Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЧЕСИМ ФИЗИЧЕСИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЧЕСИМ ФИЗИЧЕСИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бенелли А.В.

В статье рассмотрен биопсихосоциальный современный подход, рассматривающий принципы пищевой зависимости: изложены современные взгляды на причины и механизмы развития нарушений пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание). Рассмотрен комплекс причин, определяющих расстройство пищевого поведения. Нездорово-девиантное пищевое поведение обусловлено внешними причинами, прежде всего, связанными с преодолением эмоционального напряжения, межличностными и внутриличностными конфликтами. Компульсивное переедание характеризуется неразборчивостью в выборе пищи и недифференцированностью потребностей. Пищевое расстройство рассматривается как многогранная проблема. Представлено краткое описание авторской мультимодальной программы коррекции иррациональных взглядов, используемых в процессе психокоррекции лиц с патологическим физическим перфекционизмом и нарушениями пищевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF A MULTIMODAL PROGRAM FOR THE CORRECTION OF IRRATIONAL VIEWS OF PERSONS WITH PATHOLOGICAL PHYSICAL PERFECTIONISM AND FOOD ADDICTION

This article describes a modern biopsychosocial approach that considers the principles of food addiction: modern views on the causes and mechanisms of the development of eating disorders (anorexia nervosa, bulimia nervosa, compulsive overeating) are outlined. An array of causes that determine the eating disorder is considered. Unhealthy deviant eating behavior is due to external causes, primarily related to overcoming emotional stress, interpersonal and intrapersonal conflicts. Compulsive overeating is characterized by indiscriminate food choices and undifferentiated needs. Eating disorder is seen as a multifaceted problem. A brief description of the author’s multimodal program for the correction of irrational views used in the process of psychocorrection of persons with pathological physical perfectionism and eating disorders is presented.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЧЕСИМ ФИЗИЧЕСИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ»

УДК 159.9.07

doi:10.52210/2224669X_2021_4_100

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЧЕСИМ ФИЗИЧЕСИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

А.В. Бенелли

Аннотация. В статье рассмотрен биопсихосоциальный современный подход, рассматривающий принципы пищевой зависимости: изложены современные взгляды на причины и механизмы развития нарушений пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание). Рассмотрен комплекс причин, определяющих расстройство пищевого поведения. Нездорово-девиант-ное пищевое поведение обусловлено внешними причинами, прежде всего, связанными с преодолением эмоционального напряжения, межличностными и внутриличностными конфликтами. Компульсивное переедание характеризуется неразборчивостью в выборе пищи и недифференцированностью потребностей. Пищевое расстройство рассматривается как многогранная проблема. Представлено краткое описание авторской мультимодальной программы коррекции иррациональных взглядов, используемых в процессе психокоррекции лиц с патологическим физическим перфекционизмом и нарушениями пищевого поведения.

Ключевые слова: физический перфекционизм, мультимодальный подход, психокоррекция, нарушение пищевого поведения.

THE EFFECTIVENESS OF A MULTIMODAL PROGRAM FOR THE CORRECTION OF IRRATIONAL VIEWS OF PERSONS WITH PATHOLOGICAL PHYSICAL PERFECTIONISM AND FOOD ADDICTION

A.V. Benelli

Abstract. This article describes a modern biopsychosocial approach that considers the principles of food addiction: modern views on the causes and mechanisms of the development of eating disorders (anorexia nervosa, bulimia nervosa, compulsive overeating) are outlined. An array of causes that determine the eating disorder is considered. Unhealthy deviant eating behavior is due to external causes, primarily related to overcoming emotional stress, interpersonal and intrapersonal conflicts. Compulsive overeating is characterized by indiscriminate food choices and undifferentiated needs. Eating disorder is seen as a multifaceted problem. A brief description of the author's multimodal program for the correction of irrational views used in the process of psychocorrection of persons with pathological physical perfectionism and eating disorders is presented.

Keywords: physical perfectionism, multimodal approach, psychocorrection, eating disorder.

Для многих людей с патологическим физическим перфекционизмом в общем, и для лиц с нарушенным пищевым поведением в частности, характерными являются следующие психологические особенности.

Ориентация на социальное одобрение, стремление «держать социальную маску», конформность. Такие индивиды постоянно спрашивают себя, что от них ожидают окружающие, правильно ли они ведут себя; стремятся все делать «на отлично», что свидетельствует о склонности к перфекционизму.

Для людей с пищевой зависимостью характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений. Это проявляется затруднением или неспособностью человека описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. Своеобразный тип мышления можно определить как «механический», «конкретный». Также отмечается недостаточность воображения, преобладание наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабость функции символизации.

