Научная статья на тему 'Эффективность методов выращивания журавлей в условиях неволи'

Эффективность методов выращивания журавлей в условиях неволи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
530
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность методов выращивания журавлей в условиях неволи»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 250: 39-46

Эффективность методов выращивания журавлей в условиях неволи

К.А.Постельных, Т.А.Кашенцева

Питомник редких видов журавлей Окского заповедника,

п/о Лакаш, Спасский район, Рязанская область, 391072, Россия. Тел. (09135) 7-15-13 Поступила в редакцию 12 января 2004

Материалом для настоящей работы послужили данные Питомника редких видов журавлей Окского биосферного государственного природного заповедника (Рязанская обл.). С 1979 года в питомнике выращивались птенцы журавлей российской фауны: стерх Grus leucogeranus, японский G. japonensis, даурский G. vipio, чёрный G. monacha, серый G. grus, канадский G. canadensis, красавка Anthropoides virgo. В течение сезона размножения журавлей в 2001 г. проведены наблюдения за ростом, развитием и поведением 46 особей 5 видов журавлей: стерха, японского, даурского, серого и красавки. Для сопоставления полученных данных в работе использованы материалы питомника по росту и развитию 317 птенцов, воспитывавшихся в питомнике в 1979-2000 годах. Период, в течение которого проходило вы-лупление птенцов в 2001 г., длился с 27 апреля по 29 июня. В целом период роста птенцов и наблюдений за ними составил 267 дней. Число птенцов, воспитывавшихся разными методами, представлено в таблице 1.

Таблица 1. Птенцы, находившиеся под наблюдением в 2001 году

Вид Метод воспитания

Ручной Изолированный Родительский

Grus leucogeranus — 17 1

Grus japonensis 8 — 5

Grus vipio 4 — 2

Grus grus 2 — 2

Anthropoides virgo 5 — —

В первые годы работы питомника использовался ручной метод. При воспитании ручным методом человек берёт на себя всю заботу о вылупившемся птенце, обеспечивая ему необходимые условия для жизни.

Вследствие врожденной специфической агрессивности птенцов друг к другу содержать их группами в течение первого месяца жизни невозможно, поэтому каждого пуховика содержали в отдельной вольере. Для пуховиков от рождения до 2-нед. возраста это манеж — небольшая (1.5x1.0 м) огороженная часть вольеры с толстым слоем древесных стружек на полу, снабжённая поилкой, кормушкой и лампой обогрева над ней. Режим дня ручного птенца включал 6 кормёжек каждые 3 часа в течение светлого времени

суток, с 6 до 21 ч, взвешивание перед второй кормёжкой на голодный желудок и 1-2 прогулки в течение дня с индивидуальным воспитателем. Время и продолжительность прогулок определялось как объективными (погода), так и субъективными (самочувствие, возраст птенца) факторами. Птенцов водили гулять в пойменный лес вдоль берега реки Пры, к небольшим озёрам и болотам. На прогулках птецов кормили и учили самостоятельно брать естественные корма: ягоды, зелёные части растений, моллюсков, мелкую рыбу и амфибий. Во время ежедневных прогулок, начиная с 2-нед. возраста, птенцов пытались объединить по двое или в небольшие группы для совместных прогулок. Объединение птенцов экономит время и силы воспитателей, а также позволяет исследовать социальное поведение журавлят. Стерхов, растущих в условиях изоляции, объединяли в группы аналогично ручным птенцам других видов. Самыми лояльными к себе подобным оказались птенцы японского журавля и красавки, наибольшую агрессию друг к другу демонстрировали стерхи (табл. 2).

Таблица 2. Возраст объединения птенцов журавлей

Вид Число птенцов в возрасте:

1 нед. 2 нед. 3 нед. 1 мес. более 1 мес.

Єтв 1еисодегапив — — — — 16

вшэ іаропепзів 4 — 2 — 2

Єтв vipio 2 1 1 — —

Єтв дгив — — — — 2

Апііігороісіез чігдо 2 — — — 3

В питомнике воспитанием журавлей ручным методом занимаются с 1979 г. Всего за 22 года воспитано 283 птенца, из них по разным причинам погиб 61 птенец в возрасте до 3 месяцев (табл. 3). Доля гибели составила 22% от всех вылупившихся птенцов. Основными причинами гибели были врождённые аномалии и нарушения обмена веществ. Так как данный метод использовался с момента создания питомника, то большая гибель обусловлена недостатками содержания птиц и несовершенством методики искусственной инкубации. В последние годы эффективность ручного воспитания птенцов растёт благодаря накоплению опыта. В 2001 г. доля гибели при ручном воспитании составила всего 10% (2 погибших из 21 вылупившегося). Ручным методом, несмотря на его трудоёмкость, можно вырастить больше птенцов, чем в вольере с родителями. Важно, что при ручном выращивании значительно проще осуществлять контроль здоровья птенцов.

