УДК 343.2/.7
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ СТ. 47, 48 УК РФ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ
© С.Ю. Кононыхин
В статье анализируются эффективность применения таких видов наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Интерес к данным видам наказания вызван развитием в мире альтернативных мер наказания наряду с лишением свободы.
Ключевые слова: альтернативные виды наказаний; лишение права; лишения звания, классного чина и государственных наград.
В последние десятилетия в мире предприняты значительные усилия в развитии альтернативных мер наказания и иных мер уголовно-правового характера. Интеграция России в мировое сообщество, ее вступление в авторитетные международные организации, провозглашение и реализация гуманистических принципов и другие обстоятельства способствовали приведению уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в большее соответствие с общепризнанными международными нормами. Изменение социально-политических условий современной России нашло отражение в принятии новых Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов РФ. Тем не менее предупредительный потенциал альтернативных мер использован еще недостаточно. Это относится как к наказаниям, введение в действие которых отсрочено, так и к применяемым на практике. К числу последних относится наказание, применяемое в качестве основного или дополнительного в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное ст. 47 УК РФ и применяемое в качестве только дополнительного в виде лишения специального, воинского или почетного звания классного чина и государственных наград, предусмотренного ст. 48 УК РФ.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Содержание наказания составляет ограничение права на свободу выбора места работы или рода занятий.
Фактически это наказание состоит из двух видов запрета:
1) запрет на занятие должностей на государственной службе и в органах местного самоуправления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации. Перечень государственных должностей определен в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих (утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33). Оплачиваемая работа в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой. Запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях;
2) запрет на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью. К профессиональной относятся врачебная, педагогическая, торговая и другие виды деятельности. На научную деятельность запрет не распространяется. К иной деятельности относится управление транспортным средством, охота, рыболовство и т. д.
Реализация данного наказания не позволяет осужденному совершать новые преступления с использованием конкретного рода деятельности или определенной должности. Данный вид наказания избирательно воздействует на определенные проявления и свойства личности преступника, способствовавшие совершению преступления. Что особенно актуально в настоящих условиях экономического развития, развития общественных отношений, когда получили распространение преступления, совершаемые с использованием технических средств и с использованием служебного положения.
Данное наказание при его достаточном применении может стать эффективным в
сфере экономики, в области борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием должностного положения либо определенного профессионального рода деятельности, неосторожными преступлениями. Однако на сегодняшний день данный вид наказания не слишком распространен и применяется в основном при назначении наказания за неосторожные преступления.
Данная практика сложилась из-за недостаточной определенности в законе его юридического содержания и возможных оснований назначения.
Установленный же в законе запрет заниматься «иной деятельностью» можно рассматривать лишь как запрет заниматься деятельностью, которая осуществляется субъектом в особом порядке, на основании специального разрешения, лицензии, сертификата. Права же личности, которые даны от рождения, могут быть ограничены лишь тогда, когда это прямо предусмотрено Уголовным кодексом.
Общая часть УК РФ недостаточно четко определяет основания назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а Особенная часть четко регламентирует, где данный вид наказания может быть определен. Разработка оптимальных моделей запретов и определение должностей и деятельности позволит более эффективно применять данный вид наказания, что положительно скажется на уровне преступности, связанной с использованием должностного положения либо определенного профессионального рода деятельности, неосторожными преступлениями.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). Ст. 48 УК РФ предусмотрено, что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград [1]. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным - лишение льгот и преимуществ.
Законодатель не определяет конкретного срока отбывания указанного наказания (его временные рамки), закрепляет его в качестве «бессрочного». Однако ряд ученных, в частности В.П. Мосиенко, высказывается за закрепление в уголовном законодательстве конкретного срока лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, что, по его мнению, отвечало бы принципам справедливости и гуманизма, закрепленных в ст. 6, 7 УК РФ [2]. Ученый предлагает при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и вынесения наказания, связанного с лишением свободы, с учетом личности лишать специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград на все время отбытия основного наказания и на пять лет после его отбывания [2].
Однако данная точка зрения автоматического снятия наказания нам кажется ошибочной. Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Основная цель этого наказания состоит в устранении противоречий между одновременным наличием судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление (характеризующие личность отрицательно) и определенных званий и отличий (характеризующие личность положительно), сохраняя данным наказанием действенность существующей системы поощрений в обществе.
Вместе с тем, как справедливо замечается в комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, «закон направляет наказание на достижение целей, но не может полностью гарантировать их достижение» [3]. В связи с чем в целях достижения целей наказания и реализации принципов справедливости и гуманизма, закрепленных в ст. 6, 7 УК РФ, при назначении и исполнении данного наказания стоило бы расширить рамки его индивидуализации, посредством дифференцированных сроков его отбывания, а не установления единого срока
для всех осужденных, что противоречит всем принципам и целям.
Рассматриваемый вид наказания носит достаточно усложненный характер, фактически включает в себя пять видов наказаний:
1) лишение специального звания - устанавливаются в МВД РФ (лейтенант милиции), Федеральной службе исполнения наказаний (лейтенант внутренней службы), таможенной службе и т. д.;
2) лишение воинского звания - устанавливаются в Вооруженных силах РФ, пограничных и железнодорожных войсках, органах федеральной службы безопасности, внешней разведки и т. д. Составы военнослужащих и перечень воинских званий установлены в ст. 46 Закона «О воинской обязанности и военной службе»;
3) лишение классного чина, присваивающегося госслужащим, занимающим государственные должности Российской Федерации (государственный советник первого класса), -устанавливаются в органах юстиции и прокуратуры (старший советник юстиции);
4) лишение почетных званий (установлены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации») - присваиваются за профессиональные заслуги и многолетний добросовестный труд (народный артист, заслуженный врач, заслуженный юрист);
5) лишение государственных наград (Положение о государственных наградах РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г.) - как высшая форма государственного поощрения присваиваются за выдающиеся заслуги в науке, искусстве и других областях (Герой Российской Федерации, орден «За заслуги перед Отечеством» и т. д.).
Четко видно, что данные наказания различны по правовым последствиям их приме -нения, а следовательно и степени воздейст-
вия на осуждаемых. В связи с чем для повышения эффективности данного вида наказания следовало бы данный вид наказания разделить на пять отдельных видов наказаний с дифференциацией сроков отбывания по каждому из них.
Таким образом, можно отменить, что наказания, закрепляемые ст. 47 и ст. 48 УК РФ, имеют существенное практическое значение и разработка более четкого определения критериев и сроков применения данных видов наказания позволила бы сделать их эффективными видами наказания, альтернативными лишению свободы.
1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2009
2. Мосиенко В.П. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в российском уголовном праве (уголовный и уголовно-исполнительный аспекты): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2000.
3. Скуратов Ю.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2001. С. 93.
Поступила в редакцию 5.09.2009 г.
Kononyhin S.Ju. Efficiency of punishments enshrined in the articles 47, 48 of the Criminal Code of the Russian Federation for optimization of integrity of the system of punishments. The article analyzes efficiency of application of such types of punishment as deprivation of special, military or honoured rank, class rank and state rewards, deprivation of right to hold certain positions or perform certain activity. Interest to these types of punishments is caused by development in the world of alternative measures of punishment along with imprisonment.
Key words: alternative kinds of punishments; deprivation of right; deprivation of rank, class rank and state awards.