Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ С ДЦП'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ С ДЦП Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦП / СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ / ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Потешкин Артем Валерьевич, Таламова Ирина Геннадьевна

Введение. В последнее время отмечается тенденция увеличения численности детей с детским церебральным параличом. Данное заболевание сопровождается нарушениями двигательных функций, в том числе снижением проявлений координационных способностей. Цель исследования - разработать дифференцированную методику воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по классификации Gross Motor Function Classification Systems. Методика и организация исследования. Методика состоит из двух этапов: 1 этап - оценка координационных способностей; 2 этап - воспитание координационных способностей. По результатам тестирования координационных способностей были определены кластеры взаимосвязи (кластерный анализ, метод единичной связи), по которым были сгруппированы координационные способности. На основании полученных кластеров была разработана методика воспитания координационных способностей обучающихся с ДЦП. В ходе одного занятия воспитание начинается с координационных способностей из 1 кластера и заканчивается координационными способностями из 3 кластера, тем самым соблюдается четкая иерархия дифференцированного воздействия на мальчиков и девочек обеих форм ДЦП, выявленная с помощью кластерного анализа. Экспериментальная часть исследования проходила в казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301». 76 обучающихся занимались по разработанной методике 3 раза в неделю во внеурочное время в течение 3 четверти. Для каждой координационной способности были подобранны гимнастические упражнения, а также упражнения с использованием метода аудиовизуальной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01-2» (компьютерная программ «StabMed», версия 2.08.). Результаты исследования и их обсуждение. Апробировав методику воспитания координационных способностей были выявлены улучшения в проявлении координационных способностей у учащихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП. Выводы. После проведенного эксперимента достоверно значимые различия обнаружены у мальчиков с гемипаретической формой в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,0005), способности к согласованию в нижних конечностях (p<0,05), у девочек со спастической диплегией в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05), у девочек с гемипаретической формой в кинестетической способности в верхних конечностях (p<0,05), способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), способности к ориентированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Потешкин Артем Валерьевич, Таламова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF METHODOLOGY FOR TRAINING COORDINATION ABILITIES IN PUPILS 10-11 YEARS OLD WITH CEREBRAL PALSY

Introduction. Recently, there has been an increasing trend in the number of children with cerebral palsy. This disease is accompanied by impaired motor functions, including a decrease in the manifestations of coordination abilities. The purpose of the study is to develop a differentiated methodology for educating coordination abilities in pupils 10-11 years old with spastic diplegia and hemiparetic forms of cerebral palsy of the level 1 of functional capabilities according to the classification of Gross Motor Function Classification Systems. Methodology and organization of the study. The methodology consists of two stages: 1 stage - assessment of coordination abilities; Stage 2 - education of coordination abilities. From the results of coordination ability testing, relationship clusters (cluster analysis, unit communication method) were identified, by which coordination abilities were grouped. The experimental part of the study took place in the state educational institution of the Omsk region «Adaptive school-kindergarten No. 301». Pupils, in the amount of 76 people, studied according to the developed methodology 3 times a week in extra-time for 3 quarters. For each coordination ability, gymnastic exercises were selected, as well as exercises from the audiovisual feedback method on the Stabilan-01-2 stabilizer analyzer (computer program «StabMed», version 2.08.). Research results and discussion. Having tested the methodology of educating coordination abilities, improvements were revealed in the manifestation of coordination abilities in pupils 10-11 years old with spastic diplegia and hemiparetic forms of cerebral palsy. Conclusions. After the experiment, significantly significant differences were found in boys with a hemiparetic form in the ability to respond in the upper limbs (p<0.0005), ability to match in lower limbs (p<0.05), in girls with spastic diplegia in ability to respond in upper limbs (p<0.05), kinesthetic ability in lower limbs (p<0.05), in girls with hemiparetic form in kinesthetic ability in upper limbs (p<0.05), upper limb responsiveness (p<0.05), upper limb orientation (p<0.05), lower limb kinesthetic ability (p<0.05).

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ С ДЦП»

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова Л.В., Влияние дистанционного обучения на психологического состояние студентов в период пандемии COVID-19/ Л.В. Емельянова, Ш.Н. Шакиров, Д. А. Толмачев // Modern Science. - 2020. - № 12 (5). - С. 88-91.