Метод изолированного воспитания используется при выращивании редких видов журавлей с целью интродукции в угасающие природные популяции. Биологической особенностью журавлей является импринтинг на своего воспитателя (НогшзЬ 1989). У птенцов журавлей, воспитанных человеком, образуется стойкий имринтинг на человека. Поэтому такие птенцы не боятся человека и непригодны для выпуска в природу. Кроме того, люди не могут в совершенстве обучить птенца добывать корм в природе, общаться с сородичами и избегать врагов. Чтобы объеди-

ниться с дикими птицами, вольерные птенцы должны в раннем детстве запечатлеть особей своего вида, а не человека, как обычно получается в условиях неволи. Эта трудная биологическая задача была решена американским этологом Робертом Хорвичем. Им был разработан метод изолированного воспитания (Horwish 1986). В дальнейшем метод апробирован при выращивании для выпуска в природу канадских Grus canadensis (Horwish 1989; Urbanek 1990; Urbanek, Bookhout 1992) и американских G. americana журавлей (Wellington 2000).

Таблица 3. Гибель птенцов при ручном воспитании

Вид

Причина G. leucogeranus G. japonensis G. vipio G. monacha A. virgo G. grus G. canadensis

Несчастный случай 1 2 1

Микоз 1 2 1 — — — 1

Бактериоз — — — 2 3 5 —

Паразитоз — — 1 — — — —

Нарушение обмена веществ 10 1

Врожденные аномалии 2 11 2 3 3

Травма 1 1 — 1 — — —

Перегрев 1 — — — — — —

Неизвестна 1 2 2 — — —

С 1990 года метод изолированного воспитания применяется в питомнике Окского заповедника для выращивания стерхов (Панченко, Кашенцева 1995). Молодые стерхи готовились для выпуска в малочисленную популяцию, обитающую в Западной Сибири (Сорокин, Котюков 1982), где, согласно последним данным специалистов, осталось всего около двух десятков птиц (Сорокин и др. 2000а). Метод полностью исключает звуковой и визуальный контакт с человеком. С момента вылупления птенец видит и слышит вокруг себя только особей своего вида (птенцов и взрослых). Люди, ухаживающие за птенцами и выгуливающие их, надевают белые костюмы, скрывающие лицо и фигуру человека. Для обучения птенцов кормлению используется макет, имитирующий голову взрослого стерха.

Макет действует как пинцет, с его помощью журавлят кормили и обучали кормиться в природном ландшафте, в болотистой пойме лесной реки. Для звукового контакта использовали записи гнездовых вокализаций стерхов, которые транслировали птенцам с помощью портативного магнитофона, скрытого в кармане одежды. Для птенца, воспитываемого в одиночку, в вольеру можно ставить зеркало, чтобы он мог видеть себе подобного птенца. В вольере для пуховиков помещалась гнездовая модель — чучело насиживающего журавля или его макет. С помощью портативного магнитофона во время прогулок и кормлений транслировались записи гнездовых вокализа-

ций журавлей. В период, когда птенцы начинали летать, их перевозили в зону лесотундры Западной Сибири на места гнездования и миграционные скопления журавлей. Здесь осуществлялся выпуск молодых стерхов в природу. Практика показывает, что птенцы, воспитанные изолированным методом, более спокойно относятся к человеку, чем родительские, скорее опасаются, чем боятся его. Для ограничения возможности полёта и травм как их следствия, в вольере размещали молодые берёзки в качестве помехи при взлёте, поскольку журавль перед взлётом должен совершить разбег.

Всего за 11 лет изолированным методом воспитано 106 птенцов стерха и 8 серых журавлей. Из них в возрасте до трёх месяцев погибли 22 птенца (табл. 4). Доля погибших составила 18% от вылупившихся птенцов. Благодаря тому, что выращиванию стерхов для выпуска в природу уделяется наибольшее внимание, гибель при изолированном воспитании меньше, чем при других методах.

