Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ УРОКОВ В ОНЛАЙНОБУЧЕНИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ УРОКОВ В ОНЛАЙНОБУЧЕНИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / интеграция / теоретические концепции / персонализированный подход / визуально-аудиальное обучение / онлайнобучении / мультимодальные уроки. / analysis / integration / theoretical concepts / personalized approach / visual-auditory learning / online education / multimodal lessons.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рузметова Д.К.

Статья исследует влияние сочетания визуальных и аудиальных элементов в мультимодальных уроках на эффективность онлайн-образования. Статья предлагает анализ результатов эксперимента, в ходе которого студентам предоставлялись уроки, использующие различные комбинации визуальных и аудиальных средств. В статье рассматриваются особенности восприятия и запоминания информации при таком подходе, а также выявляются оптимальные стратегии интеграции визуальных и аудиальных компонентов для достижения максимального эффекта в процессе обучения. Результаты исследования могут быть полезны для разработки эффективных онлайнобразовательных программ и педагогических методик, а также для повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рузметова Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF MULTIMODAL LESSONS IN ONLINE LEARNING: RELATIONSHIP OF VISUAL AND AUDIOUS MEANS IN THE LEARNING OF EDUCATIONAL MATERIAL

The article explores the impact of combining visual and auditory elements in multimodal lessons on the effectiveness of online education. The issue provides an analysis of the results of an experiment in which students were exposed to lessons utilizing various combinations of visual and auditory elements. The article examines the nuances of perception and memory retention under this approach, while also identifying optimal strategies for integrating visual and auditory components to achieve maximum effectiveness in the learning process. The research findings may contribute to the development of effective online educational programs and pedagogical methodologies, as well as enhancing student engagement in the educational process.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ УРОКОВ В ОНЛАЙНОБУЧЕНИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»

Рузметова Д.К., доктор философии по педагогическим наукам

(PhD) и.о.доцента

кафедра теории и практики английского языка Чирчикский государственный педагогический университет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ УРОКОВ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация. Статья исследует влияние сочетания визуальных и аудиальных элементов в мультимодальных уроках на эффективность онлайн-образования. Статья предлагает анализ результатов эксперимента, в ходе которого студентам предоставлялись уроки, использующие различные комбинации визуальных и аудиальных средств. В статье рассматриваются особенности восприятия и запоминания информации при таком подходе, а также выявляются оптимальные стратегии интеграции визуальных и аудиальных компонентов для достижения максимального эффекта в процессе обучения. Результаты исследования могут быть полезны для разработки эффективных онлайн-образовательных программ и педагогических методик, а также для повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс.

Ключевые слова: анализ, интеграция, теоретические концепции, персонализированный подход, визуально-аудиальное обучение, онлайн-обучении, мультимодальные уроки.

Ruzmetova D.K., doctor of philosophy in pedagogical sciences (PhD),

acting associate professor Department of Theory and Practice of the English Language

Chirchik State Pedagogical University

EFFECTIVENESS OF MULTIMODAL LESSONS IN ONLINE LEARNING: RELATIONSHIP OF VISUAL AND AUDIOUS MEANS IN THE LEARNING OF EDUCATIONAL MATERIAL

Abstract. The article explores the impact of combining visual and auditory elements in multimodal lessons on the effectiveness of online education. The issue provides an analysis of the results of an experiment in which students were exposed to lessons utilizing various combinations of visual and auditory elements. The article examines the nuances of perception and memory retention under this approach, while also identifying optimal strategies for integrating visual and auditory components to achieve maximum effectiveness in the learning process. The research findings may contribute to the development of effective online

educational programs and pedagogical methodologies, as well as enhancing student engagement in the educational process.

Keywords: analysis, integration, theoretical concepts, personalized approach, visual-auditory learning, online education, multimodal lessons.

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовании мультимодальные уроки, интегрирующие визуальные и аудиальные средства, становятся ключевым элементом онлайн-обучения. Эффективность такого подхода зависит от взаимосвязи визуальных и аудиальных элементов в процессе усвоения знаний. Данное исследование нацелено на выявление этой взаимосвязи и определение оптимальных стратегий мультимодального обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов виртуального обучения в условиях современного цифрового образования.

Мультимодальные уроки в онлайн-образовании представляют собой интеграцию различных визуальных и аудиальных средств с целью повышения эффективности учебного процесса. Этот метод обучения становится все более актуальным, особенно в контексте современных технологических возможностей. В данном теоретическом обзоре рассмотрим существующие подходы к мультимодальному обучению, теоретические концепции взаимосвязи визуальных и аудиальных средств в обучении, а также психологические и педагогические аспекты этого подхода.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ существующих подходов к мультимодальному обучению указывает на его многообразие и гибкость. Интеграция текста, изображений, аудио- и видеоматериалов позволяет создать более насыщенное учебное окружение, которое учитывает разнообразные способы восприятия информации у студентов. Исследования показывают, что мультимодальные методы могут способствовать более глубокому усвоению материала [11].

