном понимании властью и обществом качественных характеристик профессионального образования, влияния профессионального образования на социально-экономическое развитие страны. Контрастны этому количественные характеристики ситуации в российских университетах: набор современных специальностей, перечень университетских управленческих структур соответствует западным стандартам, и, более того, управление вузами в целом ориентировано на рынок, т.е. идет процесс трансформации университетов в учебные заведения предпринимательского типа. Но эффективность образования в России пока низкая, инновационная экономика не создана, хотя основа для всего этого есть: прежде всего глубокие традиции в образовании.

Обратимся к образовательному опыту Тайваня, страны, которая, и это следует особо подчеркнуть, долгое время существует в окружении супердержав, в условиях жесткой конкуренции, при наличии малых ресурсов, отсутствии традиций в образовании. Исторически страна в каком-то смысле является яблоком раздора для КНР и США, и в силу этого у жителей Тайваня сформирован менталитет мигрантов. В такой ситуации для Тайваня инновационная экономика - это единственный способ выжить. Образовательная реформа, начавшаяся десятилетие назад, дала свои результаты: в стране увеличилось количество вузов, в связи с чем высшее образование стало доступнее для молодого поколения. Однако, как отмечает журналист Jane Ricards в своей статье на сайте Торговой палаты США в Тайбэе, «увеличение количества учреждений негативно отразилось на качестве образования, а увеличение профессорско-преподавательского состава не привело к ожидаемому увеличению цитируемых публикаций. Профессорско-преподавательский состав вузов в целях достижения финансового благополучия трудоустраивается в соседние азиатские государства, что приводит к перезагрузке преподавателей и недостатку внимания к нуждам студентов. Негативный результат реформы - смена статуса технических колледжей на вузы и, как следствие, перенос образовательного акцента прикладного характера обучения на академический подход, что не соответствует общественному запросу [26]. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что тайваньское образование имеет набор проблем, связанных с периодом роста. Известно, что в высшей школе Тайваня нет вековых традиций, но при всем при этом выделяется его сильная сторона - тесная связь образования с инновационной экономикой, т.е. отмечается достаточно высокая эффективность образования.

Наука

Общеизвестно, что в современном мире оценка научных результатов как отдельных ученых, так и научных организаций подразумевает результативность научно-исследовательской деятельности и, как правило, осуществляется на основе двух параметров. Первый - количество патентов, второй - число публикаций в рейтинговых журналах, а именно: «общее число цитирований, импакт-фактор журнала, максимальное цитирование одной работы и индекс Хирша (Web of Science [25], Scopus [20], РИНЦ [9])» [1].

В статье мы обращаемся к объему публикаций России и Тайваня за период с 1996 по 2014 гг. на примере международной базы данных Scopus (табл. 2, рисунок).

Таблица 2

Объем публикаций России и Тайваня за 1996—2014 гг. [27]

Scopus Россия Тайвань

13-е место 701 029 документов 4,3 млн цитирований Л-индекс 390 17-е место 491 560 документов 4,8 млн цитирований Л-индекс 331

Из рисунка видно: количество российских публикаций увеличивается, что с учетом типа общественного сознания обусловлено вниманием высшего руководства страны к данной проблеме. Так, в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. была поставлена конкретная задача -«увеличить к 2015 году долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых Web of Science, до 2,44%» в сравнении с 1,77% в 2012 г. Поскольку все международные базы данных частично коррелируют между собой, результат данного указа отражается и в базе данных Scopus. Однако, учитывая, что население России в шесть раз превышает население Тайваня, отметим: при такой существенной разнице обе страны имеют равные показатели цитирования и индекс Хирша. Это несомненная заслуга тайваньской науки, доказательство ее высокой эффективности, если еще учесть, что и научная деятельность в этой стране не располагает такой длительной историей, как наука российская.

Оценка научных результатов на основе сложившейся российской системы качества характеризуется наличием дополнительных национальных критериев, которые заметно отличаются от критериев международных. Возможно, попытка российского руководства создать самостоятельную систему оценки позитивна, но на деле это создает дополнительные трудности для мониторинга реального положения дел российской науки. Так, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 738н, эффективность работы НИУ должна быть оценена по критериям, состоящим из 50 различных показателей, но только три из них соотносятся с международными. На сегодняшний день использование внутрироссийских критериев эффективности научных исследований благоприятствует отечественному образовательному пространству, но усложняет оценку страны в международном рейтинге научных трудов.

