Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автоматический обмен финансовой информацией / финансовый контроль / налоговое администрирование. международная налоговая прозрачность / валютные ограничения / automatic exchange of financial information / financial control / tax administration / international tax transparency / currency exchange restrictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цепова Екатерина Андреевна

Основная цель исследования заключается в изучении перспектив повышения эффективности государственного финансового контроля за трансграничными операциями российских резидентов, в первую очередь, физических лиц, в условиях реализации международного многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. В статье рассматриваются основные подходы к понятию «эффективность налогового администрирования», предложенные российскими и зарубежными авторами, анализируются факторы, оказывающие на него влияние и способы повысить эффективность в условиях многократного увеличения объема данных, обрабатываемых налоговыми органами. Большое внимание уделено вопросу сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками, правового просвещения. Автор приходит к выводу, что в условиях международной налоговой прозрачности возникла необходимость в качественном изменении норм права в сфере финансового контроля за трансграничными операциями российских резидентов, что позволит, с одной стороны, сделать более эффективным налоговое администрирование и валютный контроль за счет оптимизации источников получения информации государственными органами, а также за счет развития риск-ориентированного подхода, и, с другой стороны, снизить избыточную процессуальную нагрузку на обе стороны финансового правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION AND CURRENCY EXCHANGE CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL TAX TRANSPARENCY

The main objective of the study is to examine the prospects for increasing the efficiency of state financial control over cross-border transactions of Russian residents, primarily individuals, in the context of the implementation of the Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information dated October 29, 2014. The article discusses the main approaches to the concept of “efficiency of tax administration” proposed by Russian and foreign authors, analyzes the factors that influence it and ways to improve efficiency in a manifold increase in the volume of data processed by tax authorities. Special attention is paid to the issue of cooperation between tax authorities and taxpayers, legal advice. The author comes to the conclusion that in the context of international tax transparency, it became necessary to qualitatively change the rules of law in the field of financial control over cross-border transactions of Russian residents, that will make it possible, on the one hand, to make tax administration and currency exchange control more efficient by optimizing the sources of information obtained by state bodies, as well as by developing a risk-oriented approach, and, on the other hand, to reduce the excessive procedural burden on both sides of the financial relationship.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11026

ЦЕПОВА Екатерина Андреевна,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» е-таИ: tsepova.ekaterina@gmail.com SPIN-код: 8221-7585 ORCID: 0000-0001-8147-7633

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ

Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ № НШ-2668-2020.6 «Национально-культурные и цифровые тренды социально-экономического и политико-правового развития Российской Федерации в XXI веке».

Аннотация. Основная цель исследования заключается в изучении перспектив повышения эффективности государственного финансового контроля за трансграничными операциями российских резидентов, в первую очередь, физических лиц, в условиях реализации международного многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г.

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «эффективность налогового администрирования», предложенные российскими и зарубежными авторами, анализируются факторы, оказывающие на него влияние и способы повысить эффективность в условиях многократного увеличения объема данных, обрабатываемых налоговыми органами. Большое внимание уделено вопросу сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками, правового просвещения.

Автор приходит к выводу, что в условиях международной налоговой прозрачности возникла необходимость в качественном изменении норм права в сфере финансового контроля за трансграничными операциями российских резидентов, что позволит, с одной стороны, сделать более эффективным налоговое администрирование и валютный контроль за счет оптимизации источников получения информации государственными органами, а также за счет развития риск-ориентированного подхода, и, с другой стороны, снизить избыточную процессуальную нагрузку на обе стороны финансового правоотношения.

Ключевые слова: автоматический обмен финансовой информацией, финансовый контроль, налоговое администрирование. международная налоговая прозрачность, валютные ограничения.

TSEPOVA Ekaterina Andreevna,

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION AND CURRENCY EXCHANGE CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL TAX TRANSPARENCY

The work was supported by the Grant of the President of the Russian Federation No. NSh-2668-2020.6 "National-cultural and digital trends of socio-economic, political and legal development of the Russian Federation in the XXI century".

Annotation. The main objective of the study is to examine the prospects for increasing the efficiency of state financial control over cross-border transactions of Russian residents, primarily individuals, in the context of the implementation of the Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information dated October 29, 2014.

The article discusses the main approaches to the concept of "efficiency of tax administration" proposed by Russian and foreign authors, analyzes the factors that influence it and ways to improve

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

efficiency in a manifold increase in the volume of data processed by tax authorities. Special attention is paid to the issue of cooperation between tax authorities and taxpayers, legal advice.