Таким образом, у такого рода индивидов наблюдается высокая представленность негативных эмоций, таких как тревога, страхи, обида, агрессия. Такие лица испытывают много негативных чувств, но не умеют ни правильно их дифференцировать, ни выражать их в силу своей конформности. Поэтому они тратят много сил и энергии на то, чтобы удерживать эти эмоции внутри.

Амбивалентность представлена в виде двух противоречивых тенденций: зависимости - независимости, близости - дистанцирования. Данный конфликт проявляется в межличностных отношения индивидов с нарушенным пищевым поведением. С одной стороны им хочется иметь близкие открытые взаимоотношения, но при этом они испытывают сильный страх «слиться» с человеком; стремятся к автономии, но боятся остаться в одиночестве. Они хотят всего «сразу и сейчас». В результате больные не умеют правильно выстраивать собственные границы, а их поведение характеризуется хаотичностью - они либо «вцепляются» в собеседника, либо, наоборот, совершенно неожиданно прекращают с ним всякое общение.

Знание эмоционально-личностных особенностей и иррациональных установок индивида в каждом отдельном случае важно для выбора адекватного способа психологического сопровождения в рамках психокоррекционной работы.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность: людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов, на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч -при консультировании, и долгосрочной - до нескольких лет -при психотерапии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как

основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства коррекции и диагностики;

- принцип приоритетности коррекции каузального типа;

- деятельностный принцип коррекции;

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;

- принцип комплексности методов психологического воздействия.

Коррекционные программы при терапии нарушений пищевого поведения в основном должны быть направлены на следующие цели и задачи:

- коррекция нарушений пищевого поведения и неадаптивного образа жизни;

- коррекция и формирование здорового образа Я;

- работа с самооценкой и самоуважением;

- достижение уверенности в себе;

- коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями;

- коррекция отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию состояний и интересов других людей;

- приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

При разработке программ коррекции нарушений пищевого поведения могут быть использованы все известные психотерапевтические подходы. Однако выбор конкретного психотерапевтического метода и техник зависит от ряда факторов - клинической картины болезни, личностных особенностей пациента, времени, которое планируется потратить на психотерапию, компетенции психотерапевта (владение определенными психотерапевтическими методиками).

Целью реализованной мультимодальной программы является психокоррекционная работа с иррациональными взглядами лиц с патологическим физическим перфекционизмом.

Данная программа направлена на нормализацию психоэмоционального состояния клиентов, выявление и изменение проблемных паттернов мышления и поведения. Принятие нового отношения к образу тела, адекватного пищевого поведения и образа жизни в целом, формирование позитивного психологического благополучия через принятие себя, рационального отношения к окружающему и здоровых пищевых привычек.

Программа может быть использована в групповой и индивидуальной работе. Описание программы. В основе программы использован метод когнитивно-поведенческой терапии, в частности - скилл-терапия Д. Мейхенбаума (от анг. Skill - навык), или тренинг самоинструктирования (SIT - self instruction training), направленная на развитие саморегуляции.

SIT базируется на том факте, что люди склонны к самоинструктированию в тех случаях, когда сталкиваются с трудными ситуациями. Эти самоинструкции аналогичны автоматическим мыслям А. Бека. Самоинструкции могут оказаться дезадаптивными, если они, например, концентрируют внимание на негативных, угрожающих аспектах ситуации («Это очень трудно, я сейчас обязательно ошибусь») или на дефиците собственных навыков («Я в этом профан, это мое слабое место»). В технике SIT клиента обучают позитивному самоинструктированию, что повышает его возможности решать сложные жизненные задачи.

Также применяются техники арт-терапии и телесно-ориентированной терапии. Апробированный вариант программы состоит из 12 занятий по 6 часов с перерывами на кофе-брейк и обед: 3 дня занятий еженедельно с пятницы по воскресенье. В дальнейшем программа может быть продолжена.

Этапы программы:

1. Моделирование. На этом этапе ведущий ставит задачу и решает ее, рассуждая при этом вслух. Таким образом, моделируется самоинструктирование.

2. Совместное выполнение задачи - участвующее моделирование. Клиент выполняет задачу, а ведущий при этом вслух произносит инструкции.

3. Вербализованное самостоятельное выполнение задачи - открытое самоинструктирование. Клиент выполняет действие, при этом вслух сам произносит инструкции. Постепенно происходит фединг (затухание) открытого самоинструктирования, то есть клиент произносит инструкции все тише, вплоть до шепота.

4. «Скрытое» самоинструктирование - выполнение субъектом задачи во внутреннем плане. Клиент выполняет действие, произнося самоинструкции про себя.

В процессе терапии происходит усложнение задач, используемых для тренировки самоинструктирования.

Особо подчеркивается необходимость диалога по поводу решения задачи. В него входят вопросы по существу задачи и ответы на них, выполняющие функцию планирования способа ее решения, самоинструктирование с целью управления исполнением, реплики, ободряющие самого себя и направленные на преодоление фрустрации, неопределенности и тревожности, оценочные высказывания, выполняющие функцию самоподкрепления.