Теоретические концепции, касающиеся взаимосвязи визуальных и аудиальных средств в обучении, часто опираются на принципы мультисенсорного восприятия. Модель визуально-аудиального обучения предполагает, что одновременное использование зрительных и слуховых каналов способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Это особенно важно в онлайн-образовании, где визуальные и аудиальные элементы могут компенсировать отсутствие физического присутствия учителя [9].

Исследования по эффективности мультимодальных уроков в онлайн-обучении, с фокусом на взаимосвязи визуальных и аудиальных средств в усвоении образовательного материала, имеют важное значение для

современной педагогики. В этом контексте, также представляется интересным рассмотрение возрастных особенностей, связанных с играми и ролевыми занятиями в обучении иностранным языкам (FLT). Анализ возможной взаимосвязи между эффективностью мультимодальных методик и особенностями восприятия и вовлеченности учащихся в различных возрастных группах может обогатить педагогическую практику и способствовать более эффективному использованию онлайн-обучения и ролевых игр в образовательном процессе [1].

Психологические и педагогические аспекты мультимодального обучения также играют ключевую роль. Персонализированный подход, учитывающий разнообразие стилей обучения, позволяет студентам эффективнее усваивать материал. Исследования демонстрируют, что студенты, обучающиеся с использованием мультимодальных методов, часто проявляют более высокий интерес к учебному процессу и более успешно справляются с заданиями [4].

В современном образовании мультимодальные уроки, объединяющие визуальные и аудиальные средства, представляют собой перспективный метод обучения. Настоящая методология направлена на исследование эффективности таких уроков в онлайн-образовании, а также на выявление взаимосвязи между визуальными и аудиальными средствами в усвоении образовательного материала.

Для достижения поставленных целей выбраны образовательные платформы, широко используемые в онлайн-образовании, такие как Coursera, edX и Khan Academy. Эксперименты будут проводиться с использованием различных мультимодальных уроков, включающих видео лекции, графику, аудио-комментарии и интерактивные элементы.

Для оценки эффективности уроков будут использоваться специально разработанные опросники, включающие вопросы о восприятии информации, уровне понимания и удовлетворенности процессом обучения. Метрики включат в себя время, затраченное на усвоение материала, и результаты тестов по теме урока.

Исследование будет проводиться среди студентов различных возрастных групп и уровней образования, чтобы охватить широкий спектр аудитории. Критерии включения в исследование включают наличие опыта онлайн-образования, доступ к интернету и возможность использования мультимедийных технологий.

Изучение в области эффективности мультимодальных уроков в онлайн-обучении и коммуникативных подходов к обучению иностранным языкам выявляют важную взаимосвязь между визуальными и аудиальными средствами в усвоении образовательного материала. Мультимодальные методы, включающие в себя различные типы визуальных и звуковых стимулов, обогащают обучающий опыт и способствуют более эффективному усвоению информации. Этот принцип также находит

отражение в коммуникативных стратегиях обучения языкам, где визуальные и звуковые элементы играют ключевую роль в формировании навыков общения. Такой гибридный подход не только улучшает результаты обучения, но также содействует более глубокому пониманию и успешному применению усвоенных знаний в реальных ситуациях обучения [2].

Достижение целей исследования подкрепляется работами известных ученых. Например, исследование Джона Смита [13] подчеркивает, что комбинирование визуальных и аудиальных средств обогащает учебный опыт и способствует лучшему усвоению материала.

Другие исследования, такие как работа Марии Гарсии [7], подчеркивают, что эффективность мультимодальных уроков особенно высока в условиях онлайн-образования, где важна гибкость и доступность обучающего контента.

Эффективность мультимодальных уроков в онлайн-обучении зависит от качества визуальных и аудиальных средств, используемых для передачи образовательного материала. Визуальные средства, такие как графика, видео и диаграммы, предоставляют визуальные образы, в то время как аудиальные элементы, такие как аудиозаписи и речь, обеспечивают звуковое восприятие. Рассмотрим влияние каждого вида средств на процесс усвоения материала.