The author comes to the conclusion that in the context of international tax transparency, it became necessary to qualitatively change the rules of law in the field of financial control over cross-border transactions of Russian residents, that will make it possible, on the one hand, to make tax administration and currency exchange control more efficient by optimizing the sources of information obtained by state bodies, as well as by developing a risk-oriented approach, and, on the other hand, to reduce the excessive procedural burden on both sides of the financial relationship.

Key words: automatic exchange of financial information; financial control; tax administration; international tax transparency; currency exchange restrictions.

В современном мире для налоговых органов большинства государств все большую значимость приобретает проблема уклонения граждан и организаций от уплаты налогов посредством вывода доходов в юрисдикции с меньшей налоговой нагрузкой. Каждое государство в условиях мобильности населения и капитала стремится разработать эффективные механизмы контроля за трансграничными операциями налогоплательщиков. Одним из важнейших результатов международного сотрудничества в данной сфере стало подписание Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее - CRS МСАА), к которому в 2016 г. присоединилась и Российская Федерация. В настоящее время участниками соглашения являются 109 государств и территорий, которые генерируют 75% мирового ВВП. Участники ежегодно в автоматическом режиме обмениваются информацией о финансовых счетах налоговых резидентов одних государств (физических и юридических лиц), открытых в организациях финансового рынка других государств. За сбор этой информации и установление налогового резидентства клиента несут ответственность организации финансового рынка.

Информация, которая раньше предоставлялась в рамках двусторонних межправительственных соглашений по запросу, теперь передается автоматически и охватывает всех резидентов соответствующей юрисдикции, владеющих финансовыми счетами за ее пределами. Таким образом, характер финансового контроля в мировом масштабе изменился с выборочного на сплошной и это дает основание говорить о формировании международной налоговой прозрачности.

Для Российской Федерации переход к сплошному финансовому контролю означает также и переход к массовому применению действующих налоговых и валютно-правовых норм, регулирующих обязательства лиц с международными деловыми интересами. В результате реализации международных соглашений, таких как CRS МСАА, объем данных, обрабатываемых налого-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

выми органами, многократно увеличится, поэтому для повышения эффективности налогового администрирования и валютного контроля должны быть предприняты меры, способствующие рациональной работе налоговых органов с информацией, поступающей от налогоплательщиков и субъектов валютного контроля, а также из других источников.

Наука финансового права чаще всего характеризует эффективность налогового администрирования экономическими показателями [1], в первую очередь, соотношением затрат на осуществление деятельности налоговых органов с объемами налоговых платежей [2]. По мнению руководителя Отдела контроля налоговых органов УФНС России по Ростовской области Ю.Д. Джамурзаева, эффективность налогового администрирования определяется максимизацией прибыли государства, обусловленной увеличением доходной части бюджета за счет налоговых поступлении" при одновременном снижении расходов бюджета, которые напрямую связаны с эффективной организацией работы налоговых органов. В своем диссертационном исследовании он приходит к следующему выводу: «Нерациональная организация работы налоговых органов ведет к повышению затрат на их содержание, требует значительных усилий в плане координации их работы, сокращает потенциал налоговых органов. В результате снижается эффективность деятельности налоговых инспекции", а следовательно, эффективность налогового администрирования в целом» [3].

Некоторые авторы также указывают, что повышению эффективности налогового контроля способствует развитие риск-ориентированного подхода, который предполагает создание системы управления рисками, основанной на оценке тяжести ущерба государственным интересам в результате уклонения от уплаты налогов и вероятности нанесения такого ущерба определенными налогоплательщиками [4]. Например, Д.А. Савин отмечает, что качественная система отбора налогоплательщиков для углубленного налогового контроля позволяет целесообразно использовать ограни-

ченные кадровые ресурсы налоговых органов и получать максимально возможные результаты [5].

Кроме того, в исследованиях, посвященных проблемам налогового контроля в РФ, часто выделяют чрезмерную загруженность работников налоговых органов, как один из факторов, препятствующих их эффективной работе [6]. А.Р. Хафи-зова утверждает, что сводный показатель эффективности работы налоговых органов должен учитывать их загруженность [7]. А.Е. Миллер и Т.Н. Богославец в своем исследовании приводят результаты опроса налоговых инспекторов с целью выявления ключевых проблем их налогового поведения. Половина респондентов среди причин нарушения инспекторами норм налогового права выделяет большую загруженность [8].