Таблица 4. Гибель птенцов стерха вгив Iеисодегапиз при изолированном воспитании

Причина Число птенцов

Несчастный случай 4

Микоз 2

Бактериоз 2

Нарушение обмена веществ 1

Врожденные аномалии 5

Хищничество крыс 3

Неизвестна 5

Таким образом, изолированный метод позволяет увеличить число “вливаемых” в природную популяцию птиц. Положительный эффект имеет выпуск “изолированных” и “родительских” птенцов совместной группой. В таких случаях родительские птенцы берут на себя роль лидеров и наставников во время адаптации молодёжи к условиям вольной жизни (Сорокин и др. 20006). Изолированный метод позволяет сочетать массовое выращивание птенцов с формированием у них импринтинга на особей своего вида.

Родительский метод является наиболее естественным для выращивания птенцов журавлей, даже в условиях неволи. Птенец получает все необходимые комфортные условия (пищу, обогрев, защиту) от родителей. Очень важным является то, что птенцы и родители “говорят на одном языке”, т.е. птенец приобретает жизненные навыки взрослого журавля.

Кормление семьи журавлей в сезон размножения 2001 г. заключалось в трехкратной раздаче натуральных кормов (свежая речная рыба, творог, варёное яйцо). Корма измельчали соответственно возрасту птенцов и их возможности проглатывать предлагаемую пищу. Кроме того, в вольере всегда была кормушка с сухим гранулированным комбикормом, к которому родители постепенно приучали птенцов. Надо отметить, что наиболее предпочтительными для семьи, как для взрослых, так и для птенцов, были натуральные корма. Функция защиты птенцов от хищников в условиях неволи, как правило, оказывается невостребованной по сути, т.к. устройство вольер

не позволяет хищникам проникнуть в них. Однако журавли-родители с не меньшим усердием демонстрируют эту форму поведения в отношении обслуживающего персонала питомника. Человек в вольере воспринимается журавлями как угроза птенцам. Птицы нападают на нарушителя семейной территории без демонстрации поз угрозы или после кратковременной их демонстрации. Самцы атакуют взлетая, бьют клювом, ногами и крыльями. Журавли-родители, активно защищая потомство, могут поранить себя или птенца. Такие случаи имели место в питомнике. Чтобы предотвратить гибель и травмы птенцов во время их отловов при родительском воспитании, необходимо изолировать самца (отсадить в другую вольеру или подержать в руках) и избегать ситуаций, при которых птенец находится между журав-лём-родителем и человеком. В 2001 году 11 размножающихся пар выращивали птенцов в вольерах питомника (табл. 5).

Таблица 5. Распределение птенцов родительского воспитания

по семьям в 2001 году

Родители (число пар) Птенцы

G. leucogeranus G. japonensis G. vipio G. grus

Grus leucogeranus (3) 2 — — 1

Grus japonensis (5) — 6 1 —

Grus vipio (2) — 1 1 —

Grus canadensis (1) — — — 1

Одна пара стерхов успешно вырастила птенца. В возрасте 4.5 мес. он был выпущен в природу в месте пролёта стерхов в Астраханском заповеднике. У второй пары птенца в 10-дневном возрасте пришлось забрать в связи с травмой клюва у самки. Третья молодая пара вырастила птенца серого журавля.

Всем пяти размножавшимся парам японских журавлей были оставлены птенцы для родительского воспитания. Двум парам впервые оставили по два птенца. Этого не делалось раньше из-за опасений, что возникнут конфликты между ними. Известно, что в природе пара японского журавля может вырастить двух птенцов при обилии корма (Флинт 1987). В практике некоторых зоопарков также есть случаи успешного выращивания двух птенцов японскими журавлями-родителями (Hagenbeck 1975). В одном случае наш эксперимент в течение месяца проходил успешно. Два птенца благополучно прожили вместе самый опасный период, когда особенно велика вероятность проявления птенцовой агрессии. Однако в возрасте 37 дней старший из птенцов напал на младшего. К счастью, трагедию удалось предотвратить. Избитого птенца (у него была повреждена кожа головы) забрали для лечения и вырастили в группе птенцов ручного воспитания. Подобный случай произошёл в Роттердамском зоопарке (Doom 1969).