Documents Citable Documents Cites Self Cites Cites per Document (Cites-Self cites) per Document H Index \ cited documents International collaboration

EC 45

40. 35 30. 25 20. 15 1Q

В

ООО-

ООО-

occ-

/

1-* ч"

\

1---

i / г

/ У

isa 199 1 59 199 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 201 201 201 201 201

6 7 S Russian Federation

à

1 2 Taiwan

(с} SCIma^c Rs^eaích Grau с

Количество публикаций России и Тайваня, 1996—2014 гг. [27]

В связи с этим не могут не возникнуть два вопроса: не дезориентируем ли мы тех отечественных ученых, у которых рост рейтинга опирается на зарубежные публикации, и насколько эффективно для развития страны в первую очередь основываться на внешние рейтинговые агентства, ведь в итоге сотрудники университетов меньше ориентируются на отечественную систему оценок, что неизбежно ведет к сокращению общего количества публикаций?

Международное сотрудничество

Законодательная база, определяющая цели международного сотрудничества в сфере образования России, в первую очередь представлена Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:

1) «расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования».

Со своей стороны Министерство образования Тайваня опубликовало планы развития международного взаимодействия в сфере образования на 2015 г.:

1) создание университетов мирового уровня и передовых исследовательских центров; увеличение взаимных академических обменов; поощрение государственных университетов к приему иностранных практик и критери-

ев; улучшение качества университетского преподавания, исследований и международной конкурентоспособности;

2) увеличение международного академического взаимодействия и обменов; открытие доступа к тайваньским курсам всему миру; распространение за рубежом преподавания мандаринского наречия китайского языка и соответствующих мероприятий; продвижение экспорта тайваньского образования; привлечение в Тайвань выдающихся преподавателей и создание необходимого окружения для международных студентов;

3) поощрение молодежи за участие в международных событиях, за путешествия за границу и за расширение ее международного опыта [22].

Для решения задач международного сотрудничества необходимым условием стало наличие (создание, укрупнение и поддержание) международных отделов вузов с целью координации международной деятельности. Рассмотрим особенности реализации поставленных целей крупнейшими учебными заведениями высшего профессионального образования Саратовской области и уезда УипИп.

Отметим, что международная деятельность вузов как в Саратовской области, так и в уезде УипИп развивается очень активно и по схожим направлениям, как то:

- академическая мобильность студентов и преподавателей;

- участие в грантах, международных проектах и различных фондах, финансирующих развитие научно-исследовательского и образовательного потенциала;

- создание оптимальных условий для приема и обучения иностранных студентов.

Все цели, поставленные правительствами обеих стран, направлены на достижение конкурентоспособности путем расширения международного сотрудничества, но остается неясным характер взаимодействия университетов и предприятий, университетов и общества. В табл. 3 только один вуз определил в качестве приоритета сотрудничество с предприятиями. Таким образом, истинное положение дел с точки зрения эффективности образования и науки трудно понять только через количество рейтингов. Так, например, в нашей стране мало известно о существовании теснейших контактов профессоров и представителей руководства тайваньских университетов с промышленными предприятиями.

Сравнительный анализ показал, что образовательная политика двух стран имеет единые цели: развитие чело-

веческого потенциала и подготовки молодежи с учетом тенденций глобализации образования. В то же время отметим существенные различия сфер образования и науки России и Тайваня, а именно:

1. Образовательная система Тайваня заимствована в США и остается составной частью их образовательного пространства. Российская система образования перешла на новые стандарты только в конце XX в. Ее корни -советская система, а современный ориентир - европейское образование.

2. Международное сотрудничество в науке и образовании для России есть возрождение отечественных традиций, а современная система образования Тайваня закладывалась сравнительно недавно в рамках западного образовательного пространства.