Необходимо отметить, что, хотя упомянутые исследования затрагивают, в основном, нормы налогового права, в нашей стране налоговые органы одновременно выполняют функции органов валютного контроля [9]. Поэтому вышеизложенное может служить ориентиром и в вопросах совершенствования валютного регулирования.

В условиях международной налоговой прозрачности особое значение приобретает упорядочивание потоков информации, поступающей в налоговые органы. С одной стороны, поступающих данных должно быть достаточно для проведения риск-ориентированных контрольных мероприятий, в то же время из информационного потока должны быть исключены неинформативные и дублирующие друг друга сведения. В каждом конкретном случае необходимо также исследовать взаимосвязь между непредставлением обязанными лицами информации и риском наступления неблагоприятных последствий для бюджетной системы, предполагая, что, если риск низкий, либо вовсе отсутствует, обработка таких сведений является нецелесообразной и снижает эффективность налогового администрирования.

Результатом станет снижение расходов бюджета на обеспечение организационных процессов, учетной работы и выполнение контрольной деятельности, не приводящие к уменьшению доходной части бюджета за счет налоговых поступлении. Помимо процессуальной нагрузки на обязанный субъект, связанной со сбором информации и документов, необходимых для подготовки соответствующей формы отчетности, ее заполнением и представлением в налоговый орган, следует принять во внимание те функции, которые выполняют работники налоговых органов. Они обеспечивают прием отчета, регистрируют его базе данных налоговой инспекции, осуществляют проверку показателей представленной формы на основании утвержденных инструкций, в случае наличия ошибок или неточностей в заполнении

формы требуют у обязанного субъекта представления пояснений или корректирующей формы, в случае нарушения сроков и порядка представления формы отчетности, привлекают обязанного субъекта к налоговой или административной ответственности, и выполняют другие функции. Если речь идет об отчетности на бумажном носителе, которую физические лица вправе представлять даже в тех случаях, когда это не разрешено юридическим лицам, например, при представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях, то должен также обеспечиваться перенос показателей из формы отчетности в электронную базу данных инспекции.

Все вышеуказанные действия осуществляются за счет средств государственного бюджета. Расходы на выполнение этих функций складываются из расходов на оплату труда работников налоговых органов, материально-техническое обеспечение их деятельности, стоимость доставки корреспонденции обязанным лицам и др. В этом случае можно утверждать, что и, как следствие, к снижению эффективности налогового администрирования приводит наличие обязанностей по представлению отчетности, удовлетворяющей одному из следующих критериев:

- форма отчетности содержит сведения, которые налоговые органы на регулярной основе получают из других источников (например, в рамках международного автоматического обмена налоговой информацией);

- форма отчетности, предоставляемой обязанными субъектами в налоговые органы, содержит повторяющиеся или неинформативные показатели;

- обязанность по представлению отчетности возникает у избыточно широкого круга лиц.

Это приводит к увеличению расходов бюджета на обеспечение деятельности налоговых органов, увеличению загруженности их работников и как следствие к снижению эффективности налогового администрирования в целом.

Необходимо также отметить, что для соблюдения баланса публичных и частных интересов очень важно рассматривать формирующуюся международную налоговую прозрачность не только как способ расширить возможности налогового и валютного контроля, но и как основание для улучшения правового положения добросовестных налогоплательщиков и субъектов валютного регулирования. Финансово-правовое регулирование, существовавшее в нашей стране в условиях выборочного контроля за трансграничными операциями физических лиц, демонстрирует несоответствие текущему уровню развития рыночных отношений. К проблемам, на которые долгое время указывают как ученые, так и практикующие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

специалисты, относятся: чрезмерная сложность процедурных обязанностей граждан, необоснованность многих валютных ограничений [10], значительные ограничения для свободного режима использования зарубежных счетов [11], неопределенность терминологии валютного законодательства [12], а также избыточность ряда валютно-пра-вовых и налоговых обязанностей процессуального характера в условиях международной налоговой прозрачности, процедурные барьеры в реализации права на налоговые вычеты и зачет налога, уплаченного в иностранном государстве [13]. Пока рассмотренные проблемы не найдут решения, они неизбежно будут способствовать дисбалансу интересов сторон обязательства, предоставляя преимущества управомоченной стороне и ущемляя обязанную сторону.

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин (до 16.01.2020 г. - руководитель Федеральной налоговой службы) указывает, что важнейшим направлением деятельности ФНС России является создание максимально удобной и комфортной налоговой среды для налогоплательщиков, ориентируясь на их потребности [14].