2. Постол О.Л., Популярность восточных оздоровительных практик у студентов вузов / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова, О.И. Воробьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 174-178.

3. Щадилова И.С. Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции / И.С. Щадилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 522-526.

REFERENCES

1. Emelyanova, L.V., Shakirov, Sh.N. and Tolmachev, D.A. (2020), "The influence of distance learning on the psychological state of students during the COVID-19 pandemic", Modern Science, Vol. 5, No. 12, pp. 88-91.

2. Postol, O.L., Pankratova, O.N. and Vorobyov, O.I. (2020), "The popularity of Eastern health practices among university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 190, No.12, pp. 174-178.

3. Shchadilova, I. S. (2020), "The organization of communicative relations in the university on the discipline "Physical culture" in the conditions of the regime of social self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No.4, pp. 174-178.

Контактная информация: OLP1881@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2021

УДК 37.04:796.012.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ С ДЦП

Артем Валерьевич Потешкин, аспирант, Ирина Геннадьевна Таламова, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Введение. В последнее время отмечается тенденция увеличения численности детей с детским церебральным параличом. Данное заболевание сопровождается нарушениями двигательных функций, в том числе снижением проявлений координационных способностей. Цель исследования - разработать дифференцированную методику воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по классификации Gross Motor Function Classification Systems. Методика и организация исследования. Методика состоит из двух этапов: 1 этап - оценка координационных способностей; 2 этап - воспитание координационных способностей. По результатам тестирования координационных способностей были определены кластеры взаимосвязи (кластерный анализ, метод единичной связи), по которым были сгруппированы координационные способности. На основании полученных кластеров была разработана методика воспитания координационных способностей обучающихся с ДЦП. В ходе одного занятия воспитание начинается с координационных способностей из 1 кластера и заканчивается координационными способностями из 3 кластера, тем самым соблюдается четкая иерархия дифференцированного воздействия на мальчиков и девочек обеих форм ДЦП, выявленная с помощью кластерного анализа. Экспериментальная часть исследования проходила в казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301». 76 обучающихся занимались по разработанной методике 3 раза в неделю во внеурочное время в течение 3 четверти. Для каждой координационной способности были подобранны гимнастические упражнения, а также упражнения с использованием метода аудиовизуальной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01-2» (компьютерная программ «StabMed», версия 2.08.). Результаты исследования и их обсуждение. Апробировав методику воспитания коор-

динационных способностей были выявлены улучшения в проявлении координационных способностей у учашдхся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП. Выводы. После проведенного эксперимента достоверно значимые различия обнаружены у мальчиков с гемипаретической формой в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,0005), способности к согласованию в нижних конечностях (p<0,05), у девочек со спастической диплегией в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05), у девочек с гемипаретической формой в кинестетической способности в верхних конечностях (p<0,05), способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), способности к ориентированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05).

Ключевые слова: ДЦП, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, координационные способности, методика воспитания, аудиовизуальная обратная связь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p365-372

EFFECTIVENESS OF METHODOLOGY FOR TRAINING COORDINATION ABILITIES IN PUPILS 10-11 YEARS OLD WITH CEREBRAL PALSY

Artem Valerievich Poteshkin, the post-graduate student, Irina Gennadyevna Talamova, the

candidate of biological sciences, senior lecturer, department chair, Siberian State University of

Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

Introduction. Recently, there has been an increasing trend in the number of children with cerebral palsy. This disease is accompanied by impaired motor functions, including a decrease in the manifestations of coordination abilities. The purpose of the study is to develop a differentiated methodology for educating coordination abilities in pupils 10-11 years old with spastic diplegia and hemiparetic forms of cerebral palsy of the level 1 of functional capabilities according to the classification of Gross Motor Function Classification Systems. Methodology and organization of the study. The methodology consists of two stages: 1 stage - assessment of coordination abilities; Stage 2 - education of coordination abilities. From the results of coordination ability testing, relationship clusters (cluster analysis, unit communication method) were identified, by which coordination abilities were grouped. The experimental part of the study took place in the state educational institution of the Omsk region «Adaptive school-kindergarten No. 301». Pupils, in the amount of 76 people, studied according to the developed methodology 3 times a week in extra-time for 3 quarters. For each coordination ability, gymnastic exercises were selected, as well as exercises from the audiovisual feedback method on the Stabilan-01-2 stabilizer analyzer (computer program «StabMed», version 2.08.). Research results and discussion. Having tested the methodology of educating coordination abilities, improvements were revealed in the manifestation of coordination abilities in pupils 10-11 years old with spastic diplegia and hemiparetic forms of cerebral palsy. Conclusions. After the experiment, significantly significant differences were found in boys with a hemiparetic form in the ability to respond in the upper limbs (p<0.0005), ability to match in lower limbs (p<0.05), in girls with spastic diplegia in ability to respond in upper limbs (p<0.05), kinesthetic ability in lower limbs (p<0.05), in girls with hemiparet-ic form in kinesthetic ability in upper limbs (p<0.05), upper limb responsiveness (p<0.05), upper limb orientation (p<0.05), lower limb kinesthetic ability (p<0.05).