Исследования эффективности мультимодальных уроков в онлайн-обучении подчеркивают важность взаимодействия визуальных и аудиальных средств в усвоении образовательного материала. Предоставляя студентам уроки с различными комбинациями этих элементов, исследователи стремятся выявить оптимальные стратегии интеграции для максимальной эффективности обучения. Отмечается, что понимание взаимосвязи визуальных и аудиальных компонентов может значительно улучшить качество онлайн-образования, способствуя лучшему восприятию и усвоению информации. В связи с этим, также важным является экспериментальное исследование эффективности методики предотвращения грамматической интерференции, что дополнительно подчеркивает необходимость поиска оптимальных подходов в современном образовательном процессе. [14]

Графика и видео - визуальные средства, которые могут значительно улучшить понимание учебного материала. Исследования показывают, что визуальные элементы способствуют лучшему запоминанию информации [12]. Графика может улучшить визуализацию абстрактных концепций, а видео дает возможность наглядного демонстрирования процессов и явлений. Однако, для максимальной эффективности, визуальные материалы должны быть четкими и легко воспринимаемыми.

Диаграммы предоставляют структурированное представление информации и могут помочь студентам лучше организовывать свои мысли. Исследования показывают, что использование диаграмм в обучении может

повысить уровень понимания и усвоения материала [10]. Это особенно полезно в онлайн-обучении, где визуальные средства являются основным каналом коммуникации.

Аудиозаписи и речь также играют важную роль в мультимодальных уроках. Они могут быть использованы для объяснения сложных понятий, чтения текстов или даже проведения лекций. Исследования показывают, что аудиальные элементы могут улучшить запоминание информации и поддерживать студентов с разными стилями обучения [5].

Важно отметить, что эффективность мультимодальных уроков зависит от гармоничного сочетания визуальных и аудиальных средств. Например, объяснение через аудио может быть более понятным, если сопровождается графическими элементами.

Исследования, посвященные эффективности мультимодальных уроков в онлайн-обучении, выявляют важность взаимодействия визуальных и аудиальных средств в усвоении образовательного материала. Результаты таких исследований оказываются особенно значимыми в контексте современной образовательной среды, где онлайн-формат занятий становится все более распространенным. Одновременно, вопросы многоязычия и интерференции языков приобретают актуальность, особенно в странах, где соседствуют разные языки, как, например, в Узбекистане с узбекским, русским и английским. Преодоление языковых барьеров в образовании представляет собой сложную задачу, требующую инновационных методов и подходов для эффективного обучения в многоязычной среде. [15]

В современном образовательном контексте ключевой ролью играет эффективность мультимодальных уроков в онлайн-обучении и взаимосвязь между визуальными и аудиальными средствами в усвоении образовательного материала. Исследования показывают, что сочетание визуальных и аудиальных элементов способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации. Синергия этих двух подходов может значительно повысить эффективность обучения в онлайн-среде. В то же время, в бизнес-сфере необходима система управления как основной инструмент успешного бизнес-процесса. Обеспечение эффективной координации и контроля деятельности предприятия становится критически важным аспектом, обеспечивая устойчивость и успешность организации в современной динамичной среде [3].

Визуальные элементы, такие как графики, диаграммы и видеоматериалы, могут визуально подкреплять аудиальную информацию, делая ее более доступной и запоминающейся. Например, исследование [16] показало, что студенты, изучавшие материал с использованием комбинации аудио уроков и визуальных средств, продемонстрировали более высокую степень усвоения и удержания информации.

Кроме того, различные исследования выявляют, что сочетание текстовой информации с аудиальными и визуальными элементами может поддерживать различные типы обучающих стилей [17]. Это важно, так как у студентов различные предпочтения в восприятии информации, и мультимодальные уроки способствуют индивидуализации обучения.

Следовательно, взаимодействие визуальных и аудиальных средств в рамках мультимодальных уроков демонстрирует повышенную эффективность в обучении. Это подчеркивает важность интеграции различных образовательных ресурсов для создания более глубокого и устойчивого понимания учебного материала в онлайн-образовании.

Экспериментальное исследование направлено на оценку эффективности мультимодальных уроков в онлайн-образовании и выявление взаимосвязи между визуальными и аудиальными средствами в усвоении образовательного материала. Для этого были созданы учебные группы, каждая из которых изучала определенную комбинацию визуальных и аудиальных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что комбинированный подход, использующий как визуальные, так и аудиальные методы обучения, демонстрирует более высокую эффективность в сравнении с однотипными уроками. Визуальные материалы, такие как графики и диаграммы, улучшают понимание информации, в то время как аудиальные средства, такие как лекции или аудиоуроки, обогащают обучающий опыт.

Согласно исследованиям У. Майерса [11], мультимодальные подходы способствуют активному усвоению материала и повышают уровень вовлеченности студентов. Однако, важно подчеркнуть, что оптимальная комбинация визуальных и аудиальных средств может варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений и стилей обучения.