Значимость сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками подтверждается и данными научных исследований [15]. Деятельность, направленная на просвещение, консультирование и повышение общей культуры уплаты налогов и налоговой грамотности снижают склонность налогоплательщиков к совершению правонарушений [16]. Так же установлено, что чем проще сами нормы права и чем доступнее они изложены для обязанного лица, тем больше вероятность их соблюдения [17].

В настоящее время многие термины и требования налогового и валютного законодательства РФ представляют собой сложные юридические конструкции, понимание и оценка которых требует наличия у субъекта специальных знаний в области юриспруденции. Это обстоятельство делает соблюдение законодательства физическими лицами, владеющими имуществом за пределами России, крайне затруднительным без помощи квалифицированных консультантов и юристов, что требует от субъекта дополнительных затрат. Во многих работах иностранных авторов в сфере налогообложения внимание уделено такому понятию, как «расходы на соответствие требованиям налогового законодательства» (tax compliance costs). Оно включает в себя расходы налогоплательщика на выполнение налоговых обязанностей, помимо суммы налога, подлежащего уплате [18]. Помимо очевидных преимуществ для обязанных субъектов, снижение таких расходов рассматривается в качестве одного из способов повысить эффективность налогового

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

администрирования [19]. Таким образом, меры, направленные на разработку более простых и понятных механизмов регулирования, будут способствовать увеличению его эффективности.

Подводя итог, следует отметить, что в условиях международной налоговой прозрачности возникла необходимость в качественном изменении норм права в данной сфере, которое позволит снизить избыточную процессуальную нагрузку на обе стороны финансового правоотношения, и таким образом сделать более эффективным налоговое администрирование и валютный контроль в данной сфере, во-первых, за счет оптимизации источников получения контролирующими органами информации, во-вторых, за счет сокращения числа производств по делам о малозначительных налоговых и административных правонарушениях, что позволит сфокусировать внимание на правонарушениях, которые наносят государству наибольший ущерб.

При разработке соответствующих предложений целесообразно учесть иностранную практику и результаты научных исследований, где большое внимание уделено сотрудничеству между налоговыми органами и налогоплательщиками, их просвещению и консультированию. Следует также уточнить перечень отчетности, предоставляемой физическими лицами - резидентами РФ органам валютного контроля в отношении счетов в иностранных банках и налоговым органам в отношении контролируемых иностранных компаний, поскольку в условиях международной налоговой прозрачности некоторые процессуальные обязанности утрачивают свою актуальность.

Совершенствование финансово-правовых норм должно основываться на следующих принципах: снижение общей административной нагрузки на обязанных субъектов; применимость норм права с учетом различных практических ситуаций и наличие у обязанных субъектов возможности действовать правомерно в каждом случае; простота восприятия норм права, составляющих обязательственное правоотношение; разумность нормы в вопросах соотношения общественной опасности правонарушения и мер ответственности за его совершение.

Список литературы:

[1] Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского гос. экон. ун-та. - 2015. - № 1 (57). - С. 24 - 30.

[2] Keen M., Slemrod J. Optimal tax administration // Journal of Public Economies. - 2017.

- Т. 152. - С. 133 - 142; Qian J. Tax Administration Reform in China // East Asian Policy. - 2018. - Т. 10.

- № 3. - С. 66 - 74.

[3] Джамурзаев Ю.Д. Концепция формирования эффективного налогового администрирования в национальной налоговой системе: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. - Орел, 2012. -48 с.

[4] Соловьев А.И. Риск-ориентированный подход в системе государственного контроля и надзора в налоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 6. - С. 139 - 146; Фролова Е.Е. Риск-ориентированный подход в формировании организацией политики управления рисками // Правозащитник. - 2016. - № 2. - С. 1.

[5] Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 7. - С. 138 - 151.

[6] Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. - 2002. - № 2. - С. 22 - 24; Шурдумова Э.Г., Афаунова Л.Х. Направления повышения эффективности налогового контроля в РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 20. - С. 126 - 131.

[7] Хафизова А.Р. Об оценке эффективности деятельности налоговых органов в России // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2.

- С. 85 - 88.

[8] Миллер А.Е., Богославец Т.Н. Налоговое поведение налоговых инспекторов // Вестник Омского ун-та. Сер. «Экономика». - 2016. - № 2.

- С. 180 - 186.