Keywords: cerebral palsy, spastic diplegia, hemiparetic form, coordination abilities, education technique, audiovisual feedback.

ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) является врожденным не прогрессирующим заболеванием, со средней распространенностью 1,5-4 случая на 1000 рожденных детей [4]. Наиболее типичными проявлениями ДЦП являются нарушения двигательных функций, в том числе сниженное развитие координационных способностей. Спастическая диплегия и гемипаретическая формы ДЦП I уровня функциональных возможностей по классификации Gross Motor Function Classification Systems (GMFCS) являются относительно благоприятными для минимизации двигательных нарушений. Поэтому работа с данными формами представляется наиболее актуальной, а выбор возраста 10-11 лет обу-

словлен сенситивным периодом развития координационных способностей у детей с ДЦП [1, 3].

Цель исследования - разработать дифференцированную методику воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и ге-мипаретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по вМРС8.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дифференциация осуществляется по таким параметрам как форма ДЦП, отдел тела, гендерный признак (пол). Разработана методика, состоящая из двух этапов: 1 этап -оценка координационных способностей [5]; 2 этап - воспитание координационных способностей.

По результатам тестирования координационных способностей были выявлены средние значения по каждой способности [2] и определены кластеры взаимосвязи (кластерный анализ, метод единичной связи), по которым были сгруппированы координационные способности (таблицы 1-2).

Таблица 1 - Распределение кластеров координационных способностей у обучающихся со спастической формой ДЦП__

Мальчики Девочки

Верхние конечности Нижние конечности Верхние конечности Нижние конечности

1 кластер

кинестетическая, темпо- ориентирование, сложная способности к равновесию, реагирование, сложная

ритмическая, способности реакция, реагирование, темпо-ритмическая, кине- реакция, ориентирование,

к равновесию, статокине- темпо-ритмическая, согла- стетическая, статокинети- темпо-ритмическая, согла-

тическая, сложная реакция сование ческая, сложная реакция сование,

2 кластер

согласование, ориентиро- кинестетическая, статоки- согласование, ориентиро- кинестетическая, статоки-

вание нетическая вание нетическая

3 кластер

реагирование равновесие реагирование равновесие

Таблица 2 - Распределение кластеров координационных способностей у обучающихся с

гемипаретической формой ДЦП

Мальчики Девочки

Верхние конечности Нижние конечности Верхние конечности Нижние конечности

1 кластер

кинестетическая, равнове- темпо-ритмическая, реаги- равновесие, темпо- темпо-ритмическая, реаги-

сие, статокинетическая, рование, сложная реакция, ритмическая, статокинети- рование, сложная реакция,

сложная реакция, темпо- кинестетическая, согласо- ческая, кинестетическая, равновесие, ориентирова-

ритмическая, ориентиро- вание, ориентирование сложная реакция ние, кинестетическая

вание,

2 кластер

реагирование статокинетическая реагирование, ориентирование статокинетическая

3 кластер

согласование равновесие согласование согласование

На основании полученных кластеров была разработана методика воспитания координационных способностей обучающихся с ДЦП (таблицы 3-4). В ходе одного занятия воспитание начинается с координационных способностей из 1 кластера и заканчивается координационными способностями из 3 кластера, тем самым соблюдается четкая иерархия дифференцированного воздействия на мальчиков и девочек обеих форм ДЦП, выявленная нами с помощью кластерного анализа.