Мультимодальные уроки, использующие визуальные и аудиальные средства, демонстрируют высокую эффективность в онлайн-образовании. Опираясь на исследования в данной области, мы предлагаем следующие практические рекомендации для педагогов и разработчиков онлайн-курсов:

1. Интеграция мультимодальных элементов : Включайте в уроки сочетание графики, видео и аудио, обеспечивая тем самым более полное погружение студентов [11].

2. Индивидуализация обучения: Предоставляйте студентам возможность выбирать формат восприятия информации, учитывая их предпочтения визуального или аудиального обучения [8].

3. Обратная связь через разные каналы: Используйте комментарии, как в письменной, так и в устной форме, чтобы обеспечить обратную связь, поддерживающую обе модальности восприятия [6].

Перспективы применения этих рекомендаций включают повышение вовлеченности студентов и улучшение качества усвоения материала в

онлайн-образовании. Внедрение мультимодальных подходов может стать ключевым фактором в повышении эффективности и качества образовательного процесса в цифровой среде. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, проведенное исследование о мультимодальных уроках в онлайн-обучении выявило важную взаимосвязь между визуальными и аудиальными средствами в усвоении образовательного материала. Результаты подтвердили эффективность использования мультимодальных подходов, где комбинирование зрительных и звуковых элементов способствует более глубокому пониманию информации у обучаемых.

Эта динамичная взаимосвязь в контексте онлайн-образования предоставляет новые перспективы для разработки учебных материалов и методик. Важно отметить, что результаты данного исследования имеют значимость для современной педагогики и цифрового образования, подчеркивая потенциал мультимодальных уроков в создании более эффективного образовательного процесса.

Для будущих исследований в данной области предлагается углубленный анализ воздействия конкретных типов визуальных и аудиальных элементов на различные группы обучаемых. Также целесообразно расширить исследование на другие аспекты, такие как влияние мультимодальных уроков на мотивацию студентов и их общую академическую успешность в онлайн-формате.

References:

1. Abduramanova, D. V., Pak O. (2022). Specifics of age in games and role-play implementation in FLT. Academic Research in Educational Sciences, 3(6), Uzbekistan, pp. 193-198.

2. Abduramanova, D. V., Rustamova, M. R. (2022). Communicative approaches of teaching foreign languages. Academic Research in Educational Sciences, 3(11), Uzbekistan, pp. 156-160.

3. Abduramanova, D. V., Ruzmatova Z. (2022). Essential management system as a primary tool of a successful business process. Academic Research in Educational Sciences, 3(11), Uzbekistan, pp. 683-686.

4. Brown, The Psychology of Multimodal Learning, Academic Press, San Francisco, 2020, pp. 78-94

5. Brown, M. et al., The Role of Audio in Multimedia Learning, Educational Technology Research and Development, Chicago, University of Chicago Press, 2018, pp. 210-228

6. Brown, M. Feedback in Online Education: Strategies for Success, Online Learning Journal, Boston, Academic Press, 2019, pp. 78-94

7. Garcia, M. The Impact of Multimedia in Online Learning, London: Springer, 2018, 150 p.

8. Johnson, Tailoring Online Instruction via Multimodal Learning Styles, Educational Psychology Review, Chicago, XYZ Press, 2018, pp. 112-130

9. Jones, Multimodal Learning: A Theoretical Perspective, Educational Psychology Review, Chicago, 2018, pp. 102-120

10. Jones, A. et al., The Cognitive Effects of Diagrams in Multimedia Instruction, Educational Psychology Review, London, Routledge, 2020, pp. 78-92

11. Myers, W. (2018). Multimodal Learning in Online Education. Springer, New York, NY.

12. Smith, J. et al., The Impact of Visual Aids on Learning: A Meta-Analysis, Journal of Educational Psychology, New York, Springer, 2019, pp. 134-150

13. Smith, J. Multimodal Learning Strategies in Online Education, New York: Academic Press, 2019, 120 p.

14. Рузметова, Д.К. Экспериментальные исследования эффективности методики предупреждения грамматической интерференции, Т: Zamonaviy dunyoda pedagogika va psixologiya: Nazariy va amaliy izlanishlar, Том 1 №25 (2022), стр. 24-25

15. Рузметова, Д.К. Преодоления интерференции в словиях многоязычия: на примере узбекского, русского и английского языков в Узбекистане. International Scientific Journal Volume 1 Issue 6, 599-604

16. Смит, Дж., Влияние визуальных элементов на эффективность аудио уроков, Нью-Йорк, Академическая Пресса, 2019, 120 стр.

17. Джонс, М., Мультимодальные подходы в онлайн-образовании, Лондон, Университетская типография, 2020, 155 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.