'7-1 (63) ноябрь 2012 г. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 55
КУЗИНА Е.Н.,1 МОЗЖУХИНА Л.И.,1 АШЕРОВА И.К.,2 ЛЕОНТЬЕВ И.А.1 удк 61624-0034-08-053 2
1Ярославская государственная медицинская академия, г. Ярославль 2Детская клиническая больница № 1, г. Ярославль
Эффективность метода интрапульмональной перкуссионной вентиляции в реабилитации детей с муковисцидозом
Актуальность: Одним из наиболее важных компонентов реабилитации детей с муковисцидозом (МВ) является кине-зитерапия. Основная цель приемов кинезитерапии — очищение бронхиального дерева от мокроты, блокирующей бронхи и предрасполагающей к гипоксии и развитию инфекционного процесса в легких. Мануальные дренажные методики долгое время являлись единственными эффективными методами эвакуации мокроты. Внедрение несколько лет назад в пульмонологическую практику метода интрапульмональной перкуссионной вентиляции (IPV, Breas medical, Швейцария) позволило успешно удалять секрет из периферических отделов дыхательных путей (ДП).
цель исследования: Изучение эффективности метода интрапульмональной перкуссионной вентиляции (ИПВ) в комплексной реабилитации детей с муковисцидозом.
материалы и методы: Под наблюдением находилось 17 детей в возрасте от 6 до 15 лет, страдающих муковисцидозом (МВ), поступивших для плановой терапии в пульмонологическое отделение ДКБ № 1 г. Ярославля. Все дети имели навык выведения мокроты, к началу исследования получали стандартную терапию МВ и использовали различные методы кинезитерапии и их комбинации (флаттер, трешолд-PEP и т.п.). Пациенты были разделены на две группы: первую группу составили 6 детей с тяжелым течением заболевания, которые в комплексе терапии получали курс ИПВ. Вторую группу (контроля) составили 11 детей со среднетяжелым (2 ребенка) и тяжелым (9 детей) течением МВ. Группы были рандомизированы по полу, возрасту и объему базисной терапии.
Процедуры ИПВ проводились в первой половине дня. Переносимость их была удовлетворительной, каких-либо осложнений не отмечалось ни у одного ребенка. Средняя длительность курса лечения составила 10 дней, продолжительность каждого сеанса — 10-15 минут. Для оценки эффективности ИПВ использовались следующие методы: соматометрический (антропометрический) — длина и масса тела, индекс массы тела; функциональный — показатели сердечно-сосудистой системы в покое (частота сердечных сокращений — ЧСС, артериальное давление — АД, сатурация кислорода — SaO2); показатели респираторной системы в покое (ЖЕЛ, ОФВ1, ФЖЕЛ); показатели мышечной системы в покое (мышечная сила кистей рук; экскурсия грудной клетки). Проводилась количественная оценка уровня физического здоровья (УФЗ) по Л.Г. Апанасенко (1992). Для этого рассчитывались индексы физического здоровья: жизненный индекс (ЖИ), индекс Робинсона (ИРоб), показатель силовой выносливости (СВ), индекс Руфье (ИР), соответствие массы тела росту. Полученные
показатели ранжировались, т.е. им присваивалась оценка в баллах, отдельно для мальчиков и девочек.
Результаты исследования: При сравнении исходных соматометрических и функциональных параметров у детей обеих групп каких-либо статистически значимых различий не выявлено. Показатель ИМТ составил 15,7±0,8 в 1-й группе и 15,2±0,7 — во 2-й группе. Величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) у детей 1-й группы определялась в пределах 5,2±1,0 см (в группе контроля — 4,7±1,3; p>0,05), SaO2 — 96,3±0,4% и 95,1±0,9% ф>0,05) соответственно. Все дети демонстрировали низкие показатели УФЗ: в основной группе — 4,0±0,4 балла, в группе контроля — 3,9±0,3 балла ф>0,05). Контрольное тестирование проводилось по окончании курса терапии в стационаре. Показатели антропометрии детей, ИМТ не имели достоверной разницы с исходными. Мониторирование АД и ЧСС во время каждой процедуры также не выявило каких-либо существенных изменений. Сатурация кислорода за время процедуры ИПВ возрастала в среднем на 1,5%. Клинически после каждого сеанса отмечалась более эффективная эвакуация мокроты, при аускультации выявлялось уменьшение катаральных явлений в легких. Динамика параметров ФВД свидетельствовала о снижении обструктивных нарушений у больных обеих групп. У детей, получавших ИПВ, прирост ЭГК составил 12,2%, ОФВ1 — на 10,2% и ФЖЕЛ — на 7,7% ^>0,05 по сравнению с исходными данными). У детей контрольной группы вышеперечисленные показатели увеличились на 4,7, 5,1 и 4,8% соответственно ^>0,05). Положительная динамика SaO2 в основной группе носила статистически достоверный характер ф<0,05). Прирост УФЗ у пациентов 1-й группы носил достоверный характер (с 4,0±0,4 до 7,2±0,2 балла; p<0,05), тогда как в контрольной группе УФЗ остался на прежних значениях (3,8±0,1). При изучении динамики каждого параметра, составляющего УФЗ, обнаружен незначительный прирост величины ЖИ (до 55,0±13,8 мл/кг — в 1-й группе и 52,2±15,6 мл/кг — во 2-й группе; p>0,05). СВ оставался на низком уровне у всех пациентов (37,2±12,4 и 31,8±15,2 соответственно; p>0,05). ИРоб и ИР у детей основной группы достигли средних значений (88,8±2,9 и 9,4±1,2 соответственно). В группе контроля показатели ССС в покое и после физической нагрузки по-прежнему оставались на низком уровне (93,4±2,2 и 12,8±2,8 соответственно).
Выводы: Таким образом, наше исследование подтверждает безопасность ИПВ, ее положительное влияние на дренажную функцию ДП при МВ, резервные возможности ССС и организма в целом. Для повышения эффективности кинези-терапии ИПВ должна дополняться индивидуальным комплексом физических упражнений и проводиться регулярно.
ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ
СБОРНИК ТЕЗИСОВ