Экспериментальная часть исследования проходила в казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301. 76 обучающихся занимались по разработанной методике 3 раза в неделю во внеурочное время в течение 3 четверти. С родителей обучающихся были взяты письменные согласия на проведение

эксперимента и обработку персональных данных, в соответствии с требованиями: Хель-синской декларации Всемирной медицинской ассоциации от 1964 года; Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ф3; Федерального закона «О персональных данных» от 25.07.2011 N 261-ФЗ.

Таблица 3 - Методика воспитания координационных способностей у обучающихся со спастической диплегией_

Цель - создание условий для воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией ДЦП I уровня функциональных возможностей используя метод аудиовизуальной обратной связи (стабилометрический метод).

Задачи: 1. Подобрать средства (блоки упражнений, включающие в себя физические упражнения в режиме учебных занятий, дополненные упражнениями на стабилоплатформе) воспитания координационных способностей с учетом формы ДЦП и пола; 2. Воспитать недостаточно развитые координационные способности у изучаемых обучающихся с помощью подобранных блоков упражнений; 3. Укрепить здоровье обучающихся; 4. Воспитать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Используемые методы: объяснение; описание; непосредственный и опосредованный показ; повторный метод; интервальный метод; игровой метод; метод аудиовизуальной обратной связи.

Верхние конечности

Мальчики Девочки

Координационные способности Блоки упражнений Координационные способности Блоки упражнений

Кинестетическая1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сохранение равновесия1 Базовый блок 1 (2 мин.)

Темпо-ритмическая1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Темпо-ритмическая1 Базовый блок 1 (2 мин.)

Сохранение равновесия1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Кинестетическая1 Специальный блок 1 (3 мин.)

Статокинетическая1 Специальный блок 3 (2,5 мин.)* Статокинетическая1 Базовый блок 2 (2 мин.)**

Сложная реакция1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сложная реакция1 Специальный блок 1 (3 мин.)

Согласование и комбинирова- ние2 Специальный блок 2 (2,5 мин.)* Согласование и комбинирование2 Специальный блок 1 (3 мин.)

Ориентирование2 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Ориентирование2 Специальный блок 4 (3 мин.)**

Реагирование3 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Реагирование3 Специальный блок 1 (3 мин.)

Нижние конечности

Мальчики Девочки

Координационные способности Блоки упражнений Координационные способности Блоки упражнений

Ориентирование1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Реагирование1 Базовый блок 1 (2 мин.)

Сложная реакция1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сложная реакция1 Специальный блок 1 (3 мин.)

Темпо-ритмическая1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Ориентирование1 Специальный блок 1 (3 мин.)

Реагирование1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Темпо-ритмическая1 Специальный блок 1 (3 мин.)

Согласование и комбинирование1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Согласование и комбинирование1 Базовый блок 4 (2 мин.)**

Кинестетическая2 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Кинестетическая2 Базовый блок 3 (2 мин.)**

Статокинетическая2 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Статокинетическая2 Базовый блок 1 (2 мин.)

Сохранение равновесия3 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сохранение равновесия3 Базовый блок 1 (2 мин.)

Примечание: 1-3 кластеры координационных способностей, полученные с помощью кластерного анализа (метод единичной связи); *р<0,05 между мальчиками обеих форм ДЦП с помощью и-критерия Манна-Уитни; **р<0,05 между девочками обеих форм ДЦП с помощью И-критерия Манна-Уитни.

Таблица 4 - Методика воспитания координационных способностей у обучающихся с ге-мипаретической формой_

Цель - создание условий для воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с гемипаре-тической формой ДЦП I уровня функциональных возможностей используя метод аудиовизуальной обратной связи (стабилометрический метод).

Задачи: 1. Подобрать средства (блоки упражнений, включающие в себя физические упражнения в режиме учебных занятий, дополненные упражнениями на стабилоплатформе) воспитания координационных способностей с учетом формы ДЦП и пола; 2. Воспитать недостаточно развитые координационные способности у изучаемых обучающихся с помощью подобранных блоков упражнений; 3. Укрепить здоровье обучающихся; 4. Воспитать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Используемые методы: объяснение; описание; непосредственный и опосредованный показ; повторный метод; интервальный метод; игровой метод; метод аудиовизуальной обратной связи.