Во второй семье птенцы при рождении резко различались по массе тела и активности. Более крупный птенец был и более активным. Он получал больше пищи и внимания от родителей. Меньшего птенца пришлось забрать из семьи на 6-й день с признаками истощения и обезвоживания. В

дальнейшем он воспитывался ручным методом и благополучно вырос. Оба разлучённых с родителями птенца сохранили страх перед человеком. Они со временем даже привыкли брать корм из рук, но воспринимали человека как потенциальную опасность.

Третья пара потеряла единственного птенца в первый же день. Птенец зашёл в соседнюю вольеру, и не найдя пути назад, замёрз. Две другие пары благополучно вырастили по одному птенцу.

Интересно заметить, что при наблюдении за птенцами, воспитываемыми родительским методом, видно явное превосходство их физического состояния в сравнении с птенцами, растущими под опекой людей. Родительские птенцы превосходили других по физическому развитию: намного раньше начинали быстро бегать, прятаться при опасности, самостоятельно брать корм из кормушки и искать себе пищу в уличной вольере.

Не совсем одинаковым оказалось отношение родительских птенцов к людям. Большей частью птенцы панически боялись человека. Когда человек заходил в вольеру, чтобы дать корм и сменить воду, они убегали в дальний угол и оставались там, находясь в сильном беспокойстве. При отлове для контроля их развития птенцы сначала убегали, а повзрослев, пытались активно защищаться: шипели и клевались. Из родительских птенцов 2001 года рождения можно выделить одного птенца японского журавля, который относительно спокойно реагировал на присутствие человека в вольере. Во время раздачи корма подходил близко, на расстояние вытянутой руки. Это можно объяснить спокойным отношением его матери к персоналу. Воспитанная ручным методом, она никогда не боялась человека. По видимому, её отношение передалось птенцу. Но во время отлова тот же птенец вел себя, как истинно дикий журавлёнок: убегал или защищался.

Птенцов забирали из семей в возрасте 75-80 дней, когда они полностью оперялись и научались самостоятельно кормиться. Для предотвращения травм во время полётов в вольерах птенцам, не предназначенным для выпуска в природу, подрезали первостепенные маховые перья на одном крыле. Птица лишалась способности к полёту всего на два года, до полной линьки маховых перьев. Этого времени достаточно, чтобы молодая птица хорошо изучила вольеру, в которой живёт, и возможности полёта в ней. Лишение способности к полёту хирургическими методами в питомнике не применялось, поскольку для журавлей-самцов важно иметь полноценные крылья для спаривания в сезон размножения.

Важно забирать птенцов до вступления родительской пары в новый цикл размножения. В природе семейная пара серых журавлей прогоняет выросших птенцов на зимовке (Alonso et al. 1984). В условиях вольерного содержания, когда молодой птице некуда убежать от агрессии родителей, возможна её гибель. Так, пара стерхов в питомнике в начале марта 1997 убила своего птенца без видимого предварительного проявления агрессии.

Внутри родительского метода воспитания можно выделить метод приёмных родителей, который используется как в практике центров разведения для укрепления родительского инстинкта у молодых пар журавлей, так и при увеличении численности редких видов в природе (Сорокин и др. 20006). Кроме того, в случаях неблагополучия при вылуплении в гнёздах в условиях неволи яйца могут быть перенесены в гнёзда приёмных родите-

лей. В 2001 году методом приёмных родителей воспитано 4 птенца. Выращивание журавлей с помощью суррогатных родителей (журавлей других видов) можно осуществить только на стадии насиживания яиц. Журавли спокойно относятся к подмене их собственных яиц на другие и благополучно выращивают чужих птенцов как собственных. Всего за 6 лет суррогатными родителями в питомнике воспитывалось 11 журавлей.

За время существования питомника родительским методом было воспитано 63 птенца, из них по разным причинам в возрасте до 3 мес. погибли 22 птенца (34%) (табл. 6).

Таблица 6. Гибель птенцов при родительском воспитании

Причина Вид

в. 1еисодегапиз в. ]аропепз'!з в. дгив в. сапас!епз1з

Несчастный случай — 5 1 —

Истощение 1 1 — 1

Перегрев на солнце 1 1 — —

Убит родителями 3 — 1 —

Микоз 2 — — —

Бактериоз 1 — — —

Неизвестна 4 — —

Опыт 2001 года показывает, что снижение потерь при родительском воспитании возможно при условии тщательного контроля поведения птиц в семьях. При видимом неблагополучии птенцов необходимо забирать, если невозможно решить проблему другим способом. Из 13 птенцов, оставленных семьям на воспитание, в 2001 г. погибли 2 птенца (15%). Гибель 3 птенцов предотвращена своевременным переводом птенцов на ручное воспитание.