Желательно, чтобы такой тренинг сопровождался арт-терапевтическими техниками, иллюстрирующими каждую новую вводимую инструкцию. В фокусе SIT должна быть не содержательная сторона действия, а то, как надо действовать. Завершается тренинг телесными релаксационными и трансовыми техниками, направленными на снижение психо-эмоциональ-ного напряжения и интеграции с собственным телом.

SIT может эффективно модифицировать простые поведенческие стереотипы (поведение-мишень). К его достоинствам следует отнести четкую структурированность метода, включение, кроме собственно когнитивного переструктурирования, таких техник, как моделирование, репетиция поведения и постепенный переход на практику в ситуациях in vivo. Показано, что когнитивная тренировка влияет на креативность мышления, увеличивая общую способность к разрешению проблемных ситуаций за счет развития умений специфицировать задачу, выдвигать и верифицировать альтернативные варианты ее решения.

В шеринге обсуждались результаты функционального анализа ранее определенных триггеров, которые могут являться причиной нарушений пищевого поведения и запуска искаженных когнитивных воронок на основе сформированных иррациональных взглядов. К типичным триггерам относились голод, сильные положительные и отрицательные эмоции, переедание, нарушение правила принятия пищи, алкоголь, социальные мероприятия, состояния тревоги и одиночества.

Для каждого из таких триггеров ведущий и группа, путем совместного обсуждения, подбирали и определяли иррациональные мысли, устанавливали объективность мыслей, работали над заменой иррационального мыслительного конструкта на рациональный, тем самым динамично снижали частоту проявления иррациональных личностных взглядов.

Итоги реализации программы. В ходе участия в программе клиенты научились эффективно оценивать, тестировать и модифицировать свои отрицательные автоматические мысли и иррациональные убеждения. Цель когнитивного реструктурирования состояла не в том, чтобы убедить клиентов, что их мысли неправильные и нелогичные или что они

должны начать мыслить позитивно. Следовало научиться оценивать факторы, работающие «за» и «против» отрицательных автоматических мыслей и иррациональных убеждений, определить, какие другие интерпретации ситуации возможны, прийти к формулировке более сбалансированной мысли (если она будет обоснованной) и уменьшить частоту возникновения у клиентов неадаптивных представлений о себе и других людях.

После проведения программы в самоотчетах участников отмечены следующие изменения:

- появление большей уверенности в себе и своих силах;

- появление чувства компетентности, способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;

- сформированность позитивного образа «Я»;

- наличие адаптивных схем и связей в представлениях о себе, других, мире.

- стремление к самореализации и достижению целей;

- использование более адаптивных копинг-стратегий, в зависимости от жизненной ситуации;

- убежденность в благосклонности мира, преобладании добра над злом, положительного над негативным, хороших событий над плохими;

- убежденность в справедливости мира, ощущение себя хорошим и достойным человеком, который получает то, что заслуживает в жизни;

- высокий уровень убежденности в ценности собственного «Я», в преобладании положительных черт характера и хороших поступков;

- убежденность в своей способности контролировать происходящие события, выбирать такую стратегию поведения, которая увеличивает вероятность благоприятного для себя исхода дела, позволяет предотвращать несчастья и приносит максимальный выигрыш;

- убежденность в собственной удачливости, везении и благосклонности случая к себе.

В экспериментальной группе отмечаются значимые отличия по всем показателям и устойчивая тенденция к снижению высоких показателей по всем шкалам примененных диагностических методик.

У студентов экспериментальной группы произошло снижение показателей общего уровня физического перфекционизма, уровня значимости внешнего вида, риска развития пищевых нарушений.

Сравнение среднегрупповых показателей позволяет сформулировать вывод о том, что у студентов экспериментальной группы значимо снижен общий уровень дисфункциональ-ности отношений - от 88,2 % до 68,6 %, но требуется дальнейшая работа.

В контрольной группе, при наличии незначительных изменений показателей, статистически значимых различий не обнаружено.

Учитывая полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что применение муль-тимодальной коррекционной программы при психологическом сопровождении клиентов с патологическим физическим перфекционизмом способствует отрицательной динамике иррациональных взглядов личности.

Библиографический список

1. Гаранян Н.Г. Диагностика перфекционизма при расстройствах ффективного спектра: методическое пособие. М., 2018.

2. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2017. № 5.

3. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекцио-низму. 2017. № 5.

4. ПарамоноваВ.В. Феномен телесного перфекционизма как социокультурная патология // Культурно-историческая психология. 2013.№ 3.

5. Холмогорова А.Б. Даденко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2016. № 3.

6. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. ... канд. психол. наук. М., 2017.

А.В. Бенелли

преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт

E-mail: angelo.benelli@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.