Верхние конечности

Мальчики Девочки

Координационные способности Блоки упражнений Координационные способности Блоки упражнений

Кинестетическая1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сохранение равновесия1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Сохранение равновесия1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Темпо-ритмическая1 Специальный блок 1 (3,5 мин.)

Статокинетическая1 Базовый блок 6 (2,5 мин.)* Статокинетическая1 Базовый блок 7 (1,5 мин.)**

Сложная реакция1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Кинестетическая1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Темпо-ритмическая1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сложная реакция1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентирование1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Реагирование2 Специальный блок 6 (3,5 мин.)**

Реагирование2 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Ориентирование2 Специальный блок 1 (3,5 мин.)

Согласование и комбинирование3 Специальный блок 5 (2,5 мин.)* Согласование и комбиниро-вание3 Специальный блок 1 (3,5 мин.)

Нижние конечности

Мальчики Девочки

Координационные способности Блоки упражнений Координационные способности Блоки упражнений

Темпо-ритмическая1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Темпо-ритмическая1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Реагирование1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Реагирование1 Специальный блок 1 (3,5 мин.)

Сложная реакция1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Сложная реакция1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Кинестетическая1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Сохранение равновесия3 Базовый блок 8 (1,5 мин.)**

Согласование и комбинирование1 Специальный блок 1 (2,5 мин.) Ориентирование1 Специальный блок 7 (3,5 мин.)**

Ориентирование1 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Кинестетическая1 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Статокинетическая2 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Статокинетическая2 Базовый блок 1 (1,5 мин.)

Сохранение равновесия3 Базовый блок 1 (2,5 мин.) Согласование и комбинирование3 Специальный блок 1 (3,5 мин.)

Примечание: 1-3 кластеры координационных способностей, полученные с помощью кластерного анализа (метод единичной связи); *р<0,05 между мальчиками обеих форм ДЦП с помощью и-критерия Манна-Уитни; **р<0,05 между девочками обеих форм ДЦП с помощью И-критерия Манна-Уитни.

Для каждой координационной способности нами сформированы общие блоки, куда входят гимнастические упражнения, а также упражнения на стабилоанализаторе «Ста-билан-01-2» (компьютерная программ «81аЪМе&>, версия 2.08.). Пример некоторых бло-

ков: Блок для воспитания кинестетической и статокинетической способностей - поочередное сгибание, разгибание рук в плечевых суставах с преодолением сопротивления, оказываемого инструктором; «Построение картинок»; Блок для воспитания способности к согласованию и комбинированию движений - поднимание и опускание разноименных рук и ног; выполнение синхронных подниманий и опусканий рук; Блок для воспитания способности к сохранению равновесия - прыжки с поворотом на 90-360°; удержание мяча на ведущем или менее паретичном предплечье; Блок для воспитания ритмовой способности - отстукивание рукой ритма равного 60 ударам в минуту; «Горнолыжный спуск»; Блок для воспитания способностей к реагированию и сложной реакции - «Фигурки по кресту»; остановка катящегося в сторону от занимающегося мяча паретичной стопой.

Вследствие достоверных различий между мальчиками и девочками внутри форм ДЦП из общих блоков мы выделили Базовый блок 1 и Специальный блок 1, в содержание которых входят идентичные упражнения (пример которых описан выше). Различия имеются лишь в соотношении и дозировке упражнений (на упражнения специального блока должно уходить больше времени).

Кроме того, были выделены Базовые блоки 2-8 и Специальные блоки 2-7, содержание которых различное. Упражнения подбираются с учетом двигательных патологий, но дозировка и соотношение упражнений не отличается от упражнений из Базового блока 1 и Специального блока 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Апробировав методику воспитания координационных способностей, были выявлены изменения в проявлении координационных способностей у учащихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП (таблица 5).