Все три метода выращивания журавлей в условиях неволи имеют свои недостатки и достоинства. Каждый из них применяют с учётом планирования жизни растущего журавля. Если ему предстоит пополнить поголовье питомника или зоопарка, где содержат и разводят журавлей, наиболее просто вырастить его ручным методом. Если птенец будет выпущен в природу, его необходимо вырастить с родителями. К сожалению, в ситуациях, когда спасение редких видов не терпит отлагательства, ещё не хватает размножающихся пар для того, чтобы ежегодная подпитка молодёжью природной популяции была достаточна. Поэтому метод изолированного воспитания помогает увеличить число выпускаемых птиц.

В целом доля успешно выращенных журавлей в питомнике Окского заповедника составила в среднем 77% и колебалась от 82% при изолированном до 66% при ручном воспитании птенцов.

Литература

Панченко В.Г., Кашенцева Т.А. 1995. Размножение журавлей в питомнике Окского заповедника//?)?. Окского заповедника 19: .256-270.

Сорокин А.Г., Котюков Ю.В. 1982. Обнаружение гнездовой обской популяции стерха// Журавли в СССР. Л.: 15-18.

Сорокин А.Г., Маркин Ю.М., Панченко В.Г., Шилина А.П. 2000а. Современное состояние и работы по сохранению западной и центральной популяций стерха // Научный вестник. Салехард, 4: 74-84.

Сорокин А.Г., Маркин Ю.М., Шилина А.П. 20006. Экспериментальная работа по интродукции в природу стерха на местах гнездовий в бассейне реки Куноват // Научный вестник. Салехард, 4: 52-59.

Флинт В.Е. 1987. Семейство Журавлиные — Gruidae//Птицы СССР: Курообразные, Журавлеобразные. JL: 266-340.

Alonso J.C., Veiga J.P., Alonso J.A. 1984. Familienauflosung und Abzug aus dem Winter-guartier beim Kranich Grus grusllJ. Ornitol. 125, 1: 69-74.

Doorn van C. 1969. Die Zucht von Mandschurenkranichen (Grus japonensis) im Rotterdamer //Zoo 2: 39-45.

Hagenbeck C.C. 1975. Manegement and breeding of Japanese cranes in Carl Hagenbeck's Zoo // Zool. Garten 5: 31-32.

Horwich R. H. 1986. Reintroduction of sandhill cranes to the Wild //ICF Bugle. Bamboo, WI: ICF 12,4: 1-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Horwich R.H. 1989. Use of surrogate parental models and age periods in a successful release of hand-reared sandhill cranes IIZoo Biol. 8: .379-390.

Urbanek R.P. 1990. Reintroduction studies: a summer release //ICF Bugle. Baraboo, WI: ICF 16, 2: 4-5.

Urbanek R.P., Bookhout Т. A. 1992. Development of an isolation-rearing // Gentle Release Procedure For Reintroducing Migratory Cranes / Proc. 1992 N.Amer.Crane Workshop 6: 120-130. Wellington M. 2000. Our pot of gold arrives II ICF Bugle. Baraboo, WI: ICF26, 2: 1.

Ю OS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 250: 46-48

О зимовке водоплавающих и околоводных птиц в Коломенском (Москва) в 2001-2004 годах

А.Г.Резанов1^ А.А.Резанов2)

0 Кафедра биологии, Московский городской педагогический университет, ул. Чечулина, д. 1, Москва, 119004, Россия 2) Кафедра зоологии и экологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 5, Москва, 129278, Россия

Поступила в редакцию 20 января 2004

В настоящей публикации приведены материалы, собранные во время регулярных зимних (2002-2004 гг.) учётов водоплавающих и околоводных птиц на Москве-реке в черте города Москвы (музей-заповедник “Коломенское”). Данные за предшествующие годы (начиная с 1984 г.) изложены в отдельных статьях (Резанов 1992, 1998, 2002). Учёты птиц проведены на постоянном маршруте вдоль берега Москвы-реки на протяжении от 1 до 2 км. Особое внимание уделено участку, где происходит постоянный сброс тёплых вод (СТВ). Этот участок никогда не замерзает и водоплавающие и околоводные птицы имеют возможность зимовать здесь даже при самых сильных морозах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.