УДК 796.32
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ
СПОРТА
Андрей Викторович Родин, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
Интеллектуальная подготовка спортсменов в игровых видах спорта - основа повышения индивидуального тактического мастерства. Представлены данные подтверждающие необходимость применения «метода игровых задач» и «тренерских ключей», в качестве эффективных методических приемов интеллектуальной подготовки спортсменов в игровых видах спорта.
Ключевые слова: спортивные игры, интеллектуальная подготовка, методические приемы, «метод игровых задач», «тренерские ключи».
EFFICIENCY OF METHODICAL RECEPTIONS IN THE COURSE OF INTELLECTUAL TRAINING OF ATHLETES IN GAME SPORTS
Andrey Viktorovich Rodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk state academy of physical culture, sport and tourism, Smolensk
Annotation
Intellectual training of athletes in game sports - a basis of increase in individual tactical skill. The data confirming the need in application of "a method of game tasks and "trainer's keys" as effective methodical methods of intellectual training of athletes in game sports are submitted.
Keywords: sports, intellectual preparation, methodical receptions, "method of game tasks", "trainer's keys".
ВВЕДЕНИЕ
В спортивных играх индивидуальное мастерство определяется умением находить оптимальные варианты действий и взаимодействий спортсменов в различных тактических ситуациях. Специфика игры такова, что реализации тактических действий и взаимодействий спортсмен должен обладать набором специальных знаний и уметь их эффективно применять в игровой деятельности [2, 5]. Решение этих задач в спортивных играх обеспечивается за счет интеллектуальной подготовки, которая определяет результативность игровых действий в различных тактических ситуациях.
Анализ специальной научно-методической литературы [1, 3, 4] свидетельствует, что совершенствование интеллектуальных способностей спортсменов в игровых видах спорта осуществляется в процессе специально организованных теоретических занятий, а также в процессе тренировки и соревновании с помощью различных методических приемов. В связи с этим целью работы явилось экспериментальное обоснование эффективности методических приемов в процессе интеллектуальной подготовки спортсменов в игровых видах спорта.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. на базе кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании приняли участие квалифицированные волейболисты (n=22 человека) и баскетболисты (n=24 человека) представляющие студенческие команды вузов, которые принимают участие в играх Студенческой волейбольной ассоциации России и Ассоциации студенческого баскетбола России.
Основным методом исследования явился формирующий педагогический эксперимент, который был направлен на разработку и экспериментальное обоснование эффективности применения методический прием «игровые задачи» и «тренерские ключи» направленных на совершенствование интеллектуальных способностей, которые в свою очередь обеспечивают повышение индивидуального тактического мастерства спортсменов в игровых видах спорта. Данные методические приемы описаны ранее в статьях в ведущих российских изданиях [4, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
До начала формирующего педагогического эксперимента у квалифицированных волейболистов КГ и ЭГ показатели индивидуального тактического мастерства достоверно не отличались друг от друга (р>0,05).
В процессе интеллектуальной подготовки спортсменов, включающей применение методических подходов «игровые задачи» и «тренерские ключи» удалось существенно повысить к концу формирующего педагогического эксперимента у волейболистов экспериментальной группы показатели выполнения нападающего удара и приема мяча до 54,2 и 75,6%, соответственно (р <0,05).
Следует обратить внимание на то, что после окончания формирующего педагогического эксперимента у волейболистов контрольной группы показатели эффективности выполнения нападающего удара и приема мяча улучшились до 41,5 и 51,7%, соответственно (р>0,05).
Полученные данные позволяют констатировать, что проведение теоретических и тренировочных занятий с помощью «игровых задач» и «тренерских ключей» способствует более существенному приросту результатов в показателях эффективности выполнения нападающего удара и приема мяча у волейболистов различной квалификации в процессе соревновательной деятельности.
Анализ результатов исследования позволил установить, что перед началом формирующего педагогического эксперимента у квалифицированных баскетболистов КГ и ЭГ показатели эффективности выполнения броска мяча со средней дистанции (33,6 и 35,2%) и передачи мяча (55,6 и 56,7%) в процессе соревновательной деятельности достоверно не отличались друг от друга (р>0,05).
Организация и проведение интеллектуальной подготовки, основанной на внедрении в тренировочный процесс квалифицированных баскетболистов экспериментальной группы «игровых задач» и «тренерских ключей» позволило существенно повысить к концу формирующего педагогического эксперимента показатели эффективности выполнения броска мяча со средней дистанции и передачи мяча до 58,4 и 79,1%, соответственно (р <0,05). Весьма характерно, что в контрольной группе к концу формирующего педагогического эксперимента показатели броска мяча со средней дистанции и передачи мяча улучшились до 35,1 и 61,9% (р>0,05).
Результаты исследования позволяют утверждать, что применение в процессе интеллектуальной подготовки «игровых задач» и «тренерских ключей» положительно отражается на повышении уровня индивидуального мастерства в процессе соревновательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в тренировочном процессе большого объема тренировочных средств, направленных на повышение индивидуального тактического мастерства еще не гарантирует спортсмену существенного прогресса в соревновательной деятельности. Выполнение тренировочных заданий в тренировочном процессе баскетболистов и волейболистов должно быть сопряжено с применение специальных «задач» и «команд», направленных на совершенствование интеллектуальных способностей, которые, в свою очередь,
способствуют повышению индивидуального тактического мастерства спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2008. - 302 с.
2. Лебедь, Ф. «Формула игры»: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф. Лебедь. - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2005. - 392 с.
3. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Макаров Ю.М. - СПб., 2013. - 325 с.
4. Родин, А.В. Коррекция структуры двигательных действий квалифицированных баскетболистов с помощью методического приема «тренерские ключи» / А.В. Родин, П.С. Захаров, А.В. Артюгин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 13.
5. Родин, А.В. Технология тактической подготовки юных волейболистов на основе метода игровых задач / А.В. Родин // Физическая культура в школе. - 2016. - № 6. - С. 18-22.
REFERENCES
1. Gyba, V.P. (2008), Theory and practice of sports selection and early orientation in sports: monograph, Soviet Sport, Moscow.
2. Lebed, F. (2005), "Game formula": general theory of sports, training and training, Publishing house the Volgograd state university, Volgograd
3. Makarov, Yu.M. (2013), Methodology offormation of game activity at young athletes in game sports, dissertation, St. Petersburg.
4. Rodin, A.V. and Artyugin A.V. (2017), "Correction of structure of physical actions of the qualified basketball players by means of methodical reception "trainer's keys"", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 13.
5. The homeland, A.V. (2016), "Technology of tactical training of young volleyball players on the basis of a method of game tasks", Physical culture at school, No. 6, pp. 18-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.02.2018
УДК 796.41
АНАЛИЗ ТРУДНОСТИ И КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ ГИМНАСТКАМИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ 2013-2017 ГОДОВ
Лариса Анатольевна Савельева, кандидат педагогических наук, судья международной категории (FIG), Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен анализ разнообразия, трудности и качества исполнения опорных прыжков гимнастками - участницами чемпионатов мира 2013 и 2017 гг., и игр XXXI Олимпиады. Приведены результаты выступления финалисток указанных соревнований с описанием выполненных ими прыжков. Намечены перспективы развития опорных прыжков.
Ключевые слова: женская спортивная гимнастика, опорный прыжок, структурные группы опорных прыжков, чемпионат мира по спортивной гимнастике 2013 г., чемпионат мира по спортивной гимнастике 2017 г., женская спортивная гимнастика на Олимпийских играх 2016 г., тенденции развития опорных прыжков, правила соревнований.