Таблица 3

Реализация поставленных целей крупнейшими вузами Саратовской области и уезда Yunlin

Наименование вуза / подразделения, отвечающего за международную деятельность Реализуемая деятельность

Саратовская область

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского / Региональный / Управление международного сотрудничества и интернационализации [16] - создание программы языковой и профессиональной подготовки студентов и сотрудников за рубежом; - развитие системы экспорта/импорта образовательных услуг; - обеспечение необходимых условий для эффективных научно-образовательных контактов с коллегами ближнего и дальнего зарубежья; - помощь факультетам и институтам в расширении и углублении международных контактов во всех сферах образовательного процесса и расширение географии международного сотрудничества; - повышение привлекательности университета для зарубежных партнеров; - укрепление позиций университета на рынке мировых образовательных услуг в деле подготовки специалистов, что является наиболее эффективным способом достижения долгосрочных геополитических, стратегических и экономических национальных интересов; - содействие развитию и продвижению научной деятельности стипендиатов, распространение информации о деятельности фондов, организация и проведение научных и образовательных мероприятий: круглых столов, конференций; - проведение конференций, семинаров, научных исследований в СГУ и за рубежом, проведение собраний стипендиатов; - определение приоритетных направлений сотрудничества, перспективное планирование международных межвузовских связей СГУ, поиск и отбор партнеров для установления контактов на общеуниверситетском уровне, участие в выработке планов и программ совместной деятельности, осуществления межвузовских обменов и контактов по направлениям

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. / Управление международного сотрудничества и внешнеэкономических связей [15] - активизация научного сотрудничества с зарубежными коллегами, укрепление деловых связей университета с иностранными и международными компаниями и организациями, расширение спектра и объема образовательных услуг, активизация процессов обмена студентами и преподавателями; - прием иностранных студентов; - организация и поддержка работы летней школы по изучению русского языка и культуры; - внедрение элементов совмещенных учебных планов с ведущими вузами Европы, воплощение проекта по подготовке совместных дипломных работ; - организация студенческого обмена; - вступление в партнерские отношения с университетами многих стран мира, процесс студенческой мобильности в рамках университетского партнерства является взаимным; - организация участия студентов в грантах и международных программах; - поддержка участия университета в международных академических программах и проектах; - на основе международного опыта осуществляется поддержка реформирования административной системы университета; - заключение прямых двусторонних договоров о сотрудничестве в области образования и науки с вузами, производственными предприятиями и профессиональными организациями; - поддержка работы авторизованных учебных центров совместно с лидерами в области информационных технологий и компьютерного образования; - расширение возможности международного партнерства в области инженерного образования, исследовательской деятельности, участия в международных конференциях и проектах; - организация и принятие участия в престижных международных конференций и семинарах; - подготовка слушателей к языковому экзамену и проведение лингводидактического тестирования иностранных граждан для получения сертификатов по русскому языку как иностранному

68

Окончание табл. 3

Наименование вуза / подразделения, отвечающего за международную деятельность Реализуемая деятельность

Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова / Отдел международных связей [17] - создание краткосрочной программы на английском языке, организация летних/зимних школ с целью интернационализации студенческой жизни; - обеспечение выпускников европейским приложением к диплому; - развитие программ двойных дипломов, реализуемых совместно с зарубежными университетами, подготовка, систематическое обновление и широкое распространение каталога образовательных программ ССЭИ, соответствующего общепринятым международным стандартам; - участие в международных образовательных выставках и форумах, проведение в ССЭИ на регулярной основе научных и иных мероприятий с представительным международным участием; - совместная с международными партнерами издательская деятельность, отражающая результаты сотрудничества; - ресурсное обеспечение международных исследовательских проектов; - стимулирование и поощрение сотрудников и преподавателей, публикующих материалы научных исследований в авторитетных международных журналах, участвующих в международных конференциях, совместных проектах и иных формах кооперации; - развитие инфраструктуры для реализации академической мобильности, организация оптимальных условий проживания иностранных граждан в студенческой среде, содействие социализации иностранных студентов; - организация преподавания на иностранных языках в рамках отдельных учебных курсов и образовательных программ, организация курсов по изучению иностранных языков для преподавателей и студентов, организация клубных форм работы по совершенствованию языковых навыков с приглашением носителей языка; - увеличение числа приглашенных лекторов - носителей языка; - развитие международных контактов, образовательной и научной кооперации на индивидуальном уровне, в том числе на уровне факультетов, кафедр, и других структурных подразделений; - поиск и привлечение новых зарубежных партнеров, выстраивание отношений со странами дальнего зарубежья, а также содействие сотрудничеству с вузами стран СНГ, направленное на привлечение иностранных граждан из стран ближнего зарубежья, в том числе естественных соседей Саратовской области; - систематическое информирование и консультирование студентов и сотрудников об имеющихся возможностях участия в международных программах, конкурсных программах академической мобильности, научных стажировках и других формах гуманитарных обменов; - усиление взаимодействия с международными образовательными и культурно-просветительскими организациями, представленными на территории региона; - формирование международных консорциумов для совместной подготовки заявок в международные фонды и программы, участие университета в подготовке и подаче индивидуальных и совместных с зарубежными партнерами заявок на получение научно-исследовательских грантов