[9] Указ Президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СЗ РФ. - 08.02.2016. - № 6. - Ст. 831. - П. 2, п/п. б.

[10] Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В., Левашенко А.Д. Актуальные проблемы валютного регулирования операции" физических лиц в России // Россиискии" внешнеэкономический вестник.

- 2015. - № 12. - С. 3 - 13.

[11] Коваль А.А., Левашенко А.Д., Синельни-ков-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России // Центр стратегических разработок. - Москва, март 2018 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.csr.ru/issledovaniya/valyutnyj-uchet-no-ne-kontrol/

[12] Калинченко Ю.П. Валютные операции как правовая категория // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2014. - № 11. - С. 92 - 95.

[13] Цепова Е.А. Совершенствование регулирования финансово-правовых обязательств граждан Российской Федерации - собственников имущества за рубежом // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 7 (134). - С. 119 - 124.

[14] Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. - 2014.

- № 4. - С. 4 - 8.

[15] Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 7. - С. 138 - 151; Manescu C. Considerations for Tax Evasion Causes // The International Conference Education and Creativity for a Knowledge - based Society - LAW, Vienna, Osterreichish Rumanischer Akademischer Verein. -2015. - С. 195 - 198; Cvrlje D. Tax literacy as an instrument of combating and overcoming tax system complexity, low tax morale and tax non-compliance // The Macrotheme Review. - 2015. - Vol. 4. -No. 3. -P. 156 - 167.

[16] Braithwaite V. Taxing democracy: Understanding tax avoidance and evasion. -Routledge. - 2017. - P. 55; Kapranova L., Stankevicius A., Simanaviciene Z., Luksaité A. Tax morale and tax evasion: theoretical insights // Visuomenés saugumas ir viesoji tvarka: moksliniy straipsniy rinkinys (Kaunas, 2016). - Kaunas, 2016. - P. 80 - 95.

[17] Seralurin Y.C., Ermawati Y. Influence of self-assessment system, taxation understanding, and discrimination toward ethics of tax evasion // International research journal of management, IT and social sciences. - 2019. - Vol. 6. - No. 5. - P. 267 -278; Braithwaite V. Taxing democracy: Understanding tax avoidance and evasion. - Routledge. - 2017. - P. 31.

[18] Savitri E. The Effect of Taxpayer Awareness, Tax Socialization, Tax Penalties, Compliance Cost at Taxpayer Compliance with Service Quality as Mediating Variable // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 219. - P. 682 - 687.

[19] Awasthi R., Lee H.C., Poulin P., Choi J.G., Kim W.C., Lee O.J., Sung M.J., Chang S.Y. The Benefits of Electronic Tax Administration in Developing Economies: A Korean Case Study and Discussion of Key Challenges. - 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/702111557245625049/pdf/The-Benefits-of-Electronic-Tax-Administration-in-Developing-Economies-A-Korean-Case-Study-and-Discussion-of-Key-Challenges.pdf

Spisok literatury:

[1] Anisimov A.L. Effektivnost' nalogovogo administrirovaniya v nalogovoj sisteme Rossijskoj Federacii // Izvestiya Ural'skogo gos. ekon. un-ta. -2015. - № 1 (57). - S. 24 - 30.

[2] Keen M., Slemrod J. Optimal tax administration // Journal of Public Economics. - 2017. - T. 152.

- S. 133 - 142; Qian J. Tax Administration Reform in

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

China // East Asian Policy. - 2018. - T. 10. - № 3. - S. 66 - 74.

[3] Dzhamurzaev Yu.D. Koncepciya formirovaniya effektivnogo nalogovogo adminis-trirovaniya v nacional'noj nalogovoj sisteme: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.10. - Orel, 2012. - 48 s.

[4] Solov'ev A.I. Risk-orientirovannyj podhod v sisteme gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v nalogovoj sfere // Ekonomika. Nalogi. Pravo. - 2017. - № 6. - S. 139 - 146; Frolova E.E. Risk-orientirovan-nyj podhod v formirovanii organizaciej politiki uprav-leniya riskami // Pravozashchitnik. - 2016. - № 2. - S. 1.

[5] Savin D.A. Zarubezhnyj opyt organizacii slu-zhb nalogovogo kontrolya // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 7. - S. 138 - 151.

[6] Nezamajkin V.N. Rol' i mesto nalogovogo analiza v obshchej sisteme upravleniya narodnym hozyajstvom // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2002. - № 2. - S. 22 - 24; Shurdumova E.G., Afaunova L.H. Napravleniya povysheniya effek-tivnosti nalogovogo kontrolya v RF // Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendencii razvitiya. - 2015. -№ 20. - S. 126 - 131.