Таблица 5 - Показатели координационных способностей до и после педагогического эксперимента у обучающихся 10-11 лет с ДЦП, х±о_

Координационная способность, единица измерения Спастическая диплегия Гемипаретическая форма

Мальчики, п=18 Девочки, п=20 Мальчики, п=18 Девочки, п=20

До | После До | После До | После До | После

Верхние конечности

Кинестетическая способность и оценка точности двигательных действий, кН 2,4±0,5 | 2,3±0,4 2,2±0,2 | 1,9±0,2 2,5±0,4 | 2,1±0,3 2,3±0,4 | 2,0±0,3

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

*W 4 15 17 14

Способность к согласованию и комбинированию движений, с 16,2±0,9 | 15,1±0,8 12,8±0,9 | 11,4±0,8 33,4±6,9 | 29,6±5,8 14,9±1,4 | 13±1,3

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 8 15 11 14

Статокинетическая способность, кН 5,2±0,6 | 4,9±0,5 3,0±0,6 | 2,5±0,5 2,8±0,5 | 2,4±0,4 1,4±0,3 | 1,4±0,3

р<0,0002 р<0,0002 р<0,001 р<0,0002

W 6 18 15 0

Способность к сохранению равновесия, с 0,8±0,2 0,8±0,2 0,9±0,2 0,9±0,2 0,7±0,1 0,7±0,1 0,9±0,1 0,9±0,06

W 0 0 0 0

Темпо-ритмовая способность, с 2,0±0,4 | 1,9±0,3 1,4±0,2 1,4±0,2 2,7±1,2 | 2,5±1,1 0,9±0,1 0,9±0,1

р<0,002 р<0,01

W 5 0 8 0

Способность к реагированию, см 25,9±2,5 | 21,3±1,6 20,7±2,1 | 16,8±1,6 25,1± 1 | 21±0,9 23,7±1,9 | 18,4±1,3

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 21 20 18 27

Способность к ориентированию, ° 11,7±1,6 | 10,8±1,4 12±1,2 | 10,9±1, 1 9,1±1,4 | 8,5±1,3 20,0±2 | 17,0±1,6

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 6 9 7 16

Координационная способность, единица измерения Спастическая диплегия Гемипаретическая форма

Мальчики, п=18 Девочки, п=20 Мальчики, п=18 Девочки, п=20

До После До После До После До После

Сложная реакция или реакция выбора, с 4,8±0,8 4,4±0,7 3,7±0,6 3,5±0,6 5,4±0,8 5,0±0,8 2,5±0,6 2,4±0,4

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 9 6 8 4

Нижние конечности

Кинестетическая способность и оценка точности двигательных действий, см 13,9±1,5 | 11,5±1,2 12,4±1,2 | 9,5±0,9 14,4±1,7 | 13,6±1,6 8,3±0,7 | 6,5±0,6

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 15 27 3 24

Способность к согласованию и комбинированию движений, с 11,9±0,6 | 10,6±0,6 9,8±0,8 | 9,7±0,8 11,5±0,5 | 10,1±0,4 12,3±0,6 | 11,5±0,6

р<0,001 р<0,05 р<0,001 р<0,001

W 8 1 14 3

Статокинетическая способность, см 13,6±1,9 | 13,0±1,8 10,2±1,1 | 8,8±1,2 15,5±2,6 | 13,4±2,3 11,0±0,8 | 10,5±0,8

р<0,001 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 5 15 18 5

Способность к сохранению равновесия, с 7,6±2,2 | 8,4±2,2 18,8±4,8 | 20,1±4,9 15,5±4,4 | 16,3±4,3 5,3±0,6 | 5,0±0,5

р<0,01 р<0,001 р<0,001 р<0,001

W 10 6 5 6

Темпо-ритмовая способность, с 2,4±0,8 | 2,3±0,8 3,1±1,1 | 2,9±1 1,0±0,2 | 0,9±0,1 1,3±0,2 | 1,1±0,2

р<0,01 р<0,01 р<0,05 р<0,01

W 4 7 10 17

Способность к реагированию, с 1,0±0,04 1,0±0,03 1,0±0,02 1,0±0,02 1,0±0,1 1,0±0,03 1,0±0,03 1,0±0,02

W 0 0 0 0

Способность к ориентированию, ° 7,4±1,5 | 6,9±1,3 7,2±0,6 | 6,3±0,6 10,1±1,7 | 9,1±1,4 6,8±1,1 | 6,1±1

р<0,01 р<0,02 р<0,01 р<0,001

W 7 13 10 11

Сложная реакция или реакция выбора, с 5,3±1,6 | 4,9±1,3 4,0±0,5 3,7±0,3 5,5±0,7 | 5,1±0,6 2,9±0,4 2,8±0,4

р<0,05 р<0,001

W 8 8 8 4

Примечание: *W - Темпы прироста по Броуди, %

ВЫВОДЫ

После проведенного эксперимента достоверно значимые различия обнаружены почти во всех координационных способностях, за исключением способности к сохранению равновесия (проявляемой в движении рук), способности к реагированию (проявляемой в движении ног), и у девочек в темпо-ритмовой способности (проявляемой в движении рук) и сложной реакции (проявляемой в движении ног).