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского / Международный отдел [14] - прием на обучение иностранных студентов; - широкая международная деятельность в области научной и лечебной медицины; - поддержка проведения международных конференций и подачи заявок на получение международных грантов; - международный студенческий и ординаторский обмен; - организация взаимодействия с зарубежными образовательными, научно-исследовательскими, производственными, культурными учреждениями, фондами, а также отдельными представителями образования, науки, культуры, бизнеса зарубежных стран для совершенствования образовательной, научно-инновационной деятельности и культурной жизни университета и, как следствие, повышение международного престижа университета

Уезд Yunlin

China Medical University / Office of International and Public Affairs [21] - предоставление бесплатного обучения для иностранных студентов (в целях повышения межкультурного взаимодействия и взаимного обмена мнениями), которым выплачивается стипендия, покрывающая часть расходов на проживание; - чтение академических курсов на английском языке; - преподавание китайского языка всем иностранным студентам, не владеющим им

National Yunlin University of Science and Technology / Office of International Affairs [24] - чтение академических курсов на английском языке; - поощрение и поддержка участия Тайваньских студентов в международных краткосрочных академических программах; - вступление в партнерские отношения с университетами многих стран мира; - поощрение и поддержка участия Тайваньских преподавателей и студентов в зарубежных поездках и программах обмена; - оказание услуг по приему и поддержке иностранных студентов; - планирование университетского обмена студентами и направления международного взаимодействия; - помощь подразделениям университета в организации различной международной деятельности

National Formosa University / Office of International Affairs [23] - прием иностранных студентов, которым выплачивают стипендии; - вступление в партнерские отношения с университетами многих стран мира, занимаются обменом студентов и приглашают иностранных лекторов в университет и выдают стипендии на проведение исследований преподавателями за рубежом

TransWorld University / Office of International & Cross-strait Affairs [28] - вступление в партнерские отношения с университетами многих стран мира; - активный прием иностранных студентов (с выплатой стипендии, покрывающей половину стоимости обучения) в целях интернационализации своего кампуса и поощрения взаимодействия и студенческих обменов различных стран; - преподавание китайского языка всем иностранным студентам, не владеющим им

3. Предпринимательский аспект в образовании для Тайваня ближе, чем для России, так как наша страна в советское время была ориентирована на другие ценности.

4. Рейтинговая система Тайваня представляет собой часть глобального образовательного пространства, а рейтинговая система России по сути двухступенчатая, т.е. сочетающая отечественные и зарубежные критерии образования и науки.

Стремление России восполнить длительный отрыв от международных контактов требует институциализации ключевых подходов: коммерциализации, конкурентоспособности, ориентированности на рынок. Слабое место для образования и науки России - длительный период внедрения инновационных технологий. Следует отметить, что заинтересованность в устойчивом развитии российского общества не всегда увязывается с инновационной экономикой, а образование, как важнейший социальный институт современной цивилизации, воспринимается порой только как часть государственной системы. Для Тайваня же создание фундаментальной науки является едва ли не одной из главных задач государственной политики.

Таким образом, обеим странам для повышения эффективности науки и образования в различных аспектах: и личностном, и экономико-управленческом, и ориентированном на рост ВВП - следует стремиться к активному международному сотрудничеству, ориентированному в первую очередь не на форму, а на содержание, востребованное особенностями развития собственных регионов.