[7] Hafizova A.R. Ob ocenke effektivnosti deya-tel'nosti nalogovyh organov v Rossii // Vestnik ekono-miki, prava i sociologii. - 2015. - № 2. - S. 85 - 88.

[8] Miller A.E., Bogoslavec T.N. Nalogovoe pov-edenie nalogovyh inspektorov // Vestnik Omskogo un-ta. Ser. «Ekonomika». - 2016. - № 2. - S. 180 -186.

[9] Ukaz Prezidenta RF ot 02.02.2016 g. № 41 «O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v finansovo-byudzhetnoj sfere» // SZ RF. -08.02.2016. - № 6. - St. 831. - P. 2, p/p. b.

[10] Sinel'nikov-Murylev S.G., Trunin P.V., Levashenko A.D. Aktual'nye problemy valyutnogo regulirovaniya operacií fizicheskih lic v Rossii // RossñskiT vneshneekonomicheskií vestnik. - 2015. -№ 12. - S. 3 - 13.

[11] Koval' A.A., Levashenko A.D., Sinel'nikov-Murylev S.G., Trunin P.V. Reforma valyutnogo regulirovaniya i valyutnogo kontrolya v Rossii // Centr strategicheskih razrabotok. - Moskva, mart 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.csr.ru/issledo-vaniya/valyutnyj-uchet-no-ne-kontrol/

[12] Kalinchenko Yu.P. Valyutnye operacii kak pravovaya kategoriya // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2014. - № 11. - S. 92 - 95.

[13] Cepova E.A. Sovershenstvovanie regulirovaniya finansovo-pravovyh obyazatel'stv grazh-

dan Rossijskoj Federacii - sobstvennikov imush-chestva za rubezhom // Evrazijskij yuridicheskij zhur-nal. - 2019. - № 7 (134). - S. 119 - 124.

[14] Mishustin M.V. Sovershenstvovanie instru-mentov nalogovogo administrirovaniya po obespech-eniyu stabil'nyh dohodov gosudarstvennogo byudzheta // Ekonomika. Nalogi. Pravo. - 2014. - №

4. - S. 4 - 8.

[15] Savin D.A. Zarubezhnyj opyt organizacii sluzhb nalogovogo kontrolya // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 7. - S. 138 - 151; Manescu C. Considerations for Tax Evasion Causes // The International Conference Education and Creativity for a Knowledge - based Society - LAW, Vienna, Osterre-ichish Rumanischer Akademischer Verein. - 2015. -

5. 195 - 198; Cvrlje D. Tax literacy as an instrument of combating and overcoming tax system complexity, low tax morale and tax non-compliance // The Macro-theme Review. - 2015. - Vol. 4. -No. 3. - P. 156 -167.

[16] Braithwaite V. Taxing democracy: Understanding tax avoidance and evasion. - Routledge. -2017. - P. 55; Kapranova L., Stankevicius A., Simana-viciene Z., Luksaite A. Tax morale and tax evasion: theoretical insights // Visuomenes saugumas ir viesoji tvarka: moksliniy straipsniy rinkinys (Kaunas, 2016). - Kaunas, 2016. - P. 80 - 95.

[17] Seralurin Y.C., Ermawati Y. Influence of self-assessment system, taxation understanding, and discrimination toward ethics of tax evasion // International research journal of management, IT and social sciences. - 2019. - Vol. 6. - No. 5. - P. 267 - 278; Braithwaite V. Taxing democracy: Understanding tax avoidance and evasion. - Routledge. - 2017. -P. 31.

[18] Savitri E. The Effect of Taxpayer Awareness, Tax Socialization, Tax Penalties, Compliance Cost at Taxpayer Compliance with Service Quality as Mediating Variable // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 219. - P. 682 -687.

[19] Awasthi R., Lee H.C., Poulin P., Choi J.G., Kim W.C., Lee O.J., Sung M.J., Chang S.Y. The Benefits of Electronic Tax Administration in Developing Economies: A Korean Case Study and Discussion of Key Challenges. - 2019. [Elektronnyj resurs]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/702111557245625049/pdf/The-Benefits-of-Elec-tronic-Tax-Administration-in-Developing-Econo-mies-A-Korean-Case-Study-and-Discussion-of-Key-Challenges.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.