Таким образом, разработанная методика воспитания координационных способностей с применением метода аудиовизуальной обратной связи позволяет улучшить координационные способности у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и геми-паретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по вМРС8.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попереков В.С. Применение средств игры бочча, как психолого-педагогический аспект процесса адаптивной физической реабилитации детей 9-12 лет с детским церебральным параличом / В.С. Попереков, В.М. Сабрекова, Г.В. Ковязина. // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Омск : СибГУФК, 2020. - С. 129-132.

2. Потешкин А.В. К вопросу о показателях развития координационных способностей у детей с ДЦП / А.В. Потешкин, И.Г. Таламова // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2019. - С. 208-210.

3. Physics-Based Simulations to Predict the Differential Effects of Motor Control and Musculoskeletal Deficits on Gait Dysfunction in Cerebral Palsy: A Retrospective Case Study / A. Falisse, L. Pitto, H. Kainz [et al] // Frontiers Human Neuroscience. - 2020. - № 14. - P.17.

4. Kristi S.W. Management of Joint Contractures in the Spastic Upper Extremity / S.W. Kristi, D. Aaron // Hand Clin. - 2018. - № 34 (4)). - P. 517-528.

5. Poteshkin A. Differentiated methodology of coordinating abilities upbringing in children with infantile cerebral paralysis // A. Poteshkin, I. Talamova. - doi.org/10.1051/bioconf/20202600012 // Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports (PES 2020) : First International Scientific-Practical Conference. - 2020. - № 26.. - URL: https://www.bioconferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00012/bioconf_pes2 020_00012.html (date of accessed 02/04/2021).

REFERENCES

1. Poperekov, V.S. (2020), "Using the means of playing boccha as a psychological and pedagogical aspect of the process of adaptive physical rehabilitation of children 9-12 years old with cerebral palsy", Youth in the New Millennium: Challenges and Solutions: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 129-132.

2. Poteshkin, A.V. and Talamova, I. (2019), "On the issue of indicators of the development of coordination abilities in children with cerebral palsy", Ways to optimize physical education, sports training, health and adaptive physical culture: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Tambov, pp. 208-210.

3. Falisse A., Pitto L., Kainz H., Hoang H., Wesseling M., Rossom S.V., Papageorgiou E., BarOn L., Hallemans A., Desloovere K., Molenaers G., Campenhout A.V., De Groote F. and Jonkers I. (2020), "Physics-Based Simulations to Predict the Differential Effects of Motor Control and Musculoskeletal Deficits on Gait Dysfunction in Cerebral Palsy: A Retrospective Case Study", Frontiers Human Neuroscience, No. 14, pp. 17.

4. Kristi, S.W. and Aaron, D. (2018), "Management of Joint Contractures in the Spastic Upper Extremity", Hand Clin, Vol. 34 (4), pp. 517-528.

5. Poteshkin, A. and Talamova, I. (2020), "Differentiated methodology of coordinating abilities upbringing in children with infantile cerebral paralysis", "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports" (PES 2020), First International Scientific-Practical Conference, Vol. 26, available at: https://www.bioconferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00012/bioconf_pes2 020_00012.html (date of accessed 02/04/2021).

Контактная информация: artempoteshkin91@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2021

УДК 796.011.3

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Якутск

Аннотация

В данной статье проводится анализ литературных источников по деятельности вузов в сохранении здоровья студентов. Выявлены негативные факторы здоровья как общесистемные, так и поведенческие. Рассмотрены воспитательные воздействия вузов по формированию культуры здоровья, образовательная составляющая по формированию компетенций на поддержание должного уровня физической подготовленности. Отмечается высокий потенциал вузов в сохранении трудового и популяционного ресурсов страны, который необходимо развивать и реализовывать и в дальнейшем с учетом изменяющихся социально-экономических условий.

Ключевые слова: студенты вузов, сохранение здоровья, компетенции, культура здоровья, физическая подготовленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.