1. Арчаков А.И., Карпова Е.А., Пономаренко Е.А. Международные критерии эффективности научно-исследовательской деятельности коллективов и отдельных ученых в области биологии и медицины. URL: http://giduv.com/nauka/mezhdunarodnye_k (дата обращения: 05.09.2015).

2. Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития. Бонн, 2009. URL: http://www.geogr.msu. ru/science/projects/our/experts/conf_UNESCO.pdf (дата обращения: 05.09.2015).

3. Журавлева Л.В. Эффективность образования: опыт США и Европы // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 291-299.

4. Иноземцева Л.Н., Кликунов Д.Н. Эффективность вложений в высшее образование: определение направления исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 7. С. 19-22.

5. Информационный портал межрегионального сотрудничества малого и среднего бизнеса под эгидой Делового совета ШОС. URL: http://ufa2015.ru/portal/sco/members/russia/regions/ saratov (дата обращения: 05.09.2015).

6. Кустов А.В. Эффективность использования государственных средств в системе управления наукой и образованием // Экономика образования. 2008. № 3. С. 91-94.

7. Мацуура К.К. К обществам знаний. Всемирный доклад ЮНЕСКО, 2005 г. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/ 001418/141843r.pdf (дата обращения: 05.09.2015).

8. Модельный закон «Об образовании взрослых». URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=30966 (дата обращения: 05.09.2015).

9. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 05.09.2015).

10. Национальная статистика республики Китая (Тайвань). URL: http://eng.stat.gov.tw/point.asp?index=3 (дата обращения: 05.09.2015).

11. Новикова Т. Эффективность образовательных программ в аспекте затрат на образование // Народное образование. 2009. № 10. С. 109-120.

12. Правительственный сайт уезда Yunlin. URL: http://www. yunlin.gov.tw/english/from/index-1.asp?m=2&m1=15&m2=107&gp =69&id=21 (дата обращения: 05.09.2015).

13. Сайт министерства образования Тайваня. URL: http:// english.moe.gov.tw/ct.asp?xItem=14504&CtNode=11430&mp=1 (дата обращения: 05.09.2015).

14. Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. URL: http://www.sgmu.ru/info/intl.html (дата обращения: 05.09.2015).

15. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. URL: http://www.sstu.ru/upravlenie/upravleniya-i-otdely/ums-i-ves/ (дата обращения: 05.09.2015).

16. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. URL: http://www.sgu.ru/structure/internationalrelations (дата обращения: 05.09.2015).

17. Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова. URL: http://www.seun.ru/content/info/department/ oms/ (дата обращения: 05.09.2015).

18. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // Вестник высшей школы. 2003. № 8. С. 33-45.

19. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http:// professional_education.academic.ru/2837/% (дата обращения: 05.09.2015).

20. Abstract and citation database of peer-reviewed literature. URL: http://www.scopus.com (дата обращения: 05.09.2015).

21. China Medical University. URL: http://english.cmu.edu.tw/ (дата обращения: 05.09.2015).

22. Ministry of Education Republic of China (Taiwan). URL: http://english.moe.gov.tw/ct.asp?xItem=16072&ctNode=11410& mp=1 (дата обращения: 05.09.2015).

23. National Formosa University. URL: http://sparc.nfu.edu. tw/~internation/index_in2.php (дата обращения: 05.09.2015).

24. National Yunlin University of Science and Technology. URL: http://oia.yuntech.edu.tw/oiaweb/ (дата обращения: 05.09.2015).

25. Online subscription-based scientific citation indexing service Web of Science. URL: http:/www.webofknowledge.com (дата обращения: 05.09.2015).

26. Rickards Jane. Cover Story: Grading Taiwan's Higher Education. URL: http://www.amcham.com.tw/content/view/2668/ (дата обращения: 05.09.2015).

27. SCImago Journal & Country Rank. URL: http://www.sdma-gojr.com/compare.php?un=countries&c1=RU&c2=TW&c3=&c4=& area=0&category=0&in=it (дата обращения: 05.09.2015).

28. Trans World University. URL: http://international.twu.edu. tw/scholarship/scholarship_001.html (дата обращения: 05.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.